Interested Article - Поход Бутурлина в Дагестан

Поход русских войск в Дагестан 1604—1605 годов , известный по летописям как «Шевкальский поход» , — под командованием окольничего воеводы Ивана Бутурлина с астраханским воеводой Осипом Плещеевым и воеводой Иваном Полевым с целью присоединения восточно-кавказских земель, стратегически необходимых Русскому царству для стабильного положения на Каспийском море и развития отношений с Ираном .

Предпосылки

Со вступлением на Русский престол в феврале 1598 года Бориса Годунова кахетинский царь Александр II в том же году отправил в Москву посольство во главе с азнауром Сулейманом и дьяком Леваном. Послы от имени царя Александра ходатайствовали, чтобы царь Борис, подобно своему предшественнику царю Фёдору Ивановичу , «держал его и всю Иверскую землю под своею царскою высокою рукою и в оберегание и в защите от всех недругов » . Послы также жаловались на притеснения, творимые шамхалом (шевкалом) и просили о посылке рати на него «и на всю Кумыцкую землю» , чтобы очистить дорогу для беспрепятственного сношения. Царь Александр не оставлял надежды на присоединение его государства к Русскому царству . В свою очередь царь Борис продолжил политику Фёдора I , направленную на сближение двух государств, но в связи с отдалённостью Грузии, необходимо было иметь плацдарм на Северном Кавказе . В то же время на территорию Дагестана имели свои виды Османская и Персидская империи. Значительная часть шамхальских владетелей склонялась к сближению с Османской империей, основываясь на своём единоверии с турками , которые, как и северокавказские горцы исповедовали ислам суннитского толка, в отличие от персов , исповедовавших ислам шиитского толка, но, в основном, ориентация шамхальских владетелей зависела от обстоятельств. В то же время между Русским царством и Персидской империей начали развиваться дружеские отношения . Персидский шах Аббас I надеялся на военную помощь царя Бориса в своей войне с Османской империей , однако отчаявшись в надеждах на военное сотрудничество, шах изменил свою политику по отношению к русским .

В 1598 году койсийские воеводы Лев Вокшерин и Иван Кошкаров доносили, что к шамхалу прибыл от османов кизил-башский посол Аслан-бек. Последний доставил шамхалу «жалование» и предлагал, вытеснив из койсийского острога русских, построить там турецкую крепость. Гирей поддержал планы султана, но не нашёл поддержки у местного населения и шамхальских владетелей .

Обстановка в Дагестане

После смерти в 1574 году (по некоторым данным в 1578 году) шамхала Чопана , Тарковское шамхальство было разделено между его четырьмя сыновьями Сурхаем , Эльдаром , Андием и Гиреем, рождённых от дочери кайтагского уцмия Султан-Ахмеда. По сообщению Аббас-Кули-ага Бакиханова : «общий правитель или шамхал избирался поочередно из этих четырёх домов» . Младший сын Чопана — Солтан-Мут (Султан-Махмуд или Султан-Бут ), рождённый от дочери кабардинского узденя Узунчеркеса из рода кабардинских феодалов Анзоровых, считался у старших братьев чанкой и был ими обделён, не получив никакого удела . Согласно кумыцким преданиям старшие братья пытались убить чанку, но ему удалось бежать за Сулак, где впоследствии им было образовано Эндиреевское ханство . Собрав там войско из гуенов, тюменов и кумыков, Солтан-Мут отправился к родственникам по матери в Кабарду , где к его войску присоединилась собранная им дружина в 13 тыс. человек (существует мнение, что 3 тыс. чел.) , и двинулся на своих братьев. В междоусобной борьбе на Северном Кавказе были переплетены и сателлиты Москвы — кабардинские и аккинские мурзы. Главный шамхал не имел авторитетного влияния на самостоятельных феодалов. Факт междоусобной борьбы на северо-востоке подтверждал грузинский архимандрит Кирилл , во время своего посольства в Москву (1603—1604 гг.), и персидский посол Анди-бек, во время своего четвёртого визита в Москву (1598—1599 гг.). Последний сообщал:

«…у Шевкала с детьми, с Салтан Магмутом [Салтан-Мутом] с братьями с Ондреевскими [Эндиреевскими] , рознь, Шевкала не слушают, и с братом со своим, с Суркай-Шевкалом, бранятся» .

«Четвёртый приезд персидского посла Анди-бека в Россию (1598—1599 гг.)»

