Древнерусская литература
- 1 year ago
- 0
- 0
Древнерусская народность ( восточнославянская народность , древнерусский этнос ; самоназвание: др.-рус. и церк.-слав. рѹсь , ед. число рѹсинъ , также рѹсьскыи, рѹстии (людие) ; в историографии : рус. древнерусская народность , укр. давньоруська народність , белор. старажытнаруская народнасць ) — единая этническая общность , которая, согласно распространённой в исторической науке концепции, сформировалась на протяжении X—XIII веков в Киевской Руси в процессе этногенеза преимущественно из восточнославянских союзов племён , а также финно-угров , балтов и скандинавов . Основная часть населения Киевской Руси . Сложилась в основном под влиянием становления единого государства . Для неё были характерны общий язык и однородная материальная и духовная культура .
В рамках концепции считается, что все три современных восточнославянских народа — белорусы , русские и украинцы — возникли в результате постепенного распада единой народности . Считается, что политическое разделение восточнославянской территории в значительно мере способствовало развитию местных языковых и культурных особенностей, что привело к сложению белорусского, русского и украинского народов . Концепция единой древнерусской народности отвергается рядом учёных .
В Новое время идея о единстве восточных славян в древнерусскую эпоху восходит к позднелетописным источникам и историческим сочинениям XVII века . О ней говорится в Густынской летописи , а в Киевском синопсисе , авторство которого приписывают архимандриту Киево-Печерской лавры Иннокентию Гизелю , излагается предположение об извечном единстве Малой и Великой Руси, обосновывая генеалогические права российского царя на земли бывшей Киевской Руси . Эти положения «Синопсиса» предопределили взгляды российских историков XVIII и XIX веков на всех восточных славян как на представителей « единого русского народа » . В российской историографии XIX века время от времени возникали споры относительно «первородства» и преимущества на наследие Древнерусского государства, которые отдельные представители малороссов ( Я. М. Маркович , М. А. Максимович ) или великороссов ( М. П. Погодин ) приписывали именно своей ветви. Эти противоречия пытался сгладить А. Е. Пресняков , в 1907 году утверждавший, что у украинцев, русских и белорусов равные права на наследие Древней Руси . Параллельно с историками и Русской православной церковью идею древнерусского единства поддерживали филологи, показавшие существование единого древнерусского языка, который распался впоследствии на несколько родственных языков. Наиболее влиятельные труды по этому вопросу принадлежат А. Х. Востокову , И. И. Срезневскому , А. И. Соболевскому , А. А. Шахматову .
В противовес данной концепции М. С. Грушевский ввёл в обиход тезис об отдельности этногенезов украинцев и русских. Этот взгляд стал доминирующим в историографии украинской диаспоры и получил некоторое распространение в современной украинской науке . Грушевский считал предками «украинских племен» антов .
В своём современном виде концепция древнерусской народности возникла в советской историографии 1930-х годов. Белорусы, русские и украинцы были определены как три разных народа, образовавшиеся в XIV—XV веках, а Киевская Русь рассматривалась как их «общая колыбель». Б. Д. Греков выдвинул тезис об этническом единстве восточных славян в предшествующую разделению эпоху. М. И. Артамонов на заседании ОИФ АН СССР 26 мая 1940 года, где обсуждалась подготовка обобщающего издания «История СССР», вероятно, первым из советских историков предложил использовать для описания восточных славян понятие «народность» как особую этнокатегорию . Теоретическое и фактическое наполнение концепция обрела в 1940-е годы благодаря трудам украинца Н. Н. Петровского , русских А. Д. Удальцова и В. В. Мавродина . Именно Мавродину принадлежит авторство термина «древнерусская народность». Впервые он был употреблён в 1945 году в монографии «Образование древнерусского государства» .
Проблематика древнерусской народности пережила масштабную дискуссию в начале 1950-х годов . Она была обоснована С. А. Токаревым , в её разработке также приняли участие археологи П. Н. Третьяков и Б. А. Рыбаков . А. И. Козаченко , выступая против сложившегося мнения, отметил, что при феодальной раздробленности, наступившей с распадом Киевского государства, консолидация древнерусской народности усилилась, а не ослабла . По мнению исследователя, древнерусская народность «одной из первых в Европе стояла на пути к консолидации в единую нацию» . Существенная роль в оформлении и дальнейшем развитии концепции признаётся за советским историком и историографом, специалистом по эпохе феодализма Л. В. Черепниным . Тщательному анализу она была подвергнута также П. П. Толочко , подтвердившим существование единой древнерусской народности .
В. В. Седов на основе археологического материала считал, что славянские племена Восточной Европы прошли процесс консолидации, в результате которого к VIII—IX веку образовали единую древнерусскую, или восточнославянскую народность, ведущая роль в сложении которой принадлежала древнерусскому государству. Начало фомирования народности хронологически совпадает с процессом складывания государства; территория государства совпадает с ареалом народности. Формирование государства и народности сопровождалось актитвным развитием экономики и культуры .
