Interested Article - Смирнов, Василий Сергеевич (художник)

Васи́лий Серге́евич Смирно́в ( 12 [24] августа 1858 , Москва 17 [29] декабря 1890 , близ станции Голицыно , Московская губерния ) — русский художник - академист , писавший в основном на античные сюжеты.

Окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества и Академию художеств в Петербурге, был удостоен 4-летней пенсионерской поездки в Италию. За полотно « Смерть Нерона » ему в 1888 году было присуждено звание академика живописи, однако кончина в 32-летнем возрасте помешала раскрытию его таланта. Немногочисленные работы хранятся в Третьяковской галерее и Государственном Русском музее . Несмотря на формальное тяготение к академической тематике, традиционные темы Смирнов решал новаторскими методами, что отражалось в его живописной технике и используемых художественных приёмах.

Становление

Родился 12 (24) августа 1858 года в Москве в семье потомственного дворянина камергера императорского двора и предводителя дворянства Клинского уезда , в котором находилось родовое имение. Жила семья в собственном доме на Пречистенке , в Троицком переулке . Образование получил в 5-й классической гимназии. На выбор профессии оказал влияние художник В. Г. Перов , по-видимому, друживший с семьёй Смирновых. Не окончив гимназии, 17-летний Василий поступил в 1875 году в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). Обучаясь по классу Перова, усвоил важность и предпочтительность сюжета в живописи, что стало одной из отличительных особенностей его собственного искусства . В училище был удостоен малых серебряных медалей за рисунок и этюд с натуры; участвовал в Первой ученической выставке МУЖВЗ 1878—1879 годов .

В сентябре 1878 года В. Смирнов, «академист Московского училища», был зачислен в Императорскую Академию художеств , сохранив, однако, связи с Москвой. Он экспонировал свои работы на Второй и Третьей ученических выставках. Несмотря на то, что его живопись этого периода не сохранилась, некоторые графические и живописные произведения упоминаются в опубликованных каталогах Третьей выставки. Только в 1950-е годы в одном из частных собраний был обнаружен этюд Смирнова под названием «Крестьянин с посохом» .

Святой благоверный князь Михаил Черниговский в Орде перед ханской ставкой Батыя. 1883, Государственная Третьяковская галерея

В Петербурге Смирнов обучался в мастерской Петра Шамшина . Помимо этого работал в академических классах Павла Чистякова , но не вошёл в число его ближайших учеников. За успехи в искусстве 1880 году получил большие серебряные медали за этюд и рисунок с натуры, а в 1882 году получил малую золотую медаль за программу «Возвращение блудного сына в дом отчий». В это время обнаружились серьёзные проблемы со здоровьем художника, и в 1882 году он получил отпуск от Академии в связи с «хроническим катаром лёгких» .

В 1883 году Смирнов был допущен к конкурсу на соискание большой золотой медали , дававшей классное звание и право на пенсионерскую поездку за границу. За программу «Святой благоверный князь Михаил Черниговский в Орде перед ханской ставкой Батыя» удостоен высшей награды, звания классного художника 1-й степени и права на пенсионерскую поездку в Европу на четыре года за счёт Академии. Дипломная работа Смирнова получила одобрение И. Е. Репина .

Пенсионерская поездка

В. Смирнов выехал в Италию через Вену — обычным для пенсионеров Академии путём. Посетив Падую , Болонью , Венецию и Флоренцию , к маю 1884 года художник обосновался в Риме . С наступлением сильной жары он предпочёл перебраться в Турин , побывав с друзьями на промышленно-художественной выставке, и оттуда совершил поездку на Парижский Салон , познакомившись с творчеством Месонье и Мункачи . Из Парижа он отправился в Лондон; после Англии посетил музеи и художественные центры Нидерландов, Германии и Чехии. Вернувшись осенью в Италию, Смирнов поселился вместе с пенсионером Академии Василием Савинским , приехавшим в Рим годом ранее. Савинский, ученик Чистякова, работал под его прямым руководством, получая подробные письма-инструкции. Есть основания полагать, что наставничество оказывало существенное влияние на становление Смирнова. Во всяком случае, в переписке Чистякова и Савинского постоянно упоминался Смирнов — учитель Савинского интересовался и его творческими планами .

Летом 1885 года Смирнов работал на помпейских раскопках , написав множество этюдов. Именно тогда начался творческий перелом, приведший к увлечению античными сюжетами. Смирнов в тот период обдумывал сюжет «Апостолы Пётр и Иоанн у гроба Господня», однако в начале 1886 года бросил начатую работу по совету академика Валерия Якоби , приезжавшего в Рим оценить работы молодых художников. Для отчёта о двухлетнем пребывании в Италии Смирнов представил 19 работ, преимущественно этюды на классические темы. Тогда же в переписке впервые упоминается замысел картины о смерти императора Нерона , работа над которой продлилась около двух лет .

