Interested Article - Русское садово-парковое искусство

Сады и парки в России традиционно находятся под западноевропейским влиянием. Тем не менее, садоводство, как и плодоводческое, так и декоративное, имеет давнюю историю.

Древняя Русь

Информации о древнерусском садоводстве в сохранившихся письменных источниках очень мало, тем не менее она позволяет составить общее представление о предмете статьи.

В IX веке сады появились в Курске , Орле и Туле . Во 2-й половине XII века Андрей Боголюбский заложил сад возле устья Нерли . Этот сад послужил образцом при создании садов в Суздале , Владимире , Муроме , Вязниках и других городах. Небольшие фруктовые сады («красные») разбивались на территории некоторых городских усадеб. В середине XII века митрополит Климент Смолятич упоминает о двух типах « огородов » на Руси: «огороды с садом» и «огороды с капустой». В то же время он описывает и смешанные посадки, сочетавшие «плодовые деревья, овощи различные, душистые цветы и множество изобилия». Относительно много сведений сохранилось о церковных и монастырских садах. Церковные сады всегда были небольшими и разбивались в непосредственной близости от храмов, монастырские же различались назначением, размерами и другими характеристиками. Основной монастырский сад — часто имел продуманную планировку и разбивался внутри монастырских стен в непосредственной близости от собора. Небольшие посадки располагались у келий. Другие сады, с более явно выраженным утилитарным назначением, могли находиться и на периферии монастырской территории или вовсе выноситься за её пределы. Первый монастырский сад появился одновременно с первым монастырём: в 1051 году по инициативе игумена Антония в Киево-Печерском монастыре был посажен большой яблоневый сад. В Ипатьевской летописи упоминается «красный сад», посаженный Даниилом Галицким в 1259 году. Сады составляли гармоничное единство с архитектурными сооружениями. Плодовые деревья выделяли силуэт центральной возвышенной части города, где соседствовали с собором. Сады, устроенные на территориях усадеб, существенно облагораживали тесные улицы древних городов. В сторону границ поселения они разрастались всё больше. Иногда посреди деревьев сада строились зверинцы, устраивались пруды («садки»), в которых разводили рыбу. Повесть временных лет сообщает о статуях, привезённых Владимиром Святославичем в конце X века из Корсуни в Киев и стоявших в княжеском дворе Десятинной церкви :

Отправляясь, захватил он и двух медных идолов и четырёх медных коней, что и сейчас стоят за церковью святой Богородицы и про которых невежды думают, что они мраморные

Во дворе за церковью по обыкновению располагался «красный сад», поэтому эти скульптуры вполне могли использоваться в его оформлении.

Отношение к саду как к некому сакральному месту сложилось на Руси после принятия христианства , когда они стали ассоциироваться с библейским Эдемом . При этом сады имели ещё и важную утилитарную функцию, обеспечивая людей фруктами и ягодами. В языческое время посадки деревьев не почитались (хотя отдельные деревья и наделялись различными духовными качествами), в отличие от священных рощ, созданных природой.

В результате татаро-монгольского нашествия помимо всего прочего остановилось и развитие садового искусства. В Слове о погибели земли Русской автор, перечисляя основные утраты, наряду с «городами великими», «сёлами дивными», «домами церковными» упоминает монастырские сады («винограды обительные»).

Новгород

В Новгороде археологами на Неревском раскопе в слоях почти всех веков, начиная с древнейшего X века, были найдены семечки яблок и сами яблоки. Три целых яблока были найдены в слоях X и XIII веков Размеры плодов и ряд иных признаков позволяют отнести новгородские яблоки к плодам лесной яблони , которые не превышали 3 см. Любопытно, что новгородцы, говоря о сильном граде, не редко сравнивали размеры градин с яблоками. В 1958 году археологами были найдены и сами яблоневые сады, в двух усадьбах ремесленников (скорее всего, кузнецов) на углу Великой и Кузьмодемьянской улиц, недалеко от стен кремля. Эти сады были посажены в середине XII века и росли около 25 лет, после чего по не понятным причинам были вырублены. Один сад был вскрыт почти полностью, а другой — лишь частично. Площадь первого сада равнялась около 0,03 гектара, на его территории археологами были вскрыты четыре яблони, представлявшие собой пни с широко разветвлёнными корнями. Отстояли они один от другого на несколько метров, располагаясь в разных концах почти квадратного сада. Вероятно, там росло ещё несколько яблонь, пни которых во время строительства построек выкорчевали. Также имели распространение вишнёвые сады. В слоях всех веков, было найдено несколько тысяч косточек вишен , но остатки деревьев пока не были обнаружены. Новгородские вишнёвые косточки имеют большое сходство с косточками современного сорта владимирской вишни. Имеются находки косточек слив , относящиеся к XI веку. Из ягодных кустарников новгородцы разводили малину и чёрную смородину , чьи семена встречаются в слоях всех веков.

Московские сады в XIV—XVII вв.