Андий в 1602 году отправил к царю Борису посольство во главе с Атаем с просьбой о вступлении в русское подданство :

«Андия князь учинился под его Бориса Фёдоровича царя высокою рукою быть… Да на том он [Андия] в Терском городе перед его царскими воеводами шерть учинил [присягу дал] , что будет от Его Царского величества неотступен до смерти и с недругами Государя заодно не будет» .

«Посольство Атая от Шевкалова сына Андия (1602 г.)»

В следующем 1603 году , вместе с Сунчалей-мурзой черкасским и послами уздней Солоха и Казыя Шепшукова, в Москву прибыли послы от Сурхая и Солтан-Мута, во главе с Ибрагимом и Дербышем Буртаевым. Царю Борису было объявлено:

«Суркай-Шевкал перед Терскими воеводами правду дал и шерть учинил и сына своего Ахлова в заклад в Терской город пришлёт и хочет быти под Государевою рукою во всем послушен; а до того он [Сурхай] Туркам служил, и от них ныне отрекся, хочет государю служити и прямити до своего живота [служить до смерти] » .

«Посольство Ибреима и Дербыша от Шевкаловых детей Суркай-Шевкала и Салтан-Магмута (1603 г.)»

Ших-мурза Окоцкий сумел склонить на промосковскую ориентацию аварского нуцала и Турлоевского Гумбета Каракишу . Однако после гибели Ших-мурзы, в результате набега на его младшего брата Солтан-Мута — Ахмет-хана, аварские нуцалы сменили ориентацию на прошаухальскую.

Грузинское посольство архимандрита Кирилла в Москву (1603—1604)

В 1603 году в Москву прибыло очередное посольство от царя Александра. Его возглавлял архимандрит грузинский Кирилл . Вопрос оставался прежним — военная поддержка и дальнейший переход Грузии в Русское подданство. Кирилл уверял в необходимости «строительства русских градов» на северо-востоке Кавказе:

«…А горские люди таковы: пока вашей царской рати на них не будет, и нам нельзя от них быть в бесстрашии. …А в Лезгинской земле есть три места, где можно грады ставить: одно место — Сарху, другое — Тарлук, третье — Бойнак; и тогда и Кумыки, и Койтаки и все горские люди будут в ваших царских руках».

от 4 марта 1604 года. «Посольство из Грузии старца Кирилла и подьячего Саавы (1603—1604 гг.)»

Разрабатывая план похода, думные бояре подробно расспрашивали Кирилла о шамхальских владениях. Посол пояснял:

«…А Шевкал против государевой рати не устоит, либо побежит, либо челом будет бить и будет в государевой воле, потому что ослеп он, а дети его в розни и каждый живёт по себе. А те, которые невеликие землицы стояли с Шевкалом, и те ныне за него не станут; да и с Кумыками у Шевкала рознь и брань великая. И против Государевой рати Шевкалу стоять не с кем; да и боится Шевкал Государевой рати и городки, которые были в ущельях, разрушил, блюдя Государевых людей. А у Александра царя рати с 30 тыс. и вполне может с Шевкалом справиться. Да коли пошлёт на него рать, и он [Шевкал] бегает в щели; а как исплошат, и Кумыки на деревни войною приходят».

от 9 марта 1604 года. «Посольство из Грузии старца Кирилла и подьячего Саавы (1603—1604 гг.)»

Так же Кирилл ссылался на кабардинцев:

«…Да с Государевою же ратью Кабардинские черкесы все пойдут на Шевкала, и они в горах все места знают».

от 12 марта 1604 года. «Посольство из Грузии старца Кирилла и подьячего Саавы (1603—1604 гг.)»

По заверению Кирилла, в Дагестан должно будет прибыть вспомогательное грузинское войско от царя Александра .

Русское посольство Татищева в Грузию (1604—1605)

В мае 1604 года в Грузию (Кахетию и Карталию) царём Борисом было отправлено посольство, возглавляемое думным дворянином и ясельничьим Михаилом Татищевым . Одна из целей посольства была разработка совместных военных действий в Дагестане. Однако, прибыв в августе того же года в столицу Кахетии — Загем , Татищев не застал в нём царя Александра, которого вместе со своим сыном Константином и всем войском, шах Аббас в срочном порядке вызвал на «Кизилбашскую службу» , для боевых действий против турок-османов . Делегацию принял сын Александра — царевич Юрий (Георгий). Последний встретил русских послов «не только ласково, но и раболепно» . Прославляя Московского царя, Юрий сетовал на судьбу Иверии, находящейся «под ножами Султана и Шаха» и терзаемой кумыками.

