Interested Article - Калхас
- 2020-07-17
- 1
Ка́лхас , также Ка́лхант ( др.-греч. Κάλχας ) — в древнегреческой мифологии жрец, прорицатель и птицегадатель. Один из персонажей « Илиады ». Пророчества Калхаса заставили Фетиду прятать своего сына Ахилла при дворе царя Ликомеда , Агамемнона — принести в жертву собственную дочь Ифигению , а также отдать наложницу Хрисеиду отцу .
После окончания Троянской войны отправился в область Киликии . По пути встретил Мопса , который превзошёл его в искусстве прорицания. После поражения Калхас умер от горя согласно предсказанию оракула .
Историки усматривают в мифах о путешествиях Калхаса народную память о миграции « народов моря » во время катастрофы бронзового века в XII веке до н. э.
Мифы
Происхождение. До Троянской войны
Калхас был сыном прорицателя Фестора и внуком Аполлона , от которого получил дар прорицания . Брат Левкиппы , и . Жил по одной версии в Микенах , по другой — в Мегарах , третьей — в Аргосе . Имя «Калхас» могло обозначать « халкидонянин » или «колхидец» .
Ещё до начала Троянской войны , когда Ахиллу исполнилось девять лет, предсказал, что Трою невозможно захватить без его участия. После этого пророчества мать Ахилла Фетида переодела ребёнка в женские одежды и перевезла на Скирос , где мальчика воспитывали среди дочерей царя Ликомеда .
Участие в Троянской войне
Участвовал в Троянской войне . Историк Л. С. Клейн подчёркивает, что среди всех персонажей I песни «Илиады» только Нестор и Калхас представлены при первом упоминании. Ахилл, Агамемнон и другие герои появляются в поэме без всякого представления. На этом основании Л. С. Клейн делает предположение, что начало «Илиады», где вводятся основные персонажи, утеряно . Когда корабли греков собирались для похода в Авлиде , во время жертвоприношения из-под алтаря выползла змея. Она забралась на дерево и проглотила восемь воробьиных птенцов с матерью, после чего превратилась в камень. Калхас объяснил чудо тем, что Троя будет взята на десятый год войны . Пока армия собиралась в Авлиде, главнокомандующий греков Агамемнон разгневал Артемиду — то ли тем, что убил её священное животное, то ли своей заносчивой фразой: «Сама Артемида не выстрелила бы лучше». Раздосадованная богиня лишила греков попутного ветра, и в течение многих дней они не могли начать поход. Калхас предсказал, что для того чтобы умилостивить Артемиду, необходимо принести в жертву дочь Агамемнона Ифигению . Вначале царь Микен отказался пойти на столь ужасную жертву. Когда войско стало роптать, он вынужденно согласился, пытаясь хитростью спасти свою дочь. За Ифигенией отправили Одиссея . Попытки Агамемнона не дать привезти Ифигению в Авлиду не увенчались успехом. Девушка согласилась погибнуть во славу Греции и сама пошла к жертвенному алтарю, где её должен был убить Калхас. Жертвоприношение не совершилось, так как, согласно наиболее распространённой версии, тронутая поступком Ифигении Артемида перенесла девушку в Тавриду. Во время похода именно Калхас вёл корабли к Трое .
Впервые Калхас упомянут в первой песне « Илиады » при описании гнева Аполлона . По просьбе жреца Хриса , у которого Агамемнон отнял дочь , бог наслал на войско греков моровую язву. Гомер охарактеризовал Калхаса словами: « Мудрый, ведал он всё, что минуло, что есть и что будет » . Калхас объяснил грекам причину гнева Аполлона и дал совет, как умилостивить бога: « Прежде, доколе к отцу не отпустят, без платы, свободной / Дщери его черноокой и в Хризу святой не представят / Жертвы стотельчей; тогда лишь мы бога на милость преклоним » .
Калхас предвидел умопомрачение Аякса , в связи с чем просил Тевкра любым способом удержать последнего в своей палатке .
Калхасу приписывали несколько пророчеств, которые помогли грекам захватить Трою. В частности он заявил, что для победы над Троей необходимы лук и стрелы Геракла . Также, Калхас сообщил, что беглый царевич Гелен знает охраняющие Трою оракулы . Согласно Вергилию именно Калхасу принадлежала идея создания троянского коня . Единственным источником, в котором Калхас представлен среди воинов в троянском коне, является «Взятие Илиона» Трифиодора .
После захвата Трои Калхас требовал смерти малолетних детей Гектора и Андромахи Астианакта и Поликсены . Одновременно уговаривал греков не препятствовать отплытию Энея , которому суждено « город большой основать поколеньям грядущим на диво / и многочисленным долго в земле этой править народом » .
