Битва на Косовом поле (1389)
- 1 year ago
- 0
- 0
Ди́кое по́ле — историческая область неразграниченных и слабозаселённых причерноморских и приазовских степей между Днестром на западе и Доном и Хопром на востоке. В центре Дикого поля расположен Днепр .
Согласно первым письменным историческим документам ( Геродот и другие античные историки ), на всей территории, находящейся севернее Чёрного моря (у античных авторов Понтийское море), обитали скифы — однако, слабозаселённость территории и отсутствие охраняемых границ позволяли осуществлять вылазки на эту территорию различным кочевым народам .
Здесь жили степные кочевники-скотоводы: хазары , печенеги , половцы , татары , которые устраивали набеги на земли Киевской Руси . Для защиты от них из Киева , Чернигова и других русских городов направлялись княжеские дружины и создавались сторожевые посты, а в дальнейшем из них вырастали поселения и города.
Часть Дикого поля с определённого времени находилась под контролем донских , хопёрских , запорожских казаков , болоховцев и других казачьих формирований. В XVI—XVII веках московское правительство , продвигаясь на территорию Дикого поля для ведения эффективной борьбы против крымскотатарских набегов , создавало системы оборонительных сооружений , включавшие крепости, засеки , земляные валы и рвы, организовывало станичную и сторожевую службу . На оборонительных линиях селились служилые люди .
В 1560-х годах были основаны крепости Орёл , Новосиль и Данков . В 1580—1590-х годах возникают, тоже на местах воеводских стоянок, Ливны и Воронеж , Елец , Кромы , Касторное и, наконец, передовой пост южной колонизации, Белгород . Естественно, что бо́льшая часть населения, появляющегося во всех этих местах, состояла на первых порах или из служилых людей или из лиц, которых правительство привлекало к военной службе; вместе со службой правительство требовало от поселенцев занятий земледелием, как на их собственной, так и на казённой пашне; в противном случае ему пришлось бы посылать военным колонистам «хлебное жалованье» из Москвы. При этих условиях возникает на южной окраине тип « однодворца », соединяющего черты служилого человека и пахотного крестьянина. Участки, отведённые однодворцам в надел, долго оставались без всякой другой рабочей силы, кроме самих хозяев. Только мало-помалу, и конечно, чем южнее, тем позже, на однодворческих землях стало селиться крестьянское население.
для защищения Святых Божиих церквей и целости и покою христианского от бусурманских татарских безвестных приходов на поле построить Черту, и от Крымские стороны через Муравскую и Кальмиюскую Сакмы , от реки Псла к реке Дону до Воронежа на 377 верстах , а от Воронежа чрез Нагайские Сакмы вверх по реке Воронежу к Козлову и к Танбову на 205 верстах, а от Танбова до реки Волги и до Симбирска на 374 верстах, всего на 956 верстах, и по Черте построить городы, а промеж городов по полям земляной вал и рвы и остроги и надолбы , а в лесах засеки и всякие крепости , чтобы на ево государевы Украины теми местами татарского приходу не было.
— «Выписка в Разряд о построении новых городов и Черты» 1681 года .
В XVII веке ввиду крымско-ногайских набегов решено было исправить старую (Тульскую) линию укреплений и построить новую, чтобы загородить и обезопасить от набегов русское население, разместившееся южнее старой границы. Основанные с тысяча пятьсот шестидесятых годов «польные» города должны были войти в «черту». Построение этой новой, так называемой « Белгородской черты », началось в 1636 году и продолжалось двадцать лет. В состав этой черты входили следующие вновь основанные «города»: Ахтырской , Олешня , Вольной , Хотмышской , Карпов , Болховец , Белгород , Короча , Яблонов , Новый Оскол , Верхососенск , Усерд , Ольшанск , Острогожск , Коротояк , Урыв , Воронеж , Орлово , Усмань , Козлов , Белоколодск , Сокольск ( Доброе , , Чернавской ). Далее «черта» примыкала к Тамбову , где она соединялась с другой, « Симбирской чертой », устроенной в те же годы: Тамбов, Верхний и Нижний Ломовы (оба в 1636 году), Инсар (1648), Саранск , Атемар , Сурск , Аргаш , Малый Корсунов , Карсун , Урень , Тагай , Юшанск , Синбирск .
Условия колонизации были неодинаковы на всём протяжении этой длинной укреплённой границы. В западной её части правительственные меры обороны не поспевали за ходом вольной колонизации, быстро опередившим только что построенную черту. В восточной половине, наоборот, правительству приходилось силой переселять на черту военных колонистов из более северных поселений. Так, Инсар был заселён переселенцами из Темникова , Карсун — из Алатыря , Симбирск — из Тетюшей .
