Статут Великого княжества Литовского 1566 года
- 1 year ago
- 0
- 0
Каменное зодчество Полоцкого княжества начинается с постройки в середине XI века Софийского собора в Полоцке — произведения, всецело находящегося в русле византийской строительной традиции. Строительная деятельность в княжестве возобновляется после распада киевской державы (1132) и интенсивно продолжается с 1140-х по 1170-е годы.
В Полоцке каменное строительство велось в зоне княжеского детинца, в Бельчицком мужском монастыре и в Ефросиньевском — женском. Помимо Полоцка, каменные храмы возводились в Витебске и в Минске — городах, которыми правили младшие представители княжеского дома Изяславичей . Из летописей известно о высылке полоцких князей в Византию (1127); после их возвращения наблюдается усвоение полоцкими зодчими отдельных приёмов византийской строительной практики. Вершиной полоцкого зодчество стало возведение соборной Спасской церкви Ефросиньевской обители — первого памятника, в котором в полной мере выявилась характерная для Древней Руси и не свойственная Византии форма столпообразного храма.
После 1170-х в Полоцке каменно-кирпичного строительства не велось, сами сведения о раздираемом междоусобицами княжестве исчезают из русских летописей. Есть основания предполагать, что местные строители переместились в Смоленск и Гродно , перенеся свои строительные наработки в эти княжества. Ниже перечислены все каменные сооружения, о существовании которых на территории Полоцкого княжества до монгольского нашествия известно по археологическим и летописным материалам.
Название и местонахождение | Время постройки | Степень сохранности | Архитектурная характеристика | Фото |
---|---|---|---|---|
Полоцк | ||||
Софийский собор | Освящён в 1066 | От собора сохранились только апсиды, встроенные в барочную базилику XVIII века. | Семиглавый пятинефный храм с тремя апсидами и одной лестничной башней. Строился приглашёнными мастерами практически в одно время с киевской и новгородской Софиями, однако без свойственных тем храмам галерей. Кладка в целом идентична киевской, но внутри здания стены оформлены более небрежно. Здесь имеется характерная для столичной византийской архитектуры особенность — вима . По всей длине восточной стены к апсидам позднее были пристроены низкие бесстолпные усыпальницы, ещё более усложнившие облик данного памятника. | |
Большой собор Бельчицкого монастыря | 1139 | Не сохранился. | Шестистолпный храм с тремя притворами, восходящий в плане к несколько более крупной киевской церкви Спаса на Берестове . Предположительно, строился дружиной великокняжеских каменщиков в киевской технике кладки из плинфы со скрытым рядом. Главное новшество — отсутствие лестничной башни и крещальни , вследствие чего неясно, как был устроен доступ на хоры . Купол перемещен с восточных на западные пары столбов, чтобы уравновесить объём трёх апсид. Тем самым создана максимально централизованная композиция, в которой притворы подчеркивают пирамидальную композицию и выделяют центральный объём, вероятно имевший большую высоту. Тогда как киевские и черниговские строители уходили в сторону статичности, полочане старались усилить динамичность композиции, характерную для столичных памятников предыдущего столетия. | |
Храм-усыпальница в Ефросиньевом монастыре | Около 1150 | Не сохранился. | Четырёхстолпный одноапсидный храм, обстроенный с трёх сторон галереями, в которых с востока были устроены небольшие часовни с апсидками. На западных углах — совершенно необычные для русского зодчества расширения. Построен из плинфы со скрытым рядом, однако фундаменты здесь уже не на растворе, а выложены кладкой из булыжников насухо. Предположительно, работали те же мастера, что и в Бельчицком соборе, но мог быть среди них и приглашённый грек, исполнивший мозаичный пол. | |
Церковь на | Не сохранился. | Четырёхстолпный одноапсидный храм, план которого мало отличается от предыдущей церкви. Фундаменты изучены ещё пока недостаточно. | ||
Неизвестная церковь Бельчицкого монастыря | Не сохранился. | Четырёхстолпный одноапсидный храм, расширенный двумя полукружиями на боковых фасадах, северном и южном. Это единственный известный на Руси храм- триконх , типичный для Балкан и для Афона . | ||
