Interested Article - Extra Ecclesiam nulla salus

Киприан Карфагенский (III век) — автор концепции «вне Церкви нет спасения» и сторонник акривии в отношении признания благодатности таинств еретиков и раскольников

Extra ecclesiam nulla salus лат. «Вне Церкви нет спасения») — один из принципов христианской экллезиологии , который утверждает, что необходимым условием спасения является членство в Христианской церкви . Первым Отцом Церкви , который сформулировал данное утверждение, был Киприан Карфагенский , в творениях которого встречается данная фраза.

Богословское основание

Утверждение о том, что вне границ Церкви нет спасения является общим местом в христианской святоотеческой литературе. Данное мнение было также многократно подтверждено решениями Вселенских соборов . Данный тезис встречается в работах раннехристианских богословов: так, к примеру в творениях Оригена встречается фраза «никто не спасется вне Церкви» . Лаконично сформулировал эту догму, священномученик Киприан Карфагенский, который писал:

«Тот не может уже иметь Отцом Бога, кто не имеет Матерью Церковь. Находящийся вне Церкви мог бы спастись только в том случае, если бы спасся кто-либо из находившихся вне ковчега Ноева . Господь так говорит в научение наше: „Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает“ ( Мф. ). Нарушитель мира и согласия Христова действует против Христа. Собирающийся в другом месте, а не в Церкви, расточает Церковь Христову; Господь говорит: „Я и Отец — одно“ ( 1Ин. ). Кто же подумает, что это единство, основывающееся на неизменяемости Божественной и соединённое с небесными таинствами, может быть нарушено в Церкви и раздроблено разногласием противоборствующих желаний? Нет, не хранящий такового единства не соблюдает закона Божия, не хранит веры в Отца и Сына, не держится истинного пути к спасению» .

В католицизме

Средневековое предполагало обязательным критерием спасения членство в Римской церкви, возглавляемой римским понтификом. В католическом учении сотериологические границы полностью совпадали с юрисдикционными границами Римской церкви. Формулировка «вне Церкви нет спасения» означала, что не только для язычников, но и для еретиков и схизматиков, находящихся вне Католической церкви спасение невозможно. Данное утверждение чётко и однозначно было изложено в 1208 году, в послании папы Иннокентия III епископу Таррагонскому :

«Мы веруем сердцем и исповедуем устами единую Церковь, не еретическую, а святую Римскую Церковь, кафолическую и апостольскую, вне которой, как мы верим, никто не спасается» .

Идея о сотериологической исключительности Римско-католической церкви была развита в булле папы Бонифация VIII « Unam Sanctam » (1302):

«...эта Церковь, одна и единственная, имеет лишь одно Тело, одну Главу… это Христос и Пётр , наместник Христа (Christi vicarius), а также преемники Петра, согласно тому, что Господь сказал самому Петру: «Паси овец Моих» ( Ин. ). Он говорит «Моих» вообще, не имея в виду тех или иных в частности; это подразумевает, что все они были поручены Ему. Если, следовательно, греки или кто-либо еще говорят, что они не были поручены Петру и его преемникам, они должны признать, что не являются овцами Христовыми, частью Его стада…» .

Булла « Cantate Domino » (1442) папы Евгения IV , изданная на униональном Ферраро-Флорентийском соборе , также утверждает, что спасение невозможно вне границ Римско-католической церкви: «[Святая Римская Церковь], основанная словом Господа нашего и Спасителя] твёрдо верит, исповедует и провозглашает, что никто вне Католической Церкви — ни язычник , ни иудей , ни неверующий , ни раскольник, — не наследует вечной жизни, скорее, он попадёт в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его, если он не присоединится к ней (Церкви) перед смертью» .

Данное традиционное понимание было подтверждено догматической конституцией « » (принятой на Первом Ватиканском соборе (1869—1870)), в которой определяется прямая зависимость членства в Церкви от подчинённости Римскому понтифику. Такого рода представление о юрисдикционных границах истинной Церкви, оставалось неизменным до середины XX века. В догматической конституции « Lumen Gentium », принятой на Втором Ватиканском соборе (1962—1965) допускается существование «элементов церкви» ( лат. elementa Ecclesiae ) вне Католической церкви . Декрет об экуменизме « Unitatis Redintegratio », принятый на том же соборе отмечает, что восточные церкви обладают действенными таинствами . Однако в данных решениях речь не идёт о каком-то внецерковном спасении, ибо в конечном счете и «elementa Ecclesiae» в иных христианских конфессиях, и степень приближённости к Богу нехристиан оцениваются с точки зрения их незримой связи с Римско-католической церковью ( Катехизис Католической церкви (818—819)):

«Более того вне зримых пределов Католической Церкви существуют „многие элементы освящения и истины“: „написанное слово Божие, жизнь благодати, вера, надежда и любовь, другие внутренние дары Духа Святого, а также и другие видимые проявления“. Дух Христов использует эти Церкви и церковные общины как средство спасения, сила которых исходит из полноты благодати и истины, вручённых Христом Католической церкви» .