Новый подход к понятию «древнерусской народности» предложил в 2002 году украинский историк А. П. Толочко , призвав исследователей отказаться от попыток установления несуществующей, с его точки зрения, этнической общности восточнославянского населения в пользу изучения его как « воображённого сообщества » в духе концепции Бенедикта Андерсона .
Близкое к советскому понимание народности как предшественника современной нации присутствует у ряда представителей западной историографии Древней Руси. Современные английские историки Саймон Франклин и считают возможным говорить о «начатках нации» . Французский исследователь М. Бушар — о «средневековой нации», по его мнению, Русь можно отнести к числу тех европейских государств, в которых формирование наций началось до Нового времени .
В постсоветской историографии, белорусской, российской и украинской, предпринимались попытки отказаться от концепции древнерусской народности, однако до настоящего времени она остаётся доминирующей. В 2011 году точка зрения о происхождении трёх восточнославянских народов от единой древнерусской народности нашла отражение в совместном коммюнике историков из России и Украины на «круглом столе» в Киеве , посвящённом 1150-летию Древнерусского государства .
Украинский историк и археолог В. Д. Баран (1998) рассматривал носителей пражской культуры как предков украинцев, пеньковской культуры (с учётом восточных областей) — как русских, колочинской культуры — как белорусов. Белорусский археолог Г. В. Штыхов (1997) склонялся к мысли, что в Древней Руси отсутсвовали объективные предпосылки сложения единой народности; могли формироваться только народности типа ильменских словен , имевших «город-государство» Новгород. Значение древнерусской книжности он сводил к написанной на церковнославянском языке Библии . Украинский лингвист Юрий Шевелёв отрицал существование единого древнерусского языка и писал о группе славянских диалектов .
К славистам, которые в своих трудах также поддерживают концепцию древнерусской народности, относятся: Л. А. Беляев , , В. В. Бунак , А. А. Гиппиус , А. А. Горский , Б. Д. Греков , А. Ю. Дворниченко , Э. М. Загорульский , А. А. Зализняк , , Д. И. Иловайский , А. Н. Кирпичников , В. О. Ключевский , М. В. Ломоносов , Е. А. Мельникова , А. П. Новосельцев , В. Т. Пашуто , В. Я. Петрухин , Б. А. Рыбаков , В. В. Седов , А. В. Соловьёв , В. М. Соловьёв , С. М. Соловьёв , М. Н. Тихомиров , П. П. Толочко , Я. И. Трещенок , Б. Н. Флоря , И. Я. Фроянов , А. Л. Хорошкевич , В. Л. Янин .
К славистам, отрицающим существование единой древнерусской народности, принадлежат: В. Д. Баран , М. Ю. Брайчевский , И. Н. Данилевский , А. П. Моця , Г. П. Пивторак , С. Н. Плохий , О. И. Прицак , А. П. Толочко , Г. В. Штыхов .
К признакам единства, которые позволяют говорить о единой народности, относят общность литературного и разговорного языка (при сохранении местных диалектов ), общность территории, определённую экономическую общность, единство духовной и материальной культуры , общую религию, одинаковые традиции, обычаи и право , военное устройство , общую борьбу против внешних врагов, а также наличие сознания единства Руси .
К середине XII века в источниках наблюдается полное исчезновение старых племенных названий в пользу принадлежности к одной народности — «руси» , причём на фоне процесса феодального дробления и трудностей интеграции на обширных просторах . Этническая дифференциация населения ( словене , кривичи , поляне , древляне , северяне и др.) в источниках сменяется региональной (новгородцы, псковичи, смоляне, полочане, кияне и др.) . Сравнительно-исторические сопоставления с другими странами и регионами Европы (Германия, Франция, Скандинавия, Польша) говорят о более высокой степени общего этнического самосознания на Руси . В Новгороде и Киеве с самого раннего периода (с XI века ) существовала единая летописная система .
О единой этнической общности свидетельствуют дальнейшее развитие древнеславянских культур Поднепровья, где лука-райковецкая культура наследует пражской культуре в Правобережье и роменской культуре в Левобережье, а также формирование единой древнерусской культуры X—XI веках .
Археологическими памятниками единой древнерусской культуры являются курганные могильники, исторические города , городища, включая волостные и общинные центры, владельческие усадьбы, крепости, а также селища. На всей территории Руси возникает единая городская культура, обладавшая одинаковыми ремесленными традициями, включая кузнечное, гончарное, ювелирное, косторезное, деревообрабатывающее ремёсла. Отсутствуют региональные различия металлического убранства костюма горожанок. Развитие торговли способствовало проникновению в сельскую местность изделий городских ремесленников, в результате чего возникают общерусские типы украшений, предметов быта и вооружений. На всей территории восточных славян начиная с IX—X веков формируется единый погребальный ритуал — однотипные по обряду и инвентарю курганы. Кремация по всей Руси с течением времени сменяется трупоположением с западной ориентацией тела. В основном общие типы формируются для браслетов, перстней, серёг, лунниц , ожерелей из стеклянных и пастовых бус, предметов быта, сопровождающих курганные захоронения .
