Договор в Фонтенбло (1814)
- 1 year ago
- 0
- 0
Школа Фонтенбло ( фр. L'École de Fontainebleau ) — условное название группы мастеров (живописцев, скульпторов, архитекторов, ювелиров), работавших во дворце Фонтенбло , условно объединяемых в школу , которая являлась главным центром искусства французского Ренессанса при короле Франциске I и его преемниках. В истории французского искусства различают две, разделённые периодом примерно в пятнадцать лет, эпохи. Деятели искусства первой эпохи французского Ренессанса были выходцами из Италии . Они объединяются именованием «Первая школа Фонтенбло». Мастера «Второй школы Фонтенбло», работавшие вплоть до начала XVII столетия, были, в основном, выходцами из Франции и Фландрии , представителями североевропейского маньеризма .
После вторжения Франции в Италию в период между 1494 и 1499 годами образцы произведений искусства, литературы и науки итальянского Возрождения оказались во Франции. В 1526 году, вернувшись из плена, Франциск I привёз из Италии большую группу итальянских художников для украшения дворца в Фонтенбло. Король стремился подкрепить свои притязания на роль просветителя и «победителя невежества» (vainqueur de l’Ignorance) в Европе строительством великолепного дворца, сравнимого с дворцами во Флоренции , Мантуе или Милане . Его сестра Маргарита Наваррская , известная литературным произведением « Гептамерон », также способствовала созданию культурной атмосферы своего дворца, сначала в Блуа , а затем в Фонтенбло, приглашая ко двору поэтов музыкантов и художников. Джорджо Вазари писал, что французский король превратил свой замок в «Новый Рим». В Фонтенбло находилась самая большая во Франции того времени библиотека .
Король Франциск пригласил во Францию, наряду с учёными и писателями-гуманистами, известных итальянских художников, таких как Леонардо да Винчи и Микеланджело (который не откликнулся на приглашение короля), архитекторов Виньолу и Серлио . Леонардо провёл свои последние годы во Франции, в замках Амбуаз и Кло-Люсе . Столь знаменательный факт после кончины Леонардо в 1519 году послужил поводом для крылатой фразы: «Король художников умер на руках у короля Франции». Ключевыми оказались прибытия в 1531 году Россо Фьорентино («Рыжего флорентийца»), который работал в Фонтенбло в 1534—1536 годах, выполняя стукковые рельефы и росписи галереи Франциска в замке Фонтенбло, и Франческо Приматиччо в 1532 году, который создавал эскизы декоративной резьбы, росписей, мебели и ювелирных изделий. Приматиччо уже более не покидал Францию, не считая его короткой поездки в Италию по поручению короля. Ещё одним итальянцем прибывшим во Францию в 1552 году из Пармы был Никколо дель Аббате , которого король Генрих II пригласил по рекомендации Приматиччо.
Главной задачей было создание новых интерьеров дворца и украшение их картинами , фресками , скульптурами , рельефами , лепниной , шпалерами и другими предметами декоративного искусства . Основным шедевром Россо и Приматиччо стала хорошо сохранившаяся до наших дней «Галерея Франциска I». Помощники Россо (среди них были французский художник Жоффруа Дюмустье ) и Никколо дель Аббате оформили бальный зал и галерею Одиссея . Последние интерьеры не сохранились, они были снесены в 1697 году . Однако они остались запечатлёнными на гравюрах и шпалерах.
Под руководством Приматиччо трудились итальянец А. Фантуцци и молодые французские мастера. Все они — маньеристы. Эпоха Высокого Возрождения в Италии была уже позади, поэтому приезжие итальянцы привнесли во Францию не идеалы Классицизма флорентийской и римской школ, а кризисные формы переходной эпохи. Оформление галереи Франциска I в замке Фонтенбло (1534—1536), выполненное по рисункам Россо, в которой сочетаются росписи и позолоченные рельефы в технике стукко , казались столь необычными, что получили парадоксальное итальянское название «французской манеры» ( итал. maniera francese ). «Насыщенность декора в сочетании с круглой скульптурой можно было бы считать барочной , если бы не скованность, трогательная наивность зарождающегося оригинального стиля, архаичность сочетания готики с измельченными элементами итальянского классицизма и общая маньеристически-куртуазная направленность. Этот симбиоз и получил наименование французской манеры. В убранстве замка Фонтенбло заметны реминисценции мощных фигур Микеланжело , влияния болонцев, светотень флорентийцев, рисовальная манера Андреа дель Сарто . Всё это — в обрамлении бандельверков , картушей , пышных гирлянд, итальянских путти , которые уже начали превращаться во французских амуров» .
