Interested Article - Храмовая архитектура

Луксорский храм в Египте, построенный примерно 3400 лет назад.
Мечеть Укба , 670 год, не перестраивалась с IX века. , наследие Юнеско в Тунисе.

Храмовая архитектура (а также сакральная архитектура ) — архитектура, занимающаяся проектированием и сооружением мест поклонения и священных культовых объектов, таких, как церкви , мечети , ступы , синагоги , и др. Многие цивилизации древности вкладывали большие средства и усилия в сакральную архитектуру, многие древние пирамиды и храмы сохранились до наших дней. Религиозные и священные постройки являются одними из самых впечатляющих, созданных человечеством.

До появления современных небоскрёбов культовые и религиозные постройки обычно были самыми крупными и выдающимися из всех строений. Несмотря на то, что стиль сакральной архитектуры менялся со временем, выражая общие тенденции в архитектуре, тем не менее, он был и остаётся неповторимым и отличается от стиля постройки других сооружений.

Научная дисциплина история архитектуры занимается тщательным изучением сакральной архитектуры начиная с древности и как минимум до эпохи барокко . Сакральная геометрия , иконопись , сложная символика знаков и орнаментов являются неотъемлемыми чертами сакральной архитектуры.

Древняя архитектура

Интерьер Карнакского храма

Древняя сакральная архитектура включает в себя , древнеегипетскую архитектуру и шумерскую архитектуру. Древние религиозные здания, в частности, храмы, часто рассматривались как место обитания богов и использовались в качестве места проведения ритуалов и жертвоприношений. Древние гробницы и погребальные сооружения также являются примером архитектурных сооружений, отражающих религиозные верования разных народов. Карнакский храм в Фивах строился 1300 лет, и его многочисленные храмы скорее всего являются самой крупной религиозной структурой из когда-либо построенных. Древнеегипетская религиозная архитектура очаровала археологов и захватывала воображение людей на протяжении тысячелетий.

Классическая архитектура

*
Парфенон , Афины, Греция.

Около шестисотого года до н. э. деревянные колонны храма Геры в Олимпии были заменены каменными. Благодаря распространению этой практики на другие святилища некоторые каменные здания сохранились до наших дней. За греческой архитектурой последовала эллинистическая, а затем и римская, которая во многом копировала греческую. Поскольку храмы являются единственными зданиями, сохранившиеся до наших дней, большинство наших знаний о классической архитектуре основано именно на религиозных сооружениях. Парфенон , служивший не только местом почитания, но и казначейством, традиционно рассматривается как величайший пример классической архитектуры.

Восточная архитектура

Вишвакарман

Индийская архитектура связана с историей и географией Индийского субконтинента. Проходящие через Индию торговые пути купцов, а также вторжения завоевателей повлияли на появление некоторых привнесённых извне элементов в традиционной индийской архитектуре. Разнообразие индийской культуры представлено в её архитектуре. Индийская архитектура сочетает в себе древние и разнообразные местные традиции, с типами, формами и технологиями из Западной и Центральной Азии, а также Европы .

Буддизм

Буддийская архитектура сформировалась в Южной Азии начиная с третьего века до н. э. С ранним буддизмом ассоциируются два вида сооружений: вихары и ступы .

Изначально вихары были временными убежищами странствующих монахов во время сезона дождей, позже эти сооружения разрабатывались для удовлетворения растущего и все более формализованного буддийского монашества . Примером подобного сооружения может служить Наланда в Бихаре .

Первоначальной функцией ступы было хранение и поклонение мощам Будды . Самый ранний существующий пример ступы находится в деревне Санчи в штате Мадхья-Прадеш . В соответствии с изменениями в религиозной практике, ступы были постепенно включены в Чайтьи . Они достигли расцвета в первом веке до нашей эры, о чём свидетельствует пещерные комплексы Аджанта и Эллора в штате Махараштра .

Пагода является развитием идеи индийской ступы, она характеризуется многоуровневой башней с несколькими карнизами , они распространены в Китае, Японии, Корее, Непале и других частях Азии.

строились и за пределами Южной Азии, там, где буддизм терял свою популярность с начала н. э., храмы приходили в запустение. Примером такого заброшенного храма является Махабодхи в Бодх-Гая , Бихар . Архитектурные сооружения в виде ступы распространены в Азии, принимают разнообразные формы, различаясь в деталях, специфичных для разных регионов. Они были распространены на Китай и весь азиатский регион непальским архитектором Аранико в начале XIII века во времена Хубилая .

