Interested Article - Бушен, Дмитрий Дмитриевич

Дми́трий Дми́триевич Буше́н -младший ( Бушэ́н ; фр. Dimitri Bouchène , 26 апреля 1893 года , Сен-Тропе , Третья республика 6 февраля 1993 года , Париж , Пятая республика ) — французский и российский театральный художник, сценограф , декоратор, модельер , живописец , график .

Сотрудничал с хореографами Джорджем Баланчиным , М. М. Фокиным , Л. Ф. Мясиным , Куртом Йоссом , Роланом Пети и особенно много с Сержем Лифарем . Работы хранятся в Национальном музее современного искусства и в (англ.) в Париже, Эшмолеанском музее , Музее Виктории и Альберта , Метрополитен-музее .

Семья

Происходит из старинного гугенотского рода, который покинул Францию в 1685 после отмены Нантского эдикта и после скитаний по Европе обосновался в Российской империи в конце правления Екатерины II . Внук Дмитрия Христиановича Бушена .

Отец — полковник (в отставке, с 1909 года, — генерал-майор ) Дмитрий Дмитриевич Бушен (1856 или 1858 — 1929 ), выпускник Пажеского корпуса 1876 года, офицер Восьмого гусарского полка , градоначальник Баку при Александре III . Мать — Александра Семёновна, née Михальцева. Кроме Дмитрия, у них была дочь ( 1 апреля ( 20 марта ) 1891 год — 1991; дата 1994 неверна) — советская пианистка, педагог, музыковед, переводчица, писательница, жена пианиста А. Д. Каменского . Через семью тётки Бушен был родственником Николая Гумилёва .

Биография

После рождения дочери Александра Семёновна заболела (туберкулёзом ) и лечилась в Сен-Тропе , где и родился Дмитрий Дмитриевич Бушен-младший . Его родной язык — французский . Мать умерла в Санкт-Петербурге в 1895 году . Позже отец был военным комендантом Варшавы и женился второй раз (после революции он эмигрировал во Францию ). Примерно с 1905 года Бушен-младший жил с тёткой, Екатериной Дмитриевной Кузьминой-Караваевой в Петербурге .

Мальчик вырос в России, где отцу в его воспитании помогали родственники: семья Кузминых-Караваевых . Лето он проводил в их тверском имении Борисково, а зиму — в Санкт-Петербурге. Соседнее с Борисковым имение Слепнёво принадлежало Николаю Гумилёву и его супруге Анне Ахматовой . В 1912 году Дмитрий Бушен, которому ещё не исполнилось 20 лет, оформил первый поэтический сборник Анны Ахматовой — «Вечер», а в 1977 году — парижское издание « Поэмы без героя ».

Посещал вечерние классы рисовальной школы при Императорском обществе поощрения художеств , возглавляемой Н. К. Рёрихом . В 1912 году окончил Вторую Санкт-Петербургскую гимназию имени Александра I . Бушен уехал в Париж с рекомендательным письмом Рёриха Морису Дени , посещал Академию Рансона . Познакомился с Анри Матиссом .

Вернувшись из Парижа, Бушен, несмотря на неудовольствие отца, отказался поступать на военную службу [ источник не указан 970 дней ] , а вместо этого в 1913 году поступил на историко-филологический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета . Там познакомился с Сергеем Ростиславовичем Эрнстом , ставшим на всю жизнь его ближайшим другом. Познакомился с художниками из « Мира искусства », посещал кабаре « Бродячая собака » и «Привал комедиантов». В 1915—1917 года работал помощником хранителя Музея Общества поощрения художеств. В годы революции Бушену покровительствовал А. Н. Бенуа . Во время проведения политики уплотнения , в 1921 году Бушен с Эрнстом переселились в особняк Бенуа — в одну квартиру с З. Е. Серебряковой , её детьми и матерью; семья Бенуа жила этажом выше .

Участвовал в выставках (в том числе «Мира искусства»), выставлял натюрморты, эскизы декораций и композиции, навеянные театром; исполнял экслибрисы, оформлял книги (см. раздел «Творчество»). В 1918—1925 годах — младший хранитель Эрмитажа по отделению фарфора и драгоценностей (Эрнст работал там ассистентом картинного отделения в 1919—1925 годах ).

Внешние изображения
Портреты Бушена, написанные З. Е. Серебряковой (1864—1967) в 1922 году
. Бумага на картоне, пастель . 63.5 на 45.5 см. Русский музей .
. Бумага, пастель. 64 на 45 см. Третьяковская галерея .

В июне (или весною ) 1925 года Бушен и Эрнст получили (под предлогом болезни ) в Эрмитаже трёхмесячные заграничные отпуска, выехали за границу через Таллинн и посетив Венецию [ источник не указан 970 дней ] поселились в Париже . Разрешение на въезд во Францию датировано 20 мая .

