Воронцово (усадьба)
- 1 year ago
- 0
- 0
Пена́ты — музей - усадьба художника И. Е. Репина , расположенная в посёлке Репино (бывш. Куоккала) Курортного района Санкт-Петербурга , Приморское шоссе , 411. Является филиалом Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств .
В 1899 году, когда Репин приобрёл участок земли, где позже будет выстроена усадьба «Пенаты», он уже был прославленным художником, автором «Ивана Грозного» и «Царевны Софьи», « Бурлаки на Волге » и «Крестного хода», «Отказа от исповеди» и «Ареста пропагандиста», «Заседания государственного совета», портретов Серова , Мусоргского , Бородина, Глазунова, Пирогова, Витте и Николая II ; много лет являлся членом Товарищества передвижных художественных выставок . Вскоре после того как Репин обосновался в Пенатах, он стал профессором и руководителем художественной мастерской в Академии художеств , а с 1898 года — ректором Академии.
Именно эти многочисленные обязанности и заставили Репина искать дом в окрестностях Санкт-Петербурга: с одной стороны, из Куоккалы было удобно добираться до города, с другой — место на берегу Финского залива было достаточно уединённым, и Репин мог работать спокойно и без помех. Усадьбу назвали «Пенаты» в честь римских богов-хранителей домашнего очага. Изображения этих божков, пенатов , можно увидеть на расписных деревянных воротах усадьбы, созданных по рисунку Репина. Уникальным и ни на что не похожим остаётся и дом Репина. В доме два этажа, и на первом из них находится скульптурная мастерская, а также жилые комнаты: кабинет хозяина, гостиная и столовая .
В доме на знаменитых «репинских средах» бывали Максим Горький , Корней Чуковский , сюда приходили Маяковский , Есенин , Леонид Андреев , Давид Бурлюк , Короленко , Куприн , народоволец Морозов , композиторы Лядов , Глазунов и многие другие.
Репин прожил в усадьбе 30 лет, здесь он в 1930 году умер и здесь же был похоронен.
В 1940 году в доме Репина в «Пенатах» был открыт мемориальный музей, однако во время Великой Отечественной войны здание сгорело дотла. К счастью, в 1941 году мемориальные вещи и часть обстановки удалось вывезти в Ленинград, во время войны они хранились в здании Академии художеств .
После Победы дом был восстановлен, и музей открылся вновь 24 июля 1962 года.
В XXI веке усадьба является памятником культурно-исторического наследия федерального уровня охраны, включающим 3 объекта (жилой дом, могилу И. Е. Репина и парк ), и наследием ЮНЕСКО в целом на основании:
В 2019 году финляндский аукционный дом Хагельстам передал в дар репинскому музею «Пенаты» семейный архив, выкупленный у родственников дочери художника Веры Ильиничны .
В «Пенатах» была написана серия портретов .
В XXI веке парк имеет площадь 3,8 га; экспозиционно-выставочная площадь музея — 551,2 м², временных выставок — 60 м², фондохранилищ — 7,3 м².
Усадьба названа «Пенаты» в честь римских богов-хранителей домашнего очага. Изображение этих божков, пенатов, можно видеть на расписных деревянных воротах усадьбы, созданных по рисунку Репина. Гора за усадьбой названа «Чугуевской» в честь малой родины художника. Возле дома рабочими-латышами был пробурён артезианский колодец названный «Абиссинским». У колодца находилась «Скамья великого гнева», где Репин критиковал молодых художников…
— Первушина Е. В. Усадьбы и дачи петербургской интеллигенции XVIII — начала XX века. СПб. 2008, с. 312
В 1899 году — Репин купил небольшую усадьбу, около 2 га, на имя своей второй жены Н. Б. Нордман . Заросший кустами участок через два года превратился в парк.
Летом 1899 года — в усадьбе вырыли пять прудов с соединяющими их каналами, выходящими в протекающий рядом за усадьбой ручей, названный «Марьина канава» и впадающий в Финский залив .
В 1903 году — по эскизу Репина (народные узоры вышивок) были сделаны ворота с калиткой, на которых обозначено название усадьбы и дата «1903» год, с этого момента в доме стали жить постоянно.
В 1906 году на аллее, названной именем Пушкина, была расчищена поляна, названная площадью Гомера. Она была украшена гранитными глыбами и вывороченными корнями деревьев, которые Репин собственноручно покрыл смолой. В правой части поляны была построена беседка «Храм Озириса и Изиды» , которая часто становилась эстрадой. Внешний вид её не менялся с момента постройки. По воскресеньям на поляне устраивались кооперативные, а значит дешёвые народные гуляния: читали лекции, пели, танцевали, пили чай с булкой и леденцами. Таким образом, Репин устраивал себе дополнительный отдых по предписанию врачей.
