Даса, Иларион
- 1 year ago
- 0
- 0
Иларио́н (в рукописях — Ларион Русин ; умер ок. 1054 или 1055 года) — митрополит Киевский и всея Руси (1051—1054 или 1055), святитель . Первый митрополит славянского происхождения в Древнерусском государстве ; его рукоположение впервые было совершено собором русских епископов . Духовный писатель , автор « Слова о законе и благодати » (1037—1050), содержащего апологию Русской земли , древнейшего известного оригинального русского литературного произведения , и ряда других произведений. В ряде источников ошибочно отождествляется с преподобным Иларионом Печерским (ум. 1074), схимником Киево-Печерского монастыря .
Память святителя Илариона совершается:
Сведения о жизни скудны и не всегда могут быть достоверно отнесены к митрополиту Илариону. Летописи содержат ряд упоминаний имени Ларио́н , которые по историческому контексту идентифицируются с ним.
Согласно « Повести временных лет », Иларион был священником « бе презвутер » в княжеской церкви святых Апостолов в селе Берестове под Киевом , в загородной резиденции киевских князей. Согласно автобиографической записи Илариона или написанной от его лица (дополнения к «Слову о законе и благодати» в Синодальном списке , также, вероятно, созданные Иларионом ), он был иеромонахом . Согласно летописному сказанию «Повести временных лет» о начале Киево-Печерского монастыря, под 1051 годом, Иларион нередко удалялся из Берестова на лесистый холм (место будущего монастыря , его «ветхая» часть), где, ископав себе маленькую пещерку для уединения и молитвы, отпевал часы и втайне молился Богу
«В лѣто 6559 (1051). Постави Ярославъ Лариона митрополитомъ, русина, въ святѣй Софьи, собравъ епископы. И се да скажемъ, что ради прозвася Печерьскый манастырь. Боголюбивому бо князю Ярославу, любящю Берестовое и церковь ту сущюю Святыхъ Апостолъ, и попы многы набдящю, в нихже бѣ презвутеръ именемь Ларионъ, мужь благь и книженъ, и постникъ. И хожаше с Берестоваго на Днѣпръ на холмъ, кдѣ нынѣ ветхый монастырь Печерьскый, и ту молитву творяше, бѣ бо ту лѣсъ великъ. Ископа печерку малу двусажену, и приходя с Берестового, отпѣваше часы и моляшеся ту Богу втайнѣ. По семь же Богъ князю вложи въ сердце, и постави ̀и митрополитом в святѣй Софьи, а си печерка тако оста» .
Позднее на этом месте, также ископав свою пещеру, поселился вернувшийся с Афона преподобный Антоний Печерский , основатель Киево-Печерского монастыря.
Согласно краткой записи в начале летописной статьи 1051 года («лѣ́то 6559») «Повести временных лет», в 1051/1052 годах (не позднее 1 марта 1052) Иларион был хиротонисан в митрополита Киевского по инициативе Ярослава Владимировича .
«постави Ярослав Лариона митрополитомь русина в святеи Софьи , собрав епископы» .
Он стал первым русским , занявшим Киевскую кафедру . В автобиографической записи Илариона (л. 203 Синодального списка) говорится:
«Аз милостию человеколюбивааго Бога, мних и прозвитер Иларион, изволением Его от богочестивых епископ священ бых и настолован в велицем и богохранимем граде Кыеве, яко быти ми в немь митрополиту, пастуху же и учителю. Быша же си в лето 6559, владычествующу благоверьному кагану Ярославу сыну Владимирю . Аминь».
Именование киевского князя каганом, свойственное источникам XI века, свидетельствует о раннем происхождении записи.
Согласно тексту в начале Устава князя Ярослава о церковных судах , Ярослав издал этот документ совместно с митрополитом Иларионом.
«Се яз князь великий Ярослав сын Володимерь, по данию отца своего съгадал есмь с митрополитом с Ларионом, сложил есмь греческий номоканун ; аже не подобаеть сих тяжь судити князю, ни боляром — дал есмь митрополиту и епископом» .
В Уставе сказано, что Ярослав « дал митрополиту церковные суды и епископомь, по правилом святых отець, судивше, казнити по закону ».
По проложному сказанию, известному в списках с первой половины XIV века, Иларион в сане митрополита, 26 ноября неизвестного года освятил княжескую церковь святого Георгия в Киеве , построенную Ярославом Мудрым в честь своего небесного покровителя . В храме совершались наречения и поставления епископов. Епископ Владимирский Симон писал печерскому иноку , что из Жития Антония Печерского он узнал о том, что Иларион совершил монашеский постриг и рукоположил во иерея святителя епископа Ростовского Леонтия :
«Первый — Леонтий, епископ Ростовьскый… Илариона же митрополита, и сам чел еси в житии святаго Антониа, яко от того пострижен бысть, тако священства сподоблен» .
