Interested Article - Антисемитизм в Средние века

Изгнания евреев в Средние века , с 1100 года по 1600 год, районы переселения.

Антисемитизм в Средние века — враждебное отношением к евреям как к религиозной группе в Средневековье , часть истории антисемитизма .

Антисемитизм существовал в двух смежных формах — религиозный антииудаизм («теологический» антисемитизм) и специфический « химерический » ( Гэвин Ленгмюр ) или «оккультный» ( Джон Клир ) антисемитизм . Также антисемитизм широко использовался как инструмент в и .

Начиная с враждебного по отношению к евреям эдикта императора Константина (313 год), влияние христианской церкви в мире всё более возрастало. Вместе с чем возрастало и «обучение презрению» к иудеям. В свою очередь, это приводило к их социальной дискриминации , кровавым наветам , погромам , совершавшимся христианами с благословения церкви, а также погромам, инспирировавшимся непосредственно церковью. Распятие Христа рассматривается некоторыми христианскими богословами и другими авторами как совершённое евреями « богоубийство » . Блаженный Августин утверждал, что евреи, как народ проклятый и наказанный Богом, должны быть обречены на « унижающий их образ жизни » с тем, чтобы стать свидетелями истины христианства .

Химерический антисемитизм как специфическая форма выражается в мифических представлениях о практиках еврейских общин ( ритуальные убийства , осквернение причастия , похищение христианских детей, отравление колодцев, распространение заразы), а также специфических связях с дьяволом и физиологических отличиях евреев от христиан . Отсутствие сильной центральной власти и могущество многочисленных корпораций (цехов, гильдий и т. п.) открывали широкий простор для преследования и унижения евреев всеми классами христианского общества .

Периодизация

В двухтомнике «Antisemitism: a historical encyclopedia of prejudice and persecution» историки Кеннет Стоу ( англ. Kenneth Stow ) и Дин Филлип Белл ( англ. Dean Phillip Bell ) используют традиционную периодизацию Средневековья на «раннее» (430—1096) , «высокое» (1096—1343) и «позднее» (1343—1453) .

В своей классической « Краткой истории евреев » Семён Дубнов делит Средневековье в еврейской истории на два периода :

Завершением средневековой истории евреев по Дубнову стало изгнание из Испании в 1492 году.

Предыстория

В первые три века существования христианства , когда ещё не было единой церкви и каждая крупная община могла трактовать по-своему священные тексты, многие христианские общины мало чем отличались от иудейских. Переломным моментом стало основополагающее решение освободить новообращённых христиан от исполнения заповедей иудаизма и от обрезания на Иерусалимском соборе в 50 году н. э. Конкуренция в обращении язычников и обвинение евреев в богоубийстве постепенно разъединяли иудаизм с христианством и вызывали взаимную ненависть, которую для христиан обосновывал «теологический антисемитизм», активно развиваемый христианскими богословами . Одним из жанров раннехристианской литературы были апологетические сочинения Adversus Judaeos («Против иудеев»). Они формировали в христианской среде негативный образ иудеев и их религии . С ужесточением относящегося к евреям Византии законодательства в начале V века в их положение стало быстро ухудшаться . К началу VI века политические и религиозные идеи слились в имперском законодательстве в соединение роли императора как главы государства и защитника христианской веры. Это создало угрозу для евреев и других иноверцев .

Раннее Средневековье

Церковь стремилась разделить христиан и евреев, вводя запреты, например, на совместные трапезы, устанавливая для евреев специальную одежду и запрет евреям нанимать христианскую прислугу и свидетельствовать против христиан в суде. Эта сегрегация была закреплена позднее Вселенскими соборами . Католическая церковь не стремилась к полному искоренению иудаизма, поскольку существование евреев как униженного меньшинства должно было служить свидетельством истинности и победы христианства . Эта позиция опиралась на мнение святого Августина . Папа Григорий I систематически выступал в качестве защитника евреев по поводу частых нарушений гарантированной им законом свободы богослужения и требовал возмещения им убытков, причиняемых захватом синагог . Также Григорий был противником насильственного крещения. При этом он настаивал на запрете евреям строить новые синагоги и владеть рабами-христианами, требовал пресекать попытки распространения иудаизма .

