Монетный двор Гамбурга
- 1 year ago
- 0
- 0
Двор — пространство земли, прилежащее к дому, либо к жилым и хозяйственным помещениям.
На селе — огороженный участок земли при доме, на котором расположены хозяйственные постройки; употребляется также в значении хозяйства в широком смысле: крестьянский двор, колхозный двор, задний двор и так далее. В Советском Союзе и современной России для городов употребляется архитектурно-строительное понятие «придомовая территория». Слово двор ( нем. Hof ) в истории крестьянского быта имеет значение и в некоторых государствах и странах Западной Европы .
Слово двор имеет славянское происхождение и родственно слову дверь . Изначально оно означало огороженное место со всеми находящимися на нем домами и постройками. В этом смысле оно используется с XI века. С XVIII века отдельно появилось значение двора как королевского окружения .
|
Эта статья
описывает ситуацию применительно лишь к одному региону
, возможно, нарушая при этом
правило о взвешенности изложения
.
|
Поскольку под двором понимается огороженное место, то первые дворы появились после одомашнивания животных: скотный двор . Первые дворы ( courtyard ) фиксируются уже в рамках неолитической Ярмукской культуры . В процессе имущественного расслоения двор (как и дом) стал признаком достатка. Поэтому двор являлся атрибутом правителей ( фараонов Древнего Египта ). Свой двор имел Иерусалимский храм . С развитием ремесел и торговли появляются такие виды дворов как монетный двор или постоялый двор .
В Римской империи появился двор- патио .
В эпоху Средневековья собственные дворы имели монастыри. На Западе они назывались клуатрами .
Дворы в Русском царстве были больших размеров: 50—60 саженей в длину (100—130 метров) и 40 в ширину. Делалось это для защиты от пожаров . Дворы неправильной формы, не прямоугольные.
Двор делился на две части. На задний двор сваливали мусор и навоз, на нём строили конюшни, птичники и так далее. Они назывались овечий двор, скотный двор, конюший двор, льняной двор, житный двор. На окраинах дворов строили кузницы. Дворы часто располагали у рек — там могла быть водяная мельница .
Избы ставили внутри передней части двора. Избы между собой соединялись сенями. Под одной крышей жило несколько семей разных поколений, что символизировало принадлежность к одному роду .
Двор обносили забором (тыном, замётом, заплотом). В XVII веке начали строить каменные заборы. Каменный забор мог совмещаться со всеми деревянными зданиями усадьбы . Вдоль заборов выращивали капусту и свеклу. Высаживали плодовые деревья: яблони и груши, изредка вишни. Редко выращивали декоративные растения.
В заборе могло быть до семи ворот . Главные ворота были отдельным архитектурным строением. Над главными воротами могла располагаться часовня или надвратная церковь . Главные ворота накрывались кровлей, на них строились башенки, на щитах рисовали цветы, оленей, орлов и так далее. У ворот строилась избушка , которая называлась воротня. В избушке сидели вратари, которые открывали и закрывали ворота.
Двор застраивался большим количеством изб для холопов и служебными постройками: поварня, пекарня, квасоварня, мыльня, подвалы, житницы и так далее. Над житницами строили сушила, в которых хранилась сушеная рыба, мясо, сухари. Над ледниками строили надпогребицы. В надпогребицах могли хранить сани, телеги, страдные одры (носилки) и так далее. В надпогребицах устраивали угощения для холопов гостей, приехавших на пир . На втором этаже в кладовых хранили домашние вещи: одежду, оружие, посуду и так далее. Ценные вещи и деньги закапывали в землю, или отдавали на хранение в монастырь , что называлось поклажей. В одном богатом дворе могло жить 500—1000 человек: повара, приспешники, кузнецы, хлебники, квасовары, портные, столяры, сапожники и так далее. Еду готовили в отдельно стоящих избах — поварнях. Управляли таким хозяйством ключник и дворецкий .
Летом для игр и развлечений во дворах ставили специальные палатки.
Наличие ограды или хотя бы условного обозначения границы делало, согласно славянской мифологии, двор местом, защищающим жилое пространство от вредоносных внешних сил, и объектом разнообразных охранительных обрядов. Чтобы защитить двор от злых сил, болгары, например, обязательно сажают там вяз , поскольку считается, что в этом случае во двор «не входит никакое зло, никакая болезнь, а сам дом — никогда не опустеет». Запрещалось, однако, сажать во дворе лавровое дерево ; если же оно вырастало там самопроизвольно, это считалось благоприятным знаком. В черниговском Полесье со двора выкидывали попавший туда голый кол (сук без коры), чтобы хозяйство не осталось «голым», «пустым», а на Ивана Купалу забивали во дворе «кол с корою» и насаживали на него коровий череп, «шоб уража́й. дўор бага́тый буў».
Для защиты двора, как и дома, от злых сил, сглаза , порчи и тому подобное предпринимались различные магические действия. У всех славян распространен обычай в дни календарных праздников окроплять святой водой дом, все хозяйственные постройки и углы двора Чтобы защитить от «гадов» и насекомых, следовало обежать вокруг двора со звонком в руке или подмести его до захода солнца новой (не использовавшейся ранее) метлой (словац.), окадить дымом и посыпать пеплом от костра, в котором собран мусор со всего двора (серб. Хомолье). Охраняя амбар и гумно от ведьмы, стремящейся «переманить» к себе урожай, болгары рассыпали во дворе просо . Поляки Хелмского воеводства сыпали вдоль ограды освященную соль, чтобы обезопасить двор от злых сил. С целью защиты скота от сглаза русские крестьяне вывешивали на скотном дворе целую связку старых лаптей, отвлекая таким образом внимание опасного человека от животных.
В современном городе двор - это внутренняя часть квартала, противоположная улице (его внешней стороне). Отсюда вход в дома может быть либо с улицы, либо со двора. В некоторых кварталах въезд во двор может быть ограничен. Часто дворы используют как пространство для детских игр и там оборудуют специальные игровые площадки, также нередко во дворах жильцы паркуют свой личный автотранспорт . Санкт-Петербург известен своими дворами-колодцами .