Interested Article - Щедрин, Феодосий Фёдорович

Феодо́сий Фёдорович Щедри́н ( 1751 , Санкт-Петербург 19 [31] января 1825 , там же) — русский скульптор , мастер монументальной и декоративной скульптуры русского классицизма последней трети XVIII — первой трети XIX века. Младший брат живописца Семёна Щедрина , отец живописца Сильвестра Щедрина и архитектора Аполлона Щедрина . Академик (с 1794), профессор (с 1795) и ректор скульптурного отделения (с 1818) Императорской Академии художеств .

Биография

Феодосий Щедрин родился в семье солдата лейб-гвардии Преображенского полка , в 1764 году принят в число казённых воспитанников при Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. Обучался скульптуре в классе французского скульптора Николя-Франсуа Жилле ( 1708 1791 ).

За время обучения получил ряд отличий. В 1769 году получил малую серебряную медаль, в 1770 году — малую золотую за барельеф «Посягательство Рогнеды на жизнь Владимира», в 1771 году — большую серебряную за рисунки с натуры. В 1772 году он получает большую золотую медаль за барельеф «Изяслава Мстиславича, уязвленного, хотели убить любимые его воины, не знавши».

В 1773 году , как пенсионер Академии художеств , был командирован для продолжения обучения за границу. В течение года пробыл в Италии, сначала во Флоренции , затем в Риме , где им была выполнена статуя « Аполлон , вынимающий стрелу из колчана». В 1775 году по распоряжению Совета Академии художеств, для продолжения образования, переехал в Париж, где и пробыл более десяти лет. Занятия скульптурой, весьма успешные, проводились под руководством Кристофа Габриэля Аллегрена . На втором году обучения, в 1776 году , получил за статую «Марсий» от парижской Академии вторую золотую медаль. По просьбе Аллегрена командировка ему была продлена.

Вернувшись в Петербург в 1789 году , Щедрин занял место профессора скульптуры в Академии художеств. В 1794 году им выполнено значительное произведение « Венера , вышедшая из воды», приобретенное в 1797 году императором Павлом I за 7000 рублей.

В 1794 году он был признан профессором, а через год — членом Совета Академии, в 1803 году стал адъюнкт-профессором. В 1818 году назначен ректором Академии художеств.

Щедриным выполнен ряд работ в области монументально-декоративной скульптуры: статуи «Персей» и «Сирены» (1800—1805) для Большого каскада в Петергофе, фигуры для здания Биржи на Стрелке Васильевского острова. Шедеврами скульптора являются парные скульптурные группы, фланкирующие вход центральной башни здания Главного Адмиралтейства: «Нимфы, несущие небесную и земную сферы». Проект здания и первый рисунок групп принадлежит архитектору А. Д. Захарову (1812—1813). Фигуры нимф вытесаны из пудостского камня в мощном лапидарном стиле, но с изысканной пластикой и «музыкальным движением». Архитектор и скульптор создали оригинальную композицию, в которой соединены разные темы классического искусства: образ морских нимф и кариатид — женских фигур, несущих тяжесть архитектурного перекрытия. Однако античные кариатиды никогда не были связаны с изображением небесной или земной сфер. Эта тема ассоциируется с древнегреческим мифом об Атланте, держащем на своих плечах небесный свод. Мотив атланта, несущего небесную сферу, известен по поздней римской реплике эллинистической скульптуры из Неаполитанского музея. Русские художники соединили этот мотив с образами изящных нимф, трёхликой богини Гекаты или танцем трёх граций. Последняя тема известна по античной скульптурной группе, фреске из Помпей (ныне в Неаполитанском археологическом музее), картине Рафаэля Санти (1504—1505, Шантийи, Музей Кондэ). В результате художественно обыгран диссонанс — хрупкие и нежные фигуры нимф выполняют тяжёлый труд атлантов. Этот диссонанс разрешается за счет пластики — кругового движения, хоровода нимф, зрительно соотносящегося с формой сфер на их плечах .

Для Казанского собора Щедрин выполнил ряд работ, в том числе горельеф: «Христос, ведомый к месту распятия» (1807), а также несколько бюстов и отдельных скульптур: «Спящий Эндимион» (бронза, 1779), «Фавн с Вакханкой», « Диана », «Венера» (1792), « Нарцисс », бюст А. Н. Нартова (мрамор, 1811). В 1811 году Щедрин создал медаль «В честь открытия Полтавского монумента».

Феодосий Фёдорович Щедрин скончался 21 января 1825 года, был похоронен на Смоленском православном кладбище . В 1934 году его прах перенесён в Некрополь XVIII века Александро-Невской лавры .

Творчество Феодосия Федоровича Щедрина совпадает по времени с творчеством другого скульптора — Ф. И. Шубина . Скульпторы соперничали, дело доходило до споров и интриг. Творчество Щедрина оказало значительное влияние на дальнейшее развитие скульптуры русского классицизма .

Галерея

Семья

Примечания

  1. Власов В. Г. Греко-италийские источники архитектуры романтического классицизма рубежа XVIII—XIX веков // Искусство России в пространстве Евразии : в 3 т. / Виктор Власов. — СПб. : Дмитрий Буланин, 2012. — Т. 2 : Классическая архитектура и русский классицизм. — С. 198. — 360 с. : ил. — 1000 экз. ББК 85.1 . — УДК . — ISBN 978-5-86007-692-1 . — ISBN 978-5-86007-704-1 (т. 2).
  2. // Петербургский некрополь : в 4 томах / Сост. В. И. Саитов . — СПб. : Тип. М. М. Стасюлевича , 1913. — Т. 4 (С—Ѳ). — С. 619.
  3. Пирютко Ю. М. Лазаревское кладбище / Ю. М. Пирютко // Исторические кладбища Санкт-Петербурга / А. В. Кобак, Ю. М. Пирютко. — М. : Центрполиграф, 2009. — С. 198. — 797, [3] с. — 1600 экз. ISBN 978-5-9524-4025-8 . — OCLC .

Литература

Документы
  • Щедрин С. Ф. / Сильвестр Щедрин; [Сост. и авт. вступ. статьи Э. Н. Ацаркина]. — М. : Искусство, 1978. — 231 с. — 25 000 экз.
Очерк жизни и творчества
  • Каганович А. Л. Феодосий Федорович Щедрин, 1751–1825 / А. Каганович. — М. : Искусство, 1953. — 132 с., 7 л. ил. : ил. — (Живопись. Скульптура. Графика. Монографии).
Словари и энциклопедии
Справочные указатели
  • Острой О. С. , Саксонова И. Х. : указатель библиографических пособий, 1789–2007 гг. / О. С. Острой, И. Х. Саксонова; Российская национальная библиотека. — СПб. : Издательство РНБ, 2012. — С. . — 790 с. — № 2293. — 500 экз. ISBN 978-5-8192-0427-6 . — OCLC .

Ссылки

Источник —

Same as Щедрин, Феодосий Фёдорович