За площадью Гомера аллея Пушкина приводит к лестнице, поднимающейся к «Башне Шехерезады» — высокая смотровая с подзорной трубой площадка, двухъярусная, с точёными, ажурными, раскрашенными решётками и балясинами. Рядом на горе были ещё две беседки «Будка Италии» и «Рембрандт». Эту гору назвали «Чугуевой горой», на ней были высажены вишни. Вдоль Чугуевой горы аллея Пушкина и Берёзовая аллея соединяются аллеей сосен. Вокруг дома были разбиты цветочные клумбы. Из выкопанных в прудах валунов сложили альпийские горки. Мелкая галька и булыжники, использовались для мощения дорожек и укрепления берегов. На аллеях и дорожках для перехода через канавы устроены деревянные мостики. Все дорожки и уголки парка имели свои названия в честь друзей или родных, под настроение названия менялись. В парке строились деревянные домики и беседки. До нашего времени дошли только две.
К 1908 году — сразу за воротами были ещё два строения: дом местного финна и вновь построенный дом сына Юрия — добротный двухэтажный, похожий на пенатский, приспособленный для работы художника-живописца. Сейчас по этому месту проходит косая аллея к музею.
В 1911 году — в конце аллеи Пушкина был выкопан самый поздний и нарядный круглый пруд, названный «пруд Рафаэля». Через парк были проложены две параллельные аллеи: от ворот берёзовая, а от дома еловая.
В 1914 году — была пробурена на 72 м в глубину скважина, оборудованная в артезианский колодец «Посейдон», дававшая чистую воду с большим расходом, которого хватало для проточности прудов и канав. Вода чистая, питьевая с небольшим привкусом железа. Репин считал её целебной и пил до самой смерти. В большом пруду у колодца были посажены белые лилии, на воду спущена небольшая лодочка, там же устраивались фейерверки по праздникам. Зимой на льду пруда устраивалась карусель, а Шаляпин даже катался на коньках.
В 1922 году — входные ворота усадьбы были Репиным переделаны, но основа рисунка осталась та же. В трудные 1920-е годы в парке был огород. Кроме дома были ещё сараи и дворницкая одноэтажная постройка, располагавшаяся с правой (южной) стороны от основного дома (там жил племянник Репина). Со стороны южного фасада был погреб со стеклянной крышей и стеклянной галереей-переходом от дома. Все эти строения загораживали вид на Пенаты от Большой дороги. По завещанию Нордман для музея все эти постройки должны быть уничтожены. Их и не восстанавливали. Дом открыт в сторону парка. Все комнаты с видом на парк имели выходы в парк, и он был как бы их пейзажным продолжением.
С октября 1930 года — на углу аллей Берёзовой и Сосен находится могила Репина.
В 1940 году — территория п. Куоккала становится советской, дом цел, после эвакуации детей Репина внутренняя обстановка сохранилась, даже еда на тарелках в столовой, видимо уезжали стремительно, полы были устланы разбросанными «документами», в «Пенатах» создаётся музей памяти И. Е. Репина, на могиле был временно установлен гипсовый бюст, взамен креста.
В 1946 году — на могиле установлен памятник в виде гранитного постамента с бронзовым бюстом художника, исполненный в 1909 году Н. А. Андреевым .
в 1960 году в Пенатах была восстановлена беседка «Шахерезада». С 1969 года она ремонтировалась ежегодно и регулярно вносилась в план капитального ремонта, оставаясь в состоянии, опасном для посетителей . В 1974 году столяры УНР-47 треста № 104 Главленинградстроя капитально отремонтировали «Шахерезаду» .
В 1994 году — после реставрационных работ в Пенатах памятник был заменён красивым деревянным крестом, как и было ранее до 1940 года.
В 2013 году на территории усадьбы были созданы две площадки для игры в крокет . 6 октября Федерация крокета РФ и «Пенаты» провели городской турнир по классическому русскому крокету среди 10 команд. Документально известно, что в «Пенатах» у Репина играли в крокет. Эта игра была популярна в России в XIX веке и начале XX века. Забытая забава дачников возвращается как традиция усадьбы Репина
Одноэтажный дом обрастал пристройками, верандами , балконами.
В 1906 году поднялся второй этаж со стеклянными шатрами , флюгерами , резными украшениями, сделанными по рисункам хозяина. Строительство велось без плана. То, что получилось, подчинено показателям назначения и целесообразности каждой пристройки, где много света, воздуха, удобно жить и работать художнику.
