Interested Article - Мадонна Альба

«Мадонна Альба» ( итал. La Madonna d'Alba ) — картина ( тондо ) итальянского живописца Высокого Возрождения Рафаэля Санти , написанная в Риме в 1511 году; одна из наиболее известных « мадонн » в творчестве Рафаэля, относящаяся к римскому периоду его творчества. В настоящее время является частью собраний Национальной галереи искусства в Вашингтоне ( инв . 1937.1.24). Техника исполнения тондо — масляная живопись, переведенная с дерева на холст; диаметр полотна — 94,5 см.

Рафаэль написал тондо вскоре после переезда в Рим по заказу известного учёного-гуманиста и коллекционера, впоследствии епископа Ночерского Паоло Джовио ; после получения епископского сана Джовио передал картину в санктуарий Санта-Мария-дей-Мираколи в городке Ночера-Инферьоре. В последней трети XVII века картина была выкуплена вице-королём Неаполя и позднее перешла в собственность испанского герцогского дома Альба , от имени которого и получила современное название. Сменив нескольких владельцев в начале XIX века, «Мадонна Альба» была приобретена в 1836 году в российскую императорскую коллекцию и на протяжении следующего столетия находилась в Эрмитаже в Санкт-Петербурге . В ходе советских распродаж эрмитажного собрания на рубеже 1920—1930 годов картину купил американский финансист и государственный деятель Эндрю Меллон ; как часть коллекции Меллона «Мадонна Альба» была передана в Национальную галерею искусства при её учреждении в 1937 году.

История

В 1528 году папа Климент VII доверил заказчику картины Паоло Джовио епископскую кафедру в городе Ночера-Инферьоре на юге Италии. «Мадонна» Рафаэля, согласно рукописи Ресты (Biblioteca Ambrosiana), была обнаружена в местной церкви оливетанцев (Chiesa degli Olivetani a Nocera) . По одной из версий, картина была доставлена в монастырь его основателем Джамбаттиста Кастальдо после того, как он захватил её во время разграбления Рима в 1527 году ( итал. Sacco di Roma ), в котором он принимал участие .

В 1686 году картина покинула Ночеру и перешла в собственность маркиза дель Карпио Гаспара де Аро-и-Гусмана, вице-короля Неаполя , который перевёз её в Испанию. В 1793 году картина упоминается в коллекции герцога Альбы в Мадриде . Название «Мадонна Альба» произведение получило в XVIII веке, когда оно находилось в Севилье , во дворце герцогов Альба .

От последней представительницы испанского рода, Марии Каэтаны, герцогини Альба , семейная реликвия перешла к её домашнему лекарю . Впоследствии он попал под суд за попытку отравить герцогиню, но ловкий медик успел продать картину Рафаэля датскому послу, графу де Бурку . От него «Мадонна Альба» попала в руки лондонских торговцев, о чём прознал хранитель Картинной галереи Императорского Эрмитажа в Санкт-Петербурге Франц Иванович Лабенский . По наказу императора Николая I он в 1836 году за 14 тысяч фунтов приобрёл одну из самых знаменитых мадонн Рафаэля. После прибытия в Россию картина в связи с её плохой сохранностью была переведена с дерева на холст , при этом была повреждена часть пейзажа в правой части картины .

Ф. А. Бруни. Мадонна Альба. 1837. Копия картины Рафаэля Санти, находившейся в Императорском Эрмитаже. Медь, масло. Государственный Русский музей (Михайловский замок), Санкт-Петербург

В России «Мадонна Альба» пробыла почти столетие. Для воспитанников Императорской Академии художеств картина «Божественного Рафаэля» стала идеальным образцом классического изобразительного искусства. Копию с оригинала выполнил академический художник Ф. А. Бруни . По воспоминаниям художника, когда он занимался реставрацией полотна в Эрмитаже, императрица Александра Фёдоровна выразила желание поместить тондо в своём кабинете. Император, хотя и редко в чём ей отказывал, заметил в шутку: «Жирно будет» . Именно по его указанию Бруни изготовил для императрицы копию.

Продажа картины

«Мадонна Альба» считалась одним из главных сокровищ Императорского Эрмитажа . С началом эрмитажных распродаж 1931 года советским правительством «Мадонну» продали за 2500 тыс. рублей американскому магнату Эндрю Меллону . Вместе с этой картиной Меллон приобрёл и второго эрмитажного Рафаэля, « », за половину цены. Третья и последняя картина кисти Рафаэля в России, « Мадонна Конестабиле », из-за крохотных размеров, ранней даты и плохой сохранности была сочтена «сомнительной» и оценена в десять раз дешевле, чем «Мадонна Альба» (в 245 тыс. руб.); её вывезли за границу, но и на такую цену не смогли найти покупателя . По курсу рубля к доллару покупка Меллона оценивалась в 1,1 млн $: это было первое произведение искусства, цена которого превысила миллион долларов . Рекорд «Мадонны Альба» , до приобретения музеем «Метрополитен» в Нью-Йорке картины Рембрандта « Аристотель с бюстом Гомера ». При создании Национальной галереи в Вашингтоне в 1937 году Меллон по причине судебных исков из-за неуплаты налогов вынужден был отдать свою коллекцию картин старых мастеров в дар музею. В сентябре 2004 года «Мадонна Альба» на короткое время вернулась в Россию и экспонировалась в стенах Эрмитажа . Национальная галерея на своем сайте оценивает «Мадонну Альба» как самое значительное произведение художника из числа находящихся в США . Она, по мнению хранителей музея, превосходит более ранние «Мадонны», созданные Рафаэлем во Флоренции .