В Париже

В 1927 году Бушен жил по адресу 14, (фр.) ( V округ ) .

Все последующие годы Бушен писал пастелью и гуашью небольшие по формату картины: цветы, натюрморты, пейзажи Франции, городов Италии, особенно Венеции, сцены из жизни театра и цирка. Участвовал в выставках русского искусства, с 1928 года проводил персональные выставки. Жертвовал свои работы для благотворительных лотерей в пользу русского учащегося юношества (1928), нуждающихся членов общества «Мир искусства» (1930) .

В конце 1920-х разрабатывал рисунки тканей и модели одежды для французских домов высокой моды « (фр.) », « Риччи », « (англ.) » и « Лелонг ». Создал эскизы костюмов для Анны Павловой (1926) и (итал.) (1931). С середины 1930-х главное внимание уделял работе в театре, продолжал в сценографии традиции мирискусников .

В 1932 году Бушен занимался оформлением балета начинающего Жоржа Баланчина «Диана и Актеон», который был поставлен в театре Елисейских полей . В 1934 году он выполнил эскизы костюмов для постановок Михаила Фокина в Парижской опере . В 1930-е — 1950-е годы Бушен оформил множество спектаклей, шедших не только в Париже, но и в Лондоне , Амстердаме , Риме , Миланском театре Ла Скала . Бушен много работал и с европейскими театральными коллективами, но среди его постоянных заказчиков выделялись Серж Лифарь и Жорж Баланчин .

В 1932 году Бушен жил в Париже на 35, (фр.) . В годы Второй мировой войны оставался в Париже .

После войны

В 1950-е — 1970-е годы показывал живопись и театральные эскизы на выставках, посвященных театральному искусству. Входил в правление Российского музыкального общества за границей (1951—1967) и был членом Международного общества друзей искусства М. В. Добужинского (1957) .

Последняя крупная работа Дмитрия Бушена состоялась в 1969 году в Лиссабоне , где, на деньги мецената-армянина Галуста Гюльбенкяна , Серж Лифарь поставил балет Стравинского « Жар-птица », причём оформление постановки полностью выполнил Бушен.

После смерти С. Р. Эрнста (1980) практически не работал . В 1977 году, а затем в 1990 [ источник не указан 970 дней ] подарил более 50 работ Эрмитажу . Он стал одним из немногих художников первой волны эмиграции, доживших до Перестройки, и первым, чья прижизненная выставка состоялась в Эрмитаже (в 1990 году).

В 1993 году скончался в Париже и был похоронен на кладбище Монпарнас в одной могиле с умершим на 13 лет раньше Сергеем Эрнстом , над которой был воздвигнут каменный православный крест с надписью:

Да будетъ воля твоя

Serge ERNST né à Mologa (Russie) en 1899 décédé à Paris en 1980

Dimitri BOUCHÈNE né à ST Tropez en 1893 décédé à Paris en 1993

«Какая радость Ты пришёлъ»

Часть личного архива находится в Нидерландском институте культуры в Париже [ уточнить ] .

Творчество

Коллективные выставки, в которых участвовал Бушен

  • « Мир искусства » (январь 1917, 1918, 1922 и 1924)
  • «Русский пейзаж» (1918 и 1919)
  • (1919)
  • (1923)
  • (1923)
  • (1924—1925). Согласно каталогу, были выставлены картины «Венецианский театр», рисунки для « (нем.) » Вильгельма Гауфа , «Набросок Павловска [ уточнить ] » кисти Бушена .
  • (7—19 июня 1927) в парижской (англ.) . Согласно каталогу, было выставлено два изображения Сен-Тропе, два изображения Аржелес-Газоста , по одному изображению Сен-Савена и Сен-Совёра ( Верхние Пиренеи ) кисти Бушена .
  • (4 мая — 26 июня 1928) в брюссельском (англ.) . Согласно каталогу, были выставлены картины «Море», «Сен-Савен» и пастельные рисунки «Вид из моего окна», «Вилла Бель-Эр», «Порт Сен-Тропе», «Сен-Тропе. Кактус», «Сен-Совёр. Утро», «Долина Люса », декор для « Гамлета », «Задняя декорация ( фрегат )», «Балетный декор ( регаты )» кисти Бушена .
  • (с 22 июня 1928) в парижской галерее S. Lesnick
  • (17—30 мая 1929) в парижской галерее В. О. Гиршмана
  • (2—15 января 1930) в галерее Гиршмана
  • (апрель 1930) в галерее Гиршмана
  • (9 июня — 9 июля 1931) в парижской Galeries d’Alignan (83, (англ.) ). Согласно каталогу, были выставлены картины « Флоренция », « Венеция », « Тулон », «Цветы» кисти Бушена .
  • (2—15 июня 1932) в парижской галерее La Renaissance (11, (англ.) ). Согласно каталогу, были выставлены картины « Сена », « Пон-Нёф », «Цветы» кисти Бушена .
  • (9 марта — конец мая 1935) в пражском (англ.) . Согласно каталогу, были выставлены две картины «Букет» (обе — 1933, пастель, 77 на 60 см) и две картины «Неаполь» (обе — 1931, пастель, 61 на 75 см) кисти Бушена .
  • в пользу Русскому красному кресту (4 июня — 13 июля 1935) в Лондоне по адресу 1, (англ.) . Согласно каталогу, в отделе «Декорации и костюмы» были выставлены «Cцены для венецианского балета» Бушена .

