Interested Article - Трансфеминизм

Символ, используемый для обозначения трансфеминизма

Трансфемини́зм (также транс*феминизм ) — направление феминизма , занимающееся защитой трансгендерных людей . В более широком смысле, это разновидность феминизма, применяющая трансгендерный дискурс в феминистском контексте и феминистский дискурс в вопросах трансгендерности . Трансгендерные представительницы данного движения видят процесс достижения своего равноправия неразрывно связанным с достижением равноправия всех женщин . Как отмечает Кояма, трансфеминистское движение также открыто для других квиров , интерсекс -людей, цисгендерных женщин, трансгендерных и цисгендерных мужчин, а также любых других личностей, сочувствующих потребностям трансгендерных женщин и считающих свой союз с ними важным для собственного равноправия . Британско-австралийская учёная и феминистка Сара Ахмед в работе «Жить феминистской жизнью» (2017) указывала о крайней важности и необходимости союза лесбийского феминизма и трансфеминизма . В то время как трансфеминизм имеет непосредственное отношение к трансгендерным людям, его идеи могут использоваться для переосмысления феминизма в целом.

Трансфеминизм исторически возник во время третьей волны феминизма . Он утверждает разнообразие женщин и женского опыта.

Основные положения

С точки зрения трансфеминизма, трансженщины подвержены пересекающимся видам дискриминации : мизогинии и трансфобии , их сочетание Джулия Серано называет трансмизогинией . При этом сама трансфобия является непосредственным следствием так называемого оппозиционного сексизма , или сексизма противоположностей ( англ. oppositional sexism ) — то есть «убеждения, что женщины и мужчины являются жёсткими, взаимоисключающими категориями, каждая со своим уникальным и неперекрывающимся с другой набором свойств, склонностей, способностей и желаний» . Таким образом, любое должно быть по сути феминистским и выступать против патриархата .

Двумя важнейшими принципами трансфеминизма являются право на идентичность и право на изменение тела :

  • Право на идентичность: по мнению трансфеминисток, принадлежность человека к женщинам, мужчинам и другим определяется исключительно самоидентификацией человека в качестве женщины, мужчины или кого-то другого. Никакие биологические ( хромосомы , гениталии) или социальные ( гендерная социализация , опыт, внешний вид) признаки не могут являться основанием для приписывания человеку пола.
  • Право на изменение тела : трансфеминизм выступает за морфологическую свободу , право свободно изменять своё тело без необходимости получения диагноза « транссексуализм » и иных требований. Не менее важным является право не подвергаться принудительной стерилизации при смене паспортного пола и насильственным операциям в случае интерсекс -людей.

Основные идеи движения, согласно «Манифесту трансфеминизма» Э. Коямы:

«Во-первых, мы убеждены, что каждый человек имеет право обозначать свою собственную идентичность и ожидать от общества уважения к своему выбору. Это также включает право выражать наш гендер без страха дискриминации или насилия . Во-вторых, мы утверждаем своё полное право принимать решения относительно собственного тела , и никакие политические, медицинские или религиозные авторитеты не имеют права нарушать целостность наших тел против нашей воли или препятствовать нашему решению о том, что делать с ними.»

История возникновения

Трансфеминизм возник как ответ на трансфобные взгляды радикальных феминисток , распространившиеся с конца 1970-х годов в США . Для них транссексуальные женщины были не женщинами, а мужчинами, вторгающимися в женские пространства.

Одним из первых примеров негативного отношения феминисток к трансженщинам можно считать изгнание трансженщины Бэт Эллиот с Конференции лесбиянок в Лос-Анджелесе в 1973 году. Радикальная феминистка обвинила Эллиот в том, что она является «оппортунистом, нарушителем границ и разрушителем — с ментальностью насильника» . Трансфобные взгляды получили распространение в феминистской среде благодаря книге Мари Дали «Gyn/Ecology» : «Транссексуализм является примером хирургической технологии, созданной мужчинами, которая наводняет мир женщин подделками» . Особенную известность получила «Транссексуальная империя» радикальной феминистки Дженис Реймонд , в которой она приравняла коррекцию пола к изнасилованию женщин: «Все транссексуалы насилуют женские тела, сводя реальных женщин до артефакта и присваивая их тела себе» . Впоследствии она признала, что «насилие» было некорректной метафорой . Работа Реймонд широко критиковалась многими феминистками и представителями ЛГБТ-движения как крайне трансфобная , содержащая риторику ненависти и личные нападки на трансгендерных людей .