Однако православная греческая церковь была более враждебна к евреям и возбуждала ненависть народных масс подстрекательством против «убийц Христа». Примером могут служить проповеди видного богослова Иоанна Златоуста в Антиохии в конце IV века . Переход в христианство евреев приветствовался и поощрялся, переход христиан в иудаизм запрещался и карался с постепенным ужесточением законодательства от конфискации имущества вплоть до смертной казни обращённого и врача, совершившего обрезание .

Во Франции начиная с эпохи Меровингов с конца V века и после евреи в торговых городах подвергались дискриминации и были объектом народной ненависти. лишил евреев права вызывать христиан в суд. Им запрещалось занимать государственные посты , выборные должности, появление в общественных местах по время Пасхи , вступать в браки с католиками , обращать в иудейство рабов-христиан. Было принято несколько эдиктов с целью принудительного крещения , но по вопросу их практического применения в источниках есть разногласия . В эпоху Каролингов лишь христианам разрешалось приобретать землю в собственность, а иудеям оставалось заниматься торговлей и денежными операциями. Отдавая деньги под проценты , иудеи преуспевали, а их общины множились, но продажа ими рабов вызывала гнев со стороны католического духовенства, и постановления церковного собора в Мо 845 года существенно ограничили их имущественные права .

Принято считать, что в раннем Средневековье евреи жили в относительной безопасности, однако в реальности это был период, когда евреев уже начинали изгонять и принуждать к принятию христианства . Так, в вестготской Испании после принятия католичества королём Рекаредом I в 586 году евреев неоднократно изгоняли из страны и предпринимали акции насильственного крещения. В частности, в 613 году король Сисебут приказал крестить всех евреев и этот приказ настойчиво претворялся в жизнь. Шестой Толедский собор в 638 году постановил, что лишь католики могут жить в Испании, а король Эгика в 694 году после Семнадцатого Толедского собора оставшихся евреев обратил в рабов . Во Франции первое изгнание датируется по разным данным или 590-ми годами , или 620-ми (в правление Дагоберта I ). Евреям было предложено креститься или покинуть страну .

В период персидско-византийской войны (602—628) евреев преследовали обе стороны. После занятия Иерусалима персами многие евреи были там распяты, а оставшиеся в живых изгнаны. После возврата города под контроль Византии евреи по приказу императора Ираклия I вновь были изгнаны из города , а иудаизм был практически объявлен вне закона. В 634 году Ираклий издал указ, предписывающий креститься всем лояльным гражданам, однако о его выполнении ничего не известно . Император Лев III Исавр в 721 или 722 году вновь потребовал от всех евреев креститься и этот приказ был реализован . Евреи были «вторым сортом» граждан империи, Вениамин Тудельский описывал враждебное отношение к ним в византийском обществе .

В Европе гражданский статус, обеспеченный римским правом , постепенно менялся на феодальную зависимость , но принести присягу вассала могли только христиане. Таким образом, евреи оставались вне защиты закона и полностью зависели от благосклонности правителей .

В период последовавший за исламскими завоеваниями евреи Востока, оказавшиеся под исламским владычеством, жили относительно комфортно, поскольку, как пишет Роберт Чейзен, «в отличие от христианства, в исламе не сложилось фундаментальное антисемитское учение, ставшее частью социальной мифологии» .

Высокое Средневековье

Враждебность к евреям стала нарастать с XI—XII веков: из теологического антииудаизма она превращалась в иррациональную ненависть. В отличие от папства , которое требовало не причинять вреда евреям, особую роль в пропаганде ненависти сыграли нищенствующие ордена францисканцы и доминиканцы . C XII века в Европе стала выстраиваться система стигматизации , криминализации и преследования людей, поведение которых отличалось от общепринятого. Одними из первых под удар строящегося «репрессивного общества» попали евреи . В это время сложился так называемый « химерический антисемитизм », в рамках которого евреи представлялись как слуги дьявола , их начали обвинять в ритуальных убийствах , осквернении причастия и ряде других преступлений. Эти обвинения достигли пика в XIV и XV веках .