Пятницкая церковь Бельчицкого монастыря | Не сохранился. | Крохотный бесстолпный храм (570 на 510 см) с совершенно романской прямоугольной апсидой. Имеет аналоги среди усыпальниц, примыкавших к апсидам полоцкого Софийского собора. Обладал значительной высотой, стены высотой не менее 700 см. | ||
Спасо-Преображенский собор Спасо-Ефросиниевского монастыря | Приблизительно 1150-е , мастер Иоанн | Внешний облик сильно искажен в XIX веке. Внутри сохранились фрески XII века (идет расчистка от поздних записей, сохранилась практически вся площадь росписи). | Небольшой шестистолпный храм с одной апсидой. Благодаря пониженному западному членению квадратная подкупольная часть выше остального объёма. Высокий барабан главы приподнят на особом возвышении, оформленном с каждой стороны трёхлопастной кривой ложной закомары, т. е. кокошника . Стремясь всячески подчеркнуть вертикальную устремленность столпообразной композиции, мастер Иоанн совершил революцию в древнерусской архитектуре. Чисто готической цели подчеркнуть вертикальную устремленность храма подчинены форма арок закомар, кокошников и даже бровок над окнами, которые во втором ярусе меняют полукруглое завершение на стрельчатое. Таким образом, здесь впервые прослеживается нарастание остроты форм от низа к верху, вплоть до остроугольных завершений кокошников подбарабанного пьедестала. Чтобы разгрузить своды от нагрузки массивного подбарабанного возвышения и перераспределить часть нагрузки со столбов на стены, зодчий Иоанн заузил боковые нефы. | |
Борисоглебская церковь Бельчицкого монастыря | Предположительно, раньше предыдущей; мастера те же. | Не сохранился. Ещё в 1920-е гг. стены сохранялись до основания сводов. | Небольшой шестистолпный храм с одной апсидой, имевший много общего с предыдущим памятником и, по всей вероятности, предвосхищавший его композицию. | |
Княжеская церковь в | 1170-е | Не сохранился. | Одноглавый шестистолпный храм с тремя притворами , в котором подкупольное пространство смещено на западные столбы, по образцу собора Бельчицкого монастыря. Одна полукруглая центральная апсида, а у боковых — прямоугольные очертания. У северного и южного притворов — самостоятельные апсидки. Упор на центричность композиции свидетельствует о наличии повышенной подкупольной части и столпообразном характере постройки. Это переходный тип между Бельчицким собором и Свирским храмом в Смоленске, различия с которым в плане сводятся к минимуму (см. Архитектура Смоленского княжества ). | |
Неизвестная церковь на рву на другой стороне от дединца | Не сохранился. | Предположительно, сходна в плане с предыдущим храмом. | ||
Каменный терем княжеского дворца | Не сохранился. | Стоял рядом с предыдущей постройкой. | ||
Витебск | ||||
Благовещенская церковь | 1140-е | Взорвана в 1961 году , восстановлена из современных материалов в 1996 году . В ныне существующей постройке сохранились незначительные фрагменты подлинных западной и южной стен. | Одноапсидный шестистолпный храм, в котором западная пара столбов соединена с боковыми стенами, выделяя нартекс . Хоры занимали западное членение и в боковых нефах образовывали замкнутые камеры-часовни. Лестница для подъёма размещена в толще западной стены. Пары столбов делят здание на равные отрезки, придавая квадратный план среднему нефу, что более характерно для византийского зодчества, чем для древнерусского. То же можно сказать о технике кладки из тёсаных известняковых квадров, проложенных двойчатыми рядами плинф. Стены снаружи затёрты раствором, по которому имитируется кладка из крупных каменных блоков. Та же артель, вероятно, работала и в Новогрудке (см. архитектура Городенского княжества ). | |
Минск | ||||
Недостроенная церковь неизвестного посвящения | Предположительно, строился на рубеже XI-XII веков, когда в Полоцке ещё не было своих строительных кадров. | Не сохранилась. | Четырёхстолпный храм, почти квадратный в плане, причём апсиды должны были образовывать трёхлопастную кривую. По характеристике П. А. Раппопорта, « бутовая кладка с внутренней стороны имеет облицовочную стенку, сложенную из тщательно отёсанных каменных плиток» . |