По завещанию Нордман, составленному в 1910 году, в случае смерти хозяйки (это случилось в 1914 году в Швейцарии от открытой формы туберкулёза) дом становился собственностью Репина, а потом переходил к Академии художеств при условии, что там будет музей И. Е. Репина.
С 1922 года на территории Финляндии фактической хозяйкой дома стала старшая дочь Репина Вера Ильинична, возвратившаяся из Петрограда и негативно настроенная к Советской России. В 1939 году Вера и её брат Юрий эвакуировались в Хельсинки , забрав часть принадлежавших им, от 5 ноября 2012 на Wayback Machine от августа 1927 года, картин и рисунков.
Весной 1940 года дом был открыт для посетителей как музей. После начала войны в 1941 году мемориальные вещи и часть обстановки, но не вся, были вывезены в Ленинград, в Академию художеств .
В 1944 году от дома и всех построек в парке нашли только фундаменты и остовы печей. Так как обмеров дома ранее не делалось, то восстановление шло по сохранившемуся фундаменту и многочисленным фотографиям. Проект исполнялся архитектурной мастерской Ленпроекта под руководством И. Кацюга, архитектором В. Шерстнёвым. Строительные работы осуществлял отдел капитального строительства Ленгорисполкома. В 1930 −1940 году была составлена опись вещей, сохранившихся в «Пенатах», что облегчало поиски предметов интерьера. По фотографиям интерьеров Академия , стали приобретать аналогичную мебель. Были устроены выставки фотографий требуемых предметов. Известно, что в гостиной стоял рояль фирмы Беккер № 34132, который выбирал для Репина композитор А. К. Глазунов . Случайно нашли рояль не только близкий по номеру, но и такой, на котором ранее играл Глазунов. Владелицей рояля оказалась ученица композитора. Часть мебели из петербургской квартиры художника, подлинность которой бесспорна, сохранилась у дальних родственников Репина: инкрустированный псевдовосточный столик, изображённый на картине «Негритянка», нотная этажерка с автографом Репина. Эта мебель и вещи стали дополнением обстановки в «Пенатах». Обеденный стол со вращающейся серединой был вновь сделан благодаря чертежам с объяснением конструкции, сохранившихся в архиве Русского музея. Печи и камины были восстановлены по картинам и рисункам интерьеров. Художник Ю. Мунтян, делавший эскизы для восстановления печей, на развалинах дома в 1944 году подобрал обломки кафеля для образцов. Для маленьких печей в зимней мастерской подошли кафеля, разобранных к тому времени печей Русского музея.
Вместо некоторых утраченных произведений, которые были в «Пенатах», главным образом работ учеников Репина, удалось отыскать картины тех же художников, относящихся к тому же времени. Так появились этюд В. А. Серова «Пиратка», портреты работ Б. М. Кустодиева , И. С. Куликова , И. И. Бродского , Н. Ф. Петрова, Ф. А. Малявина .
В настоящее время в «Пенатах» находится порядка 600 произведений живописи и графики .
24 июня 1962 года — состоялось торжественное открытие возрождённых репинских «Пенатов».
Парк, дом, внутренний вид комнат воссозданы такими, какими они были в 1905—1912 годах, то есть в наиболее значительный период жизни Репина. Было восстановлено 10 комнат в том числе зимняя веранда. Кухня, ванная и другие хозяйственные пристройки, согласно завещанию не реставрировались, поэтому сейчас здесь гардероб музея и кабинеты для научной работы. Эти три комнаты сохранили старую планировку, но их внутреннее убранство не восстановлено, так как не было необходимых фотографий, а сами комнаты несколько раз меняли своё назначение. Известно, что в угловой была спальня Нордман, затем Надежды Ильиничны, средняя служила малой столовой, а в первой комнате жила прислуга. В музее на стенах этих комнат размещены большие фотографии основных произведений художника. В витринах, расположенных вдоль стен, — архивные документы, биографические материалы.
В начале XX века в прихожую попадали прямо с крыльца. Это небольшое, очень светлое помещение, вся южная стена которого занята узорным окном. У окна на бамбуковой подставке медный гонг — «Там-Там». Он был выписан Нордман в 1909 году из Парижа . Над гонгом плакат, сделанный от руки: «Самопомощь… Сами снимайте пальто, калоши… Бейте весело, крепче в там-там … Открывайте дверь в столовую сами…». Самопомощь — это девиз репинского дома. Швейцара здесь не было. Все работали на равных правах, в том числе и хозяева. Прислуживание считалось недопустимым. Та комната, из которой сейчас посетители осматривают прихожую, была малой столовой, где хозяева обедали во все дни, кроме среды. Здесь же находились телефонные аппараты — местный и междугородный. У входных дверей справа стоит старый флаг «Пенатов». Он был голубой и поднимался по средам над домом. На вешалке рядом — репинская крылатка, на столике шляпа и берет. В крылатке Репин изображён советским скульптором М. Г. Манизером .
