Interested Article - Менгс, Антон Рафаэль
- 2021-04-19
- 2
Анто́н Рафаэ́ль Менгс ( нем. Anton Raphael Mengs ; 22 марта 1728 , Ауссиг , Богемия , Священная Римская империя [ныне Усти-над-Лабем , Чехия ] — 29 июня 1779 , Рим , Папская область ) — немецкий живописец , рисовальщик и теоретик , один из основоположников искусства неоклассицизма .
Биография
Антон Рафаэль Менгс родился в семье саксонского придворного живописца, датчанина по происхождению, Исмаэля (Иоганна) Менгса. Первые уроки рисования получил от отца вместе со своей сестрой, будущей художницей Терезой Конкордией Марон . Отец дал сыну двойное имя в честь самых почитаемых им художников: Корреджо (Антонио Аллегри) и Рафаэля .
С 1741 по 1744 год Антон Рафаэль вместе с отцом жил в Риме , изучал античное искусство и работы старых мастеров , прежде всего Рафаэля и Корреджо . В Риме Менгс учился у и Себастьяно Конки . По возвращении в Саксонию, в возрасте семнадцати лет был назначен придворным живописцем (Kabinettmaler) саксонских курфюрстов в Дрездене .
В 1746 году Менгс приехал в Рим вторично. Он обратился в католичество и сочетался браком с римлянкой Маргеритой Гуацци. В 1749 году вернулся в Дрезден. В 1751 году назначен главным придворным живописцем (sächsischen Oberhofmaler) при дворе курфюрста Саксонии Фридриха Августа II с годовым жалованием в 1000 талеров. Уже в новой должности получил заказ на создание алтарной композиции « Вознесение Христа » для Придворной католической церкви в Дрездене.
В том же 1751 году он вернулся в Италию. После недолгого пребывания в Венеции и Флоренции , где в 1752 году стал членом, а позднее, в 1754 году директором Академии Святого Луки . Благодаря протекции кардинала Алессандро Альбани герцог Нортумберлендский заказал Менгсу для своей галереи копии произведений болонских живописцев Гвидо Рени , Аннибале Карраччи , а также Рафаэля, в том числе фрески Рафаэля « Афинская школа » в Ватикане . В конце 1755 года Менгс познакомился с археологом и историком искусства Иоганном Иоахимом Винкельманом , который вскоре стал одним из его ближайших друзей и раскрыл ему новое понимание античного искусства. Винкельман оказал большое влияние на формирование взглядов Менгса в области живописи. В своем творчестве Менгс совершил поворот от модного в то время стиля рококо к раннему неоклассицизму , что сделало его одним из ведущих художников этого направления в искусстве. В 1755 году художник получил от папы Климента XIII звание рыцаря « Ордена Золотой шпоры ».
Весной 1756 года Менгс начал работать на вилле Альбани над фресковой росписью плафона и люнетов — « Парнас », тондо «Рим» и «Гений». Эта работа Менгса считается ключевым произведением западноевропейского неоклассицизма, сам же мастер удостоился от Винкельмана звания «величайшего художника своего времени» .
В конце 1759 года Антон Рафаэль Менгс прибыл в Неаполь для работы над алтарной композицией «Введение Марии во храм» для Королевской капеллы в Казерте , писал портреты членов королевской семьи. После того, как Карл IV Неаполитанский , король Обеих Сицилий, покинул Неаполь, чтобы сменить своего отца на троне короля Испании в Мадриде, Менгс вернулся в Рим.
В 1761 году художник уехал в Мадрид , где совместно с Джованни Баттистой Тьеполо оформлял Новый королевский дворец . Работал также в загородных королевских резиденциях: в Королевском дворце в Аранхуэсе и дворце Ла-Гранха . Гонорары обоих мастеров при испанском королевском дворе были необычайно высоки. Менгс получил поддержку в Мадриде и Риме от своего друга, испанского дипломата и мецената Хосе Николаса де Асара , который издал сочинения своего друга Менгса, снабдив их его биографией . В Испании одним из учеников Менгса был Агустин Эстеве .