Первоначально антииудейская риторика отдельных кругов католического духовенства не встречала единодушной поддержки среди широких кругов населения, особенно в Пиренейских государствах, Лангедоке , Провансе и итальянских землях. Ещё в середине XII века евреи поддерживали там постоянное общение с христианами, и, как как известно из постановлений Четвёртого Толедского собора и последующих соборов, вплоть до конца XI столетия браки между христианами и иудеями являлись обычным делом . Однако по мере нарастания антисемитских настроений церковь настаивала на сегрегации евреев, а затем занялась запретами и цензурой еврейской религиозной литературы .

В 1120 году папа Каликст II издал буллу с изложением официальной позиции церкви. Направленная на защиту последних, она повторяла позицию папы Григория I , декларируя право евреев на «их законную свободу». Христианам под страхом отлучения от церкви воспрещалось принуждать иудеев к крещению, причинять им вред, мешать проведению их праздников и религиозных обрядов. Впоследствии булла подтверждалась примерно 20-ю понтификами до 1447 года . Исключением стала деятельность папы Иннокентия III , который активно проповедовал вражду к евреям, инициировал новые ограничения и учредил инквизицию .

Крестовые походы

Ключевым событием, изменившим судьбу евреев, стал организованный в 1096 году Первый крестовый поход , целью которого было освобождение Святой земли и « Гроба Господня » от «неверных». Начался же он с уничтожения крестоносцами ряда еврейских общин Европы в ходе так называемого Германского крестового похода . Волна насилия против евреев прокатилась по Франции и Священной Римской империи , включая массовые убийства в Руане , Вормсе , Трире , Меце , Майнце , Кёльне , Бамберге и других городах в период с 1096 по 1099 годы. Большинство евреев были убиты или покончили жизнь самоубийством под угрозой насильственного крещения. Лишь немногие местные власти оказали сопротивление погромщикам. Грабежи, насилие и антиеврейские погромы кроме Германии и Франции охватили также Италию , Испанию , Англию , Венгрию и Богемию . Важную роль в этой волне насилия сыграла антиеврейская пропаганда . Византийские евреи почти не пострадали во время крестовых походов. Напротив, сирийские и палестинские евреи подверглись массовой резне со стороны крестоносцев .

Чарльз Ландсир . «Разорение еврейского дома при Ричарде I » (1839)

Во время Второго крестового похода (1147—1149) отряды крестоносцев лучше контролировались властями и еврейские общины пострадали существенно меньше. Там, где противостоять подстрекательной агитации не удавалось, власти укрывали евреев в укрепленных замках . Во время Третьего крестового похода (1189—1192) больше всего пострадали евреи Англии после того как к походу решил присоединиться король Ричард Львиное Сердце . Первый погром был устроен в Лондоне после коронации Ричарда 3-4 сентября 1189 года, потом были уничтожены еврейские общины Линна , Норвича и Стамфорда . После того как король отправился в поход, погромы возобновились с новой силой, особенно в Йорке , где 16-17 марта 1190 года были убиты от 150 до 500 евреев. В это время мотивация погромщиков носила уже не столь религиозный, сколь экономический характер .

Во время так называемых крестовых походов пастушков в 1251 и 1320 годах погромам и уничтожению подверглись еврейские общины Франции — Парижа , Орлеана , Тура и Бурже , а затем Гаскони и Прованса . Папа Иоанн XXII отлучил от церкви всех участников похода, король Филипп V пытался остановить бесчинства, но население активно поддерживало погромы и принимало в них участие . Во время альбигойского крестового похода , организованного папой Иннокентием III против христианской секты катаров в 1209—1229 годах, во Франции пострадали также евреи Прованса .

В героической поэме « Песне о Роланде » есть строки: «Пусть каждый рубит нехристей сплеча, чтоб не сложили песен злых про нас. За нас господь – мы правы, враг не прав»; «Пусть синагоги жгут, мечети валят. Берут они и ломы, и кувалды, бьют идолов, кумиры сокрушают, чтоб колдовства и духу не осталось» .