Бюст его работы установлен в центре посёлка Репино . У окна стоит старый деревянный сундук. В 1920-е годы он был подарен прислуге Мине Лаутанен, когда она выходила замуж. Летом 1962 года сундук вернулся из Финляндии в «Пенаты» как дар мужа Мине. Напротив входных дверей простое зеркало, вместо подзеркальника — ящик, сбитый из дощечек, покрытый домотканой шерстяной скатертью. Здесь же небольшой кожаный саквояж Репина. В углу самодельные трости и заступ. В прихожей у зеркала большая фотография, сделанная 20 июля (2 августа по н.с.) 1912 года. Гости на ступеньках лестницы беседки «Башенка Шахерезады». Репин и Нордман сидят слева, напротив Репина — художник М. П. Боткин .
Кабинет пристроен к одной из комнат и как бы выходит в сад. Комната с выступающей полукругом стеклянной стеной всегда полна света. Это самая поздняя пристройка к дому была сделана в 1911 году. В центре кабинета стоит письменный стол. На нём среди личных вещей страницы рукописи воспоминаний. В витринах перед кабинетом книги с дарственными надписями Чехова , Короленко , Бунина , Лескова , Леонида Андреева , С. Н. Сергеева-Ценского , Ц. А. Кюи , Н. А. Морозова , Менделеева . Там же книги о Ленине и его сочинения, присланные в Пенаты по просьбе Репина в 1926 году. По воспоминаниям ученика Репина и старого друга по академии, А. М. Комашко, прожившего в Пенатах около трёх лет, кабинетом художник пользовался часто как мастерской, так как там было много света. В кабинете Репиным были написаны воспоминания «Далёкое близкое». Вдоль стен — полки с книгами и статуи русских великанов в маленьком виде скульптора И. Я. Гинцбурга . Это В. Стасов , Л. Толстой , В. Суриков , А. Рубинштейн , А. Кони , Д. Менделеев . На письменном столе в простых рамках стоят фотографии близких: портрет отца, матери и десятилетнего сына Юрия. Здесь же лежат папки с поздравительными адресами, бювары , портфель с монограммой «И. Р.». Прессом для бумаг служил большой кусок зелёного стекла — память о посещении Брянского завода. Слева стоит ящик с большим увеличительным стеклом в деревянной рамке — приспособление, которым пользовались при рассматривании фотографий. Резной ларец , в котором Репину были переданы 436 сочувственных писем по поводу несчастного случая вокруг картины « Иван Грозный » . Небольшая плита из розового мрамора, служившая подставкой для чернильницы, подарена архитектором В. Ф. Свиньиным 21 августа 1910 года в день открытия флигеля Русского музея , построенного по его проекту. Рядом с письменным столом находится гипсовый слепок со статуи « Скорчившийся мальчик » Микеланджело (оригинал в Эрмитаже ). На кафельной печке слева бронзовая статуэтка «Нарцисс» — память о путешествии в Неаполь.
В ней по средам собирались гости. Отличалась простотой своего убранства. Главным её украшением были картины — работы учеников и друзей Репина. При входе — слепок со знаменитой скульптуры Венеры Милосской (гостиную иногда называли «комнатой Венеры»). В обычные дни эта комната была кабинетом Наталии Нордман. Здесь всегда стоял рояль. Возле него на стене висит фотография молодого Горького с дарственной надписью. На стене, слева от рояля, висит ковёр ручной работы, вышитый крестом по рисунку архитектора А. Л. Гуна — это подарок от певицы А. Н. Молас , пропагандистки творчества Мусоргского. Над дверью, возле лестницы, ведущей в мастерскую, висит портрет Чуковского , исполненный И. И. Бродским в 1915 году .