С 1772 по 1773 год Менгс находился в Неаполе , снова работая над портретами членов королевской семьи. В 1773 году автопортрет Менгса в галерее Уффици был помещён на почётном месте — под автопортретом Рафаэля . В 1774 году Менгс был избран принцем (президентом) римской Академии Святого Луки . В том же году он снова приехал в Испанию, там познакомился с молодым Франсиско Гойей , талант которого, вероятно, оценил и помог тому получить место придворного художника (primer pintor de cámara) и картоньера (рисовальщика картонов) Королевской шпалерной мануфактуры святой Варвары . Менгс и сам создавал картоны для этой мануфактуры.
В период 1772—1776 годов Менгс и его ученик Антон фон Марон создавали графические реконструкции росписей античной виллы Негрони в Риме, руины которой обнаружили на Эсквилине в 1777 году .
Из-за болезни — он плохо переносил мадридские холодные зимы — Менгс в 1777 году вернулся в Рим. Он скончался в Вечном городе 16 июня 1779 года . Похоронен в римской церкви Санти-Микеле-э-Маньо. Его надгробие создано скульптором Винченцо Пачетти в 1782 году.
В семье Менгсов было двадцать детей, семерым из них после смерти художника испанский король Карл III назначил пенсион. Его дочь, Анна Мария Менгс (1751—1793) стала художницей: рисовальщицей-миниатюристкой. Работала в технике пастели в Риме и Мадриде .
Наследие и влияние
Менгс поддерживал отношения со многими знаменитыми современниками: помимо Винкельмана с маркграфиней Вильгельминой Байройтской , Джакомо Казановой , который неоднократно упоминает художника в своих мемуарах «История моей жизни», а также с Иоганном Фридрихом Раффенштайном , Фридрихом Мельхиором Гриммом , Среди его заказчиков были Вильгельмина Байройтская, российская императрица Екатерина II и кардинал Алессандро Альбани.
При жизни Менгс пользовался европейской славой, современники видели в нём нового Рафаэля. Он был членом художественных академий Болоньи , Рима, Флоренции, Генуи , Венеции, Аугсбурга и Мадрида, придворным художником Августа III, короля Польши и курфюрста Саксонии , короля Карла IV Неаполитанского. Его книга, посвящённая Винкельману, «Мысли о красоте и вкусе в живописи» (Gedanken uber die Schonheit und den Geschmack in der Malerei) использовалась во многих академиях в качестве учебника (издана в 1762 г. в Цюрихе , переиздания: 1765, 1774, 1788). Сборник сочинений Менгса, вышедший на итальянском языке в Парме (1780, переиздан в 1783 и 1787 гг.), был переведён на испанский (Мадрид, 1780, 1797); французский ( Амстердам , 1781; Регенсбург , 1782; Париж, 1787); немецкий ( Халле , 1787) и английский ( Лондон , 1796) языки .
Бюст Менгса установлен в Вальгалле — «Зале славы» германской нации недалеко от Регенсбурга (Бавария).
Рядом с Менгсом в Риме работали А. Кауфман , А. фон Марон , Я. Ф. Хаккерт , И. Ф. А. Тишбейн . Его влияние испытал Ф. Х. Фюгер .
Среди его многочисленных учеников были: Джузеппе Маццола , Никола Гибаль, Мартин Ноллер, Христофор Унтербергер , Джованни Баттиста Казанова и придворный художник Пфальца Иоганн Вильгельм Хоффнас.
Оценки творчества
Опытный портретист, Менгс умел сочетать барочную парадность с передачей индивидуальных черт модели. Ему позировали самые могущественные люди эпохи, от папы Климента XIII до Фридриха Великого , королей Саксонии, Испании и российской императрицы Екатерины II .