В качестве аргументов против существования единой древнерусской народности приводятся: расселение восточных славян в ареалах разных этнических субстратов (балтских, иранских, финно-угорских); трудности развития интеграционных процессов на столь обширной и сравнительно мало заселённой территории, как Восточноевропейская равнина; существование заметных различий в материальной культуре населения отдельных регионов; более глубокие языковые различия между отдельными группами восточных славян, чем это предполагалось ранее ; в летописании домонгольского времени термин « Русь » мог относиться к территории Среднего Поднепровья (так называемая « Русская земля » в узком смысле) и в этом качестве противопоставляется другим восточнославянским землям; однако в том же летописании термин Русь мог применяться и для территории всего Древнерусского государства .
К XII веку заметны также элементы прежнего племенного деления. На основании ромбощитковых височных колец в бассейне Ильменя и на смежных территориях можно выделить ильменских словен; характерным признаком смоленско-полоцких кривичей являются браслетообразные височные кольца; для древнерусского населения, которое вышло из мерянской культуры, характерны браслетообразные украшения с незавязанными концами; вятичи определяются по семилопастным височным кольцам, для радимичей характерны по семилучевые височные кольца, для северян — спиральные. У волынян, древлян, дреговичей и полян, как сравнительно поздно образовавшихся объединений, в женском убранстве этнографические различия отсутствовали. Также не имели собственных височных украшений уличи, тиверцы и хорваты. Эти племена различались по ряду особенностей погребального обряда .
Имеющиеся различия в материальной культуре недостаточны для этнического размежевания, если они не осмысляются носителями как этнообразующие признаки .
Основная роль в формировании единой народности принадлежала древнерусскому государству, развивавшемуся с IX века . Важным фактором сложения древнерусской народности стало также формирование и развитие древнерусских городов .
С VII века на Восточно-Европейской равнине по археологическим данным прослеживается новый поток миграции славянского населения с Дуная, вначале в Поднестровье и Поднепровье, а после падения Великой Моравии в 906 году — вплоть до Приладожья . В VIII веке в Восточную Европу с территорий к северу от нижнего Дуная приходит новая волна славянских миграций, вызванная давлением романского населения, влахов/волохов . В числе славянских переселенцев с Подунавья имелось много квалифицированных ремесленников, что дало импульс для развития гончарного, ювелирного и других древнерусских ремёсел. Постепенная мигорация славян из Дунайских земель отразилось в « Повести временных лет » и восточнославянском фольклоре. Переселение дунайских славян сыграло важную роль в этнокультурной консолидации разных славянских племён Восточной Европы .
Другая движущая сила интеграции восточных славян заключалась в формировании древнерусского дружинного сословия, которое в X веке смогло объединить различные по происхождению этнические компоненты, став мощным надплеменным образованием. Его культура вобрала в себя местные, скандинавские, византийские и восточные элементы. В X веке присутствие скандинавских дружинников и купцов повлияло на культуру поселений на крупных торговых путях и на раннегородские центры, включая Старую Ладогу , Гнёздово , Шестовицы под Черниговом, могильники Ярославского Поволжья и др.
К числу дискуссионных относится вопрос о верхней хронологической границе существования древнерусской народности . В советской историографии она относилась ко второй половине XIII века ( Б. А. Рыбаков , Л. В. Черепнин , В. В. Седов и др.), реже к XII веку ( Б. Д. Греков , В. В. Мавродин ). Во многих современных исследованиях говорится о более длительном процессе, завершившемся не ранее XVI—XVII веков . Б. Н. Флоря связывает распад древнерусской народности с вхождением её представителей в состав разных государств с различным социально-политическим строем. Первым этапом он считает постепенную дифференциацию восточных славян Великого княжества Литовского и земель формирующегося Русского государства на протяжении XIV—XVI веков, вторым этапом — дифференциацию белорусов и украинцев в XVII веке на основе отличия общественных порядков в Войске Запорожском и на землях уменьшевшегося территориально после Люблинской унии Великого княжества Литовского .
Новые политические устремления областных центров не заменили, а включили в себя общую для всех идею единства династии, языка и веры. Благодаря этому в конце XII века значительная часть жителей Руси подошла ближе к сознанию своего единства, чем когда-либо. Пользуясь нашим словарём, мы можем сказать, что «государства» ещё не существовало, но, возможно, были начатки нации.