Индуизм

Шикхара Храма Рагхунатх в Джамму , построенного в стиле Нагара
Храм Тирумалы Венкатешвары , построенный в дравидийском стиле

Индуистская архитектура основана на Васту-шастре , её принципы изложены в Шилпа-шастре и других индуистских трактатах в соответствии с принципами, восходящими, как считается, к легендарному архитектору Вишвакарману . Ей более 2000 лет, и она придерживается строгой религиозной модели, которая включают в себя элементы астрономии и сакральной геометрии . Согласно индуизму, храм символизирует как макрокосм (Вселенную), так и микрокосм внутреннего мира. В то время как основные формы индуистской храмовой архитектуры придерживаются строгих традиций, значительным изменениям подвержены многочисленные декоративные украшения и орнаменты.

Основными составляющими индуистского храма являются святая святых , называемая Гарбхагриха , зал собрания, а также пространство у входа. Гарбхагриха обычно увенчана шикхарой башенного типа. Индуистский храм символизирует гору Меру , ось мира . Существуют строгие правила, которые описывают темы и скульптуры, которые должны быть на внешних стенах здания храма.

Два основных стиля индийской храмовой архитектуры — в Северной Индии и в южной Индии. Главным различием между этими двумя стилями является наличие детально проработанного входа в архитектуре юга Индии. Сооружения этих стилей также легко отличить по форме и отделке их шикхар . У храмов в стиле Нагара шикхары округлые, а в стиле Дравида — пирамидальные.

Византийская архитектура

Софийский собор
Монастырь Хора в Стамбуле

Истоком византийской архитектуры является архитектура Римской империи , однако стиль сложился также под влиянием архитектуры Ближнего Востока и греческой традиции крестообразного церковного дизайна. Кроме того, вместо камня стали использовать кирпич, классический порядок менее строго соблюдался, мозаики заменили резные украшения и появились сложные купола. Один из величайших прорывов в истории западной архитектуры произошёл, когда архитекторы Юстиниана изобрели сложную систему, предусматривающую плавный переход от квадратного основания церкви к круглому куполу (или куполам) с помощью тромпа или паруса . Ярким примером ранней византийской религиозной архитектуры является Софийский собор в Стамбуле.

Ислам

Интерьер Кордовской соборной мечети

Ранняя исламская архитектура испытала сильное влияние византийской архитектуры, особенно таких элементов, как круглые арки, своды и купола. В различных регионах исламского мира строились свои характерные типы мечетей. Среди наиболее известных — ранние аббасидские мечети, мечети Т-типа и анатолийские мечети с центральным куполом.

Самым ранним стилем в исламской архитектуре был арабский тип мечетей во времена династии Омейядов . Эти мечети были квадратными или прямоугольными с закрытым двором и крытым молельным залом. Большинство ранних мечетей этого типа имели молитвенный зал с плоской крышей, что требовало многочисленных колонн и опор. Мечеть в Кордове поддерживают более 850 столбцов. Мечети арабского типа продолжали строить и при династии Аббасидов .

Гератская соборная мечеть , пример айванной мечети

В Османской империи в 15 веке появился центральный купол мечети, расположенный в центре над молитвенным залом. Кроме одного большого купола в центре, часто присутствовали меньшие купола вне центра в молитвенном зале или в остальной части мечети, где молитва не проводится. Мечеть Купол Скалы в Иерусалиме является одной из самых известных мечетей этого типа.

В средние века строили также айванные мечети, отличающиеся наличием айванов . В айванных мечетях один или более айванов ведут к центральному двору, который служит молитвенным залом. Стиль представляет собой заимствование из доисламской иранской архитектуры и использовался в мечетях Ирана и стран, попавших под персидское влияние. Многие айванные мечети были перестроены из зороастрийских храмов огня, где эти дворики использовались для хранения священного огня. Сейчас айванные мечети уже не строят. Мечеть Имама в Исфахане является классическим примером айванной мечети.

Вид на трёхуровневый квадратный минарет Великой мечети Кайруан , основанной в 670 году. Одна из самых впечатляющих мечетей в Северной Африке

Общей чертой мечетей являются минареты , узкие высокие башни, которые обычно находятся в одном из углов мечети. Верхушка минарета всегда является самой высокой точкой мечети, а часто и всей округи. У первых мечетей не было минаретов, и даже в наши дни наиболее консервативные исламские движения, например ваххабиты избегают строить минареты, считая их демонстративными и ненужными. Первый минарет был построен в 665 году в Басре во время правления халифа Омейядов Муавия I . Муавия поощрял строительство минаретов, чтобы они сделали мечети сопоставимыми с христианскими церквями с их колокольнями . Следовательно, мусульманские архитекторы позаимствовали форму колоколен для своих минаретов, использовуя их практически для тех же целей — призыв верующих к молитве.