1 октября Юрий неожиданно сообщил Татищеву, что из Кенжи и Шемахи на Загем идут турки и, что при них находится сын шамхала — Солтан-Мут. В то же самое время с севера на Загем выдвинулись кумыки. Юрий просил Татищева дать ему для отражения нападения прибывших с посольством московских стрельцов:

«Хоть и немного [стрельцов] для того [битвы] , но как услышат Турецкие и Кумыцкие люди, что государевы люди со мной, то не пойдут [на Загем] … Отец мой Александр царь ныне у шаха и лучшие люди [войска] все с ним… А со мною соберётся Грузинских людей тысяч с пять и больше; и сам я хочу быть первым мертвецом за государя и за христианскую веру» .

от 1 октября 1604 года. «Посольство в Грузию (Кахетию и Карталию) Мих. Игн. Татищева и дьяка Андрея Иванова (1604-1605 гг.)»
Русский стрелец

Послы Татищев с дьяком Ивановым были поставлены в затруднительное положение. В данной ситуации, оказывая военную помощь царевичу Юрию, они без царского на то указа открывали боевые действия против Османской империи. В случае же отказа, послы рушили надежды грузин на защиту и покровительство Русского царства. После непродолжительных колебаний, Татищев предоставил царевичу Юрию 40 стрельцов под командованием стрелецкого сотника Михаила Симовского .

7 октября 40 московских стрельцов и грузинское ополчение (5—6 тыс. чел.) встретили османскую армию на пустынной местности в дневном переходе от Загема. В первом ряду выстроились стрельцы, которые, при приближении противника, открыли залповый огонь из пищалей. Поредевшие ряды атакующих были остановлены. Грузинское ополчение и стрельцы тут же контратаковали османскую армию, обратив её в бегство. Во время преследования много турок было перебито или взято в плен. Так же было захвачено 4 знамени и отбит весь захваченный неприятелем «полон». Потерь среди стрельцов не было — «а государевы стрельцы все здоровы» . На следующий день 8 октября царевич Юрий вместе со стрельцами направился против шедших с севера на Загем кумыков, которые, не приняв боя, бежали в горы . Данное событие подняло моральный дух грузинского населения. Царевич Юрий показывал народу захваченные трофеи, восхваляя «героизм горсти русских стрельцов» , приписывая им спасение Загема. По словам Н. Карамзина : «Казалось, что в сей день воскресла слава Иверии» .

Поход

Осенью 1604 года от устьев Терека выступило войско, состоявшее из трёх полков, в состав которых вошли Московские, Казанские, Астраханские и Свияжские стрельцы общей численностью 10 тыс. человек . В Терском городке к ним были присоединены кроме терских (гребенских), донских и яицких казаков, также служилые Кабардинцы ( Черкесы ) под командованием Сунчалей-мурзы , аккинцы (окочане) под командованием Батая Ших-мурзы и ногайцы .

На издержки похода из госказны было выделено 300 000 рублей .

Вторжение

Оставление горцами аула при приближении русских войск. Грузинский П. Н.

При вступлении в шамхальские владения, Бутурлин широкою сетью разъездов захватил всю прибрежную зону. Отдельные казачьи отряды, при поддержке стрельцов сожгли Андреево селение ( Эндери ), взяли Исти-Су и заняли Качкалыковский хребет . Кумыки, избегая прямых столкновений с русскими, избрали тактику ведения партизанской войны , изматывая противника мелкими стычками. Наиболее крупные столкновения произошли близ аулов Эрпели и Карабудахкента , где кумыки потерпели поражение . Основные силы последних отошли к Таркам , в результате чего — Кумыкская плоскость оставалась в руках русских . Отдельные отряды последних отправились в разных направлениях для добычи провианта. Кумыки ещё в августе, узнав о готовящемся походе в их земли царских войск, скосили весь хлеб и попрятали его в «особых тайниках» . Рейды сопровождались избиением большого количества людей и уводом пленных в Терки. Было сожжено множество селений. Ратники отбирали найденный хлеб, отгоняли табуны лошадей и скот , что повлекло за собой особую ненависть местного населения к «пришельцам» . Жители покидали свои аулы и уходили в горы .