В 1887 году Смирнов окончил полотно «Торжество Поппеи над Октавией», сюжет которого также был связан с биографией Нерона. На нём изображён момент, когда Поппея Сабина , вторая жена Нерона, получает в подарок голову его первой жены — Клавдии Октавии . Это была отчётная работа за третий год пенсионерской поездки. Академическое начальство, в общем, одобрило работу, хотя П. П. Чистяков отметил, что «лица… написаны грубовато». Картина не была приобретена академическим начальством и на два года была отправлена в передвижную выставку по провинциальным русским городам. Местонахождение её в настоящее время неизвестно .

Последующая работа и кончина

Смерть Нерона , 1886—1888

Летом 1887 года Смирнов прервал своё пребывание в Италии и на некоторое время вернулся в Россию, предположительно, из-за смерти отца . В остальное время он вёл обычную жизнь римского пенсионера, основательно изучая римские древности, не пренебрегая и современным ему искусством. Особый интерес вызывали у Смирнова испанские художники, работавшие в Италии .

Итоговой работой по пенсионерской поездке стала « Смерть Нерона », окончательно законченная к 1888 году. Полотно было отправлено в Петербург осенью, а 31 октября 1888 года Совет Академии художеств присвоил Смирнову звание академика . После этого картина была выставлена на Академической выставке 1889 года, удостоена наград и отличий и была приобретена императором Александром III .

В январе 1889 года Смирнов получил должность сверхштатного адъюнкт-профессора при рисовальных классах Академии художеств, но в октябре того же года из-за развивающейся чахотки был вынужден вернуться в Италию . У него ещё оставались силы, чтобы в течение 1889 года работать в Помпеях над этюдами. В последний год своей жизни он начал работу над картиной «Утренний выход византийской царицы к гробницам своих предков», первый этюд к которой написал ещё в 1884 году . Между тем вылечиться ему в итальянском климате не удалось. Находясь в тяжёлом состоянии, 32-летний художник решил вернуться в родовое поместье, но 17 (29) декабря 1890 года скончался в пути между станциями Кубинка и Голицыно в вагоне поезда .

После кончины Василия Смирнова душеприказчиком стал его брат С. С. Смирнов, который продал «Утренний выход византийской императрицы» П. М. Третьякову . В рамках академической выставки 1891 года была устроена персональная экспозиция, на которой было представлено около 50 работ, включая этюды и незаконченный «Утренний выход» .

Характеристика живописи

Утренний выход византийской царицы к гробницам своих предков, 1889 — 1890

Превращение Смирнова в самостоятельного художника произошло во время пенсионерской поездки в Италию, за четыре года которой он выполнил две большие картины и несколько десятков эскизов и этюдов. Согласно Н. Н. Мамонтовой , особая роль принадлежит «помпейским» этюдам 1885—1887 годов, которые свидетельствуют о становлении художника и роли пленэра в его работе. Именно в этих этюдах можно определить, когда и как Смирнов обратился к методам пастозного письма , когда рельефная фактура в освещённых участках полотна сменяется прозрачным письмом в затенённых фрагментах .

Смирнов как представитель академизма шёл по пути усвоения монументальных форм своих предшественников, но его художественное мышление развивалось иначе, что обусловливалось его интересом и знакомством с новейшими художественными тенденциями. По мнению Н. Мамонтовой, «художник словно колеблется в выборе между импрессионистическими тяготениями, воплощаемыми в этюде, и декоративно-символистскими — в картине» . Примером декоративно-символистского художественного решения была самая значительная работа Смирнова — « Смерть Нерона ». В последней трети XIX века античные сюжеты, посвящённые борьбе христианства и язычества, чаще всего решались в русле «модной» (термин Е. Нестеровой) антитезы « Христос и Антихрист ». У русских передвижников превалировала тема Христа, тогда как представители академического направления обращались к теме Антихриста, выраженного в образе Нерона. По мнению Е. Нестеровой, при написании «Смерти Нерона» Смирнов в первую очередь основывался на книге Ренана , а не на античных источниках . Создавая картину, художник отказался от многочисленных бытовых подробностей, что было нормой для современников, и сосредоточился на финале драмы. «Широкоформатная» композиция, сдвинутая вправо, была построена в первую очередь на ракурсах и больших цветовых плоскостях. Метафора жизни и смерти была «ритмически срежиссирована» из сочетания движения и покоя, пересечения горизонтальных и вертикальных линий под разными углами . Обозреватели выставки 1889 года восприняли картину как «непомерно увеличенную» версию сюжета западноевропейского академиста Альма-Тадемы , действующую на публику главным образом «своим кровавым трагизмом» .