Композиция картины

Изображение заключено в круг диаметром 94,5 см . Геометрическим центром композиции служит небольшой крест из тростника , который юный Иоанн Креститель протягивает младенцу Христу. Именно на крест — символический образ крестной жертвы — устремлены все взгляды. В отличие от неподвижно-иератичных мадонн средневековья, фигуры гармонично вписаны в пейзаж и пластически взаимодействуют друг с другом, образуя композиционное единство . Фоном для фигур служит идеализированный пейзаж римской Кампаньи . Протянутая к Иоанну рука Марии и складки Её одеяний, наклон головы, рука, совпадающая с положением левой ноги, движения младенца Христа — все эти детали создают «единое пластическое движение, мастерски вписанное в круг». Общая пластика линий, кантабильность (певучесть) контуров и мягкость живописных моделировок «придают картине неповторимое очарование и вызывают у зрителя чувство совершенной гармонии». В общей композиции, в трактовке форм безусловно заметно влияние Микеланджело . Известно, что Рафаэль в этот период делал зарисовки с микеланджеловских тондо: « Мадонны Таддеи » и « Мадонны Питти » .

Критические оценки

А. Н. Бенуа считал картину «безусловным шедевром, демонстрирующим полноту красоты» в начале «римского периода», когда молодой мастер только что покинул Флоренцию и «находился в упоении первоначальной работы над „Станцами“». Картина, по словам Бенуа, представляет собой

«наиболее характерный образец декоративных исканий… Настроения здесь мало или вовсе нет». Рафаэль, отчасти под воздействием сложной задачи композиции в круге, был слишком увлечён формально-декоративными исканиями. «В лике Мадонны не содержится религиозной мечты. Всё принесено в жертву формальному принципу, той складности композиции, на искание которой указали ещё флорентийцы XV века и которую довёл до последнего совершенства Рафаэль… В „Мадонне Альба“ линии действительно „текут“ и „вливаются“ одни в другие, дополняют друг друга, массы уравновешены, всё рассчитано и всё легко»

В. Н. Гращенков писал:

«„Мадонны Рафаэля“ понятны с первого взгляда. Они живут в согласии со своими чувствами, в согласии с природой, с людьми. Красота зрелой женственности неотделима в них от благородной одухотворённости материнства… Это — счастливое христианство, воспринятое сквозь светские идеалы мировоззрения Ренессанса… За флорентийские годы Рафаэль написал не менее пятнадцати картин с изображением Мадонны… Но вот что примечательно. Менее всего Рафаэля привлекала композиция так называемого „Святого собеседования“ (Sacra conversazione), где Богоматерь изображалась на троне, в окружении святых и ангелов, хотя этот тип алтарной картины был чрезвычайно популярен во всех художественных школах Италии как в период раннего, так и зрелого Возрождения. В творчестве флорентийских художников — не только Леонардо и Микеланджело, но и мастеров кватроченто — он встретил и другую трактовку образа Мадонны… Это те многочисленные, чаще всего полуфигурные изображения Богоматери, где Она представлена нежно обнимающей дитя, которое отвечает ей своей лаской … Но одновременно Рафаэль ищет новых решений… Вдохновляющим толчком для этого типа композиции послужили два круглых флорентийских рельефа Микеланджело — „Мадонна Таддеи“ и „Мадонна Питти“. Рафаэль делал с них зарисовки… Более свободно микеланджеловский мотив истолкован в изображении сидящей на земле Марии с Младенцем, которое встречается в беглых зарисовках Рафаэля, относящихся к концу его пребывания во Флоренции и имевших характер творческих упражнений. В „Мадонне Альба“ образ идеально прекрасной Марии обрёл римскую мужественность и энергию, а движение фигур сделалось очень пластичным и величавым. Трагическая скованность, лишающая тело свободы движения, столь свойственная пластике Микеланджело, была непонятна Рафаэлю»


Примечания

  1. De Vecchi Р. Raffaello. L’ Opera complete. — Milano: Rizzoli Editore, 1975. — Р. 105
  2. от 7 сентября 2017 на Wayback Machine (англ.) // Национальная галерея искусства
  3. Atkinson J. B. An Art Tour to Northern Capitals of Europe, 1873; Нansebooks, 2020. — P. 189
  4. Christensen C. Examination and Treatment of Paintings by Raphael at the National Gallery of Art // Studies in the History of Art. — № 17, 1986. — Рр. 47—54
  5. Выскочков Л. В. Николай I. — М.: Молодая гвардия, 2006. — С. 476
  6. . Дата обращения: 8 октября 2010. 5 марта 2016 года.
  7. // Известия .ру. 6 сент. 2004
  8. от 7 сентября 2017 на Wayback Machine (англ.) // Национальная галерея искусства
  9. Власов В. Г. Тондо // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. IX, 2008. — С. 551
  10. Бенуа Н. А. . Путеводитель по картинной галерее Императорского Эрмитажа. — М.: Изобразительное искусство, 1997 (1910). — С. 24—25
  11. Имеется ввиду иконографический тип „Богоматери Умиления“ ( итал. Madonna della Tenerezza, Madonna dell’ Umiltá
  12. Гращенков В. Н. Об искусстве Рафаэля // История и историки искусства: Статьи разных лет. — М.: КДУ, 2005. — С. 310—312

Литература

  • Wasserman J. The Genesis of Raphael's Alba Madonna : [ англ. ] / Jack Wasserman // Studies in the History of Art. — Washington, DC : National Gallery of Art, 1978. — Vol. 8. — P. 35—61. — JSTOR . — OCLC .

См. также

Ссылки

Источник —

Same as Мадонна Альба