После Троянской войны
Существует несколько вариаций мифа о судьбе Калхаса после окончания Троянской войны. Согласно традиционной версии, ахейцы под командованием Амфилоха и Калхаса не вернулись домой, а отправились в поход по Малой Азии. По другой версии, Калхас во время плавания домой потерпел кораблекрушение и был вынуждены искать новый дом. По третьей, Калхас решил не возвращаться, так как увидел невообразимые страдания, которые его ожидают дома . В Колофоне либо, по менее распространённой версии, в Киликии Калхас встретил прорицателя Мопса . Между ними состоялось состязание в искусстве прорицания, которое выиграл Мопс. После поражения Калхас умер от горя согласно предсказанию оракула и был похоронен у мыса Нотия . Ещё по одной версии, Мопс увидел, как Калхас сажает виноград, и предсказал, что тот не сможет отведать сделанное из него вино. Приготовив вино из первого урожая, Калхас пригласил Мопса на трапезу. Когда тот пришёл и повторил пророчество, Калхас начал смеяться и умер от смеха .
Амфилох с Мопсом отправились дальше в область Памфилии и Киликии . Данный миф, согласно Страбону , был хорошо известен Гесиоду (конец VIII — начало VII веков до н. э.). Историк пересказывает детали состязания. Калхант спросил у Мопса, сколько плодов растёт на смоковнице, на что получил верный ответ. По другой версии, Калхант спросил о том, какое количество поросят родится у супоросной свиньи. Мопс не только назвал точное количество, но и определил количество самок и самцов. По третьей версии, первый вопрос задал Калхас, второй — Мопс . Данный миф в различных вариациях был описан в трудах поэта VII века до н. э. Каллина , а также в сочинении Гагия из Трезена VI века до н. э.
Калханту приписывали основание города Сельге в Писидии .
Античный историк и географ Страбон описал храм Калханта. На вершине холма Дриона в Давнии стояло святилище с кенотафом Калхаса, где желавшие знать будущее приносили в жертву чёрного овна. Согласно античным верованиям, после жертвоприношения предсказание будет получено во сне .
Историческая основа мифов о Калхасе
Существует два противоположных подхода к оценке исторической основы греческих мифов о путешествиях Калхаса после завершения Троянской войны. Согласно первой концепции, мифы отражают народную память о миграции « народов моря » во время катастрофы бронзового века в XII веке до н. э., второй — представляют вымысел . Ещё Геродот называл памфилов потомками эллинов из отрядов Амфилоха и Калхаса, которые «рассеялись из-под Трои» . Ту же версию повторяет Павсаний . Страбон цитирует Геродота и дополняет его текст свидетельством Каллина : « По сообщению Геродота, памфилийцы происходят от народностей, предводимых Амфилохом и Калхантом, какой-то помеси племён, которая последовала за ними из-под Трои. Большинство их осталось здесь, а некоторые рассеялись по разным местам земли. Каллин утверждает, что Калхант окончил свою жизнь в Кларе , а люди его под предводительством Мопса перешли Тавр и частью остались в Памфилии, частью же рассеялись по Киликии , Сирии и даже вплоть до Финикии » .
Очевидно, что под предводительством одного человека невозможно одновременно остаться в одном месте и частично рассеяться в других землях. В сообщении Страбона-Каллина Мопс появляется лишь как предводитель перехода через Таврские горы в Памфилию, дальнейшее расселение происходило без него. Историк А. А. Немировский трактует данные мифы в качестве воспоминания об историческом переселении «народов моря» из прибрежных областей Эгейского моря в Восточное Средиземноморье. Он доказывает, что «группа Амфилоха и Калхаса» представляет ахейских переселенцев, Мопса — переселенцев из области Западной Анатолии. На каком-то этапе между ними происходили вооружённые столкновения, однако впоследствии они ассимилировались друг с другом, при некотором преобладании «группы Мопса» .
В изобразительном искусстве, литературе и астрономии
Мифологические сюжеты с Калхасом получили литературную обработку в трагедиях « Агамемнон » Эсхила , «Ифигения» , « Аякс » , «Требование возврата Елены» Софокла , « Ифигения в Тавриде » Еврипида , « Троянки » Сенеки , а также « Метаморфозах » Овидия . Калхас упомянут в « Божественной комедии » Данте , при описании шестого круга Ада, где находятся прорицатели . В «Романе о Трое» Бенуа де Сент-Мора XII века Калхас представлен троянским прорицателем, отцом Брисеиды , который переходит на сторону греков . В трагедии У. Шекспира « Троил и Крессида » троянец Калхас переходит на сторону греков, что отражается на жизни Крессиды, которая становится дочерью предателя. Когда её меняют на попавшего в плен к грекам Антенора , то она одновременно возвращается к отцу Калхасу и разлучается с возлюбленным Троилом .