Кровавый навет

Франкфурт . Антисемитская карикатура, обвиняющая евреев в ритуальном убийстве христианского мальчика в 1475 году
Сожжение иудеев в Деггендорфе (Бавария) за осквернение гостии (1338). Ксилография из « Нюрнбергской хроники » (1493)

Новые критически важные обвинения в адрес евреев возникли в период XII—XIII веков: кровавый навет и как его варианты — осквернение гостии и легенда о евреях- отравителях . Суть кровавого навета — обвинение евреев в ритуальных убийствах иноверцев и использовании их крови в ритуальных целях.

Согласно житию святого блаженного Евстратия Печерского , весной 1097 года в Херсонесе еврейский купец купил у половцев группу захваченных ими близ Киева пленников, среди которых был монах Киево-Печерской лавры Евстратий. По легенде хозяин убил его за нежелание отказаться от Христа . Филолог Александр Панченко и историк Владимир Петрухин отмечают параллели между легендами о Евстратии и Вильяме Норвичском . Вильям был 12-летним христианским мальчиком, сыном кожевенника, тело которого было найдено в 1144 году близ Нориджа (графство Норфолк ), после чего отдельные представители духовенства обвинили местных иудеев в его ритуальном убийстве , сам же мальчик почитался в качестве местночтимого святого . Учёные связывают эти две легенды, возникшие в одно время на противоположных полюсах христианского мира, с религиозными настроениями периода первых крестовых походов с их акцентом на распятии Христа и антиеврейской идеологией .

Со второй половины XII века кровавый навет происходил в других городах Англии и перекинулся континент — во Францию и Испанию, затем в Германию и далее на Восток . С 1144 до 1290 года, когда евреи были изгнаны из Англии, известно по крайней мере 14 наветов . 26 мая 1171 года во французском городе Блуа по обвинению в убийстве христианского подростка были заживо сожжены по разным данным от 31 до 33 евреев . В 1235 году уже в Германии было зафиксировано четыре кровавых навета — в Фульде , в Лауде , в Таубербишофсхайме и в Вольфесхайме . В июле 1236 года после тщательного исследования не только этих наветов, но и в целом еврейских обычаев с помощью выкрестов из Германии и ряда других стран Европы, император Фридрих II издал буллу, в которой отверг кровавый навет и постановил, что евреи находятся под покровительством императора . С осуждением кровавого навета также выступали все папы Римские, которые высказывались на эту тему, начиная с Иннокентия IV в 1247 году и восьми его преемников в последующем . Однако это не остановило волну наветов, которая достигла кульминации в Западной Европе в XV—XVI веках, а в Польше и других восточноевропейских странах продолжалась до конца XIX — начала XX века ( дело Бейлиса ) .

С кровавыми наветами на евреев и, в частности, с легендой о Евстратии Печерском, связывает первый известный на Руси еврейский погром в ходе Киевского восстания 1113 года Владимир Петрухин .

В 1290 евреи Парижа были обвинены в осквернении гостии — хлеба, который, согласно христианскому догмату, во время обряда причастия превращается в плоть Иисуса. Этот навет был отголоском известных с раннего христианства легенд об осквернении христианских священных предметов. В связи с важной ролью христианского учения о евхаристии обвинения в осквернении гостии стали популярны с XIII века .

По приблизительным оценкам в европейской истории было около 250 кровавых наветов и около 100 наветов по осквернению гостии .

Прочие преследования

Миниатюра из «Рочестерской хроники» XIII в., изображающая евреев со специальными знаками

Рост феодального землевладения, развитие торговли и ремёсел в XII—XIII веках, непосредственный толчок к которым дали крестовые походы, сопровождались формированием национальных купеческих сословий и городских цехов, что неизбежно меняло экономическое положение еврейского населения средневековых европейских монархий, значительная часть которого, помимо «интеллигентных» профессий, неизбежно переходила от земледелия к занятию ростовщичеством .