Герцогиня д’Этамп , фаворитка Франциска I, положила начало истинно французской куртуазной традиции — женщин-покровительниц художников. Эта традиция продолжалась вплоть до середины XIX в. Герцогиня отличалась редкой для того времени образованностью и способствовала деятельности во Франции художников-гугенотов. Значительное воздействие на творчество живописцев, гравёров, скульпторов оказывала молодая французская поэзия «Плеяда Плеяды». Так рождалась уникальная культура, по форме итальянская, с сюжетами из древнегреческой мифологии и латинской поэзии, по духу, одновременно, эллинская и галльская. Поэт школы Фонтенбло Клеман Маро так описал атмосферу замка:
- Под сенью галерей и царственных палат,
- В досугах и трудах неслышно дни летят —
- В купальнях, среди книг, меж дам,
- картин и статуй —
- Таков наш мирный век, утехами богатый"
Для подготовки французских мастеров по распоряжению Франциска I под руководством Россо Фьорентино в замке действовала рисовальная школа. В 1537—1550 годах в Фонтенбло работал ученик Рафаэля , живописец и гравёр Лука Пенни . В 1540 году на место скончавшегося Россо был приглашён другой итальянец, также флорентиец, рисовальщик и гравёр Доменико дель Барбьери , или Доменико Фьорентино.
В 1537 и 1540—1545 годах во Франции при дворе короля Франциска работал выдающийся мастер, скульптор и ювелир Бенвенуто Челлини , в Фонтенбло в 1540—1543 годах он создавал по заказу Франциска свою знаменитую салиеру , или «Солонку Франциска I» ( итал. La Saliera di Francesco I ), — шедевр ювелирного искусства из золота , эмали и чёрного дерева (ныне хранится в Кунсткамере Музея истории искусств в Вене ).
Челлини создал во Франции ещё один шедевр: бронзовый горельеф « Нимфа Фонтенбло », изображающий на фоне леса обнажённую женскую фигуру — богиню Диану , обнимающую левой рукой за шею оленя ( эмблема короля Франциска). В богине Диане все узнали приближённую короля — Диану де Пуатье (после кончины Франциска I Диана де Пуатье стала фавориткой короля Генриха II ). В эпоху французского маньеризма в этом не видели ничего предосудительного. Именно в этот период во французской живописи и скульптуре появляется множество изображений обнажённой Дианы-охотницы , древнеримской богини с лицом прекрасной Дианы де Пуатье. «Эти изображения свидетельствуют о своеобразном галльском культе обнажённого тела и о том, что подобные намёки были не только разрешены, но, вероятно, открыто поощрялись самой мадам Пуатье» .
Общая композиция горельефа вдохновлена гравюрой по рисунку Россо Фьорентино и последующей фреской, расположенной в центре галереи Франциска I . Гравюра по маньеристичности в изображении фигуры нимфы и характеру орнаментики — типичное произведение школы Фонтенбло. Под изображением помещена латинская надпись, восхваляющая рельеф работы Челлини: «О Фидий, О Апеллес, можно ли было вообразить в наше время что-либо более прекрасное, чем эта скульптура, которая представлена здесь и которую Франциск I, могущественный король французов, отец литературы и искусств, оставил незаконченной в своём дворце под статуей Дианы, отдыхающей после охоты и выливающей воду из урны Фонтенбло» .
В парке Фонтенбло находился грот , который называли «Местом купания Дианы». Стройную, динноногую богиню лесов и охоты изображали скульптор Жан Гужон и живописец Жан Клуэ . Иконография «Нимфы Фонтенбло» связана с традиционной темой « Нимфа источника ». По одной из версий произведение Челлини также намеревались использовать для украшения фонтана , что соотносится с легендой о происхождении названия замка. Согласно этой легенде, во время охоты собака короля по кличке Блио обнаружила источник ( фр. la fontaine ), который назвали её именем, получилось: Fontaine Bleau (Фонтенбло) .