Картины Менгса долгое время считались непререкаемыми образцами «высокого стиля» и «достойного вкуса» академического искусства. Однако слава художника стала угасать вскоре после его смерти. Правда пренебрежительные замечания, которые делали о его творчестве историки искусства XIX века, относились не столько к его портретам, сколько к фрескам. В XIX веке фрески Менгса считали «холодными и неискренними» . Последующие оценки ещё более суровы: «Картины Менгса принесли ему мировую славу. Но классицизм Менгса был отмечен печатью эклектики, а стремление подчинить свой талант строгим классицистическим канонам заставило его отказаться от своих лучших качеств художника» .
Менгс считал себя первым неоклассицистом, в то же время он был одним из последних мастеров стиля барокко . По мнению Рудольфа Виттковера : «В конечном счёте, он [Менгс] в такой же степени завершает традицию, как и начинает новую» .
Творчество Менгса ценили в России. В Санкт-Петербургском Эрмитаже хранятся девять его картин, среди них эскизы и реплики самых известных произведений: Парнас, Автопортрет, Портрет Винкельмана, Иоанн Креститель, проповедующий в пустыне, Суд Париса .
Менгс-теоретик
Как теоретик Антон Рафаэль Менгс получил громкую известность в интеллектуальных кругах Европы и оказал значительное влияние на развитие живописи своего времени. Менгс, прекрасный знаток античного и современного искусства, вслед за Винкельманом проповедовал отказ от излишеств стиля рококо и возврат к классическим нормам. Менгс критиковал живописцев XVII и XVIII веков, первых за чрезмерное увлечение светотеневыми эффектами и избыточные драматизацию и религиозный пафос, вторых — за тематику, лишённую моральных и образовательных устремлений .
Менгс разработал строгие правила выбора моделей и сюжетов для художественного произведения. Он призывал соединить античную красоту с лучшими чертами творчества Рафаэля, Тициана и Корреджо . Следование великим мастерам прошлого художник считал единственным путём достижения идеальной красоты , той, которая не существует в природе, а является результатом отбора художником самого лучшего из наилучшего. В этом Менгс был эклектиком и, скорее, сознательно следовал методу, провозглашённому самим Рафаэлем в знаменитом письме графу Бальдассаре Кастильоне в связи с работой над фреской « Триумф Галатеи » на Вилле Фарнезина в Риме (1511). Граф был восхищён работой Рафаэля и спрашивал его: какова была модель для Галатеи, получив в ответ «никакой», он был удивлён. В ответ Рафаэль писал Кастильоне в 1514 году: «Что до Галатеи, то я почёл бы себя великим мастером, если бы в ней была хотя половина тех великих вещей, о которых Ваше сиятельство мне пишет… И я скажу Вам, что для того, чтобы написать красавицу, мне надо видеть многих красавиц; при условии, что Ваше сиятельство будет находиться со мной, чтобы сделать выбор наилучшей. Но ввиду недостатка как в хороших судьях, так и в красивых женщинах, я пользуюсь некоторой идеей, которая приходит мне на мысль» .
Иллюстрацией к этому может также служить фреска Менгса «Парнас», прославленная Винкельманом. «Парнас» — пристанище художников и муз — считается образцовым воплощением теории искусства Винкельмана. На манер панно в раме фреска изображает Аполлона , бога света и покровителя искусств, в окружении девяти муз с их матерью Мнемозиной . Композиция отсылает к знаменитой фреске « Парнас » Рафаэля, по сравнению с которой Менгс резко сократил количество фигур, а также «одел» фигуры в соответствии со знаниями античности того времени. Композиция следует также традиции живописи Никола Пуссена : «принцип рельефа» (строгая последовательность планов), статные фигуры, никаких светотеневых и «угловых» эффектов перспективы .
Как теоретик Менгс в книге «Мысли о красоте и вкусе в живописи» (1762) одним из первых сформулировал принципы «нового классического стиля». Он заменил традиционные понятия стиля «вкусом»: высоким, сладостным или средним… Высокому вкусу, отличающего истинно великих мастеров присущ «отбор всего наилучшего в наилучшей пропорции». Таким образом, следуя принципам классицистического искусства, им же сформулированным, Менгс, одновременно, оказался апологетом академизма . Более того, если исходить из тезиса Р. Виттковера , Менгса можно считать и предшественником преромантизма .