Калхас был известен в культуре этрусков . На одном из бронзовых зеркал V века до н. э. изображён пожилой гаруспик Калхас, который исследует печень жертвенного животного. Крылья подчёркивают роль Калхаса как посредника между землёй и небом. Ступня прорицателя стоит на земле, тем самым устанавливая контакт с подземным миром .
Калхас появляется в литературных и художественных произведениях Нового времени в качестве одного из второстепенных персонажей, связанных преимущественно с мифом об Ифигении . А. П. Чехов назвал рассказ и драматический этюд «Калхас». Своё название произведения получили из-за одетого в костюм Калхаса актёра .
Именем Калхаса назван астероид , который 19 сентября 1973 года открыли голландские астрономы К. Й. ван Хаутен , И. ван Хаутен-Груневельд и Том Герельс в Паломарской обсерватории .
Примечания
- Гомер . Песнь первая // = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича . Строки 69—74
- ↑ , 190.
- ↑ .
- Гомер . Песнь двенадцатая // = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича . Строка 394
- ↑ .
- , 97.
- , I, 43, 1.
- , с. 157.
- , III, 13, 8.
- , с. 237—238.
- Гомер . Песнь вторая // = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича . Строки 300—330
- , Эпитома, III, 15.
- Гомер . Песнь перрая // = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича . Строка 71
- Гомер . Песнь перрая // = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича . Строка 70
- Гомер . Песнь перрая // = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича . Строки 98—100
- , Аякс, 749—784, с. 193.
- , Эпитома, V, 8.
- , II, 176–199.
- , Взятие Илиона, 172 и комментарий 61, с. 108.
- , XIII, 338—339.
- , Эпитома, VI, 2—4.
- , Калхант (Калхас).
- , с. 756.
- , Фрагмент 278, с. 178—179.
- ↑ , XIV, I, 27.
- , с. 756—757.
- , XII, VII, 3.
- , 1047—1051.
- , VI, III, 9.
- , с. 945—946.
- , VII, 91.
- , VII, 3, 4.
- , XIV, IV, 3.
- , с. 947—948.
- , с. 948—955.
- , Агамемнон, 122—138.
- , с. 407.
- , Аякс, 746—779, с. 193.
- , XII, 11—23.
- , «Ад», XX, 111, с. 117.
- , с. 205.
- , с. 277—278.
- . museivaticani.va . официальный сайт Ватиканских музеев . Дата обращения: 7 декабря 2021. 7 декабря 2021 года.
- , S. 373—374.
- Чехов А. П. Калхас // Собрание сочинений. — М. : Государственное издательство художественной литературы, 1955. — Т. 4. Рассказы 1886. — С. 505—510, комментарии на с. 633.
- Чехов А. П. Калхас // Собрание сочинений. — М. : Государственное издательство художественной литературы, 1955. — Т. 9. Пьесы 1886—1904. — С. 11—18, комментарии на с. 465—466.
- Schmadel, Lutz D. (англ.) . — Fifth Revised and Enlarged Edition. — B. , Heidelberg, N. Y. : Springer, 2003. — P. 298. — ISBN 3-540-00238-3 .
Литература
Источники
- Псевдо-Аполлодор . / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича . — Л. : Наука , 1972.
- Вергилий . // Буколики. Георгики. Энеида. — М. : Художественная литература , 1979.
- Геродот . / Перевод и примечания Г. А. Стратановского , под общей редакцией С. Л. Утченко . Редактор перевода Н. А. Мещерский . — Л. : Наука, 1972.
- Гесиод . Полное собрание текстов / Вступительная статья В. Н. Ярхо . Комментарии О. П. Цыбенко и В. Н. Ярхо. — М. : Лабиринт , 2001. — 256 с. — (Античное наследие). — ISBN 5-87604-087-8 .
- Псевдо-Гигин . / Перевод с латинского, комментарий Д. О. Торшилова под общей редакцией А. А. Тахо-Годи . — СПб. : Алетейя , 2000. — 360 с. — (Античная библиотека). — ISBN 5-89329-198-0 .
- Гомер . Илиада / пер. Н. И. Гнедича . Изд. подг. А. И. Зайцев . — Л. : Наука, 1990.