На рабочем столе Нордман, накрытом шёлковой серой в лиловую полоску тканью, которая сохранилась до нашего времени, можно видеть фотографии Репина и самой Нордман. Слева на стене рисунок-портрет Нордман, выполненный Репиным. Каждое воскресенье зимой в гостиной читались публичные лекции по самым разнообразным знаниям. Лекторами выступали и сами слушатели Кипятов Василий Николаевич (дворник г. Башмакова) читал лекцию о пчеловодстве и т. д. Публика была самая разнообразная: сидельцы, приказчики, дворники, кухарки, горничные , фермеры и пр., от 10 лет до 60-летних. Ни перед кем не запиралась большая комната, всегда битком набитая и поражавшая лекторов необычным вниманием. Это, по словам Репина, был мини-народный университет. Летом лекции читались в саду, заканчиваясь пением народных фабричных песен, частушек и танцами. Иногда лекции переносились в летний театр « Прометей », приобретённый Репиным для Нордман на берегу залива в п. Оллила. В 1911 году Нордман открыла там летний дневной детский сад для местных детей. В гостиной находятся работы учеников и друзей Репина. Над входом в кабинет — портрет его сына Юрия, написанный В. С. Сварогом в 1915 году. Над роялем — пейзаж одного из учеников И. И. Бродского (во время войны пейзаж утрачен, сейчас там висит « Лунная ночь » Бродского).
Над столиком Нордман висит работа художника К. К. Первухина «Мостик в Венеции», над входом в столовую висит «Зимний пейзаж» ученика Репина А. В. Скалона, ниже, на двери, — фотография группы художников-передвижников. Как память о «Товариществе» — небольшой натюрморт «Ваза с цветами» с подписями Репина, Маковского , Прянишникова И. , Поленова В. Ниже висит пейзаж с парусной лодкой, выполненный Васильевым Ф. А. во время поездки с Репиным по Волге в 1870 году . Возле больших стенных часов одна из ранних работ ученика Репина — В. А. Серова , этюд с рыжей охотничьей собакой «Пиратка» . Справа от входа на зимнюю веранду работа чугуевских живописцев — первых учителей Репина. Вверху справа висит двойной портрет майора Куприянова с женой, художника И. Н. Шаманова. Небольшие портреты Леонтия Ивановича Персанова висят в гостиной. Среди них парные портреты супругов Нечитайловых, профиль Логвинова Якова, портрет мальчика на берегу реки, написанные в середине XIX века. В нижнем ряду помещён небольшой этюд Репина, изображающий дом, в котором он жил в Чугуеве . На портрете рыжебородого мужчины в синем халате изображён квартирный хозяин Репина в его первой комнатке на Васильевском острове — архитектора Петрова Александра Дмитриевича. Над дверью на зимнюю веранду висит «Пейзаж», исполненный сыном Юрием. Под большими репинскими часами акварельный автопортрет Веры Алексеевны (1855—1917) — первой жены Репина . На фотографии, рядом с автопортретом, Репин с детьми. Справа — старшая дочь Вера (1872—1948), слева — вторая Надежда (1874—1931), затем сын Юрий (1877 −1954) , младшая дочь Татьяна (1880—1957).
Восьмиугольная, увенчанная прозрачным шатровым перекрытием веранда почти на две трети стеклянная. Это наиболее ранняя пристройка (киоск) к дому была сделана в 1904 году и вначале служила мастерской. Потом был надстроен второй этаж с удобной большой мастерской, а бревенчатая зимняя веранда обшита досками и окрашена. Стены её снаружи украсились резными изображениями фантастических зверей. Самое светлое помещение дома, выходящее в парк, хотя и расположено в северной части дома. Здесь принимали гостей, пили чай, а и иногда, раскрыв двери и выдвинув рояль, устраивали домашние концерты. Через стеклянные двери веранды в гостиную проникает большое количество света.
Летом 1905 года была превращена в мастерскую для написания двойного портрета Максима Горького с М. Ф. Андреевой . На высокой подставке, в мягком кресле, которое и сейчас можно видеть на веранде, устроилась Андреева, а рядом, на подоконнике, положив ногу на ногу и подперев подбородок рукой, сидел Горький. В этом же кресле Репину позировали: М. Ф. Андреева, Н. Б. Нордман, Л. Н. Андреев, В. Г. Короленко, П. В. Самойлов , В. М. Бехтерев и другие .
Это помещение называли и верандой бюстов, вдоль стен стояли скульптурные работы Репина. На прежних местах три скульптурных портрета и самый ранний из них по времени создания (1981 г.) — бюст русского хирурга Н. И. Пирогова Бюст Л. Н. Толстого вылеплен в 1891 году в Ясной Поляне , рядом — скульптурный портрет Н. Б. Нордман от 1902 года. Здесь же находится бюст Репина, вылепленный живописцем Виктором Васнецовым в 1880 году в Абрамцеве . Считается, что это единственное произведение Васнецова в скульптуре.