Штурм Тарков русскими

Не дождавшись подкреплений из Грузии, в октябре русское войско направилось к Таркам . Город уже был хорошо укреплён, но Бутурлин, не желая тратить время на осаду, решил взять его штурмом. Вспоминая предыдущий поход Хворостинина в 1594 году , перед войском была произнесена речь «о костях братьев, здесь полегших и о русской крови, вопиявшей об отмщении» . Русское войско двумя колоннами пошло на приступ. Первая колонна состояла из стрельцов под командованием И. Бутурлина. Второй колонной руководил О. Плещеев. Её составляли боярские дети и казаки. После жестокого боя русские овладели Тарками. Городские улицы и площади были устланы телами защитников города. Престарелый шамхал Сурхай II бежал к аварскому хану, передав свои полномочия по ведению войны с русскими своему младшему брату — Солтан-Муту .

Строительство городов-крепостей

Тарки . Вид со стороны Каспийского моря. Зарисовка Милютина

Тарки находились в благоприятном, для строительства крепости, месте. С трёх сторон возвышались скалы, образуя собой естественную преграду. Необходимо было только укрепить отлогий скат (в виде амфитеатра) в сторону моря, покрытый лесом, садами и нивами. В горах били ключи, от которых шли трубы, снабжая город водой. На возвышенности, где стоял дворец шамхала с двумя башнями, воеводы приступили к строительству укреплений, имея под рукой весь необходимый материал: камень, лес, известь… На скате перед морем принялись устанавливать две башни, окопав их рвами. Городу дали название — «Новый Город» .

Ещё до взятия Тарков, в 15 верстах от них, на реке Акташе был установлен, для связи с Терским городком, опорный пункт ( острог ), занятый небольшим гарнизоном. Койсинский острог (Койсинский городок), под начальством князя-воеводы Владимира Долгорукова, оставался промежуточной базой для связи с Астраханью .

После захвата Тарков Бутурлин овладел, находившемся недалеко, солёным озером Тузлук. Оттуда дагестанцы добывали соль для пищи, серу и селитру для изготовления пороха. Близ озера воеводы также установили опорный пункт. В виду начавшихся морозов, третий опорный пункт, по совету Кирилла, на Буйнаке установить не успели. Дорога на Грузию была в руках русских, и строительные работы были приостановлены . Архимандрит Кирилл, при описании пути на Грузию, говорил:

«…А Шамхал и дети его живут больше в Кази-Кумухских горах, потому что место от русских городов поодале и места крепкие; а городов нет, только горы и щели [ущелья] великие. А только государевы люди в тех местах его найдут, и ему только бежать в Турецкие города в Шемаху или в Баку ; а в Дербент не пойдёт, потому что тот город не крепок и безлюден».

от 12 марта 1604 года. «Посольство из Грузии старца Кирилла и подьячего Саавы (1603—1604 гг.)

Зима (1604―1605)

Зиму решили провести в Тарках, однако вскоре был обнаружен большой недостаток в провианте. Источники не сообщают причину внезапного возникновения данной проблемы. На военном совете было принято решение отослать часть войска (ок. 5 тыс. чел.) за Терек. Ногайцев и половину стрелецких полков в Астрахань, а часть гребенских и терских казаков в «свои городки» . Солтан-Мут узнал о движении части русского войска в сторону Терека и, собрав значительные силы, вместе с братьями устроил на пути следования русских засаду. Однако отряд шёл в строгом порядке, и кумыкам не удалось застать русских врасплох, но, несмотря на это, бой длился целый день и только к ночи Солтан-Мут с братьями отступили, потеряв в той битве 3 тыс. человек .

Остававшийся в Тарках на зиму русский гарнизон претерпел тяжёлые лишения. Приходилось довольствоваться остатками толокна и вяленым мясом. Число больных ежедневно росло .

Смена обстоятельств

Во время своей поездки в Персию, царевич Константин принял ислам и стал именоваться Кюстандил-ханом. По прибытии в Загем он, по наущению шаха Аббаса, произвёл дворцовый переворот. 12 апреля 1605 года Татищев услышал громкий шум и послал своего толмача выяснить в чём дело. Войдя в палаты, последний обнаружил стоявшего в окружении персидских сарбазов и эмиров Амир-хана и Али-хана Мувафика — Константина перед отрубленными головами его отца Александра и брата Юрия. Константин уверял Татищева, что царь Александр был убит по неосторожности, а Юрий за сговор с турками. Однако послам было уже всё ясно, и они поспешили покинуть Грузию. Посылка вспомогательного грузинского войска на помощь Бутурлину была исключена.