Дальнейших сведений об Иларионе нет. Под 1055/1056 годами Новгородская вторая летопись упоминает имя следующего митрополита Киевского — Ефрема , по происхождению грека .
К авторству Илариона, предположительно, относится ряд произведений, важнейшие из которых — «Слово о законе и благодати», Молитва и Исповедание веры. Все три входят в сборник последней трети XV века (Синодальный список). Эта подборка завершается кратким автобиографическим послесловием . Существует более 50 списков Слова. Оригинал Слова был составлен между 1037 и 1050 годами, так как в 1037 году была построена упоминаемая киевская церковь Благовещения Пресвятой Богородицы на Золотых воротах , в то же время упоминается как живая княгиня Ирине-Ингигерда , жена князя Ярослава, скончавшаяся в 1050 году . Слово даёт богословское осмысление места Русской церкви в истории Божественного домостроительства спасения . Мысль автора движется от ветхозаветного периода, в который господствовал Закон, к новозаветной истории, когда христианская Благодать распространилась по миру. Через идею благодати, открытой для всех народов, утверждается мысль о равенстве новообращенной Руси с другими христианскими народами и странами, в первую очередь с Византией . В последней своей части Слово содержит Похвалу князю Владимиру Святославичу — развернутый панегирик крестителю Руси, а также восхваление его сыну Ярославу.
В. В. Мильков считает, что «его перу, несомненно, принадлежат „Молитва“, „Исповедание веры“ и „Слово на обновление Десятинной церкви“» .
Молитва в списках часто встречается отдельно от Слова . Имеет покаянный литургический характер . Посвящена новообращённой Русской земле. Автор возносит благодарность Богу за то, что Он её «исторг из пагубы идолослужения» , и молит и в дальнейшем проявлять Свою милость и покровительство. Частично видоизмененная Молитва имела самостоятельное бытование в большом числе списков и представлена двумя редакциями .
Исповедание веры было составлено Иларионом при его поставлении митрополитом, что следует из слов автора в конце текста: «И молите обо мне, честнеи учителе и владыкы Рускы земля» . Исповедание имеется только в Синодальном списке и представляет собой вариант Никео-Цареградского символа веры , дополненный краткими рассуждениями Иларона на догматические темы с упоминаниями определений с Третьего по Седьмой Вселенских соборов , касающихся двух природ Христа и почитания икон . Построено по типу византийских толкований Символа веры .
В конце находится автобиографическая приписка о поставлении Илариона митрополитом. Исповедание веры с примыкающей к нему авторской записью Илариона известны только в составе Синодального списка .
Предполагается, что Иларион был автором не входящего в Синодальный сборник послания «К старейшему ми брату-столпнику», в заглавии которого указана принадлежность Илариону, и выписанного из него «Поучения к отрекшимся мира». Самые ранние известные списки Послания датируются третьей четвертью XIV века — 1410-ми годами и имеют надписание «Илариона, митрополита Киевского». Они содержатся в ряде рукописей сербского извода . По меньшей мере два списка (санкт-петербургский и хиландарский) происходят из библиотеки сербского монастыря Хиландара на Афоне, с момента основания связанного с Русским монастырём великомученика Пантелеимона. В южнославянской традиции XIV—XVIII веков распространены списки памятника, в заглавии которых Иларион не назван митрополитом Киевским. Древнейшие восточнославянские списки ( пергаменные ) датируются началом — первой четвертью XV века ). В полных русских списках автор не называется митрополитом Киевским. Это наименование встречается в рукописях XV—XVI веков при выписке, именуемой «От иного слова», из «Наказания к отрекшимся мира» преподобного Илариона Великого . Послание затрагивает различные вопросы монашеской жизни, в первую очередь взаимоотношению монахов и мира . Утверждается, что иноческая жизнь является наиболее совершенным проявлением христианской веры. Автор апеллирует к авторитету Священного писания и святоотеческих творений и призывает иноков отрешиться от мира, в частности, не участвовать в мирских трапезах, не стремиться достичь монастырских должностей и церковных отличий, не искать милости от светских властей, питаться прежде всего делом рук своих, не рассчитывая на милостыню от властителей и других мирян. Принадлежность Послания авторству Илариона отвергалась Н. К. Никольским . С ним соглашались более поздние исследователи. Памятник относили всё же к домонгольскому периоду , поскольку в памятниках не позднее XII—XIII веков имеются следы его использования. Предполагалось, что Послание было переведено в Древней Руси с греческого. По мнению Д. М. Буланина , содержащаяся в Послании формула: «Не бо взрастохом в Афинех, ни философии учихомся» — нехарактерна для византийской литературы , но распространена в древнерусской . А. А. Турилов также отмечает, что в средневековой славянской книжности неизвестны случаи создания псевдоэпиграфов путём атрибуции текстов, написанных византийскими почитаемыми авторами, славянских авторам. Развитие псевдоэпиграфики происходило в противоположном направлении. Кроме того, недавно обнаруженные древнейшие списки Послания с надписанием: «Илариона, митрополита Киевского», южнославянского происхождения. Болгарская и сербская традиции в XIV—XV веков не имели стимула приписывать текст неизвестному и неканонизированному лицу. Во второй половине XVI века Послание стало одним из источников Послания царя Ивана Грозного игумену и братии Кирилло-Белозерского монастыря .
