Якоби, Карл Густав Якоб
- 1 year ago
- 0
- 0
Якоб Аркаде́льт (Jacobus Arcadelt; ок. 1507 , Намюр — 14 октября 1568 , Льеж ) — фламандский композитор; работал преимущественно в Италии. Один из основателей традиции итальянского мадригала XVI века.
Несмотря на то что большинство раннепечатных сборников передают имя Аркадельта в галлицизированной форме Arcadet, современные учёные предполагают всё же фламандское происхождение композитора. Начиная с 1520-х годов жил в Италии. В 1535-37 годах состоял на службе флорентийского герцога Алессандро Медичи , возможно, сменив на этом посту Филиппа Вердело́ . В 1538 году переехал в Рим , где написал мадригал «Ecco d’oro l’età» по случаю бракосочетания Маргариты Пармской и Оттавио Фарнезе . В 1540-51 был капельмейстером (magister capellae) в Сикстинской капелле . Около 1552 г. по неизвестной причине Аркадельт оставил Рим и переехал в Париж. Документальных свидетельств о последнем, французском, периоде жизни композитора почти не сохранилось. Известно лишь, что в 1554 он числился певчим в капелле Карла IX , а в 1557 служил капельмейстером у кардинала Шарля де Гиза .
В творческом наследии Аркадельта исключительно вокальная музыка: 24 мотета (преимущественно на 4 и 5 голосов), 126 многоголосных песен на французские стихи ( шансон ), латинские многоголосные песни (на тексты Вергилия , Горация , Марциала ), около 250 мадригалов (на 3-6 голосов, главным образом, на 4 голоса; многие мадригалы, опубликованные в печатных сборниках того времени как анонимные, возможно, также принадлежат Аркадельту), три мессы , магнификат , три сборника ламентаций .
По общему признанию, историческая заслуга Аркадельта — развитие и внедрение в итальянскую музыкальную культуру XVI века мадригалов, которые композитор писал на стихи Петрарки , Якопо Саннадзаро , Пьетро Бембо , Филиппо Строцци и других (в том числе анонимных) поэтов. Наиболее известные мадригалы Аркадельта: «Chiare fresch’ e dolce acque», «Dai dolci camp’ Elisi» (с элементами театрализации), «Deh dimm’ Amor se l’alma» и «Io dico che fra voi» (на стихи Микеланджело ), «Белый и нежный лебедь» («Il bianco e dolce cigno», на стихи Дж. Джудиччони; самое популярное сочинение Аркадельта), «O felic' occhi miei».
Гармония Аркадельта диатонична , сложностям имитационной полифонии Аркадельт нередко предпочитает моноритмическую фактуру , фобурдон и силлабику . Изредка (как в мадригале «Viddi fra l'herbe verde») использовал новомодную технику note nere .
Полное собрание сочинений Аркадельта опубликовал в серии « Corpus mensurabilis musicae » Альберт Си .
Слава Аркадельта-композитора в годы его жизни и ещё долго после смерти была велика. Достаточно сказать, что Первая книга мадригалов на протяжении столетия (в промежутке между 1538 и 1654 годами ) перепечатывалась 58 раз. Светские композиции Аркадельта становились основой месс-пародий, многочисленных интабуляций , инструментальных обработок (для виолы да гамбы). На картине Караваджо «Лютнист» в партитуре лютниста читаются ноты басовой партии мадригала Якоба Аркадельта «Voi sapete ch’io vi amo» («Вы знаете, что я люблю вас»).
Исполняемое иногда под именем Аркадельта четырёхголосное сочинение « Ave Maria » в действительности представляет собой вольную обработку трёхголосной шансон Аркадельта «Nous voyons que les hommes», принадлежащую французскому композитору Пьеру-Луи Дитшу ( 1808 — 1865 ). Именно это позднейшее сочинение (а вовсе не оригинальную шансон Аркадельта) взял за основу своей органной фантазии Ференц Лист .