В 1930 году здесь стоял гроб с телом Репина и отсюда его проводили в последний путь.
Из гостиной дверь ведёт в столовую. Это просторная комната с большим окном, выходящим в сад. На стенах произведения Репина — портреты близких ему людей: портрет Нордман, выполненный в 1905 году в Италии, портрет дочерей — Веры и Нади (1877), исполненный в технике пастели портрет Г. Г. Ге — актёра Александринского театра, племянника знаменитого художника Н. Н. Ге , картина-эскиз на историческую тему «Клич Минина нижегородцам. Междуцарствие 1612 года» (1876—1915) и другие произведения. Здесь проходили обеды по средам. В центре стоит стол особой круглой конструкции на 20 персон, выполненный по заказу Нордман финским столяром Пекко Ханекайненом в 1909 году (с 1962 года новодел). Вращающийся центральный круглый элемент стола с ручкой не требовал присутствия посторонней обслуги, гости могли обслужить себя сами, без помощи прислуги и даже без помощи соседа. Чистая посуда стояла тут же рядом, а грязная складывалась в выдвижные нижние ящики. К обеду, в шесть часов вечера, оставались только близкие знакомые (столовая не могла вместить всех, кто приходил к Репину в этот день). Под удары гонга и под звуки органчика все входили в столовую. У маленького стола с хлеборезкой каждый брал себе хлеб (этот стол не сохранился). Места за столом определялись по жребию. Номер первый становился председателем, в его обязанности входило снимать крышки с кастрюль с кушаньями. Часть кушаний находилась в «волшебном сундуке». Этот сундук, выписанный Нордман из Дрездена , выполнял функции термоса и стоял у окна в столовой. Сохранились карточки меню вегетарианских обедов с правилами круглого стола. Вкусно приготовленные овощи, фрукты, блюда из различных трав (сена) — супы, котлеты. Одна из карточек от 10.08.1911 года находится на столе. За нарушение правил самопомощи полагалось произнести идейную речь экспромтом с трибуны, расположенной в углу столовой на возвышении, тосты не разрешались. Чем больше нарушений, тем обед получался веселее. Больше всех отличались Чуковский и Н. Н. Евреинов .
Картины со стен столовой художник часто менял, некоторые продавал, дарил, а на их месте появлялись новые. Сейчас в столовой есть и ранние работы, созданные в Чугуеве, произведения последних лет. Справа от буфета висит акварель « Бандурист » (1859 год), слева у изразцовой печи, находится небольшой портрет рыжеволосой девочки, вяжущей на спицах (на обороте надпись «снимал Илья Ефимыч Анюту Петрову 20 л.»), рядом пейзаж «Нормандия» без подписи и даты. Центральное место в столовой занимает портрет Нордман 1905 года, в 1929 году была попытка продать этот портрет, но из-за высокой цены продажа не состоялась. Слева от портрета Нордман — картина (1877 год), изображающая двух девочек, стоящих среди разбросанных игрушек. Это дочери Репина. В 1902 году эта картина была подарена внучке Тасе (в замужестве Татьяна Николаевна Дьякова), дочери Татьяны Ильиничны Язевой, которая в 1920-е годы выехала в Париж. Потомки по этой линии регулярно приезжают в «Пенаты» в памятные даты .
Здесь же пастель Г. Г. Ге — актёра и режиссёра, который позировал Репину при написании картины «Пушкин на набережной Невы». Ниже — маленький, написанный в парке, этюд-портрет И. П. Павлова , написанный в 1920-е годы. Слева на той же стене портрет скульптора И. Я. Гинцбурга (1907 год в Пенатах). Крайние слева на этой стене — портрет профессора Н. Ф. Денисюка и этюд к картине «Пушкин на берегах Невы».
Эскиз-картина «Клич Минина Нижнему Новгороду» (1876—1915) начат был в Чугуеве , но так и не закончен. В нижнем ряду эскиз «Встреча войск». В 1914 году эскиз был продан, после 1917 года попал в Русский музей, в 1940 году передан в Пенаты. Пейзаж «Пруд в Пенатах» написан в мрачных тонах. В простенке у трибуны висит портрет Веры Ильиничны (1926 год), выполненный литографическим карандашом. В конце 1920-х годов Репин не мог подниматься на второй этаж, и столовая служила ему и спальней и мастерской, между трибуной и печью, отгороженный ширмой стоял диванчик, где он спал. В августе 1930 года в день 86-летия в столовой Репин принимал гостей, — в последний раз. В этой же комнате он умер 29 сентября 1930 года.