По мнению современников, последняя картина Смирнова — «Утренний выход византийской царицы к гробницам своих предков» — не столь эффектна, как предыдущая, но отличалась тонким постижением стиля византийской жизни и эпохи. Композиционный ритм картины не суетен и торжественен . Работая над картиной, Смирнов обращался к мозаикам VI века, несколько видоизменённый сюжет одной из которых и был перенесён в картину . Мизансцена, впрочем, была размещена в мавзолее Галлы Плацидии .

Наследие и оценки

Из-за краткости жизненного пути сохранившееся творческое наследие В. Смирнова невелико; наиболее представительное собрание его работ находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи . Шесть «помпейских» этюдов, датированных 1887—1889 годами, поступили в ГТГ только в 1985 году. По-видимому, среди них есть и те, которые упоминались в каталогах прижизненных выставок Смирнова . Эскиз «Утреннего выхода византийской царицы» в 1935 году также был передан в коллекцию Третьяковской галереи. В собрании Русского музея остались только две картины Смирнова, поскольку его программная академическая работа «Князь Михаил Черниговский» в 1932 году была передана в Москву, а ещё через два года, в 1934-м, в антикварном магазине был приобретён её эскиз .

В немногочисленной литературе творчество Смирнова рассматривается в общем контексте русского салонно-академического искусства вместе с Семирадским, Бакаловичем , Бронниковым и другими, работавшими в 1880-е годы в Риме и тесно связанными между собой в личностном и творческом отношении. В своей «Истории русской живописи в XIX веке» А. Н. Бенуа называл Смирнова «сухим» и относил к группе «эпигонов эпигона» (то есть считал его последователем Семирадского , который в свою очередь сравнивался с Альма-Тадемой) . Однако к началу XXI века оценки кардинально изменились. Так, Е. Нестерова отмечала, что в своих античных работах Смирнов нашёл собственные способы подхода к решению живописных задач, не похожие на способы других художников-античников . Она признавала, что Смирнов «…оказался талантливым выразителем эпохи историзма , чьё творчество ещё предстоит оценить по достоинству» .

Примечания

  1. , с. 239.
  2. Кондаков С. Н. Список русских художников к Юбилейному справочнику Императорской Академии художеств. (Подгот. и перераб. текста В. Я. Лаптева, А. Д. Мордванюк). — М. : Изд-во ЗАО «Атик-Бизнес-Центр», 2002. — С. 201. — ISBN 5-903231-01-4
  3. , с. 313—314.
  4. , с. 240.
  5. , с. 241.
  6. , с. 245.
  7. , с. 242.
  8. , с. 471.
  9. , с. 246.
  10. , с. 247.
  11. , с. 131.
  12. , с. 131—137.
  13. , с. 75.
  14. , с. 137—138.
  15. , с. 315.
  16. Майя Пешкова. (8 мая 2012). Дата обращения: 1 января 2016. 3 марта 2016 года.
  17. , с. 248.
  18. , с. 247—248.
  19. , с. 137.
  20. , с. 138.

Литература

  • Бенуа, А. Н. История русской живописи в XIX веке. — 3-е изд. — М. : Республика, 1999. — 448 с. — ISBN 5-250-02693-1 .
  • Гордон, Е. С. Русская академическая живопись второй половины XIX в. // Вестник Московского университета , сер. 8 (История). — 1984. — № 3 . — С. 66—78 .
  • Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания / Я. В. Брук , Л. И. Иовлева . — М. : Красная площадь, 2006. — Т. 4: Живопись второй половины XIX века, книга 2, Н—Я. — 560 с. — ISBN 5-900743-22-5 .
  • Леонов, А. И. Русское искусство: очерки о жизни и творчестве художников. — М. : Искусство , 1971. — Т. 2.
  • Мамонтова, Н. Н. // В сборнике статей «Русское искусство Нового времени. Исследования и материалы. Вып. 10: Императорская Академия художеств. Дела и люди», 312 с. ). — М. : НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, 2006. — С. 238—248 . — ISBN 5-88451-205-8 .
  • Нестерова, Е. В. Поздний академизм и Салон: Альбом. — СПб. : Аврора; Золотой век, 2004. — 472 с. — (Коллекция русской живописи). — ISBN 5-342-00090-4 .
  • Кондаков C. Н. : в 2 т. / составил С. Н. Кондаков. — СПб. : Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1915. — Т. 2 : Часть биографическая. — С. 183. — [4], VI, 454, [5] с. : ил., портр. — OCLC .

Ссылки

Источник —

Same as Смирнов, Василий Сергеевич (художник)