Царь Борис тем временем ожидал поход Лжедмитрия на Москву, и войска, которые должны были весной вернуться в Дагестан, были мобилизованы для защиты своей столицы. Кроме того, царь Борис отзывал стрельцов из Тарков, но Бутурлин не сразу объявил по гарнизону царский приказ .

Военные действия союзников против русских

Тем временем предприимчивый Солтан-Мут сумел объединить кумыков, аварцев, даргинцев и другие народы Дагестана, общим числом более 20 тыс. , и поднять их против, вторгшихся в их землю, «неверных». Борьба с Бутурлиным приобрела общенародный характер. Шамхал также обратился за помощью к османскому султану Ахмеду I , который «велел Дербентскому и другим пашам своим в областях Каспийских изгнать русских из Дагестана» . «…Он же [султан] прислал к ним на помощь многое воинство» .

Весной 1605 года объединённые силы османских янычар, крымских татар и дагестанцев осадили Койсинский острог, отрезав пути сообщения войска Бутурлина в Тарках с Терским городком. Находившийся в Койсинском остроге небольшой русский гарнизон под руководством Долгорукова, уничтожил приготовленные для Тарков запасы, сжёг деревянные укрепления и морем отплыл в Терки . Тому же примеру последовал и сторожевой гарнизон на Акташе. Бутурлин в Тарках оказался в полной изоляции.

Осада и штурм Тарков союзниками

После захвата сторожевых острогов русских, союзные войска осадили Тарки. Осаждавшие засыпали рвы и возвели на уровне крепостной стены насыпь (примёт) из песка и хвороста. Важнейшими опорными пунктами русских являлись две верхние башни, имевшие широкий сектор обстрела. Под не достроенной ещё одной из башен был сделан подкоп и заложен огромный пороховой заряд. Сразу после взрыва той башни, под которой были погребены «лучшие дружины» московских стрельцов , янычары и дагестанские ополченцы пошли на штурм. Часть крепостной стены была разрушена, и в образовавшуюся брешь хлынули крупные силы штурмующих. Однако русским удалось отбить все приступы, с огромным уроном для штурмовавших. Большие потери были и у осаждённых .

Переговоры

После 3-х дневной осады, измотанные противоборствующие стороны решили вступить в переговоры. В ставку Бутурлина прибыли Солтан-Мут и Герей с главным турецким пашой из Шемахи . Последние предлагали русским воеводам добровольно покинуть Тарки: «пойдете отселе, куды хощете» . Воеводы поначалу не желали оставлять город, но Бутурлин решил объявить воеводам царский приказ о прибытии стрельцов в Москву . Желая спасти, хотя бы войско, он согласился на выход и потребовал, чтобы союзные войска отошли от Тарков, предоставив свободный проход русским за Сулак . В обеспечение добросовестного выполнения договора, Солтан-Мут должен был прислать в аманаты (заложники) своего сына. Шамхал обязался взять на своё попечение больных и раненых русских, которых приходилось оставить в Тарках, а по их выздоровлении, отпустить их на родину, но потребовал, чтобы Бутурлин предоставил ему в аманаты своего сына, «юношу, выдававшегося своей удалью» — Фёдора и, чтобы Бутурлин дал клятву, что русские никогда больше не пойдут войной на Тарки. Оба последних условия Бутурлиным были отвергнуты. Требования же последнего были удовлетворены клятвой на Коране . Однако шамхал, вместо своего сына, выдал в аманаты подставное лицо, некоего осуждённого на казнь, и этим заслужившего помилование . Затем в ставке Бутурлина состоялся пир. Степенная книга Лотухина сообщает, что «был паша у окольничего [Бутурлина] в шатрах, пировал… учиниша между собою повольный торг…» и прочее . Шемахский паша, также дал клятву, что выпустит русских с честью, при доспехах и обеспечит их всем необходимым провиантом .

Выход русских из Тарков и празднование горцев

Русские вышли из Тарков «с песнями и грохотом бубнов» . На следующий день горцы праздновали «окончание Рамазана » . В тот же день, для скрепления союза, состоялась свадьба шамхала с дочерью аварского хана. На праздновании присутствовали около 20 тысяч, ещё не разошедшихся по домам, дагестанцев. Были розданы сотни тулуков с бузой . С утра возносились молитвы «Исми-азам», раздавалась стрельба, и проводились различные «боевые игры». Разгорячённые горцы, ещё недавно «видевшие гибель бессчётного количества своих соплеменников» , жаждали мести. Нашёлся некий улем , который освободил шамхала от «клятвы, данной врагу». Последний тут же всем приказал нагнать уходящих русских и, на первом же биваке (привале), внезапным нападением вырезать их до наступления ночи .