Источники X—XI веков дают информацию о нападениях на евреев по разным мотивам: иногда как на ростовщиков, иногда как на бродячих торговцев без связи с их происхождением и религией. Однако отмечаются случаи нападения на евреев именно как на евреев вне связи с профессией. Одним из важных мотивов антиеврейского насилия было представление о евреях как богоубийцах .

IV Латеранский собор (1215) потребовал от евреев носить на одежде специальные опознавательные знаки или ходить в особых головных уборах , им было запрещено занимать государственные должности и посещать общественные места в дни христианских праздников . Для сегрегации в одежде использовался чаще всего жёлтый цвет, который был предписан для евреев . В Испании с середины XIII века было распространено массовое христианское миссионерство в том числе среди евреев путем принудительных проповедей и принудительных дискуссий .

Одной из наиболее репрессивных институций была основанная Иннокентием III инквизиция . Папская инквизиция была инструментом борьбы с вероотступниками и негативными отзывами о христианстве. Репрессии на вернувшихся в иудаизм насильно крещёных евреев обрушились вместе с репрессиями в отношении христиан-еретиков. В раввинистической литературе инквизиция находила выпады в адрес христианства, следствием чего было массовое сожжение философских и некоторых галахических трудов Маймонида и ряда других книг. В Испании в 1478 году была введена государственная инквизиция, главной задачей которой было преследование марранов . Евреи считались распространителями всеобщей ереси . После изгнания евреев из Испании в 1492 году под давлением испанцев государственная инквизиция была учреждена Португалии . В Испании и Португалии были введены чисто расистские законы об « исконных христианах », по которым обращенные в христианство были поражены в правах . Были, однако, и христиане, со всей решительностью выступавшие против этих законов. Среди них были святой Игнатий Лойола (около 1491—1556) — основатель ордена иезуитов и святая Тереза Авильская .

Неудачи крестовых походов , а также финансовые затруднения, которые испытывали после их окончания европейские монархии, вызвали новую волну гонений на евреев, которых обвиняли в разорении не только королевской казны, но и населения растущих городов. Постоянные финансовые затруднения, которые испытывала английская королевская власть во время продолжительного правления Генриха III (1216—1270), приводили к частым изъятиям средств у английских евреев, которых постепенно ограничивали в гражданских правах. Так, если обнародованный в 1253 году Генрихом дискриминационный рекомендовал всем иудеям старше 7 лет носить в качестве отличительного признака жёлтую звезду , его сына Эдуарда I 1275 года их это делать уже обязывал .

Во время второй Баронской войны в Англии (1263—1267) прошли погромы многих еврейских общин. 18 июля 1290 года король Эдуард I издал указ об изгнании из страны всех евреев, число которых в стране на тот момент не превышало 4000 человек. Большинство беженцев переехали во Францию, Фландрию и Германию. Указ был отменён только в 1652 году Оливером Кромвелем .

Во Франции в XIII—XIV веках положение евреев ухудшилось. Кроме преследований со стороны инквизиции, католическая церковь вынуждала раввинов принимать участие в религиозных диспутах, исход которых был предрешён заранее. Талмуд подвергался ожесточённым нападкам, а в 1242 году был запрещён . В 1307 году евреев изгнал из Парижа король Франции Филипп IV Красивый , но его сын Людовик X Сварливый дозволил некоторым из них вернуться. В качестве формальных поводов, помимо обвинений в убийствах христианских детей, использовались также бездоказательные подозрения в осквернении гостии и т. п.

Антисемитизм в это период не ограничивался христианской Европой. В Византии в XII—XV веках сохраняли силу прежние дискриминационные нормы, Патриарх Афанасий пытался добиться изгнания евреев из Константинополя . Хотя мусульмане не были одержимы такой враждой к евреям, как христиане и положение евреев было лучше, чем положение язычников, тем не менее они были существенно дискриминированы, в частности ношением специальной отличающей их от мусульман одежды и уплатой специального налога . Хотя евреи находились под защитой закона, тем не менее, иногда в мусульманском мире также случались акции насилия, например, резня в Гранаде в 1066 году и гонения Альмохадов в Испании и Северной Африке в XII веке .

