Альпийский стиль
- 1 year ago
- 0
- 0
Неомаврита́нский стиль (в Испании известен, как нео мудехар ) — ретроспективный стиль периода историзма в западноевропейской и русской архитектуре второй половины XIX — первой половины XX века, заключавшийся в переосмыслении и имитации архитектурных приёмов испанского, португальского, мавританского и исламского средневекового зодчества, в особенности стиля мудехар .
Архитектурное направление, к которому относятся средневековые памятники Магриба и исламской Испании, неоднородно. В его основе лежит синтез художественных традиций вестготов , берберов и других народов, входивших в состав Арабского халифата . Для культовых и светских построек мавританского стиля характерно обилие стрельчатых, подковообразных и фестончатых арок , куполов , фризов, карнизов и настенной резьбы. Колонны облицовывались изразцовыми и керамическими плитками. Применялись мозаика , цветные витражи и украшения из цветного мрамора , как правило, использовался орнамент .
Возникновение на излёте эпохи романтизма моды на мавританскую экзотику связано с поиском архитектурного направления, которое могло бы составить конкуренцию приевшимся формам классицизма и неоготики . Публикация сборника Вашингтона Ирвинга «Альгамбра» подстегнула интерес европейцев и американцев к средневековой Испании и сопредельным мусульманским государствам. При этом на первых порах не делалось различий между собственно мавританским зодчеством и формами, более характерными для Османской империи .
Одним из первых памятников увлечения исламским зодчеством стал Воронцовский дворец в Алупке , спроектированный британским архитектором Блором под влиянием « индо-сарацинского » павильона в Брайтоне . Впоследствии этот стиль стал нормой для русской усадебной архитектуры, причём не только на южных курортах ( Кореиз , Симеиз , Ликани ), но и в центральной части России (яркий пример — дом Арсения Морозова на Воздвиженке ). Другими очагами строительства в неомавританском духе стали испаноязычные районы США (в частности, Калифорния ) и (после оккупации Австро-Венгрией) Босния и Герцеговина .
В Европе неомавританский стиль долгое время воспринимался как «стиль синагог ». Во многих городах Европы и мира еврейские сообщества предпочитали возводить синагоги именно в этом стиле, так как он ассоциировался с золотым веком средневекового еврейства в мусульманской Испании.
В самой Испании вкус к неомавританскому зодчеству привился не сразу. Одним из первых интерес к нему проявлял каталонский архитектор Антонио Гауди , в творчестве которого замысловато преломились отдельные мотивы мавританской архитектуры ( дворец в Асторге ). В связи с проведением в 1929 году на юге Испании и в Мадриде было создано несколько масштабных городских ансамблей в стиле неомудехар , включая ансамбль площади Испании в Севилье и театр в Кадисе .