Европейский ордер на арест
- 1 year ago
- 0
- 0
Большой ордер ( итал. Il Grande ordine , фр. Le Grand ordre ), также колоссальный, или гигантский , архитектурный ордер — композиция фасада здания с колоннами или пилястрами , охватывающими два и более этажей . Использование устаревшего словосочетания «ордерная декорация», встречающегося во многих словарях, противоречит самому содержанию понятия «ордер» как тектонической основы архитектурной композиции. Колонны или полуколонны, пилястры большого ордера играют важную тектоническую роль: они призваны создавать образ особенного величия, мощи, прочности и надёжности здания .
В малом , или поэтажном, ордере , на каждом этаже или ярусе здания расположен свой ряд колонн, полуколонн или пилястр .
В античной архитектуре большой ордер не использовали. Идея охватить одним ордером несколько этажей здания возникла в эпоху итальянского Возрождения согласно новому художественному мировоззрению, но с аллюзией на величие архитектуры императорского Рима. Первым, соответственно такой идеологии, большой ордер применил Альберти в проектах церкви Сан-Себастьяно (1460) и Сант-Андреа в Мантуе (1470) с фасадом наподобие древнеримской триумфальной арки , но с пилястрами в высоту трёх этажей .
Эволюцию ордерных представлений в эпоху Возрождения обобщённо изложил О. Шуази : «В зданиях первой половины XVI века один лишь карниз служил единицей масштаба, но ещё не решались применять на фасадах один ордер, который объединял бы несколько этажей. В течение XV века в этом направлении делались только отдельные редкие попытки; смелое применение колоссального ордера позволила себе новая школа. Сначала включают в один ордер два верхних этажа; идея такой группировки была намечена Браманте в палаццо Канчеллериа; теперь эту группировку применяет Виньола во дворце в Капрароле…» .
В проекте оформления Кампидолио ( Капитолийской площади ) в Риме (1536—1538) Микеланджело предусмотрел фасады Дворца сенаторов и Дворца консерваторов , оформленными пилястрами большого ордера.
Классикой большого ордера в истории архитектуры являются постройки Андреа Палладио и его последователей палладианцев . Подлинное величие благодаря большому ордеру приобретают шедевры Палладио в Виченце : Палаццо Вальмарана , Палаццо дель Капитаниато (Лоджия дель Капитанио) (проекты 1565—1566 годов). Д. Е. Аркин писал по поводу вичентистских построек Палладио: «Колонна как средство пластической разработки стены — вот что такое колоссальный ордер», и здесь Палладио «выступает как прямой предшественник архитектурной эстетики барокко» .
Большой ордер применяли архитекторы периода маньеризма . Во Франции эпохи «большого стиля» короля Людовика XIV , соединившего эстетику барокко и классицизма , выдающимся примером архитектурной композиции колоссального ордера является знаменитая «колоннада» — восточный фасад Лувра , постройки Клода Перро .
Большой ордер был возрождён в период неоренессанса середины XIX века.