Пуссен, Никола
- 1 year ago
- 0
- 0
Джованни, Джан Пьетро Беллори ( итал. Giovanni Pietro Bellori, Gian Pietro Bellori, Giovan Pietro Bellori , 15 января 1613, Рим — 19 февраля 1696, Рим) — итальянский живописец, антиквар, историограф и теоретик искусства . Известен главным образом в качестве биографа итальянских художников XVII века. Его книгу биографий художников, изданную в 1672 году, сравнивают с « Жизнеописаниями » художников эпохи Возрождения , написанной Дж. Вазари в 1550 году.
Беллори родился в Риме, он был племянником известного антиквара, писателя, коллекционера картин и гравюр Франческо Анджелони , жил и воспитывался в его доме в Риме. Уроки живописи брал, предположительно, у Доменикино . В доме его дяди бывали живописцы Никола Пуссен , Андреа Сакки , известные ученые и писатели, коллекционер и антиквар Винченцо Джустиниани , теоретик искусства и меценат Джованни Баттиста Агукки .
В раннем возрасте Дж. П. Беллори стал членом Академии Святого Луки , но не достигнув особых успехов в живописи, почувствовал, что его призвание — писать об искусстве. В 1652 году скончался его дядя Ф. Анджелони, он оставил Беллори значительное состояние, которое избавило его от забот о материальной стороне жизни.
В 1671 году Беллори был назначен секретарем Академии Святого Луки. Он также состоял хранителем собрания древностей Папы римского Климента X . Позднее служил библиотекарем и антикваром при дворе шведской королевы Кристины. Он умер в Риме и был похоронен в церкви Сан-Исидоро.
В 1664 году Беллори выступил в Академии с речью, в которой отразил свои представления об искусстве классицизма . Беллори состоял в переписке с многими французскими художниками. В 1672 году под эгидой недавно основанной Французской академии в Риме он опубликовал первую часть книги «Жизнеописания современных живописцев, скульпторов и архитекторов» (Le vite de’ pittori, scultori et architetti moderni) с посвящением первому министру французского короля Людовика XIV Ж.-Б. Кольберу .
Во введении к этому труду Беллори изложил своё учение об «идее», которая, в отличие от концепций маньеристов Дж. П. Ломаццо и Ф. Цуккаро представляет собой не эманацию божественной воли, а некую умозрительную идеальную норму, следующую лучшим образцам классического искусства: античного и ренессансного. Аналогично тому, как в эпоху Возрождения литература развивалась под эгидой Цицерона , а эстетика архитектуры и живописи складывалась под влиянием трактатов Леона Баттисты Альберти или писем Рафаэля к Бальдассаре Кастильоне , современное искусство призвано к «избирательной идеализации» на основе равновесия природы и фантазии, которая и составляет желаемую цель художественного творчества .
В своём трактате Беллори попытался доказать превосходство идеализма над реализмом и натурализмом . Он превозносил живопись Аннибале Карраччи за идеализм и осуждал Караваджо за грубые натуралистические эффекты. Фраза о том, что призванием Караваджо стало «разрушение живописи», надолго преследовала память об этом художнике. Особенностью книги Беллори, в отличие от труда Вазари, является её избирательность. Беллори вместо систематического обзора произвольно, полагаясь на собственный вкус и свои идеи, выбрал двенадцать художников, представлявшихся ему «самыми значительными для своего времени». Это архитектор Доменико Фонтана , живописцы Никола Пуссен , Федерико Бароччи , Караваджо , Питер Пауль Рубенс , Антонис Ван Дейк , братья Аннибале и Агостино Карраччи, Доменикино, Джованни Ланфранко , скульпторы Франсуа Дюкенуа , Алессандро Альгарди .
Среди современных художников Беллори особенно ценил работы Гвидо Рени , Никола Пуссена , с которым он был дружен, Андреа Сакки , его ученика Карло Маратты , но, прежде всего, Аннибале Карраччи, художника, творчество которого он избрал в качестве примера своей концепции идеальной красоты в искусстве. По мнению Беллори лишь Аннибале Карраччи «вернул живопись на истинный путь, возвратив её к природе и отказавшись от вычурной манеры своих предшественников» .
В основе эстетической концепции Беллори — искусство Рафаэля и философия Платона . Но учение древнегреческого философа было переработано: если для платоников искусство было не чем иным, как отражением возвышенного мира идей, то для Беллори фундаментальное значение имеет мир Природы. По мнению Беллори, идеи не присутствуют априори в человеческом сознании, а вдохновляются созерцанием Природы. Пытаясь восстановить эстетику эпохи Возрождения, Беллори проповедует идею, которая «возникла из природы, но превосходит своё происхождение и все виды искусства». Это и есть «метод, которого придерживался древнегреческий художник Зевксис, преодолевая любую естественную красоту чтобы соответствовать красоте Елены» .
Далее Беллори приводит известную фразу Рафаэля из письма Б. Кастильоне 1514 года: «Для того, чтобы написать красавицу, мне надо видеть много красавиц… чтобы сделать выбор наилучшей. Но ввиду недостатка как в хороших судьях, так и в красивых женщинах, я пользуюсь некоторой идеей, которая приходит мне на мысль» . В соответствии с этими принципами Беллори дает собственное определение классической красоты, утверждая, что это не что иное, как «то, что делает вещи такими, какие они есть в их собственной и совершенной природе, которую превосходные художники выбирают, созерцая форму каждой». Красота, таким образом, является «совершенным знанием того, что исходит из природы».
Идеи Беллори, как считают исследователи, «пронизывают труды Винкельмана ». Через Шефтсбери и Рейнольдса «они широко использовались в английском академическом мире», но именно посредством трудов Винкельмана они «распространились по всем академиям Европы в период с конца XVIII до начала XIX века» .
В работе над биографиями художников образцом для Беллори, безусловно, был знаменитый труд Дж. Вазари. Беллори, как и Вазари, считал рисунок фундаментальной основой всех видов искусства: скульптуры, живописи, архитектуры.
В области художественной археологии примечательна публикация, которую Беллори сделал вместе с римским гравером Пьетро Санти Бартоли «Admiranda romanarum antiquitatum ac veteris sculpturae vestigial» (1693). В сотрудничестве с Бартоли он также выпускал сборники репродукционных гравюр с картин итальянских художников и с архитектурных памятников Рима с собственными комментариями. Цель проекта заключалась в том, чтобы опубликовать полное собрание римских картин, известных в то время. Осуществить столь амбициозную идею не удалось, но работу П. С. Бартоли продолжил его сын Франческо, а Беллори сменил ученый комментатор и антиквар Мишель-Анж Шосс (Michel-Ange de la Chausse). Первым из опубликованных томов было описание гробницы Насонов, обнаруженной на Виа Фламиниа (Le pitture antiche delle grotte di Roma e del sepolcro de' Nasonij (1680). После смерти Беллори последовали и другие публикации. «Антикварные публикации» Беллори и Бартоли использовали многие историки искусства, в частности Винкельман и Бернар де Монфокон . Отношения Беллори и Пуссена проанализированы в монографии Ю. К. Золотова «Пуссен» (М.: Искусство, 1988).