Битва на Караманском поле

На следующий день, после заключения договора, стрельцы и казаки уже форсировали Шура-озень и остановившись на бивак, отдыхали и «беззаботно варили кашу» . Уверенные в своей безопасности, воеводы даже не выставили караулов .

Тем временем объединённые силы дагестанцев, разделившись на несколько групп, скрытыми путями нагнали русскую рать и, окружив, неожиданно атаковали её со всех сторон. Фактор внезапности лишил возможности русских приготовиться к битве и использовать « огненный бой ». Силы сошлись в рукопашной битве, «резались грудь на грудь» . Горцы в неистовой ярости набрасывались на русских ратников. Последние, не успев принять боевой порядок, сбивались в отдельные группы, каждая из которых, находясь отрезанной от других, дралась самостоятельно. Дагестанцы, окружив отдельную группу стрельцов или казаков, предлагали им бросить оружие . Однако «все воеводы и ратные люди на том порешили, что ни единому человеку живым в руки не даться и биться до конца» . Карамзин сообщает:

Пишут, что добрые русские единодушно обрекли себя на славную гибель; бились с неприятелем злым и многочисленным врукопашь, человек с человеком, один с тремя, боясь не смерти, а плена .

Одним из первых на глазах Ивана Бутурлина погиб, бросившийся в бой, его молодой сын Фёдор . «Млад годами и леп лицом» последний был окружён со всех сторон неприятелем, но по сообщению летописи: «бился мужественно, на удивление врагам» и был ими изрублен .

Предание костековских биев гласит, что «воевода Бутурлин, седобородый богатырь, видя неминуемую гибель русской рати, собственноручно изрубил шамхалова аманата на куски» , не подозревая подлога.

Кровопролитная битва длилась на протяжении нескольких часов. «Но басурман множество, Русских же пред ними малое число, и вси побиены быша» . В битве погибли воеводы: Иван Бутурлин с сыном Фёдором, Осип Плещеев с сыновьями Богданом и Львом, Иван Полев, Иван Исупов; письменные головы: Калинник Зюзин, Демид Черемисинов и другие головы, сотники и атаманы . Князь-воевода Владимир Кольцов-Мосальский , с небольшим числом людей из конных детей боярских и казаков «на резвых лошадях» , сумели прорвать кольцо окружения и уйти на Койсу, где воевода Пётр Головин должен был ожидать прибытие вызванной царём Борисом русской рати из Тарков . В плен были взяты те немногие, которые «от ран изнемогоша» , это: кн. Владимир Бахтеяров , сын И. Бутурлина — Пётр и стрелецкие головы Афанасий Благой и Смирной Маматов. Тяжелораненые рядовые ратники, по сообщению летописи, были добиты .

Потери сторон

По летописным данным потери русских составляли около 7 тысяч человек, «окромя людей боярских» .
Н. Карамзин исчисляет потери русских в Караманской битве общим числом в 6—7 тысяч человек .
В. Потто и С. Соловьёв сообщают, что общие потери русских в том походе простирались до 7 тысяч .

Тяжёлые потери понесли и объединённые силы дагестанцев. Некоторые исследователи (Н. Семёнов , В. Потто ) пишут, что в Караманской битве погиб и сам Солтан-Мут. Однако в документах, касающихся русско-дагестанских отношений, его имя продолжало фигурировать до 1643 года .

Последствия

Оставшиеся в Тарках больные и раненые русские были растерзаны разъярённой толпой, «влачимые и терзаемые по улицам не только мужчинами, но даже малыми детьми и старыми женщинами» .

Захваченный в плен князь-воевода В. Бахтеяров был передан турецкому султану и находился в заточении в Кафе , но через год был освобождён и вернулся на родину, где был одарён Годуновым и отпущен на Терек . С. Маматов в плену принял ислам. Был приговорён к казни, облит нефтью и сожжён .

В 1607 году , при посредничестве Иранского правительства, произошёл обмен пленными .