«Юпитер целует Ганимеда»
Одним из курьёзов в истории искусств является фреска « Юпитер целует Ганимеда », созданная в 1758—59 годах ( Национальная галерея, Рим ). Это произведение послужило поводом для известной ссоры между Винкельманом и Менгсом. Менгс, впечатлённый результатами раскопок Помпей и Геркуланума , виртуозно использовал приёмы античных художников и создал своё произведение (возможно, это была копия подлинной фрески). Несмотря на возражения некоторых скептиков, произведение сразу же было принято за античный оригинал (в том числе и Винкельманом в его «Истории искусства древности»). Раскрытие подлога ударило по репутации Винкельмана и навсегда поссорило его с Менгсом. Неизвестно, какими соображениями руководствовался художник, идя на подобную мистификацию. По словам Гёте , Менгс признал своё авторство только перед смертью.
Галерея
-
Портрет В. фон Эдельсхайма. Ок. 1770. Холст, масло. Кунстхалле, Карлсруэ
-
Портрет английского джентльмена. Ок. 1754. Холст, масло. Музей Род-Айлендской школы дизайна, США
-
Портрет Карла III Испанского. Ок. 1765. Холст, масло. Прадо, Мадрид
-
Портрет инфанты Марии Лудовики Испанской. Холст, масло. Музей истории искусств, Вена
-
И. И. Винкельман. Ок. 1777. Холст, масло. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
-
Бичевание Христа. 1769. Холст, масло. Королевский дворец, Мадрид
-
Иоанн Креститель проповедующий в пустыне. 1760-е гг. Холст, масло. Музей изящных искусств, Хьюстон. Техас, США
-
Сон Святого Иосифа. Ок. 1773. Холст, масло. Музей истории искусств, Вена
Публикации текстов
- : [ итал. ] / pubblicate dal cavaliere D. Giuseppe Niccole d'Azara e in questa edizione corrette ed aumentate dall' avvocato Carlo Fea. — Roma : Pagliarini, 1787. — OCLC .
Примечания
- Anton Raphael Mengs // (англ.)
- Anton Raphael Mengs // (нем.) / Hrsg.: Bibliographisches Institut & F. A. Brockhaus ,
- Wurzbach D. C. v. (нем.) // Biographisches Lexikon des Kaiserthums Oesterreich : enthaltend die Lebensskizzen der denkwürdigen Personen, welche seit 1750 in den österreichischen Kronländern geboren wurden oder darin gelebt und gewirkt haben — Wien: 1856. — Vol. 17. — S. 347.
- — 2003.
- (нидерл.)
- Anton Raffael Mengs // (англ.) — OUP , 2006. — ISBN 978-0-19-977378-7
- — 2016.
- Власов В. Г. Менгс, Антон Рафаэль // Стили в искусстве. В 3-х т. — СПб.: Кольна. Т. 3. — Словарь имен, 1997. — С. 48. — ISBN-5-88737-010-6
- . Дата обращения: 1 февраля 2011. 29 апреля 2011 года.