Работой, положившей начало трансфеминизму, считается эссе «Империя наносит ответный удар: посттранссексуальный манифест» трансженщины , представляющая собой прямой ответ на обвинения Дж. Реймонд. В ней она критикует трансфобию эссенциалистски мыслящих радикальных феминисток, а также самих трансженщин, которые стараются подстроиться под нормы выбранного гендера и стирают свою идентичность как трансгендерных людей.

Противоречия с феминизмом второй волны

Трансженщины подверглись резкой критике и непринятию со стороны многих феминисток второй волны на основании того, что, по мнению этих феминисток, трансженщины на самом деле являются мужчинами. Для доказательства они использовали как биологические, так и социально-конструктивистские аргументы, все они последовательно отвергаются трансфеминизмом .

Биологические аргументы

По мнению Дж. Реймонд, принадлежность к женщинам определяется XX-хромосомами и последующим воспитанием в женской гендерной роли . Другим биологическим аргументом является наличие у многих трансженщин пениса — это определение женскости часто используется для исключения трансженщин, не прошедших операцию по коррекции пола (пре-оп и нон-оп), из пространств «только для женщин».

Трансфеминистки критикуют упрощённое понимание пола , основанное на разнице хромосомного набора или в строении половых органов. Утверждение о том, что человек и её/его судьба определяется биологией, является не только трансфобным, но и антифеминистским . «По своей сути, феминизм базируется на убеждении, что женщины — это гораздо больше, чем пол тела, в котором мы рождаемся, и наши идентичности и способности могут превосходить ограниченную гендерную социализацию, которую мы получаем в детстве» .

Социальная сконструированность пола

Выделяются следующие компоненты пола:

  • Хромосомный уровень. «Половыми» у человека называют хромосомы 23-й группы, они бывают двух видов: X и Y. В циснормативной терминологии хромосомные наборы XX и XY считаются, соответственно, «женскими» и «мужскими». Однако существует множество вариантов с сочетанием трёх, четырёх и более хромосом (полиплоидия) в одном наборе. Не будучи в состоянии приписать эти случаи к бинарной модели женского/мужского, их именуют синдромами и патологиями (например, Клайнфельтера ).
  • Генетический уровень. Присутствие гена SRY регулирует выделение фактора TDF ( testis-determining factor ), определяющего развитие организма по «мужскому» гонадному, гормональному и морфологическому типу, отсутствие — по «женскому». В большинстве случаев, ген SRY находится на Y-хромосоме , но иногда и на X-хромосоме . Существуют люди, организмы которых общество определяет как «мужские», но при этом у них есть XX-хромосомы, и люди с «женскими» организмами и XY-хромосомами. В циснормативной терминологии эти состояния также именуются синдромами: в первом случае — де ля Шапеля , во втором — Свайера .
  • Гонадный уровень. Гонады — это железы, вырабатывающие «половые» гормоны, — яичники и семенники . При внутриутробном развитии они формируются из «бесполых» прогонад, которые под действием фактора TDF превращаются в семенники, а при его отсутствии — в яичники. На этом уровне также есть различные варианты, в том числе наличие гонад разных типов — либо отдельных, либо объединённых в одну железу.
  • Гормональный уровень. После формирования гонад они начинают вырабатывать гормоны , которые в циснормативной терминологии называют «женскими» или «мужскими». Здесь ещё меньше, чем на предыдущих уровнях, возможности провести какую-то чёткую границу, потому что количество вырабатываемых гормонов отличается плавно в широких пределах, в том числе в одном организме в различные периоды жизни.
  • Морфологический уровень. Самые разнообразные внешние признаки тела называются «половыми». Это строение гениталий, развитость молочных желёз , рост волос и так далее. Каждый из этих признаков может быть выделен в отдельную компоненту «пола». Не всегда определённый гормональный уровень приводит к той же конфигурации признаков на морфологическом уровне, например нечувствительность к андрогенам может приводить к «женской» внешности у людей даже с высоким уровнем андрогенов .

