Синьорелли, Лука
- 1 year ago
- 0
- 0
Лу́ка Маре́нцио ( итал. Luca Marenzio ; 18 октября 1553 , Коккальо , Брешиа — 22 августа 1599 , Рим ) — итальянский композитор , известный преимущественно как автор мадригалов .
В детстве, вероятно, обучался церковному пению в Брешии .
Затем переехал в Рим и до 1578 года находился на службе у кардинала Кристофоро Мадруццо в качестве певчего.
После смерти кардинала Мадруццо поступил на службу ко двору кардинала , где получил известность как автор мадригалов.
В 1587 году переехал во Флоренцию , поступил на службу к тосканскому герцогу Фердинанду I . Сотрудничал с музыкантами графа и мецената Джованни Барди , в доме которого в конце XVI века собирались представители искусства (см. Флорентийская камерата ). В 1589 году Маренцио вернулся в Рим, работал у кардинала Чинцио Альдобрандини.
В 1594 году совершил поездку в Польшу по приглашению короля Сигизмунда III , в 1596 — 1597 годах находился при польском дворе в Варшаве .
В 1598 году посетил Венецию , затем был назначен музыкантом при папском дворе, но в следующем году скончался в Риме.
Похоронен в базилике Сан-Лоренцо-ин-Лучина в Риме.
Маренцио прославился как автор мадригалов , которые издал в 19 сборниках («книгах»; сохранились 18). Мадригалы Маренцио многообразны по характеру и содержанию, преимущественно любовно-лирические и пасторальные (например, «Solo e pensoso», «O voi che sospirate», «Cruda Amarilli»). В русле тенденции к драматизации мадригала — объединение отдельных пьес в многочастные циклы; например, в Шестой книге — 6-частный «Giovane donna» («Юная госпожа»; на текст секстины Петрарки ) и 10-частный «Se quel dolor» («Какая боль»; на стихи ).
Менее известна духовная и церковная музыка Маренцио, при его жизни опубликованная лишь отчасти. Среди духовных сочинений 4 мессы, 2 магнификата, 2 сборника мотетов — «на праздники всего церковного года» ( pro festis totius anni , 1585) и «Духовные песни» (1616), сборник духовных мадригалов (madrigali spirituali, 1584) и др.
Cобрание сочинений Маренцио в семи томах опубликовано под редакцией Б. Майера и Р. Джексона в серии Corpus mensurabilis musicae в 1976–2000 гг.
Маренцио оказал большое влияние на итальянских, английских и немецких музыкантов, работавших в жанре мадригала, в частности на Клаудио Монтеверди , Карло Джезуальдо и Ханса Лео Хаслера . Когда в Англии в 1588 году был выпущён сборник итальянских мадригалов «Musica transalpina» (печатник Н. Янг), то по количеству произведений, включённых в сборник, Маренцио занимал второе место после Альфонсо Феррабоско . В «Третьем рассуждении о музыке» (1610) видный немецкий музыкант Иоганн Липпий привёл мадригалы Маренцио как наилучший пример музыкальной риторики в светской музыке — в одном ряду с Орландо Лассо , который, по мнению Липпия, держал пальму подобного первенства в музыке церковной . В трактате «Синопсис музыки» (1612) Липпий определил Маренцио и Лассо как «первых среди композиторов» ( лат. melopoëtarum principes ).
Именем Луки Маренцио названа .