- Azara, José Nicolás de. Архивная копия от 27 сентября 2007 на Wayback Machine
- Doering B. Pompeji an der Alster. Nachleben der Antike um 1800. — Hamburg: Museum für Kunst und Gewerbe, 1995. — S. 8—11
- Röttgen S. Winckelmann, Mengs und die deutsche Kunst // Thomas W. Gaehtgens (Hrsg.): Johann Joachim Winckelmann. 1717—1768 (Studien zum achtzehnten Jahrhundert. Band 7). —Hamburg: Felix Meiner Verlag, 1986. — ISBN 3-7873-0666-8 . — S. 161—178 от 19 августа 2022 на Wayback Machine
- Гнедич П. П. История искусств. Direct MEDIA. С. 669
- Зернов Б. А. Германия и Австрия. Искусство XVIII века. — М.: Искусство, 1966. — С. 305
- Wittkower R. Art and Architecture Italy. 1600—1750. — Pelican History of Art: Penguin Books Ltd.,1980. — Р. 469
- Государственный Эрмитаж. Западноевропейская живопись. Каталог 2. — Л.: Искусство, 1981. — С. 204—205
- Francesco Landolfi, inserto Arte 7 // Dal testo alla storia dalla storia al testo, ed. Paravia. — Р. 1. — ISBN 88-395-3004-5
- Мастера искусства об искусстве. — В 7 т. — М.: Искусство, 1966. — Т. 2. — С. 156—157. Перевод А. И. Аристовой
- Власов В. Г. Менгс, Антон Рафаэль // Стили в искусстве. В 3-х т. — СПб.: Кольна. — Т. 3. — Словарь имён, 1997. — С. 48—50. — ISBN-5-88737-010-6
Литература
- Полная биография и каталог творчества
- Roettgen S. Anton Raphael Mengs : 1728–1779 : [ нем. ] : in 2 Bd. / Steffi Roettgen. — München : Hirmer, 1999–2003. — 648, 671 S., [16] S. fig. — Cont.: , 1999; , 2003. — ISBN 3-7774-7900-4 .
- Альбом
- Федотова Е. Д. Менгс / автор текста Елена Федотова. — М. : Белый город, 2003. — 47, [1] с. : цв. ил. — 3000 экз. — ISBN 5-7793-0609-5 .
- Каталоги выставок
- Антон Рафаэль Менгс : Каталог выставки : К двухсотлетию со дня смерти художника / [Сост.: Н. Н. Никулин и др.]; Гос. Эрмитаж. — Л. : Б. и., 1981. — 50 с. : ил. — Указ. в: , с. 383, № 1944. — OCLC .
- Negrete Plano A. Anton Raphael Mengs y la Antigüedad : [catálogo de la Exposición organizada por la Real academia de bellas artes de San Fernando y la Fundación Mapfre del 19 de noviembre de 2013 al 26 de enero de 2014] / ed. a cargo de Almudena Negrete Plano. — Madrid : Real acad. de bellas artes de San Fernando, Fund. Mapfre, 2013. — 277, [2] p. : principalmente il. col. — ISBN 978-84-96406-28-5 .
- Roettgen S. Mengs : Die Erfindung des Klassizismus : [ нем. ] / [Comune di Padova, Fond. palazzo Zabarella, Staatliche Kunstsammlungen (Dresden)]; Hrsg. von Steffi Roettgen. — München : Hirmer, 2001. — 372, [1] S. — ISBN 3-7774-9080-6 .
- Другие работы
- Wittkower R. : [ англ. ] / Rudolf Wittkower. — 2nd rev. ed. — Harmondsworth, England; Baltimore, Maryland : Penguin Books, 1965. — 462 p. : ill. — (The Pelican History of Art / edited by Nikolaus Pevsner ; no. Z16). — OCLC .
- Словари и энциклопедии
- Власов В. Г. Менгс Антон Рафаэль // Стили в искусстве : Архитектура, графика. Декоративно-прикладное искусство. Живопись, скульптура : словарь : в 3 т. / В. Г. Власов. — СПб. : Кольна, 1997. — Т. 3 : Словарь имён : М—Я. — С. 48–50. — 655 с., [8] л. ил. : ил. — ISBN 5-88737-010-6 . — OCLC .
- Камчатова А. В., Котломанов А. О., Кроллау Н. Е. Германия. Англия. XV–XIX века : биографический словарь / А. В. Камчатова, А. О. Котломанов, Н. Е. Кроллау. — СПб. : Азбука-Классика, 2008. — С. 23, 24, 25, 100, 142–144, 290, 423. — 480 с. : ил., цв. ил. — (Художники Западной Европы). — ISBN 978-5-91181-907-1 . — OCLC .