На каждом из этих уровней есть более двух вариантов, что подрывает представления о бинарности и наличии чёткого разделения на «женщин» и «мужчин» не только на уровне гендера , но даже на уровне биологии. Вариации, выходящие за пределы этих двух искусственно сконструированных понятий, объединяются зонтичным термином « интерсексность ».

Трансфеминизм учит, что нет единого стандарта, какой должна быть женщина, чтобы называться женщиной, и нет универсального женского опыта; что все женщины разные и каждая имеет свой уникальный опыт. Существуют женщины, у которых нет щетины, но у некоторых женщин она есть. Существуют женщины, внешность которых настолько маскулинна , что их путают с мужчинами, если даже они цисгендерные . Существуют женщины, у которых небольшая грудь. И наконец, существуют женщины, у которых есть пенис, но нет вагины ; но не все, кто имеет вагину, женщины. С трансфеминистской точки зрения, женщины с пенисом не являются менее настоящими, чем женщины с вагиной, только потому, что их меньше. Единственное условие для того, чтобы быть женщиной, — идентифицировать себя как женщина.

Универсальный женский опыт

Часто встречающимся аргументом противниц признания транссексуалок женщинами является отсутствие у них истории угнетения как женщин. Для феминизма второй волны характерна идея о существовании универсального женского опыта угнетения, объединяющего всех женщин в мировое сестринство. Отсутствие у трансженщин данного опыта являлось основанием для непризнания их женщинами.

Идея мирового сестринства, основанная на общем опыте угнетения, критикуется феминистками третьей волны , так как скрывает различия между женщинами и женским опытом, включая классовые, расовые и иные различия. Трансфеминизм как одно из направлений феминизма третьей волны призывает с уважением относиться к уникальному опыту каждой женщины.

Мужские привилегии

Феминистки второй волны критикуют трансженщин за наличие у них мужских привилегий . Трансфеминистка Эми Кояма не отрицает наличия у многих трансженщин мужских привилегий, однако обращают внимание на то, что, в отличие от цисгендерных женщин, у них отсутствуют другие привилегии — цисгендерные . Таким образом, указывает она, «наш (трансженщин) опыт представляет собой динамическое взаимодействие между мужскими привилегиями и ущербом от того, что мы являемся трансгендерами» . Джулия Серано, однако, отрицательно относится к концепции «мужских привилегий», считая её игнорирующий оппозиционный сексизм, ставящий в неблагоприятное положение гендерно-неконформных людей .

Интеграция трансфеминизма и мейнстримного феминизма

Хотя изначально трансфеминизм стоял в оппозиции к феминизму других направлений и был направлен исключительно на трансженщин, его принципы и задачи совпадают с таковыми для феминизма в целом, а использование трансгендерного дискурса позволяет по-новому взглянуть на проблемы, с которыми сталкиваются женщины в целом.

Идея о том, что «женщиной не рождаются — женщиной становятся», высказанная Симоной де Бовуар и ставшая общей для многих направлений феминизма, приобретает дополнительный смысл в трансфеминизме, который утверждает, что любой человек вне зависимости от биологии может стать женщиной.

Двумя основными направлениями для сотрудничества между трансфеминистками и феминистками других направлений являются соматические права , то есть права человека самостоятельно распоряжаться своим телом , связывающие право на коррекцию пола и право на аборт , и борьба с насилием .

