Interested Article - Житие Антония Печерского
- 2020-08-21
- 1
Житие Анто́ния Пече́рского — памятник древнерусской литературы , один из древнейших памятников древнерусской агиографии, созданный не позднее 1090-х годов и повествующий о жизни и подвижничестве преподобного Антония , основателя Киево-Печерского монастыря и одного из основоположников русского монашества . В целостном виде житие не сохранилось и является результатом реконструкции .
Содержание
Антоний родился в городе Любече , недалеко от Чернигова . Принял монашеский постриг в одном из афонских монастырей. Некоторое время жил на Афоне, затем вернулся на Русь . Согласно реконструируемому древнему житию, Антоний поселился в Варяжской пещере на берегу Днепра не позднее начала 1030-х годов. В это время к нему пришли преподобный Моисей Угрин , затем Иларион , будущий святитель и митрополит Киевский . В житии Антоний предстаёт в сане иеромонаха , постригающего в монашество и рукополагающего в священники . Антоний поставил игуменом Варлаама , после чего удалился в затвор , где пребывал 40 лет и преставился .
Текстология и история
В числе источников о жизни преподобного Антония различаются «антониевская» и «феодосиевская» печерские письменные традиции, в ряде случаев, в частности, в отношении хронологии, существенно отличающиеся друг от друга. «Антониевская» традиция включает существенные следы Жития Антония, известные в « Повести временных лет » (1110-е годы) и в Киево-Печерском патерике 1230-х годов. «Феодосиевская» традиция включает данные Жития преподобного Феодосия Печерского , одного из учеников Антония и первого игумена монастыря, и ряд свидетельств летописного Сказания об основании Печерского монастыря .
История возникновения Киево-Печерского монастыря в Житии Антония существенно отличается от традиционной версии, отразившейся в памятниках киевской литературы, поэтому, по мнению С. П. Розанова, Житие было написано не в Киеве , а в Чернигове или Тмуторокани .
По предположению А. А. Шахматова , Житие было использовано при составлении Начального свода , созданного в Киево-Печерском монастыре в 1090-х годах, откуда сведения из него были заимствованы в «Повесть временных лет». Особенно Житие использовалось в имеющемся в Начальном своде «Сказании, чего ради прозвася Печерский монастырь», сохранившемся в составе «Повести временных лет» под 1051 годом . Ряд значительных противоречий в изложении истории возникновения монастыря между сказанием и Житием Феодосия Печерского объясняется исправлением по Житию первоначального текста сказания.
Житие также использовалось при составлении Киево-Печерского патерика . Из Жития были заимствованы сведения о пострижении Антонием Илариона , будущего святителя и митрополита Киевский , сказание о Евтратии Постнике , о Моисее Угрине , о чуде при закладке каменной монастырской церкви, сведения о Варяжской пещере. Патерик содержит также прямые ссылки на Житие . Они содержались в повести о начале Печерской обители и о её первых подвижниках, созданной в последней четверти XI века и утраченной между серединой XIII и серединой XVI века.
Начиная с рубежа XIV—XV веков в списки Пролога второй редакции из Северо-Восточной Руси (например, Спасо-Прилуцкий и Успенский Прологи 1410—1425 годов) под 7 (реже под 3) мая помещается переделка «Сказания, чего ради прозвася Печерский монастырь», называемая «Слово об Антонии» или «Успение Антония» (начало: «Князю Ярославу, сыну Володимерю, княжащю в Киеве»). Предположительно имелись и более ранние списки Пролога, созданные во Владимиро-Суздальской Руси, поскольку этот вид характерен большой архаичностью состава, позволяющей относить формирование сборника к домонгольскому периоду .
В середине — третьей четверти XV века, возможно, одновременно с написанием службы, создаётся новая версия «Слова о преподобном Антонии», в заголовке называемая житием (начало: «Великому князю Володимеру Святославичу царствующу в Киеве, при сем бысть блаженый Антоние от града Любеча»). Она также была создана на основе «Сказания о Печерском монастыре». Текст помещён под 10 июля и включает стих: «Антоние, возлюбив пещеру темную, доброты земныя оплевав, светло просия. Иже к Антонию притечет, грехом прощение приемлет. Антоние от земных к Богу преидет». Произведение имеется в составе украинско-белорусских списков Стишного Пролога особой редакции XV—XVI веков . А. А. Турилов предполагает, что с созданием этой редакции связан Пахомий Логофет .
Вероятно, древнее Житие не было существенно распространено в письменной традиции, предположительно, по причине его расхождений с традиционной версией истории Киево-Печерского монастыря. Согласно указанию диакона Исайи, в 1570-х годах в монастыре его списков уже не было .
Житие Антония упоминается в числе книг «во дворе» Бориса Годунова . Д. И. Абрамович считал, что речь идёт о тексте «Сказания o начале Печерского монастыря» .
Житие из печатного Киево-Печерского патерика
В составе старопечатного Киево-Печерского патерика 1661 года известно также другое Житие Антония, не связанное с древним Житием. Оно представляет собой компиляцию XVII века , составленную на основе Киево-Печерского патерика, Жития Феодосия Печерского и других источников .