Значение

Смутное время парализовало экспансию Русского царства на Кавказ. На северо-восточном Кавказе на протяжении XVII века продолжалась междоусобная война . Совершались взаимные набеги, сопровождавшиеся захватом пленных, угоном скота и прочим . В своих войнах дагестанские владетели не раз обращались за помощью как к османскому или персидскому, так и к русскому правительствам, в зависимости от обстоятельств. Солтан-Мут неоднократно менял свою внешнеполитическую ориентацию то на Османскую, то на Персидскую империи. В 1614 , 1616 и 1626 гг. он обращался с просьбой о принятии русского подданства. Однако тарковские правители препятствовали сближению Эндриевского ханства с Москвой, опасаясь усиления своего соперника. В то же время русское правительство чаще оказывало военную поддержку также изъявлявшим покорность тарковским правителям .

Примечания

  1. Согласно некоторым народным преданиям, а также показаниям сословно-поземельной комиссии кумыкских биев, следует, что Солтан-Мут являлся сыном шамхала Андия. Того же мнения придерживался и учёный-этнограф XIX в. Д.-м. М. Шихалиев, однако последний не исключал и того, что Солтан-Мут мог быть сыном шамхала Чопана.
    Древнейшие жители Кумыкской плоскости Гуены называли Солтан-Мута сыном Муртузали. Последний, по сообщению Н. Семёнова, это и был шамхал Андия (он же Чопалау)
    В. А. Потто называл Солтан-Мута сыном Сурхай-шамхала.
    Существуют народные предания, согласно которым, отцом Солтан-Мута являлся шамхал Чопан. Так считали Г. Алкадари и А. К. Бакиханов .
    от 2 мая 2012 на Wayback Machine , основываясь на документах по русско-дагестанским отношениям, согласно которым Солтан-Мут являлся братом Сурхаю и Андию, в своих исследованиях выводит, что первый был сыном шамхала-Чопана.
  2. Впоследствии шамхал Герей вспоминал:
    «Русских людей знаю. К нам в Кумыки они прихаживали, а мы на них всеми городы съедемся и многие бои с ними бывали …живу в руки не даются, бьются до смерти» .
  3. Некоторые кумыкские предания сообщают, что Солтан-Мут «погиб в деле с русскими» , но произошло это после гибели, в 1641 году в Кабарде, его старшего сына Айдемира.

Источники

  1. Идрисов Ю. М. Борьба Тарковского государства за независимость в XVI—XVII в. // Вести КНКО. — Махачкала, 2008. — Вып. 12—14.
  2. , с. 57.
  3. , с. 56.
  4. , с. 319, № 20.
  5. , с. 318, № 20.
  6. , с. 321, № 20.
  7. , с. 110.
  8. , с. 136 / Т. 2.
  9. , с. 60 / Т. 1.
  10. , с. 4 / Т. 2.
  11. , с. 108.
  12. , с. 286 / Т. 1.
  13. , с. 109.
  14. , с. 242.
  15. , с. 108—109.
  16. .
  17. .
  18. , с. 2 / Т. 2.
  19. , с. 365, № 22.
  20. , с. 365—366, № 23.
  21. , с. 394—395, № 24.
  22. , с. 401, № 24.
  23. , с. 405, № 24.
  24. , с. 25.
  25. , с. 60—61 / Т. 1.
  26. , с. 62 / Т. 11.
  27. , с. 476, № 25.
  28. , с. 63 / Т. 11.
  29. , с. 477, № 25.
  30. , с. 476—477, № 25.
  31. , с. 61 / Т. 1.
  32. , с. 63—64 / Т. 11.
  33. , с. 10 / Т. 1.
  34. .
  35. .
  36. , с. 60 / Т. 11.
  37. , с. 62 / Т. 1.
  38. , с. 11 / Т. 1.
  39. , с. 61 / Т. 11.
  40. , с. 287 / Т. 1.
  41. , с. 85—86.
  42. , с. 63 / Т. 1.
  43. , с. 404—405, № 24.
  44. , с. СХ.
  45. , с. 64 / Т. 1.
  46. , с. 56—57.
  47. , с. 12 / Т. 1.
  48. , с. 71 / Т. 11.
  49. , с. 43 (л. 43 об.).
  50. , с. 71—72 / Т. 11.
  51. , с. 5.
  52. , с. 64—65 / Т. 1.
  53. , с. 34 (примечание) / Т. 11.
  54. , с. 72 / Т. 11.
  55. , с. 65 / Т. 1.
  56. , с. 13 / Т. 1.
  57. , с. 13—14 / Т. 1.
  58. , с. 63 / Ч. 2.
  59. , с. 43 (л. 41 об.).
  60. , с. 57.
  61. , с. 14 / Т. 1.
  62. , с. 43 (л. 41 об.—43).
  63. , с. 57—58.
  64. .
  65. , с. 244.
  66. , с. 411 / Ч. 1.
  67. , с. 26.
  68. , с. 533, № 30.