Расположена на 2 этаже, куда ведёт узкая крутая лестница. Мастерская была построена по замыслу самого художника в 1906 году. Бревенчатые стены естественного цвета, резные наличники на окнах и дверях, перила лесенок с балясинками — всё это свидетельствует о своеобразной стилизации мотивов русской народной архитектуры. Мастерская занимает почти весь второй этаж. Она может быть разделена на три части портьерами. Обилие света, попадающего через стеклянный потолок и большие окна.
В центральной части на большом мольберте — последний автопортрет Репина 1920 года. Художнику 76 лет. Его можно отнести к лучшим работам позднего периода творчества художника. Сохранилась шапка, в которой Репин себя изобразил, она лежит рядом на табурете, справа от автопортрета. У шкафа висит рабочий халат Репина. Рядом на столике в синей вазе — кисти Репина. Справа на низкой табуретке находится его знаменитая подвесная палитра.
Интересны работы, связанные с написанием картины «Торжественное Заседание государственного Совета» (1903). Она была выполнена в Петербурге, а в «Пенатах» оказались эскизы композиции — живописный и графический. Здесь же этюды к портретам членов Государственного Совета, выполненные учениками Репина — И. Куликовым и Б. Кустодиевым. Эти художники помогали Репину в работе над картиной.
Стены мастерской всегда были заполнены этюдами и эскизами Репина. Работа шла над несколькими картинами сразу, и в мастерской стояло несколько мольбертов с холстами. По средам в мастерскую могли пройти непосвящённые, которым показывались картины и выслушивались критические мнения о них. Репин мог работать и одновременно разговаривать с посетителями, что нашло отражение в его картинах. Но над большими картинами он работал в одиночестве и не показывал их до завершения.
В мастерской «Пенатов» были написаны картины «Пушкин на акте в лицее 8 января 1915 года» (1911), «Какой простор» (1903), «Манифестация 17 октября 1905 года» (1907—1911), «Голгофа» (1922—1925), «Гопак» (1927).
По словам художника, в мастерской он проводил лучшие часы своей жизни. К. Чуковский вспоминал, как Репин «утром, едва проснувшись, бежал в мастерскую и там истязал себя творчеством, потому что тружеником он был беспримерным и даже немного стыдился той страсти к работе, которая заставляла его от рассвета до сумерек, не бросая кистей, отдавать все силы огромным полотнам, обступившим его в мастерской».
У входа на балкон на мольберте — большое полотно, на котором изображён большой белоколонный зал, ряды кресел и сидящие фигуры — это эскиз «Торжественного заседания Государственного Совета». Сама картина в Русском музее. Репину помогали его ученики. Ранние работы учеников размещены в первой части мастерской. Над лесенкой, ведущей в костюмерную, находится большой портрет девушки в полный рост — это написанный Ф. А. Малявиным портрет А. И. Тхоржевской-Петровой. Здесь же ранняя работа Б. М. Кустодиева — профильный портрет седовласой пожилой женщины, а над маленьким «тюремным» окошком висит портрет самого Кустодиева, написанный И. С. Куликовым . Молодой человек изображён полулежащим с книгой в руках. В центральной части мастерской, около камина, находятся подлинные вещи запорожских казаков, из коллекции, принадлежавшей учёному Яворницкому Д. И. (стал образом писаря) и служившие при работе над картинами « Запорожцы пишут письмо турецкому султану », «Черноморская вольница», «Гопак».