Известно также Поучение святого Илариона о пользе души (начало: «Потщимся, братие и сестры, к вечней жизни светлой») . Памятник известен с надписанием: «Митрополита Киевского», в 2 русских списках , а также в составе болгарского сборника начала XV века . Данное сочинение с именем св. Илариона в заглавии читается уже в учительной части Пролога середины — второй половины XIII века , что говорит о домонгольском происхождении памятника. Памятники с именем Илариона играли существенную роль в русско-южнославянских литературных связях в домонгольский период.
Без достаточных оснований исходя только из заглавий Илариону приписывался ряд произведений аскетического содержания, где автором назван «отец наш» «святой» «мних» Иларион .
Д. С. Лихачёв , отмечал стилистическое и идейное сходство «Слова о законе и благодати» с текстами раннего летописания и считал Илариона наиболее вероятным автором «Сказания о распространении христианства на Руси», которое, по его предположению, было одним из важнейших источников Начальной летописи . Предполагается также, что Иларион принимал участие в переводческой работе, организованной Ярославом Мудрым при киевском Софийском соборе . «Повесть временных лет» под 1037 годом сообщает о том, что Ярослав, «собрав писце многы», организовал перевод и переписку книг: «Ярослав, любя церковныя уставы, попы любяше по велику, излиха же черноризьце, и книгам прилежа и почитая е часто в нощи и в дне» . Иларион, «муж книжен», был в числе приближённых Ярослава .
В Степенной книге (начало 1560-х годов) Иларион назван «святителем» . Иларион, наряду с другими русскими «Божественными иерархами», не всегда связанными с Киево-Печерским монастырём, упоминается в 1-м тропаре 9-й песни Канона преподобным отцам Печерским, составленного около 1643 года при митрополите Киевском Петре Могиле , автором которого считается Мелетий Сириг . Вместе с другими русскими митрополитами Иларион назван в светильне канона преподобным отцам Киево-Печерским, в Ближних пещерах почивающим ; служба составлена в 1684—1690 годах. «Святый Иларион митрополит» упомянут среди святых Киева в списке XVIII века «Описания о российских святых» .
Со второй половины XVII века встречаются сообщения о том, что Иларион был погребен в Киево-Печерском монастыре. Вероятно, первым об этом написал И. Гербиний в «Religiosae Kijovienses Cryptae, sive Kijovia Subterranea» 1675 года , созданном на основе Киево-Печерского патерика (Киев, 1661) без знакомства автора с монастырским некрополем. В Каталоге российских архиереев , составленном около середины XVIII века, об Иларионе говорится: «Преставися в лето 6579 (1071) и положен бысть в Печерском монастыре. И крайния ради его добродетели бысть свят и чудотворец предивен. Сей святый Иларион митрополит первее начат копати пещеру» . Подобные сообщения, предположительно, дали повод в позднейшей агиографической традиции отождествить митрополита Илариона с преподобным Иларионом Печерским , схимником и книгописцем, подвизавшимся в Киево-Печерском монастыре в игуменство Феодосия Печерского и упоминаемым в Киево-Печерском патерике. Согласно позднейшей традиции, он был погребён в Дальних пещерах . Архиепископ Филарет (Гумилевский) не принимал этого отождествления, однако относил Илариона к святым, чьи мощи почивают в Дальних пещерах .
