Головкин, Гавриил Иванович
- 1 year ago
- 0
- 0
Гаврии́л (Гаври́ла) Ива́нович Скороду́мов ( 13 [24] марта 1754 , Санкт-Петербург , Российская империя — 12 [23] июля 1792 , там же) — русский рисовальщик и гравёр , наиболее значимый график екатерининского классицизма , живописец (в том числе миниатюрист ); первый в истории русский художник, снискавший европейскую известность. Академик Императорской Академии художеств (с 1785), хранитель эстампов императорской коллекции в Эрмитаже (с 1785).
Родился в Санкт-Петербурге; представитель известной с середины XVII века творческой династии, сын художника-декоратора при Канцелярии от строений Ивана Ивановича Скородумова (около 1714—1794). В 1764 году, в возрасте примерно десяти лет, Гавриил Скородумов был принят в Императорскую Академию художеств , где занимался одновременно в живописном и гравировальном классах; его основными учителями были исторический живописец Антон Лосенко и гравёр-портретист Антуан Радиг . Один из первых учеников реорганизованной Академии художеств, Скородумов исполнил по рисункам Лосенко гравюры для учебного альбома «Изъяснение краткой пропорции человека». В 1772 году Скородумов окончил Академию с большой золотой медалью (за гравюры «Лот с дочерьми» с картины Лагрене Старшего и «Натурщик» с этюда Лосенко) с правом пенсионерской поездки за границу.
В 1773 году он, вместе с живописцем Михаилом Бельским , был отправлен в Лондон , где в мастерской знаменитого флорентийского гравера Франческо Бартолоцци быстро овладел неизвестными в России техниками гравирования пунктиром и карандашной манерой . Гравюры Скородумова отличаются четкостью, графической заостренностью, рельефной лепкой объёмов и тонкой проработкой деталей. Его пунктир довольно крупный и немного грубоватый, но именно это часто делает его произведения живее и энергичнее гравюр Бартолоцци. Вскоре по прибытии в Лондон Скородумов начал получать заказы от лондонских издателей и торговцев гравюрами, его первыми подписанными досками были «Размышления над Клариссой Харлоу» и «Прощание Ромео и Джульетты» (оба — 1775) по оригиналам Джошуа Рейнольдса и Бенджамина Уэста соответственно. Он воспроизвел в гравюре 24 картины популярной швейцарской художницы Ангелики Кауфман . Именно этим листам, популярным как в Англии, так и на континенте, Скородумов прежде всего был обязан своей известностью.
Скородумов всячески оттягивал свое возвращение в Россию, однако все же последовал персональному приглашению Екатерины II , писавшей в 1782 году своему корреспонденту барону Фридриху Мельхиору Гримму : «Если бы Скородумов захотел приехать сюда и гравировать в моей галерее, я дала бы ему тысячу двести рублей и тысячу на путешествие, только бы он обещал не лениться». В начале сентября 1782 года Скородумов прибыл в Санкт-Петербург, где по указу императрицы ему было назначено звание гравера её императорского величества и смотрителя гравюр при Эрмитаже , 1200 руб. жалования, 600 руб. квартирных, а также персональный печатник.
В Петербурге, кроме гравирования, Скородумов занимался живописью и миниатюрой; писал портреты высочайших особ и знати для жалованных перстней и табакерок. Значимые его произведения тех лет — написанные в Париже живописные портреты великокняжеской (впоследствии императорской) четы Павла Петровича и Марии Федоровны ; акварели (в том числе знаменитый автопортрет и портрет отца); гравированные портреты (в том числе Екатерины II с оригиналов Фёдора Рокотова и Ф. де Мейса). В 1791—1792 годах художник начал работу над созданием видов Санкт-Петербурга по собственным рисункам; в эту серию, по его замыслу, должно было входить двенадцать листов.
Однако работа в России у Скородумова не заладилась. Уже через четыре месяца после его прибытия, в декабре 1782 года Екатерина II жаловалась барону Гримму: «… то одно не так, то другое. То ему слишком жарко, то слишком холодно. Нет ничего хуже, как артисты на жаловании. Я велела сказать ему, что если он ничем не доволен, я не держу его. Он может отправляться искать счастья по белу свету», затем в сентябре 1783 года: «Я считаю Скородумова существом преленивым, потому что с тех пор как он здесь, ни одна живая душа не видела его малейшей работы», а весной 1784 Екатерина II приостановила выплату жалования Скородумову до появления результатов его работы. За неимением подробностей исследователи вынуждены гадать о причинах внезапного упадка активности Скородумова по возвращении в Россию. На возможные обстоятельства личного и творческого кризиса Скородумова, по распространённому мнению, указывал И. А. Крылов в письме одиннадцатом « Почты духов » — в нём, как считается, писатель вывел гравёра в образе художника Трудолюбова, произносящего следующую реплику:
Что до меня касается… то… при первом же случае постараюсь… возвратиться опять в Англию, где знают лучше цену моего художества, и где за оное получал я во сто раз больше нежели здесь, хотя я никакой не примечаю разности в моем искусстве; и сие меня столько опечалило, что не размышляя ни мало предался я пьянству; знаю что разумному человеку сие не простительно, но что уже делать когда о том я скоро думав сделался теперь совершенным пьяницею…
— И. А. Крылов . «Почта духов». Письмо XI (1789)
В день смерти 12 июля 1792 года Скородумов, согласно Д. Ровинскому, «был в гостях y купца Струнникова и после обеда лег на сырую траву; к вечеру y него сделалась холерина, a к ночи он кончил жизнь» . Был похоронен на Смоленском православном кладбище ; могила утрачена .