Край на юг от Белгородской черты быстрым своим заселением обязан казакам . Уже с начала XVII века население начало заселять Полтавщину ; польское правительство старалось содействовать этому колонизационному движению в тех же видах, как и московское: таким образом создавался барьер между татарской степью и оседлым населением правого берега Днепра. К тысяча шестьсот сороковым годам колонизация Полтавщины была в существенных чертах закончена.
После присоединения левобережной Украины к России в 1660-х и 1680-х годах освоение Дикой Степи возобновилось с новой силой. В первый период заселялись целыми полками Сумы и Острогожск , Ахтырка и Харьков ; в последний период возникли Суджа , Белополье , Волчанск , Тор , Золочев и ряд городков на донецких бродах: , Бишкин , Балаклея , Андреевы Лозы . Для защиты новых поселений правительство провело новую оборонительную линию по течению Донца; но, едва выстроенная, она уже заслоняется с юга поселениями Изюмского полка (1681): сюда переселились жители разорённого и опустошённого турками и русскими правого берега Днепра (во время так называемого «сгона»).
К концу XVII века двинулась несколько вперёд и русская колонизация, приостановившаяся с середины века. Из северо-западных половин бывшей Воронежской и Тамбовской губерний население начинает заметно приливать в юго-восточные, так что, наконец, правительство принимает меры, чтобы не пропускать в степь гулящих людей. Далее на восток, с устройством сторожевой линии между Пензой и Сызранью (1681—1685), не только местности на север от этой линии становятся безопасны, но даже и на юг от неё, на севере бывшей Саратовской губернии начали появляться первые русские поселенцы. При Петре I и его ближайших преемниках продолжается постепенное расселение русских в этих направлениях .
На картах Речи Посполитой , выполненных Гийомом Левассёр де Бопланом ( фр. Guillaume Le Vasseur de Beauplan ) — французским инженером и военным картографом — впервые (с 1648 года) появляется название «Дикое Поле» ( польск. Dzike Polie ), как синоним безлюдных пространств ( лат. Loca deserta ) Причерноморья . Общепризнанных и бесспорных границ Дикое поле никогда не имело. На карте голландца Николаса Пискатора (Висхера) II (1697 год) имя «Dikia Pole» носит левобережье Северского Донца . 3 сентября 1701 года 26 чембарских мелкопоместных дворян «били челом великому государю… а есть де в Саранском уезде порозжая земля и леса, и всякие угодьи… в поместье и в оброк никому не отдано и никто теми землями не владеет. И великому государю пожаловать их велеть тех порозжих земель Дикова Поля им в указанное число в оклады…».
В границах Дикого поля сейчас располагаются Луганская , Донецкая , Днепропетровская , Запорожская , Кировоградская , Николаевская , Одесская , Полтавская , Сумская , Харьковская и Херсонская области Украины , левый берег Днестра в пределах официальных границ Республики Молдова ( непризнанная ПМР ) и территории Белгородской , Липецкой , Тульской , Орловской , Курской , Тамбовской , Пензенской , Воронежской , Саратовской , Волгоградской , Ростовской областей Российской Федерации .
Названия городов и рек в пограничном между Старой Русью и Диким полем районе ( топонимы и гидронимы ) сохранялись в Диком поле многими столетиями при практически полном отсутствии русского населения. Так, древнерусские города Зм е ев и Донец , сожжённые татарами в XIII веке, сохранили свои названия 450 лет между двумя письменными упоминаниями (под 1185 годом — Слово о полку Игореве , Ипатьевская летопись — и 1627 годом — третья редакция Книги Большому Чертежу ) , превратившись в и Донецкое городище . Река Харьков , согласно Филарету (Гумилевскому) , сохранила своё название также с XII до начала XVII века ,
А по левой стороне вверх по Удам, выше Хорошего городища, Донецкое городище, от Хорошего вёрст с пять. А выше Донецкого городища, с правой стороны, впала в Уды речка Харькова , от городища с версту; а в Харькову пала речка Лопина
,
Река Донец также сохранила своё название на протяжении более 400 лет. Имевшиеся в XVI веке руины окрестных разорённых городов — , Салтовское городище , , — при их новом заселении в XVI—XVII веках не изменили своих названий, став Хорошевом , Салтовом , Чугуевом , Зми́ёвом . в момент его нового заселения сразу стало Харьковом , и город ни в одном источнике иначе не назывался. При этом, проведенными на Чугуевском городище археологическими исследованиями в 1996, 2005—2007, 2009 гг. было установлено что оно было создано в VIII—IX веках раннесредневековым населением салтово-маяцкой археологической культуры, существовавшей во времена зависимости от Хазарского каганата. Отмечены отдельные находки золотоордынского времени. Иные предполагаемые ранее теоретически культурные отложения (скифские, раннеславянские, древнерусские) на памятнике отсутствуют[20].