Литература

  • Акбиев А. С. // Кумыки: Вторая половина XVII — первая половина XVIII века. — Махачкала: Дагестанское книжное изд.-во, 1998. — 152 с. — ISBN 5-2970-1271-6 .
  • Атаев Б. М. . — Махачкала, 1996. — 238 с.
  • Бакиханов А. К. // = Ҝүлүстани-Ирəм / Под ред. З. М. Буниятова. — Б. : Элм, 1991 (репринт 1841 г.). — 304 с. от 9 декабря 2012 на Wayback Machine
  • Белокуров С. А. . — Выпуск 1-й. — М. : Унив. тип., 1889. — 715 с.
  • Броневский С. М. / Отв. ред. Ю. А. Петросян. — СПб. : Институт востоковедения РАН , 1996 (репринт 1810 г.). — 240 с. — (Архив российского востоковедения).
  • Будаев Н. М. // Очерки политической истории народов Северного Кавказа в XVI—XX вв. — Черкеск, 2007.
  • Бушев П. П. История посольств и дипломатических отношений русского и иранского государств в 1586—1612 гг. Ч. 1 (По русским архивам) / АН СССР , Ин.-т востоковедения. — М. : Наука , 1976. — 478 с.
  • Бушев П. П. История посольств и дипломатических отношений Русского и Иранского государств в 1613—1621 гг. Ч. 2 (По русским архивам) . — М. : Наука , 1987. — 278 с.
  • Идрисов Ю. М. // Вести КНКО. — Махачкала, 2008. — Вып. 12—14 .
  • История Дагестана / Сост. В. Г. Гаджиев, Гл. ред. Г. Д. Даниялов. — М. : Наука , 1967. — Т. 1 // Глава 8. Углубление феодальной раздробленности (XVI – XVII вв.) // § 8. Русско-дагестанские отношения в XVI – XVII вв. — 433 с. — 7000 экз. ISBN 5-02-009852-3 .
  • Карамзин Н. М. // История государства Российского . — СПб. : Тип. Н. Греча , 1816—1829. — Т. 11.
  • Маршаев Р. Г. и Бутаев Б. // История лакцев. — Махачкала, 1991. — 209 с.
  • // Гл. ред. К. М. Алиев Ёлдаш : газета. — Махачкала, 2009. — № 10 (13468) . 11 июня 2015 года.
  • Памятники дипломатических и торговых сношений Московской Руси с Персией / Под. ред. Н. И. Веселовского . — СПб. , 1892. — Т. 2. Царствование Бориса Годунова, Василия Шуйского и начало царствования Михаила Фёдоровича. — 456 с.
  • Попко И. Д. Терские казаки со стародавних времён (Исторический очерк) . — Вып. 1. — СПб. : Тип. Кулиша, 1880. — 518 с.
  • Потто В. А. . — Владикавказ: Элек. тип. Терского обл. правл., 1912. — Т. 1.
  • Потто В. А. . — 2-е изд. — СПб. : Тип. Е. Евдокимова , 1887. — Т. 1 : От древнейших времён до Ермолова. — 738 с.
  • Семёнов Н. . — СПб. : Тип. А. Хомского и К°, 1895. — 499 с. — ISBN 978-5-458-01712-1 .
  • Соловьёв С. М. [militera.lib.ru/common/solovyev1/08_01.html Гл. 1. Царствование Бориса Годунова / Кн. 2, Т. 6–10] // . — 2-е изд. — СПб. : Т-во «Общественная польза», 1851—1879. — Т. 8. — 712 с. — ISBN 966-03-1050-1 .

Первоисточники

  • / Ценз. В. Флёров. — М. , 1853.
  • ПСРЛ Т. 14. Ч. I. Повесть о честном житии царя и великого князя Феодора Ивановича всея Руссии. II. Новый летописец. // Глава 82. О посылке и побое в Торках / Под ред. С. Ф. Платонова и П. Г. Васенко. — СПб. : Тип. М. А. Александрова, 1910. — 154 с.
  • Рукописный сборник казачьих преданий Ф. Ф. Федюшкина .
  • Предания Костековскаго владельца Будай-хана Гамзина.

Ссылки

  • . Руниверс.
Источник —

Same as Поход Бутурлина в Дагестан