- / Е. Д. Федотова // Маниковский — Меотида. — М. : Большая российская энциклопедия, 2012. — С. 717—718. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 19). — ISBN 978-5-85270-353-8 .
- Сомов А. И. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1896. — Т. XIX. — С. 79–80.
- Федотова Е. Д. Менгс, Антон Рафаэль / Е. Федотова // Европейское искусство : Живопись. Скульптура. Графика : энциклопедия : в 3 т. / автор проекта А. Ю. Астахов; ред. коллегия: М. А. Бусев, В. В. Ванслов, И. А. Смирнова, Е. Д. Федотова (отв. ред.). — М. : Белый город, 2006. — Т. II : К–О. — С. 319–321. — 415 с. — 3000 экз. — ISBN 5-7793-0920-5 . — ISBN 5-7793-0923-X (т. II).
- // Dictionnaire critique et documentaire des peintres, sculpteurs, dessinateurs et graveurs de tous les temps et de tous les pays, par un groupe d'écrivains spécialistes français et étrangers : [ фр. ] : en 10 vol. / entièrement refondue, revue et corrigée sous la direction des héritiers de E. Bénézit. — Nouvelle edition. — Paris : Gründ, 1976. — . — P. 332–333. — 792 p. — ISBN 2-7000-0155-9 . — OCLC .
- Rössner C. / Corinna Rössner // Neue Deutsche Biographie : [ нем. ] : in 28 Bd. / hrsg. von der Historischen Kommission bei der Bayerischen Akademie der Wissenschaften. — 1994. — Bd. 17 : Melander — Moller. — S. 77–79. — XV, 784 S. — ISBN 3-428-00181-8 . — ISBN 3-428-00286-5 (Bd. 17).
- Roettgen S. Mengs, Anton Raphael / S. Roettgen // Allgemeines Künstlerlexikon : Die bildenden Künstler aller Zeiten und Völker : [ нем. ] / hrsg. von Andreas Beyer [et al.]. — Berlin; Boston : De Gruyter, 2016. — Bd. 89 : Mejchar — Minguzzi. — S. 97–100. — LI, 540 S. — ISBN 3-598-22740-X . — ISBN 978-3-11-023255-4 (Bd. 89). — OCLC .
- Mengs, Anton Raphael / Paul F. Schmidt // Allgemeines Lexikon der bildenden Künstler von der Antike bis zur Gegenwart, begründet von Ulrich Thieme und Felix Becker : unter Mitwirkung von etwa 400 Fachgelehrten bearbeitet und redigiert von H. Vollmer, B. C. Kreplin, L. Scheewe, H. Wolff, O. Kellner : [ нем. ] : in 37 Bd. / herausgegeben von Hans Vollmer. — Leipzig : E. A. Seemann, 1930. — Bd. 24 : Mandere — Möhl. — S. 390–392. — 608 S. — OCLC .
- Steindl B. / Barbara Steindl // : [ англ. ] : in 34 vol. / edited by Jane Turner. — New York : Grove's Dictionaries, 1996. — . — P. 131–134. — XIII, 912 p. : ill. — Reprinted ed. with minor corrections, 1998. — ISBN 1-884446-00-0 . — . — OCLC .
- Справочные указатели
- Острой О. С. , Саксонова И. Х. : указатель библиографических пособий, 1789–2007 гг. / О. С. Острой, И. Х. Саксонова; Российская национальная библиотека. — СПб. : Издательство РНБ, 2012. — С. . — 790 с. — № 1944. — 500 экз. — ISBN 978-5-8192-0427-6 . — OCLC .
- Freitag W. M. : A Basic Bibliography of Monographs on Artists / Wolfgang M. Freitag, ed.. — 2nd ed. — New York, London : Garland Publishing, 1997. — P. . — XXVI, 542 p. — (Garland Reference Library of the Humanities ; vol. 1264). — Nos. 8083–8093. — ISBN 0-8240-3326-4 . — . — OCLC .
Ссылки
- в Web Gallery of Art (англ.)
- 2021-04-19
- 2