Примечания
- ↑ Творогов О. В. от 10 июня 2020 на Wayback Machine // Словарь книжников и книжности Древней Руси : [в 4 вып.] / Рос. акад. наук , Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом) ; отв. ред. Д. С. Лихачёв [и др.]. Л. : Наука , 1987—2017. Вып. 1 : XI — первая половина XIV в. / ред. Д. М. Буланин , О. В. Творогов. 1987.
- ↑ Назаренко А. В. , Турилов А. А. // Православная энциклопедия . — М. , 2001. — Т. II : « Алексий, человек Божий — ». — С. 602—606. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-007-2 .
- Памятники литературы древней Руси. XII век. 1980. С. 422, 482, 498, 530, 552, 582.
- Абрамович Д. И. О Спасо-Прилуцком прологе СПбДА // Новый сборник статей по славяноведению, сост. и изд. учениками В. И. Ламанского. СПб., 1905. С. 286.
- ГИМ . Усп. 3-перг.
- Старший список — Вильнюс. БАН Литвы. Ф. 19. № 100, 1496 г. Л. 363—364.
- Турилов А. А. Южнославянские памятники в литературе и книжности Литовской и Московской Руси XV — 1-й пол. XVI в. : Парадоксы истории и географии культурных связей // Славянский альманах 2000. М., 2001. С. 255—258, 273—274.
- Бычков А. Ф. Описание церковно-славянских и русских рукописных сборников имп. Публичной библиотеки. СПб., 1882. С. 143.
- Белокуров С. А. О библиотеке московских государей в XVI столетии. М., 1898. С. 322.
- Исследование о Киево-Печерском патерике как историко-литературном памятнике // Известия Отделения русского языка и словесности Академии наук . Т. 7. 1902. Кн. 2. С. 75, прим. 114.
Издания
- Патерик Киевского Печерского монастыря / [Изд. Д. И. Абрамович ]. — СПб., 1911 (по указ.);
- Полное собрание русских летописей . — Т. 1. — Л., 1926—1928 (по указ.); Т. 2. — СПб., 1908. — Стб. 144—148, 184—187.
Литература
- Кубарев А. М. О патерике Печерском // Чтения в Обществе истории и древностей российских . — 1847. — № 9. — С. 18—20;
- Барсуков Н. П. . — СПб. : тип. М. М. Стасюлевича, 1882. — 616 с. — (Общество любителей древней письменности. Издания; № 81). — Стб. 48;
- Шахматов А. А. Киево-печерский патерик и Печерская летопись // Известия Отделения русского языка и словесности Академии наук . — 1897. — Вып. 2/3. — С. 795—844;
- Шахматов А. А. Житие Антония Печерского и Киевская летопись // Журнал Министерства народного просвещения . — 1898. — Март, отд. 2. — С. 105—149;
- Шахматов А. А. Разыскания о древнейших русских летописных сводах. — СПб., 1908. — С. 257—289;
- Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. — С. 59—60;
- Присёлков М. Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси Х—ХII вв. — СПб., 1913. — С. 167—178;
- Присёлков М. Д. Нестор-летописец. Опыт историко-литературной характеристики. — Пгр., 1923. — С. 74—77;
- Розанов С. П. К вопросу о Житии преподобного Антония Печерского // Известия Отделения русского языка и словесности Академии наук за 1914 г. — 1915. — Т. 19, кн. 1. — С. 34—46;
- Пархоменко В. А. В какой мере было тенденциозно не сохранившееся древнейшее «Житие Антония Печерского»? // Известия Отделения русского языка и словесности Академии наук. — 1914. — Вып. 19/1. — С. 237—242;
- Heppell M. The «Vita Antonii», a Lost Source of the «Paterikon» of the Monastery of Caves // Bsl. 1952/1953. T. 13/1. P. 46—58;
- Bosley R. D. A History of the Veneration of SS. Theodosij and Antonij of the Kievan Caves Monastery from the 11th to the 15th Century: Diss. / Yale Univ. New Haven, 1980;
- Bosley R. D. A. A. Šachmatovs These einer verschollenen Vita des hl. Antonij // Sprache und Literatur Altrusslands. Münster, 1987. S. 1—5. (Studia slavica et baltica; T. 8);
- Thomson F. J. Saint Anthony of Kiev — the Facts and the Fiction: The Legend of the Blessing of Athos upon Early Russian Monasticism // СТЕФАНОС: Studia byzantina ac slavica Vladimiro Vavřínek ad annum sexagesimum quintum dedicata. Praha, 1995. P. 637—668 (Bsl. T. 56/1—3) [Библиогр.];
- Артамонов Ю. А. К истории Жития Антония Печерского // Средневековая Русь. — М., 2001. — Вып. 3;
- Турилов А. А. Южнославянские памятники в литературе и книжности Литовской и Московской Руси XV — 1-й пол. XVI в. : Парадоксы истории и географии культурных связей // Славянский альманах 2000. — М., 2001. — С. 255—258, 273—274.
- 2020-08-21
- 1