Позднее Средневековье

Сожжение иудеев в Аугсбурге в 1348 году. Миниатюра из « Люцернской хроники » (1513) Диболда Шиллинга Младшего

Нападки на евреев неизбежно усиливались в годы различных бедствий, а также при массовых народных возмущениях, особенно в городах, где часть из них занималась ростовщичеством или составляла конкуренцию торгово-ремесленным слоям коренного населения. Так, в годы эпидемии « чёрной смерти » (1348—1349) строгое соблюдение евреями предписаний кашрута и личной гигиены и проживание отдельно от христиан снижало смертность в еврейских общинах. Это усугубляло подозрения толпы, подстрекаемой фанатиками, которые обвиняли евреев в распространении болезни, отравлении колодцев и рассыпании яда у христианских домов. расправы над евреями , в том числе сожжения их на костре, имели место в Париже , Базеле , Эрфурте , Страсбурге , Аугсбурге , Зальцбурге , Фрайбурге , Мюнхене , Констанце . При этом, католическая церковь в лице папы Климента VI решительно осудила подобные вспышки насилия, приводя в качестве аргумента существование поражённых чумой городов, в которых никаких евреев не было .

Во время парижского Восстания майотенов 1382 года отдельные бунтовщики, разгромив еврейский квартал, убили раввина и нескольких богатых иудеев, сожгли их дома и уничтожили долговые расписки . При этом, по словам хрониста Жана Фруассара , пострадали и небогатые евреи с улицы Тампль, некоторые из них были насильно окрещены в церкви Сен-Жермен на Гревской площади . В 1394 году Карл VI Безумный приказал окончательно изгнать из Франции иудеев, в результате чего многие из них переселились в германские и польские земли.

В 1391 году по всему Пиренейскому полуострову прокатилась волна антиеврейских выступлений и погромов. Тысячи евреев погибли, десятки еврейских общин были уничтожены. Королевские власти не смогли эффективно подавить беспорядки, а после их окончания наказали единичных зачинщиков .

В 1420 году по указу герцога Альбрехта V по обвинению в осквернении гостии в Эмсе арестованы были практически все евреи Австрии, из них 270 отправлены были на костёр. Не пожелавшие перейти в христианство иудеи лишались имущества и высылались из страны, дети многих из них были насильно отправлены в монастыри. В 1421 году еврейский квартал в Вене был уничтожен, а синагоги разрушены. Австрия в еврейской традиции получила название «кровавой страны» , а преследования в ней евреев были подробно описаны в «Австрийской хронике» профессора Венского университета Томаса Эбендорфера (1464).

Войцех Герсон . « Казимир Великий и евреи, молящие принять их в Польше» (1874)

После 1450 года волна насилия в Западной Европе стала спадать. На позицию церкви и горожан влияли экономические соображения, поскольку евреи играли важную роль в городской экономике . В Польше в Средние века численность евреев увеличивалась благодаря притоку переселенцев с запада, в то время как соседняя Русь была почти полностью закрыта для евреев .

Крупнейшей трагедией XV века для евреев Западной Европы стало изгнание из Испании в 1492 и Португалии в 1496 годах. После Реконкисты отношение к иноверцам было крайне негативным. В 1391 году христианское духовенство спровоцировало массовую резню евреев в Севилье , беспорядки перекинулись на другие города, тысячи евреев были убиты. В 1492 году королевская чета Фердинанда II Арагонского и Изабеллы Кастильской приняли эдикт, согласно которому евреям предписывалось в трёхмесячный срок креститься или покинуть Испанию. Через 4 года аналогичный документ был принят в Португалии. Краткая еврейская энциклопедия пишет, что большинство евреев предпочло покинуть страну . В 1492 году в Штернберге (Померания) по указу герцога Мекленбургского Магнуса II отправлены были на костёр 27 иудеев, обвинённых в осквернении гостии . В 1493 году французский король Карл VIII , вдохновленный примером Испании, изгнал евреев из Прованса . К концу XV века евреи были изгнаны из всех королевств Западной и Южной Европы .