Купола были отличительной чертой исламской архитектуры с 7 века. С течением времени размеры куполов росли, сначала занимая лишь небольшую часть крыши рядом с михрабом , стали постепенно охватывать всю крышу над молитвенным залом. Хотя обычно купола делали в форме полусферы, индийские Моголы распространили луковичные купола на Южную Азию и Персию .

Молитвенный зал в турецкой мечети, с минбаром
Омовение, люди готовятся к молитве в Мечети Бадшахи в Лахоре

В молитвенном зале, также называемом мусалла, мебель отсутствует, нет в нём ни стульев, ни скамеек. Молитвенные залы не содержат изображения людей, животных и духовных деятелей, хотя стены могут быть украшены арабской каллиграфией и стихами из Корана .

Обычно напротив входа в молитвенный зал находится стена кибла , которая визуально подчёркивает пространство молитвенного зала. Стена кибла обычно перпендикулярна направлению на Мекку . Прихожане молятся рядами параллельно стене кибла и таким образом организовываются лицом к Мекке. В стене кибла, как правило, в центре, находится михраб . Обычно михраб не занят мебелью, но иногда, особенно во время пятничной молитвы , там находится минбар или кафедра для хатиба или другого выступающего с проповедью ( хутба ). Михраб служит местом, где имам регулярно приводит пять ежедневных молитв.

Мечети часто имеют фонтаны для омовения или источники воды при входе. Тем не менее, в маленьких мечетях прихожанам часто приходится использовать туалеты для омовений. В традиционной мечети эту функцию часто выполняют специальные постройки в центре двора. Современные мечети могут иметь различные удобства типа поликлиник , библиотек и тренажёрных залов для прихожан.

Средневековая архитектура

Ставкирка в Урнесе

Христианская архитектура в Европе в средние века взяла за основу план латинского креста для римской базилики . Он состоит из нефа , трансепта и алтаря с восточной стороны.

Кроме того, средневековые соборы испытали влияние византийской архитектуры , в частности куполов и греческих крестов , концентрирующих внимание на алтаре в центре церкви.

Церковь Покрова на Нерли является ярким примером русской православной архитектуры в средние века. Ставкирка в Урнесе в Норвегии является сохранившимся примером средневековых деревянных церковей.

Готическая архитектура

Западный фасад Шартрского собора

Готическая архитектура обычно ассоциируется соборами и другими церквями Европы, этот стиль процветал в Европе во время высокого и позднего средневековья. Зародившись в 12-м веке во Франции, он был известен в то время как «французский стиль». Начальным этапом готической архитектуры считаются церкви аббатства Сен-Дени около Парижа .

Другие наиболее известные сооружения готического стиля — Собор Парижской Богоматери , Амьенский собор и Шартрский собор .

Архитектура эпохи Возрождения

Собор Святого Петра в Риме

Эпоха Возрождения принесла с собой возвращение к классическому стилю и сделала новый акцент на рациональности. Архитектура этого периода представляет собой сознательное возрождение римской архитектуры с её симметрией, математическими пропорциями и геометрическим порядком. Проект купола собора Санта-Мария-дель-Фьоре Филиппо Брунеллески был одним из первых важных религиозных архитектурных проектов итальянского Возрождения.

Архитектура барокко

Церковь Святой Сусанны в Риме, Карло Мадерна
Колокольня церкви Троицы Живоначальной в Серебряниках

Развившись из стиля эпохи возрождения, стиль барокко ярко проявил себя в религиозном искусстве и архитектуре. Большинство историков архитектуры считают Собор Святого Петра в Риме работы Микеланджело прямым предшественником стиля барокко. Стиль барокко можно узнать по широким внутренним пространствам (вместо длинных узких нефов), вниманию на игре света и тени, обширным орнаментам, большим фрескам, произведениям искусства в интерьере, а также часто встречающимся драматическим рельефам на фасаде. Одной из важнейших построек раннего барокко считается Санта-Сузанна архитектора Карло Мадерна . Собор Святого Павла в Лондоне архитектора Кристофера Рена рассматривается как яркий пример позднего барокко в Англии.

