Interested Article - Эсты

Эсты на французской карте 1685 года
Европейские культуры раннего железного века (V век до н. э.) :
культура Харпштедт-Нинбург культура домовидных урн латенская культура скандинавский бронзовый век ясторфская культура поморская культура — эсты культура самбийских курганов днепро-двинская культура милоградская культура

Э́сты ( эстии , от лат. Aestii ; эст. Aestid [ источник не указан 41 день ] ) — балтийское племя , впервые описанное римским историком Тацитом в его трактате « Германия » (около 98 года н. э.) .

Вслед за Тацитом, это название употреблялось в различных формах (помимо Aesti также Aestii, Astui, Aest , а затем Esti ) на протяжении всего Раннего Средневековья для обозначения того же народа (населяющего окрестности устья Вислы ). В эпоху Высокого Средневековья произошёл перенос этого этнонима на прибалтийско-финское население Ливонии , несмотря на то, что эти две географические области не являются непосредственно смежными, и между ними, соответственно, как и между населяющими их народами, крайне мало (если они вообще есть) прямых исторических связей.

В дальнейшем в западных (преимущественно латинских ) источниках это название окончательно переносится на средневековое население современной Эстонии . В этом значении в древнерусских источниках ему может соответствовать экзоэтноним « чудь ».

Эстии у Тацита

Упоминания эстов у античных авторов столь кратки, что точно определить ареал их расселения не представляется возможным. Aestii вблизи Вислы (соседи видивариев) — народ, упомянутый Тацитом в трактате « О происхождении германцев и местоположении Германии »:

Что касается правого побережья Свебского моря, то здесь им омываются земли, на которых живут племена эстиев, обычаи и облик которых такие же, как у свебов, а язык — ближе к британскому. Эстии поклоняются праматери богов и как отличительный знак своего культа носят на себе изображения вепрей ; они им заменяют оружие и оберегают чтящих богиню даже в гуще врагов. Меч у них — редкость; употребляют же они чаще всего . Хлеба и другие плоды земные выращивают они усерднее, чем принято у германцев с присущей им нерадивостью. Больше того, они обшаривают и море и на берегу, и на отмелях единственные из всех собирают янтарь , который сами они называют глезом . У них самих он никак не используется; собирают они его в натуральном виде, доставляют нашим купцам таким же необработанным и, к своему удивлению, получают за него цену .

Судя по данному описанию, эстии — одно из племён, занимавшихся сбором янтаря и его экспортом в Римскую империю по Янтарному пути . Однако, Тацит отличает эстиев от германцев и пишет, что их язык близок на слух к британскому (кельтскому) языку. Кроме того, археологи отмечают, что в I веке носители балтской культуры были оттеснены с побережья носителями провинциально-римской традиции . Приведённое Тацитом название янтаря на языке эстов, glesum (лат.), вероятно, германского происхождения (ср. готск. glas , англ. glass ).

Эстии в исторических источниках периода Раннего Средневековья

Кассиодор

Нет оснований отождествлять с эстонцами тех эстиев, к которым обращался в 537 году с речью государственный деятель Остготского королевства Кассиодор , а также народ айстов ( Hestii ), упоминаемый Иорданом в качестве данников Германариха .

Иордан

Альфред Великий

Перенос этнонима на прибалтийско-финское население современной Эстонии

Унаследованный от латинских писателей античности и раннего средневековья этноним авторы позднего средневековья ошибочно (и широко) трактовали как образованный от термина «восток», « ост » (отсюда и Эстланд — то есть «Восточная земля»). В дальнейшем понятие эсты суживается, но с переносом его уже сугубо на эстонские племена (т.н. древние эсты ).

Адам Бременский

В XI веке Адам Бременский , ссылаясь на Эйнхарда (который в « Жизни Карла Великого » утверждает, что «славяне и aisti живут на берегах Восточного моря»), упоминает прибрежное племя как Haisti и, вероятно, сегодняшнюю Эстонию как Aestland .

Генрих Латвийский

Эсты как народ финно-угорского происхождения (то есть предки сегодняшних эстонцев ) описаны в ливонских хрониках XIII века , в частности, у Генриха Латвийского . В русских летописях они вместе с некоторыми другими западнофинскими племенами именуются чудью (отсюда и название Чудского озера), а позже чухонцами . Латыши называют эстонцев « igauņi » (по древней южноэстонской земле Уганди), финны — « virolaiset » (по северной земле Вирумаа ).

Закрепление перенесённого этнонима

Только с XVIII века название эсты распространяется в русском языке.

Сами же эстонцы долгое время называли себя « maarahvas » (народ нашей земли), а имя «eestlased» (эсты) , хотя употреблялось уже в XVII — XVIII веках, общепринятым в эстонском языке стало лишь с середины XIX века , в период формирования эстонской нации .

Впервые в Эстонии новое название eesti rahvas «эстонский народ» вместо прежнего названия maarahvad «народ земли» ввёл (1857) учредитель газеты « » Й. В. Яннсен .

Примечания

  1. // = Russisches etymologisches Wörterbuch : в 4 т. / авт.-сост. М. Фасмер ; пер. с нем. и доп. чл.‑кор. АН СССР О. Н. Трубачёва , под ред. и с предисл. проф. Б. А. Ларина [т. I]. — Изд. 2-е, стер. — М. : Прогресс , 1986—1987.
  2. Tacitus, Germania ,
  3. Marcantonio, Angela. (англ.) . — Oxford, UK: Blackwell, 2002. — P. 21—23. — ISBN 0-631-23170-6 .
  4. . Дата обращения: 19 ноября 2011. 6 сентября 2011 года.
  5. Дата обращения: 24 июля 2015. Архивировано из 25 июля 2015 года.
  6. Кулаков В. И. от 13 июня 2020 на Wayback Machine // Восточная Европа в средневековье. К 80-летию Валентина Васильевича Седова. М. С. 100—108
  7. . Visitestonia.com . Дата обращения: 15 декабря 2023. 15 декабря 2023 года.
  8. Endre Bojtár, Foreword to the past: a cultural history of the Baltic people , Central European University Press, 1999, p106
  9. Моора Х. А. Очерки этнической истории Причудья. Таллин. 1964 г. стр. 6.
  10. Патриарх Алексий II . Православие в Эстонии. Церковно-научный центр: Православная энциклопедия. Ред. Л. В. Барбашова, А. С. Буевский. М., 1999 г. Древние народа Прибалтики. стр. 11-13. ISBN 5-89572-004-8
  11. Труды института этнографии АН СССР. М. 1951 г. Т. 15.
  12. Сборник материалов и статей по истории Прибалтийского края. Рига. 1877 г. стр. 1-10.

Ссылки

Источник —

Same as Эсты