Названные выше социально-экономические факторы способствовали переселению евреев в страны Центральной и Северной Европы. Начиная с XII столетия, иудейские общины укрепляли своё положение в северогерманских землях, затем, с XIII века, в Польше , а позже в Великом княжестве Литовском (ВКЛ), где им, как правило, покровительствовали местные светские власти, но всячески противодействовали городские торгово-ремесленные коммуны и церковные круги. Первое изгнание евреев из восточнославянских земель произошло в ВКЛ в 1495 году и продолжалось всего несколько лет .

Причины

В целом в этот период в Европе евреи с демографической точки зрения составляли примерно 1 % населения. При этом они часто играли существенную роль в некоторых отраслях, например в торговле. Однако намного важнее, что живя среди христиан, евреи сохраняли верность своей религии и традиции. И эта верность бросала вызов христианству, подвергая сомнению его истинность. В результате образ еврея стал ассоциироваться со злом, а евреи в целом воспринимались как угроза социальной стабильности. Кроме того, были также социально-политические причины, способствовавшие тому, что евреи становились « козлами отпущения », а их судьба в Средневековье в целом была трагичной .

Примечания

  1. , с. 11.
  2. .
  3. , p. 78.
  4. , p. 168—169.
  5. , с. 128.
  6. , с. 189.
  7. , p. 458—460.
  8. , p. 460—463.
  9. , p. 463—465.
  10. , Часть 3 Средние века и новое время.
  11. , с. 61.
  12. , с. 23—24.
  13. , с. 31—32.
  14. , p. 280—283, 307-308.
  15. , с. 41—42.
  16. , p. 458—459.
  17. , с. 12—13.
  18. , с. 32—33.
  19. // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
  20. , с. 22—23.
  21. , с. 189—190.
  22. , p. 80.
  23. , с. 67.
  24. , с. 408—409.
  25. — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  26. , с. 487—488.
  27. , p. 458.
  28. — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  29. , p. 56—57.
  30. , с. 68—70.
  31. , p. 49—51.
  32. , с. 43—44.
  33. , p. 67.
  34. , с. 20.
  35. , с. 167.
  36. , с. 13—14.
  37. , p. 462.
  38. , с. 9—10.
  39. , с. 14.
  40. , с. 320.
  41. , с. 187.
  42. , p. 762.
  43. // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
  44. // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
  45. , с. 155—164.
  46. — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  47. , с. 129.
  48. , с. 165—167.
  49. , с. 170—174.
  50. , с. 175—177.
  51. Иванов А. С., Вертинский А. В. // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки. — 2018. — № 2 . — С. 68 . — doi : . 8 декабря 2023 года.
  52. , p. 461.
  53. , с. 281—282.
  54. .
  55. Кротов Я. Г. . Словарь святых . Дата обращения: 11 марта 2023. 12 августа 2011 года.
  56. , с. 225.
  57. , с. 161.
  58. , с. 313.
  59. , с. 315.
  60. , с. 336.
  61. , с. 337—341.
  62. , с. 342—348.
  63. .
  64. , с. 374—380.
  65. , с. 464.
  66. , с. 322—334.
  67. , с. 182—183.
  68. , с. 263.
  69. , с. 18.
  70. , с. 176.
  71. — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  72. , с. 180.
  73. — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  74. , p. 52, 63.
  75. — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  76. , с. 20—21.
  77. , Мусульманская Испания.
  78. , с. 174.
  79. — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  80. Favier J. Guerre de Cents Ans. — Paris: Fayard, 1991. — P. 387.
  81. . enciklopediya.ucoz.ru . Дата обращения: 5 марта 2023. 4 января 2019 года. // Дюби Ж. Европа в средние века / Пер. с франц. В. Колесникова. — Смоленск: Полиграмма, 1994. — С. 261—263.
  82. , с. 178.
  83. — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  84. . www.family-history.ru . Дата обращения: 5 марта 2023. 9 августа 2014 года.
  85. , с. 264.
  86. , Глава 6. Евреи в Польше и Руси (XII—XV вв.).
  87. « — статья из Электронной еврейской энциклопедии »
  88. , с. 427.
  89. , с. 20—21.

Литература

на русском языке
  • Барон С. // Германский хасидизм. В 12 частях. (6 томах) Курс Открытого Университета Израиля. — Иерусалим: Открытый университет Израиля , 2012. — Т. 1 . — С. 155—204 . — ISBN 978-9-6506-1162-0 .
  • Белова О. В., Петрухин В. Я. Миф 3. «Кровь на нас и на детях наших…» Религиозные наветы в книжной и устной традиции славян // «Еврейский миф» в славянской культуре . — Москва; Иерусалим: Мосты культуры / Гешарим, 2008. — 568 с. — (Эхо Синая). — ISBN 978-5-93273-262-8 .
  • Вишницер М. Л. // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908. — Т. I. — Стб. 643—649.
  • Джонсон П. Популярная история евреев = A History of the Jews / пер. с англ. Зотов И. Л.. — М. : Вече, 2001. — 672 с. — 7000 экз. ISBN 978-5-7838-0668-1 .
  • Дмитриев М. В. // Евреи и христиане в православных обществах Восточной Европы. — Индрик, 2011. — С. 10—46 . — ISBN 978-5-91674-104-9 .
  • Дубнов С. М. . — Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. — 576 с. — ISBN 978-5-222-01292-5 .
  • Лависс Э. История Франции в раннее Средневековье . — СПб. : Евразия, 2018. — 578 с. — ISBN 978-5-8071-0363-5 .
  • Лимор О. Часть девятая. Кровавый навет // Евреи и христиане: полемика и взаимовлияние культур. — Открытый университет Израиля , 2006.
  • Лунева А. А. // Тирош. Труды по иудаике, славистике, ориенталистике. — Институт славяноведения РАН , 2018. — Т. 18 . — С. 30—44 . — ISSN . — doi : .
  • Майзульс М. Р. [Рукопись] : [ рус. ] . — М. : РГГУ , 2020. — 384 с. — Диссертация.
  • Панченко А. А. // Новое литературное обозрение : журнал. — 2010. — № 104 . 1 ноября 2013 года.
  • Панченко А. А. // Христовщина и скопчество: фольклор и традиционная культура русских мистических сект. — М. : ОГИ, 2004. — 541 с. — ISBN 978-5-94282-263-7 .
  • . Христианский антииудаизм и иудейско-православные отношения в Восточной Славии в Средние века и Раннее Новое время // История еврейского народа в России / Под общ. ред. . — М. , 2010. — Т. 1 . — С. 418–452 . .
  • Петрухин В. Я. К дискуссии о евреях в Древней Руси: национальный романтизм и «улыбка Чеширского кота» // Ab Imperio. — 2003. — № 4 . — С. 656—657 . — ISSN .
  • Поляков Л. // История антисемитизма = Histoire de l'antisemitisme / Пер. с англ. В. Лобанова и М. Огняновой. — 1997. — ISBN 978-5-88711-014-1 .
  • Стоу К. Отчужденное меньшинство. Евреи в средневековой Латинской Европе / Перевод с английского Г. Зелениной. — Мосты культуры, 2007. — 430 с. — (Библиотека Иудаика). — ISBN 978-5-9327325-6-3 .
  • Тюменев А. И. Евреи в древности и в средние века. — М. : Крафт+, 2003. — 400 с. — ISBN 978-5-9367-5055-7 .
  • Фоссье Р. Люди Средневековья / пер. с франц. = Ю. А. Карачинского, М. Ю. Некрасова, И. А. Эгипти. — СПб. : Евразия, 2010. — 352 с. — ISBN 978-5-91852-016-1 .
  • Чайковский М. Грех антисемитизма // Русская идея и евреи. Роковой спор. : сборник. — М. : Наука. Издательская фирма «Восточная литература», 1994. — С. 126—137 . — ISBN 9785020178359 .
  • Чейзен Р. История евреев в Средние века // От Авраама до современности : сборник. — М. : РГГУ, 2002. — С. 161—190 . — ISBN 5-7281-0644-7 .
на английском языке

Ссылки

Источник —

Same as Антисемитизм в Средние века