В Москве садовое искусство начинает развиваться быстрыми темпами с начала XIV века. На склоне Кремлёвского холма, у Москвы-реки , был устроен сад митрополита Алексея . На рубеже XIV-XV веков сады были разбиты за посадским рвом, на территории, которая позже получила название Старые сады (см. Старосадский переулок ). В начале XV века там появился летний загородный дворец великих князей. Иван III , уделявший большое внимание развитию декоративного садоводства Москвы, продлил их к нынешнему Воронцову Полю , где возник второй дворец, и сады разделились на Старые и Новые. По приказу Ивана III в 1495 году церковь и другие здания, стоящие на правом берегу Москвы-реки, были снесены и на этом месте создан сад, существовавший до конца XVII века под названием Царицын луг (ныне Болотная площадь ). В грамотах XV века упоминаются также следующие московские сады: Глебков, Макарьевский, Терехов, Гальтяевский, Чичагов, сады на р. Неглинной . На южном склоне Кремлёвского холма в XVI веке существовали Верхний и Нижний сады.

Вознесенский яблоневый сад в Коломенском , созданный во 2-й половине XVII века

Первые регулярные сады появляются в России в XVII веке. При Борисе Годунове на рубеже XVI-XVII веков в его загородной резиденции, известной как Царёв-Борисов городок , был устроен регулярный сад с беседками, большим прудом, насыпным островом и домиками для лебедей. При митрополите Павле II на Крутицком подворье был посажен Крутицкий ветроград — регулярный сад, бывший известным своими цветниками и прудами. Одним из самых крупных культурных русских садов XVII века был сад в Измайлове , где выращивались всевозможные плодовые (в том числе южные: виноград , арбуз и другие), лекарственные растения, тюльпаны , шелковица . Декоративные сады Измайлова были вкраплены в природный пейзаж. Яблоневые, грушевые и вишнёвые сады окружали берега двадцати прудов. В прудах водилась стерлядь . Позднее сад Измайлова служил Петру I базой для организации садов в других городах России. До наших дней сохранился садово-парковый ансамбль в Коломенском , где в XVI—XVII веках создавался обширный регулярный парк. По описи 1701 года в Москве и под Москвой одних только дворцовых садов насчитывалось 43.

Московские сады XVII века часто располагались уступами (террасами), отличались разнообразием и обилием. Помимо плодовых деревьев и кустарников в садах разводились цветы и душистые травы. Нередко сажались деревья, предназначенные исключительно для украшения сада, например, кедры и пихта . Строилось много построек для отдыха в тени («беседки», «чердаки», «троны» (кресла), «царское место», «теремы», «шатры»). Большое внимание уделялось оформлению ворот и оград. Для ограждения применялись живые изгороди, в которых делались окошки для обзора окружающей местности. Создавались пруды с неестественно высоким уровнем воды, на них делали островки уединения, а по воде пускали плавать целые флотилии небольших потешных судов. В стилистическом отношении сады Москвы XVII века были близки к барокко , особенно к . В XVII веке в русском садовом искусстве произошло немало нововведений, были популярны висячие («верховые») сады. Под влиянием московских садов в 1670-е годы висячий сад появился в архитектурном ансамбле митрополичьего двора в Ростове Великом . Инициатором строительства висячего сада был ростовский епископ Иона Сысоевич . В XVII веке садовое искусство России начинает ориентироваться на европейский опыт и русский сад постепенно утрачивает свои традиционные средневековые качества, связанные с религиозными представлениями.

Императорская Россия

Большое развитие русского садово-паркового искусства началось во время правления Петра I , к. В петровскую эпоху в Петербурге и его окрестностях были созданы парки, получившие мировое признание как выдающиеся образцы садово-паркового искусства Европы: парки Петергофа , в Стрельне , Ораниенбаум , Летний сад в Петербурге, Царское Село и другие. Ряд великолепных парков Пётр I разбил в своих резиденциях в Прибалтике. Наиболее интересный из них — Екатериненталь . В 1706 году в Москве заложен первый в России ботанический сад Аптекарский огород .

Впоследствии сады и парки западного типа получили распространение в императорских и помещичьих усадьбах по всей России, в том числе и в Москве. Многие из них получили широкую известность: среди них Юсуповский парк в Архангельском , Голицынский — в Кузьминках , Шереметьевские парки в Останкино и Кускове , парк Разумовского в подмосковном селе Петровском и т.д.

В XVIII веке также в большом количестве возникают ботанические сады , принадлежавшим отдельным вельможам и богачам.

В русских садах XVII в. применялись главным образом регулярные приёмы, но в планировке усадеб имели место пейзажные композиции.


Советский период

Современная Россия

Литература

  • Гостев В.Ф., Юскевич Н.Н. . — М. : Стройиздат, 1991.
  • Сафин Р.Р., Белякова Е.А., Валеев И.А. Садово-парковое искусство. — Казань: КГТУ, 2009.
  • Дормидонтова В.В. История садово-парковых стилей. — М. : Архитектура-С, 2004.

Ссылки

  • Колчин Б.А. . Новгород и Новгородская земля. Выпуск № 19 (2005). Дата обращения: 12 апреля 2016.
  • Чёрный В.Д. . Дата обращения: 12 апреля 2016.
  • Лихачёв Д. С. Сад и культура России (1985).
Источник —

Same as Русское садово-парковое искусство