Персональные выставки

  • В парижской галерее Fabre (1928)
  • В парижской галерее Drouot (1929, 1933, 1936, 1938)
  • В парижской галерее (1971)
  • Выставка-аукцион в Париже в (англ.) (1982)

Книги, оформленные Бушеном

  • Ренье А. де . / Перевод , рисунки Д. Бушена. — Петербург: Аквилон, 1922. — 60 + [4] (илл.) с. — 500 экз.
  • Вейнер П. П. / Обложка, заставки и концовки работы Д. Д. Бушена, надписи на обложке работы А. Н. Лео . — Петербург: Аквилон, 1923. — 78, [2] (+ 11 л. илл.) с. — (Беседы по прикладному искусству. I). — 1000 экз.
  • Кубе А. Н. / Заставки и концовки работы Д. Д. Бушена, надписи на обложке рисовал А. Н. Лео . — Петербург: Аквилон, 1923. — 98, [5] (+ 12 л. илл.) с. — (Беседы по прикладному искусству. II). — 1000 экз.
  • Akhmatova Anna . (фр.) / Présenté et traduit du russe par Éliane Moch-Bickert, prélude de Henri Sauguet , incantations d’ Arthur Lourié , 8 dessins de Dimitri Bouchène, 9 pages de musique notée. — Paris: Éditions Librairie des cinq Continents, 1977. — 96 p. — ISBN 3-85080-007-4 .

Работы для театра

Примечания

  1. .
  2. Дедюлин С. В. // Русская мысль . — Париж, 1987. — 5 июня ( № 3676 ). — С. XI (литературное приложение № 3/4) . 29 июня 2021 года.
  3. .
  4. Волков С. В. . Дата обращения: 29 июня 2021. 9 июля 2017 года.
  5. . Архивы Санкт-Петербурга. Дата обращения: 7 июня 2019. 29 июня 2021 года.
  6. . Дата обращения: 28 июня 2021. 28 июня 2021 года.
  7. Золотинкина И. А. // Вестник Санкт-Петербургского университета . Серия 2. История / Главный редактор Л. А. Вербицкая , ответственный редактор серии А. Ю. Дворниченко . — СПб. : Издательство СПбГУ , 2008. — Июнь ( вып. 2 ). — С. 203—214 . — ISSN . 29 июня 2021 года.
  8. Князева В. П. . — М. : Изобразительное искусство , 1979. — 256 с. — 40 000 экз. 28 июня 2021 года.
  9. . Государственный каталог Музейного фонда России . Министерство культуры РФ . Дата обращения: 29 июня 2021. Архивировано из 22 июня 2019 года.
  10. . — Paris: (англ.) , 1927. 11 июля 2016 года.
  11. . Дата обращения: 12 января 2021. 21 октября 2017 года.
  12. (англ.) / Foreword by , introduction and catalogue by Igor Grabar , cover design by Sergei Chekhonin , ornaments by Anna Ostroumova-Lebedeva . — New York: (англ.) , 1924. 11 марта 2022 года.
  13. / (англ.) . Préface par , (фр.) . — Bruxelles, 1928. — С. 69. — 112 с. 10 июля 2019 года.
  14. (фр.) / Galeries d’Alignan. — [Paris], 1931. 11 июля 2016 года.
  15. (фр.) / Préface de Louis Réau , introduction de (англ.) , (фр.) . — Paris, 1932. — P. 31. — 48 p. 27 мая 2019 года.
  16. (чешск.) / Slovanský ústav v Praze . Předmluva (чешск.) , úvod [a vypracování] N. Okuneva . — Praha, 1935. — S. 39. — 59 S. — (Výstavy slovansého umění. I). 30 июня 2021 года.
  17. / Introduction by Herbert Zia Wernher. — Second edition. — London, MCMXXXV. — P. 131. 20 июня 2019 года.

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Бушен, Дмитрий Дмитриевич