На столе рядом с «шаляпинским» диваном стоят сохранившиеся только три фигурки запорожцев, вылепленные Репиным, и дошедшие до наших дней, правда без голов и рук. Над маленьким окошком, как и при Репине, висит рисунок, изображающий мальчика с чубом, завёрнутым за ухо. Это портрет Юрия Репина. У камина на стене, на украинской плахте висит старинное оружие — кривая турецкая сабля с красивой изогнутой рукояткой бледно-зелёного рога и фитильное ружьё, восточного турецкого происхождения. Таким трофейным оружием пользовались запорожцы. Ниже на подставке лежат ножны к саблям и шашкам, кожаная фляга для вина, кисет из кожи с бахромой и самодельные ножны для двух ножей. К подставке прислонён любимый музыкальный инструмент запорожцев — торбан. Под его аккомпанемент пели в Пенатах старинные украинские и русские песни и думки. Слева в углу, у самого камина, на манекене «кобняк з видлогою» — верхняя одежда казаков из белого домотканого сукна. В углу, над запорожскими вещами, висит турецкий флаг из зелёной материи с цветными аппликациями. Справа на выступе стены помещён небольшой круглый барельеф с «Запорожцев…» из обожжённой глины, сделанный украинским мастером гончаром Поросным Василием из местечка Опошня. Справа на стене висит небольшой эскиз картины «Черноморская вольница». В Пенатах сохранился один этюд к этой картине — «Молящийся запорожец». Он стоит на мольберте. На стене, рядом с большим окном работа Юрия — скопировавшего в Эрмитаже знамя запорожцев: его центральную часть, на малиновом фоне посредине корабль — знаменитая запорожская чайка с фигурами запорожцев. Слева от копии запорожского знамени висит портрет Юрия (возможно автопортрет). В простенке, у третьей лестницы, ведущей в летнюю мастерскую, висит этюд натурщика мальчика Эди. На фотографии, на площадке лестницы, ведущей в летнюю мастерскую, группа гостей Репина запечатлена около этого произведения. В центре мастерской, у окна, «шаляпинский» диван (подлинник не сохранился, экспонат близок по форме и цвету обивки), назван так потому, что на нём позировал Шаляпин (портрет так и не был завершён). В мастерской находится бюст Шаляпина, выполненный П. П. Трубецким в импрессионистской манере в конце 1890 года и подаренный в 1906 году Репину. Слева от бюста рисунок-портрет Репина работы Трубецкого, как память о его посещении Пенат 13 мая 1906 года. Справа от большого окна на стене размещены этюды Репина: портрет финского поэта Эйно Лейно — к картине «Финские знаменитости», двух солдат — к картине «В атаку с сестрой», эскиз к неосуществлённой картине «Пётр I на верфи». На золочёном мольберте картина Репина «Вид на Везувий ночью», написанная в Италии в 1873 году. В глубине мастерской у окна находится незаконченная картина «Пушкин на набережной Невы», которую Репин писал и переписывал более 30 лет, постоянно меняя композицию. Картина имеет посвящение: на постаменте под бронзовым львом ясно читается надпись «Посвящается Александру Александровичу, Софии Александровне, Михаилу Александровичу Стаховичам» — это были приверженные пушкинисты. В глубине мастерской и на лесенке-подставке доспехи римского воина (бутафория), служившие для работы над картинами, здесь же находится кресло для позирующих и большая ваза с кистями.
Поднявшись из зимней мастерской по одной из лесенок, можно попасть в следующую комнату, окна которой выходят на север. Здесь хорошо работалось летом. Здесь хранил Репин те картины, которые не считал законченными и не хотел никому показывать. Эту мастерскую называли «секретной», её редко посещали посторонние. Первоначально на этом месте был большой открытый балкон, на котором Репин любил рисовать. Построена летняя мастерская в 1906 году, одновременно с зимней, также имеет верхний свет. Нет ни одной фотографии этой комнаты, достоверна только её планировка. Для экскурсантов в этом помещении демонстрируются документальные кадры из жизни Репина (4 минуты) . На стенах рисунки Репина его друзей, учеников. Их накопилось тысячи, несколько книжных шкафов, как правило, никому не показывались, и служили материалом для дальнейшей работы. После смерти художника это наследство было поделено между его детьми, которые их продавали. В Пенатах случайно осталось более сотни его рисунков разных лет. Помещение летней мастерской иногда используется для временных выставок .
Из летней в зимнюю мастерскую можно попасть через костюмерную: маленькое помещение, где хранились костюмы для натурщиков. Сейчас эти костюмы помещены в большой шкаф-витрину. Многие из этих вещей изображены на картинах. После смерти Репина они были проданы его дочерью Верой за границу. В 1964 году телогрея (костюм царевны Софьи для картины «Правительница царевна Софья Алексеевна») вернулась в Пенаты, как подарок чешского художника Фиала В. В 1972 году вернулся воротник. Валик из пёстрой ткани изображён в картине «Иван Грозный». В красном гетманском жупане (подлинная запорожская одежда XVII века) изображён В. В. Тарновский на портрете 1880 года. Здесь же национальная одежда арабов: абу — распашной плащ и полосатое шёлковое головное покрывало, купленные Репиным в Палестине в 1898 году.
После окончания строительства мастерской рядом с ней, над кабинетом, был сооружён балкон под стеклянной крышей. На него можно было подняться по лесенке прямо из кабинета. Эта пристройка являлась продолжением мастерской, но уже на открытом воздухе. Балкон, с которого был виден парк, и берег залива в шутку называли аэропланом. Здесь же на топчане Репин спал летом. Зимой — в специальном спальном мешке до температуры —20 градусов; когда она становилась ниже, художник спускался в свой кабинет .
Ежегодно в «Пенатах отмечаются следующие памятные даты»: