Interested Article - Благодарность

«Спасибо» на разных языках.
Благодарность РККА Ст. Лейтенанту Экштуту Аркадию Семёновичу , объявленная «Приказом Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза товарища Сталина »

Благода́рность (от « благо дарить ») — чувство признательности за сделанное добро, например за оказанное внимание или услугу, а также различные способы выражения этого чувства, в том числе и официальные меры поощрения (например « объявление благодарности ») . Благодарность — сложное чувство, возникающее на базе эмоциональной и рациональной оценки происходящего, выражение которого сильно ритуализовано . Адресатом благодарности могут быть не только конкретные люди, но и общности людей (например, предки) и неперсонифицированные сущности: мир, бог.

В лингвистике выражение благодарности рассматривается как особый речевой жанр (устойчивые композиционные и стилистические особенности высказываний на данную тему), жанр эпидейктической речи . Благодарность может иметь различные характеристики :

  • прямая и косвенная благодарность
  • ритуальная (этикетная) и эмоциональная (лично значимая)
  • мотивированная и немотивированная
  • вербальная и невербальная
  • благодарность реальному адресату и благодарность высшим силам

В античности благодарность трактовалась как добродетель и связывалась со справедливостью. Сенека отмечал добровольность благодарности, как ответного дара по своей воле и указывал, что ценность благодарности не только практическая, в создании круговорота даров и поддержки, но в первую очередь нравственная, поскольку «В добродетелях упражняются не ради награды: прибыль от правильного поступка в том, что он совершен» . С точки зрения Сенеки, сознание благодарности ценнее, чем полученный дар, поскольку благодарность, будучи добродетелью, возвышает душу.

Марк Туллий Цицерон утверждал:

«Ни одним качеством я не хотел бы обладать в такой степени, как умением быть благодарным. Ибо это не только величайшая добродетель, но и мать всех других добродетелей»

В христианстве же благодарность трактуется не как добродетель, а как долг, и связывается скорее с милосердием. Для многих религий важна идея благодарности Богу; эта благодарность может выражаться через «дела добродетели и искоренение страстей и слабостей»

Концепция благодарности как обязанности развивалась Иммануилом Кантом , который различал «просто благодарность», заключающуюся в признательности к благотворителю, и «деятельную благодарность», выражающуюся в действиях, подтверждающих эту признательность. По мнению Канта, долг благодарности является моральным долгом человека перед самим собой, и не может быть окончательно оплачен никаким вознаграждением, поскольку у дарителя навсегда останется заслуга быть первым в благодеянии .

Обязанность к благодарности может обернуться тем, что принимаемое благодеяние становится бременем, поскольку благодеяние обрекает получателя на благодарность. В. О. Ключевский замечал по этому поводу:

«Благодарность не есть право того, кого благодарят, а есть долг того, кто благодарит … Кто не любит просить, тот не любит обязываться, то есть боится быть благодарным»

Благодарность — позитивное чувство; испытывая благодарность, человек перестает концентрироваться на себе, обращает внимание на других людей и легче налаживает отношения с окружающими .

См. также

Примечания

  1. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Благодарность // Толковый словарь Ожегова . — 1949—1992. — Толковый словарь Ожегова
  2. Ефремова Т. Ф. благода́рность // Современный толковый словарь русского языка : В 3 т. — М. : АСТ , Астрель, Харвест , 2006. — Т. 1 : А — Л. — С. 176. — 1165 с. — 3000 экз. ISBN 5-17-029521-9 , ISBN 5-271-12339-1 .
  3. , с. 182—183.
  4. от 27 апреля 2012 на Wayback Machine А. Г. Бердникова
  5. . Дата обращения: 9 октября 2011. 20 декабря 2011 года.
  6. от 8 марта 2012 на Wayback Machine . Иоанн Златоуст
  7. от 5 марта 2016 на Wayback Machine Иммануил Кант.
  8. от 23 мая 2012 на Wayback Machine

Ссылки

  • (недоступная ссылка) — Новая философская энциклопедия, 2003 г.
  • (недоступная ссылка) — Словарь по этике / Под редакцией И.Кона, 1981 г.

Литература

  • [www.psychol-ok.ru/lib/klein/zib/zib_02.html Зависть и благодарность. Исследование бессознательных источников]. Мелани Кляйн // СПб.: Б. С. К., 1997
  • . Сенека Младший
  • Кого и за что благодарили поэты. Иза Кресикова. // «Куна», 2007, 208 стр.; ISBN 978-5-98547-016-1
  • Меньшенина С. В. // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. — 2005. — Вып. 4 . — С. 181—185 . — ISSN .
Источник —

Same as Благодарность