После длительного периода беспорядков, связанных с религиозными войнами, возрождение искусства особенно ярко проявилось во времена правления Генриха IV (1589—1610) и регентства Марии Медичи (1610—1617). Генрих IV, первый король династии Бурбонов, а также наследник престола Валуа, стремился постоянно напоминать о легитимности с таким трудом завоёванной власти. Таким образом, школа Фонтенбло стала одним из незавершённых проектов Валуа, который король стремился завершить, одновременно помогая столице вернуть себе первенство во всех видах искусства: литературе, живописи, декоративном искусстве . В годы правления Генриха IV дворец был полностью реставрирован. Король пригласил в Фонтенбло фламандских и французских художников, которые считаются мастерами «второй школы Фонтенбло». К их числу принадлежали из Антверпена , парижане , Антуан Карон и . Работе Дюбрёя принадлежали росписи павильона Поэзии (разрушен в 1703 году). С 1606 по 1616 год Фремине расписал капеллу Святой Троицы, сохранившуюся до наших дней.
Под непосредственным влиянием мастеров школы Фонтенбло работали два выдающихся скульптора Французского Ренессанса — Жан Гужон и Жермен Пилон .
Из мастерских второй школы Фонтенбло вышел целый ряд эротических картин, некоторые с не расшифрованной до нашего времени иконографией , как например, произведение неизвестного художника, изображающее Габриэль д'Эстре с сестрой , герцогиней де Виллар. Для живописи второй школы Фонтенбло характерен отказ от религиозных тем, предпочтение сюжетов из греческой и римской мифологии, любовь к орнаменту и гротеску , соединение декоративных росписей, рельефов и лепнины в одной композиции, типичное для художников-маньеристов удлинение фигур и некоторые странности в пропорциях , приглушённая гамма холодных тонов . Особенность эротических картин заключается в их подчёркнуто рафинированной эстетике и одновременно отрешённой чопорности, отсутствии искренних эмоций. Иконография полна загадок, зашифрованного смысла, нравоучительных намёков; преобладают фигуры с жёсткими контурами в холодной и приглушённой цветовой гамме .
Творчество художников второй школы Фонтенбло выходило далеко за пределы одного только замка Фонтенбло; мастера школы работали в Лувре и Сен-Жермен-ан-Ле , не забывая и о выполнении картонов для королевской мануфактуры гобеленов .
Несмотря на разнообразие декоративных элементов, количество используемых техник и космополитический характер среды, объединяющей итальянских, французских и фламандских художников, произведения школы Фонтенбло отличаются единством стиля , отмеченным общей концепцией единения «фигур и орнамента». Художественный стиль, родившийся из этого единства, не имеющий аналогов в Италии, не только не исчез со смертью двух последних своих покровителей, но и просуществовал, иногда очень архаично, до конца века. Его влияние на французское искусство существенно: оно отмечено даже в провинции на фресках замка Уарон, а затем и Танлай.
В орнаментике школы Фонтенбло впервые появился характерный элемент — маскарон в виде женской головки, обрамлённый раковиной, — мотив, позднее развитый орнаменталистами «Большого стиля» второй половины ХVII века: стиля Людовика XIV , а также стиля Регентства начала ХVIII века. Другой элемент — три полумесяца — эмблема Дианы де Пуатье, герцогини Валентинуа Для «стиля Фонтенбло» типично сочетание «итальянизмов» со слегка геометризованными картушами , бандеролями, придающими декоративным композициям несколько жёсткий вид. Под влиянием живописной школы Фонтенбло работали представители семьи Дюмустье, ЭтьенДюмустье, мастеров карандашного портрета .
В Фонтенбло трудился выдающийся мастер расписных эмалевых портретов Леонар Лимозен . Под влиянием школы Фонтенбло складывалось творчество знаменитого мастера-керамиста Бернара Палисси . Скульптуры из Фонтенбло были хорошо известны благодаря многочисленным репликам из бронзы и глины. Произведения придворных художников распространялись в гравюрах. Только от , который документировал работу Россо в Фонтенбло в гравюрах, дошло до наших дней 240 листов. У Буайе вместе с была мастерская, которую они после смерти Франциска I перенесли в Париж.
Строительство замка Фонтенбло и дворца Дианы де Пуатье в Ане в период правления короля Генриха II продолжал архитектор Филибер Делорм . Из-за религиозных войн в период с 1584 по 1595 год и смерти последнего короля Франции из династии Валуа Генриха III работы были прерваны и дворец был заброшен.