См. также

Примечания

  1. , с. 30.
  2. Sam Killermann. (англ.) . It’s Pronounced Metrosexual . Дата обращения: 14 сентября 2020. 21 июня 2023 года.
  3. Hill, Robert J.; Childers, JoEllen; Childs, Adrian P.; Cowie, Gail; Hatton, Annette; Lewis, Jamie B.; MacNair, Nancy; Oswalt, Sara; Perez, Ruperto M.; Valentine, Thomas. (англ.) . ERIC . Athens, GA: University of Georgia Department of Adult Education (17 апреля 2002). Дата обращения: 14 сентября 2020.
  4. Lisa Disch, Mary Hawkesworth. (англ.) . — New York: Oxford University Press, 2018. — P. 415. — 1089 p. — ISBN 978-0-19-932858-1 .
  5. , p. 150.
  6. , p. 150—151.
  7. Ahmed, Sara. Living a feminist life (англ.) . — North Carolina, U.S.: Duke University Press Books. — P. 227. — 299 p. — ISBN 978-0-8223-6319-4 .
  8. , pp. 14—15.
  9. , p. 13.
  10. , p. 16.
  11. , p. 151.
  12. Ситникова, Я. . ravnopravka.ru (16 марта 2013). Дата обращения: 14 сентября 2020. 11 февраля 2020 года.
  13. Lillian Faderman, Stuart Timmons. : [ англ. ] . — Univ of California Press, 2009. — ISBN 978-0-520-26061-0 .
  14. Daly, M. (англ.) . — Boston: Beacon Press, 1978.
  15. .
  16. Julian Vigo. (англ.) . CounterPunch.org (25 августа 2014). — «I used rape as a metaphor as in the figure of speech, “rape of the earth,” <…> It was not an appropriate metaphor, and I would not use it again in this context.» Дата обращения: 3 апреля 2021. 23 апреля 2021 года.
  17. Katrina C. Rose. (англ.) // Transgender Tapestry. — International Foundation for Gender Education, Winter 2004. — Iss. 104 . — ISSN .
  18. Viviane Namaste. (англ.) . — Chicago, 2000. — P. 33—38. — 340 p. — ISBN 978-0-2265-6810-2 . 3 апреля 2023 года.
  19. Cressida J. Heyes. Feminist Solidarity after Queer Theory: The Case of Transgender (англ.) // Signs: Journal of Women in Culture and Society. — 2003. — Vol. 28 , iss. 4 . — P. 1093—1120 . — ISSN . — doi : .
  20. Sandy Stone. // (англ.) / Eds. Julia Epstein, Kristina Straub. — New York: Routledge, 1991. — ISBN 978-0-415-90388-2 .
  21. Ситникова, Я. // Женщины в политике: новые подходы к политическому. Феминистский образовательный альманах : журнал. — 2013. — Вып. 3 . — С. 78—88 . 18 октября 2021 года.
  22. .
  23. , с. 17—19.
  24. bell hooks (1986). "Sisterhood: Political Solidarity between Women". Feminist Review (англ.) (23): 125. doi : . ISSN .
  25. , p. 152.
  26. Поцелуев Е. Л., Данилова Е. С. // Наука. Общество. Государство. — 2015. — № 1 . 23 июня 2021 года.
  27. Ситникова, Я. . insight-ukraine.com.ua (2013). 5 ноября 2013 года.

Литература

  • Кирей-Ситникова, Яна. . — М. : Саламандра, 2015. — ISBN 978-5-9906-6940-6 .
  • Enke, Anne. (англ.) . — Temple University Press, 2012. — 268 p. — ISBN 978-1-4399-0748-1 .
  • Jeffreys, Sheila (2014). Gender hurts: a feminist analysis of the politics of transgenderism . Abingdon, Oxfordshire: Routledge, Taylor & Francis Group.
  • Jeffreys, Sheila (2003). Unpacking queer politics: a lesbian feminist perspective . Cambridge Malden, Massachusetts: Polity Press in association with Blackwell Pub.
  • Koyama, Emi. // (англ.) / McCann, Carole R., Seung-kyung Kim (eds.). — Routledge, 2016. — P. 150—160. — 688 p. — ISBN 978-1-3173-9789-2 .
  • Raymond, Janice. (англ.) . — NY: Teachers College Press, 1979. — ISBN 978-0-8077-6272-1 .
  • Serano, Julia. Bending Over Backwards: an Introduction to the Issue of Trans Woman-Inclusion // (англ.) . — Seal Press, 2016. — 416 p. — ISBN 978-1-5800-5623-6 .
  • Serano, Julia. (англ.) . — Seal Press, 2007. — 416 p. — ISBN 978-1-5800-5623-6 .

Дополнительная литература

  • Derek P. Siegel and Madeline C. Stump Feminism // The SAGE encyclopedia of trans studies. – Sage Publications, 2021.
Источник —

Same as Трансфеминизм