- Данте Алигьери. Божественная комедия. Новая Жизнь / Перевод с итальянского, вступительная статья и комментарии к «Божественной Комедии» Михаила Лозинского . — М. : Иностранка , Азбука-Аттикус , 2019. — 768 с. — ISBN 978-5-389-06131-6 .
- Квинт Смирнский . После Гомера / Вступ. ст., пер. с др.греч. яз., прим. А. П. Большакова. — М. : Университет Дмитрия Пожарского, 2016. — 320 с. — ISBN 978-5-91244-158-5 .
- Ликофрон . // Вестник древней истории / Перевод с древнегреческого и комментарий И. Е. Сурикова . — 2011. — № 1—2 .
- Овидий . / Перевод с латинского С. В. Шервинского . Примечания Ф. А. Петровского .. — М. : Художественная литература , 1977.
- Павсаний . / Перевод и примечания С. П. Кондратьева под редакцией Е. В. Никитюк. Ответственный редактор проф. Э. Д. Фролов .. — СПб. : Алетейя, 1996. — ISBN 5-89329-006-2 .
- Софокл . Драмы / В переводе Ф. Ф. Зелинского под ред. М. Л. Гаспарова и В. Н. Ярхо. Издание подготовили М. Л. Гаспаров и В. Н. Ярхо. — М. : Наука, 1990. — ( Литературные памятники ).
- Страбон . / Перевод, статья и комментарии Г. А. Стратановского под общей редакцией проф. С. Л. Утченко.. — М. : Ладомир , 1994.
- Трифиодор . Взятие Илиона // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета . Серия 3: Филология / Александрова Т. Л.. — 2021. — Вып. 67 . — С. 99—124 . — doi : .
- Хроника Симеона Магистра и Логофета / Перевод со среднегреческого А. Ю. Виноградова, вступительная статья и комментарии П. В. Кузенкова. — М. : Русский фонд содействия образованию и науке, 2014. — 264 с. — (Византия и ее окружение. Источники. Том I.). — ISBN 978-5-91244-135-6 .
- Эсхил. / в переводе Вячеслава Иванова. Издание подготовили Н. И. Балашов , Дим. Вяч. Иванов, М. Л. Гаспаров, Г. Ч. Гусейнов , Н. В. Котрелев , В. Н. Ярхо. Ответственный редактор Н. И. Балашов. — М. : Наука, 1989. — (Литературные памятники). — ISBN 5-02-012688-8 .
Исследования
- Грабарь-Пассек М. Античные сюжеты и формы в западноевропейской литературе. — М. : Наука, 1966. — 318 с.
- Клейн Л. С. Анатомия «Илиады». — СПб. : Издательство С.-Петербургского университета , 1998. — 560 с. — ISBN 5-288-01823-5 .
- Кондрашов А. П. Кто есть кто в мифологии Древней Греции и Рима. 1738 героев и мифов. — РИПОЛ Классик , 2016. — 704 с. — (Культура в фактах). — ISBN 978-5-386-09554-3 .
- Немировский А. А. , Сафронов А. В. // Индоевропейское языкознание и классическая филология. — 2018. — Вып. 22 , № 2 . — С. 945—960 . — ISSN . — doi : .
- Никола М. И. // Знание. Понимание. Умение. — Московский гуманитарный университет , 2015. — № 4 . — С. 271—283 . — ISSN .
- Сафронов А. В. // Индоевропейское языкознание и классическая филология. — 2012. — № 16 . — С. 750—760 . — ISSN .
- Соловьёв С. Ю. // Наука без границ. — 2017. — Вып. 9 , № 4 . — С. 152—158 . — ISSN .
- Тахо-Годи А. А. // Мифы народов мира / Главн. ред. С. А. Токарев . — М. : Советская энциклопедия , 1980. — С. 506.
- Moog-Grünewald M. Mythenrezeption. Die antike Mythologie in Literatur, Musik und Kunst von den Anfängen bis zur Gegenwart : [ нем. ] . — Stuttg. ; Weimar : Verlag J. B. Metzler, 2008. — ISBN 978-3-476-00080-4 .
- . // Paulys Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft : [ нем. ] / Georg Wissowa . — Stuttg. : J. B. Metzler’sche Verlagsbuchhandlung, 1919. — Bd. X, Zweite Hälfte (X, II). — Kol. 1552—1555.
- Stoll H. W. , . // : [ нем. ] / Roscher Wilhelm Heinrich . — Lpz. : Druck und Verlag von B. G. Teubner, 1890—1894. — Bd. II. — Kol. 921—924.
- 2020-07-17
- 1