В православии

Послание восточных патриархов о православной вере 1723 года говорит о необходимости членства в Церкви для следования по спасительному пути:

«Веруем, что члены Кафолической Церкви суть все, и притом одни верные, то есть несомненно исповедующие чистую Веру Спасителя Христа (которую прияли мы от Самого Христа, от Апостолов и Святых Вселенских Соборов), хотя бы некоторые из них и были подвержены различным грехам. Ибо если бы верные, но согрешившие, не были членами Церкви, то не подлежали бы её суду. Но она судит их, призывает к покаянию и ведёт на путь спасительных заповедей; а потому, несмотря на то, что подвергаются грехам , они остаются и признаются членами Кафолической Церкви, только бы не сделались отступниками и держались Кафолической и Православной Веры» .

Часть православных богословов ( Филарет (Дроздов) , А. С. Хомяков , Сергий (Страгородский) , В. В. Зеньковский и другие) настаивает, что видимое пребывание в Православной церкви не всегда является залогом гарантированного спасения, а, к примеру, пребывание в инославных сообществах, не означает безусловной гибели верующего. Это мнение ёмко выразил митрополит Константинопольской православной церкви Каллист (Уэр) :

«Extra Ecclesiam nulla salus. Вся категорическая сила и значение этого афоризма заключается в его тавтологии. „Вне Церкви нет спасения, потому что спасение в Церкви“ ( Г. Флоровский , Соборность: (кафоличность) Церкви). Следовательно, следует ли, что всякий, кто явно не входит в Церковь, обязательно будет проклят? Конечно, нет; ещё меньше из этого следует, что каждый, кто явно находится в Церкви, обязательно будет спасён. Как мудро заметил Августин : „Сколько овец снаружи, сколько волков внутри!“ (Гомилии на Евангелие от Иоанна, 45, 12). Хотя нет разделения между „видимой“ и „ “, всё же могут быть члены Церкви, которые не являются видимыми таковыми, но членство в которых известно только Богу. Если кто-то спасён, он должен в некотором смысле быть членом Церкви; в каком смысле мы не всегда можем сказать» .

Согласие с утверждением того, что вне Церкви нет спасения, было выражено в официальном документе Русской православной церкви «Основные принципы отношения к инославию », принятом на . В то же время не отрицается возможность действия благодати Божией вне Церкви, но это действие не следует путать со спасением:

«Православная Церковь устами святых отцов утверждает, что спасение может быть обретено лишь в Церкви Христовой. Но в то же время общины, отпавшие от единства с Православием, никогда не рассматривались как полностью лишённые благодати Божией. Разрыв церковного общения неизбежно приводит к повреждению благодатной жизни, но не всегда к полному её исчезновению в отделившихся общинах. Именно с этим связана практика приёма в Православную Церковь приходящих из инославных сообществ не только через Таинство Крещения . Несмотря на разрыв единения, остаётся некое неполное общение, служащее залогом возможности возвращения к единству в Церкви, в кафолическую полноту и единство» .

Примечания

  1. , с. 25.
  2. , с. 21—22.
  3. А. А. Зайцев. // Православная энциклопедия . — М. , 2006. — Т. XII : « Гомельская и Жлобинская епархия Григорий Пакуриан ». — С. 265—283. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 5-89572-017-X .
  4. , с. 297—298.
  5. (лат.) . Официальный сайт Ватикана . 25 ноября 2021 года.
  6. , с. 197.
  7. (англ.) . Официальный сайт Святого Престола . 6 марта 2013 года.
  8. Русский перевод Катехизиса Католической церкви / Апостольская администратура для католиков латинского обряда Севера европейской части России. — 4-е издание. — Москва: Духовная библиотека, 2001. — С. 206. — 673 с. — ISBN 5-94270-016-8 .
  9. . Азбука веры. 24 июля 2021 года.
  10. Kallistos Ware. . — Penguin Adult, 1993. — P. —248. — 358 p. — ISBN 9780140146561 .
  11. . Русская Православная церковь (7 июня 2008). 30 ноября 2020 года.

Литература

  • Иоанн Павел II , Вальтер Каспер , Иоанн Зизиулас , Джефри Уэйнрайт, Кьяра Любич и др. В поисках христианского единства. К 40-летию принятия декларации Unitatis redintegratio . — Пер. с англ., нем., фр., ит. (Серия «Диалог»). — Москва: Библейско-богословский институт святого апостола Андрея, 2009. — 352 с. — ISBN 5-89647-174-2 .
  • Киприан Карфагенский. О единстве Церкви . — Отцы и учители III века. — Москва: Либрис, 1996. — Т. 2.
  • Иларион (Алфеев) . Церковь: Небо на земле . — Религия. Книги митрополита Илариона. — Москва: Эксмо, 2014. — 224 с. — ISBN 978-5-669-67451-0 .
Источник —

Same as Extra Ecclesiam nulla salus