Канонизацией митрополита Илариона является включение его имени в Собор всех святых, в земле Российской просиявших , составленный в связи с подготовкой к изданию богослужебных Миней в середине 1980-х годов . Позднее имя святого вошло в Собор преподобных отцов Киево-Печерских Ближних пещер, вероятно, в результате соотнесения места, где подвизался Иларион, с Ближними пещерами Киево-Печерской лавры. В составе данного Собора Иларион указан в Православном церковном календаре , в перечне святых Собора в Минее под 28 августом он не назван .
Предполагается, в частности Туриловым, что Иларион первоначально был духовником Ярослава Мудрого (княжил в Киеве в 1016—1018, 1019—1054 годах). В произведениях Илариона имеются свидетельства знания им греческого языка , хорошей богословской подготовки, прекрасного владения приёмами риторики , некоторые учёные предполагали, что он получил образование в Византии . Обычай отшельнической молитвы в пещере он мог заимствовать на Афоне. В его Похвале князю Владимиру содержится используемая только на Западе литургическая формула «Христос победи…» . По предположению Л. Мюллера, Иларион пустынножительствовал на Афоне, а позднее, посетив Францию в составе одного из русских посольств 1048—1051 годов, в связи с бракосочетанием короля Генриха I и княжны Анны Ярославны , познакомился с латинским богослужением .
Хиротония Илариона, совершённая не в Константинополе Константинопольским патриархом , а в Киеве собором русских епископов, шла вразрез с принятой практикой назначения епископов и митрополитов Патриаршим Синодом. По мнению одних историков, прежде всего российских ( М. Д. Присёлков , Я. Н. Щапов и др.), это объясняется стремлением Ярослава к церковной независимости от Византии или конфликтом между Ярославом и патриархом . По мнению Н. Н. Розова , Иларион был единомышленником Ярослава в его борьбе за политическую и идеологическую независимость от Византии. А. М. Молдован рассматривает «Слово о законе и благодати» в контексте обстоятельств поставления Илариона. Вопреки установленному порядку, митрополит был поставлен не в Константинопольской патриархии , а на соборе русских епископов, что рассматривается как проявление «вежливого неповиновения» Руси по отношению к Византии. В написанном незадолго до этого Слове обосновывалось право Руси на равенство среди других христианских народов и подготавливалась почва для реализации княжеского решения о самостоятельном поставлении митрополита . Другие учёные (Л. Мюллер, К. Ханник, А. Поппэ ) считают, что это действие не подвергало сомнению юрисдикцию Константинопольской кафедры. Хиротония Илариона не рассматривалась как прецедент при поставлении на митрополичий престол Климента Смолятича в 1147 году. Согласно мнению Поппэ, поддержанному А. В. Назаренко , Ярослав, созывая собор для избрания и хиротонии Илариона, опирался на реформаторские тенденции внутри Константинопольской церкви. В это время влиятельный константинопольский Студийский монастырь отстаивал выборность архиереев. Мюллер отмечает, что в источниках говорится не об избрании Илариона епископами, а лишь о совершенной ими хиротонии.
Послание епископа Владимирского Симона печерскому иноку Поликарпу с упоминанием Илариона и Антония (см. выше) в историографии интерпретировалось как сообщение о принятии Иларионом пострига от Антония. По мнению Турилова, эта позиция неудовлетворительна, поскольку противоречит летописному сказанию о начале Печерского монастыря, согласно которому, Антоний вернулся с Афона после поставления Илариона митрополитом.
После смерти князя Ярослава 20 февраля 1054 года о Иларионе ничего не известно. В 1055 году упоминается следующий митрополит Ефрем. Розов считал, что сразу же после смерти Ярослава Иларион был смещён с поста митрополита и заменён митрополитом-греком, присланным Константинопольским патриархом, как это происходило ранее и в течение многих веков в дальнейшем . По другому предположению, митрополит скончался ещё при жизни Ярослава, поскольку не упоминается в связи с отпеванием и погребением князя. Присёлков предполагал, что после оставления митрополичьей кафедры Иларион удалился в Киево-Печерский монастырь и является одним лицом с летописцем игуменом монастыря преподобным Никоном Печерским . Эта гипотеза не была принята научным сообществом . Розов предполагал, что после своего низложения Иларион удалился в Киево-Печерский монастырь, туда, откуда был призван на пост митрополита. Также исследователь допускал отождествление его с Иларионом Печерским, в Киево-Печерском патерике названным «черноризцем Ларионом», который был «книгам хитр писати и съй по вся дьни и нощи писаше книгы в келии… Феодосия» .