Храмы мормонов

Храм Церкви Иисуса Христа Святых последних дней в Солт‑Лейк‑Сити

Храмы Церкви Иисуса Христа Святых последних дней предлагают уникальный взгляд на религиозный дизайн, хотя он сильно изменился от простого подражания архитектуре церквей, как , построенный в 1830-х годах, до архитектуры неоготики корончатого стиля в ранних храмах штата Юта , а сегодня строятся десятки современных серийных храмов.

В ранних и некоторых современных храмах есть комната собрания священников с двумя наборами кафедр на каждом конце комнаты, со стульями или скамейками, которые можно перемещать лицом к разным сторонам комнаты при необходимости. Большинство, но не все храмы имеют узнаваемую статую ангела Морония на вершине шпиля. и Храм в Солт-Лейк-Сити украшены символической каменной кладкой, представляющей различные аспекты веры.

Современная архитектура

Церковь Христа в Индепенденс, Миссури, США — пример храмовой архитектуры постмодернизма.

См. также

Примечания

  1. 9 февраля 2015 года.
  2. Hillenbrand, R. "Masdjid. I. In the central Islamic lands". In P.J. Bearman, Th. Bianquis, C.E. Bosworth , E. van Donzel and W.P. Heinrichs (ed.). Encyclopaedia of Islam Online . Brill Academic Publishers. ISSN . {{ cite encyclopedia }} : Википедия:Обслуживание CS1 (множественные имена: editors list) ( ссылка )
  3. . Massachusetts Institute of Technology. Дата обращения: 9 апреля 2006. 20 июля 2012 года.
  4. . Massachusetts Institute of Technology. Дата обращения: 9 апреля 2006. 24 ноября 2005 года.
  5. Hillenbrand, R. "Manara, Manar". In P.J. Bearman, Th. Bianquis, C.E. Bosworth , E. van Donzel and W.P. Heinrichs (ed.). Encyclopaedia of Islam Online . Brill Academic Publishers. ISSN. {{ cite encyclopedia }} : Википедия:Обслуживание CS1 (множественные имена: editors list) ( ссылка )
  6. Asher, Catherine B. Aurangzeb and the Islamization of the Mughal style // (неопр.) . — Cambridge University Press , 1992. — С. 256.
  7. . The University of Tulsa. Дата обращения: 9 апреля 2006. 30 марта 2007 года.
  8. Bierman, Irene A. (неопр.) . — University of California Press , 1998. — С. .
  9. . University of Tokyo Institute of Oriental Culture. Дата обращения: 9 апреля 2006. 12 февраля 2012 года.

Литература

на русском языке
  • Городова М.Н. Наука Китовраса. Парадигмы древнерусского храма . — М. : Вече, 2015. — 288 с. — ISBN 978-5-4444-3649-3 .
  • Локотко А.И. Архитектура европейских синагог. — Минск: Ураджай, 2002. — 156 с. — ISBN 985-04-0547-3 .
  • Неаполитанский С.М., Матвеев С.А. Сакральная архитектура. Ключ к преображению сознания . — СПб. : Издательство института метафизики, 2009. — 568 с. — ISBN 5-87383-010-X .
  • Шукуров Ш.М. Образ храма . — М. : Прогресс-Традиция, 2002. — 496 с. — ISBN 5-89826-126-5 .
на других языках
  • Jeanne Halgren Kilde, When Church Became Theatre: The Transformation of Evangelical Church Architecture and Worship in Nineteenth-Century America. (Oxford University Press:2002). ISBN
  • Michael E. DeSanctis, Building from Belief: Advance, Retreat, and Compromise in the Remaking of Catholic Church Architecture. . (Liturgical Press:2002). ISBN
  • Richard Kieckhefer, Theology in Stone: Church Architecture from Byzantium to Berkeley. (Oxford University Press, USA: 2004). ISBN
  • Anne C. Loveland and Otis B. Wheeler, From Meetinghouse to Megachurch: A Material and Cultural History. (University of Missouri Press:2003). ISBN
  • Michael S. Rose, Ugly as Sin: Why They Changed Our Churches from Sacred Places to Meeting Spaces — and How We Can Change Them Back Again. (Sophia Institute Press: 2001). ISBN
  • , Architecture in Communion: Implementing the Second Vatican Council through Liturgy and Architecture. ( Ignatius Press : 1998). ISBN 0-89870-631-9 .
  • R. Kevin Seasoltz, A Sense Of The Sacred: Theological Foundations Of Christian Architecture And Art. (Continuum International Publishing Group: 2005) ISBN
Источник —

Same as Храмовая архитектура