Муратов, Степан Михайлович
- 1 year ago
- 0
- 0
Александр Михайлович Мура́тов (род. 1957) — советский и российский художник и искусствовед, автор исследований по истории и теории изобразительного искусства. Кандидат искусствоведения. Член Союза художников России , Международной ассоциации искусствоведов (АИС), Международного союза педагогов-художников, член-корреспондент .
В начале 1970-х годов учился в Детской художественной школе № 1 (преподаватели Н. П. Пятахин и Т. П. Чаговец). Окончил ЛХУ имени В. А. Серова (1978; преподаватели Михаил Александрович Никифоров, Леонид Ефремович Бураков, Марк Григорьевич Альтшуллер , Галина Константиновна Щедрина ) и Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина при Российской академии художеств (1986, с отличием) , дипломная работа « Николай Иванович Дормидонтов .(1898—1962). Основные проблемы творчества», научный руководитель Рощин Анатолий Иванович . Там же учился на факультете повышения квалификации художников-педагогов у Бориса Михайловича Лавренко и др. На протяжении многих лет пользовался советами Владимира Георгиевича Старова .
В 1986—1990 годах — редактор издательства « Художник РСФСР (издательство) » и одновременно член художественного совета и редактор творческого объединения художников и поэтов-сатириков « Боевой карандаш ». В 1995 году защитил кандидатскую диссертацию по теме: « Сергей Константинович Зарянко (1818—1870) — художник, педагог и теоретик искусства» (научный руководитель — Леняшин Владимир Алексеевич ) . В 1998—1999 стажировался в Католическом университете (ФРГ, стипендиат научного фонда Круппа фон Болена). В 2004—2017 работал над изданием « Большой российской энциклопедии » как научный консультант, рецензент и редактор редакции архитектуры и изобразительного искусства, автор ряда статей.
В 1990-е — 2010-е годы преподавал теоретические и творческие дисциплины в таких высших учебных заведениях, как Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет (СПбГАСУ), Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина (ЛГУ им. А. С. Пушкина), Академия русского балета им. А. Я. Вагановой, Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ). Член Государственной аттестационной комиссии (ГАК) Санкт-Петербургского государственного университета и Всероссийского государственного института кинематографии имени С. А. Герасимова (ВГИК) .
Как искусствовед публикуется с 1989 г. (статья «Школа Кардовского»// Юный художник, 1989, № 10, с.38-41) . Автор свыше 200 публикаций, в том числе книг «Живопись 20-30-х годов» (СПб.: Художник РСФСР, 1991. 200 с., с Манин Виталий Серафимович ), «С. К. Зарянко — художник, педагог, теоретик искусства» (СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. 260 с., грант предоставил Российский гуманитарный научный фонд ), «Художники русского салона 1850—1917» (СПб.: Золотой век, 2004. 586 с.), «Сергей Зарянко» (М.: Белый город , 2004. 48 с.), «Валерий Полотнов» (М.: Белый город , 2006. 48 с.), «Полная энциклопедия живописи» (М.: Астрель, Олимп, 2009. 448 с.; М.: АСТ, 2010. 448 с.), «Алексей Жабский: Свет души» (М.: Галарт, 2016, 247 с., с Леняшин Владимир Алексеевич и Сидоров Валентин Михайлович ) и др. Сфера научных интересов — русское искусство XIX—XX вв. в контексте мировой культуры и проблема классической традиции в современном искусстве . Работал хранителем и научным сотрудником в Государственном музее истории Санкт-Петербурга , Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме и др. Впервые описал коллекцию изобразительного искусства в Музее-квартире А. А. Блока . Старший научный сотрудник в Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской Академии художеств, приглашенный исследователь в Институте восточноевропейских исследований (ZIMOS, ФРГ, научный руководитель доктор философии профессор ).
Как живописец выставляется с 1988 г. (экспозиция «Современное искусство Ленинграда» в Центральном выставочном зале Манеж (Санкт-Петербург) , Является организатором и теоретиком творческого объединения « Основа » , впервые ввел и определил понятие «фундаментализм в изобразительном искусстве» . Персональные выставки состоялись в 1992 ( Выставочный зал Союза художников России на Охте ) и 2004 г. ( Государственный музей истории Санкт-Петербурга ) . Автор пейзажных и жанровых полотен, портретов и натюрмортов, картин на мифологические темы , в которых получили метафорическое, аллегорическое отражение события рубежа 1980—1990-х годов («Дети Ниобы», 1988; «Ладья Харона», 1990; «Зал ожидания», 1991). Постоянно обращается к изображению «изнанки» большого города — проходных дворов, коммунальных квартир, кочегарок, заброшенных индустриальных и железнодорожных сооружений и т. п.