Interested Article - Неделя о мытаре и фарисее
- 2020-05-28
- 1
Неде́ля о мы́таре и фарисе́е (Неде́ля мы́таря и фарисе́я, греч. Κυριακή Τελώνου και Φαρισαίου ) — первое из четырёх воскресений подготовки к Великому посту в Православной церкви ; начало богослужений с использованием песнопений Постной Триоди .
Евангельское чтение
В этот день на литургии читается Евангелие от Луки, зачало 89-е ( Лк. ), притча о мытаре и фарисее , откуда и берётся название этого дня (на церковно-славянском «неде́ля» — это воскресенье ). В притче рассказывается о двух людях, вошедших в Храм . Один из них был ревностным фарисеем , тщательно выполнявшим предписания Моисеева закона . Войдя в Храм, фарисей перечислял свои внешние добродетели, а в конце молитвы в мыслях унизил стоящего рядом мытаря : «Боже! благодарю Тебя, что я — не таков, как прочие люди: грабители, обидчики, прелюбодеи или как этот мытарь». А другой вошедший был мытарем, то есть сборщиком дани для римского императора. В тот период Палестина входила в состав Римской империи и иудеи были вынуждены платить подати оккупантам. Соответственно, сборщики податей в пользу оккупантов (мытари), имели особый статус в иудейском обществе. Во-первых, они считались коллаборационистами, предателями своего народа. Кроме того, мытари очень часто злоупотребляли своим положением и обирали своих же соплеменников (например, Закхей -мытарь), поэтому среди иудеев мытари слыли как корыстные и грешные люди. Помимо этого, сама эта профессия считалась ритуально «нечистой», поскольку, согласно еврейским религиозным законам, подати следовало платить только в Храм, единственное место земного пребывания Бога. Талмуд приравнивал мытарей к грешникам, язычникам и прелюбодеям и повелевал отлучать от синагоги .
Обличая фарисеев, Иисус Христос в своих беседах мытарей ставил в один ряд с блудницами:
Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперёд вас идут в Царство Божие. ( Мф. )
В притче Спасителя мытарь, в противоположность фарисею, в глубоком смирении не смел поднять голову, а бил себя в грудь и приносил искреннее, сердечное покаяние, произнося свою молитву : « Бо́же, ми́лостив бу́ди мне гре́шному ». В конце притчи Спаситель говорит, что молитва мытаря была более угодна Богу, и он вышел из Храма более оправданным, чем возвышающий сам себя фарисей. Притча Спасителя была дерзким вызовом «общественному сознанию», Он хотел сказать, что «потерянных» людей нет, и потому нарочито избрал в качестве примера искреннюю молитву мытаря, более угодную Богу, чем лицемерное самопревозношение формально праведных фарисеев (Лк. 18:9—14). «Мытари и блудницы вперёд вас идут в Царство Божие» (Мф. 21:31). Из Евангелия известно, что евангелист Матфей, один из двенадцати апостолов, до обращения был мытарем (Мф. 10:3).
Особенности богослужения
В церковном богослужении этого дня к обычным воскресным песнопениям Октоиха добавляются покаянные молитвословия Триоди постной. Также в этот день может употребляться и Минея , если случится Сретение Господне , или его предпразднство /попразднство, или престольный праздник , или бденный / полиелейный святой . Богослужения других святых с этого дня должны переноситься на повечерие пятницы вечера.
- На « Го́споди воззва́х… » поются: 7 воскресных стихир , 3 стихиры из Триоди глас 1-й , « Сла́ва… », стихира Триоди глас 8-й: « Вседержи́телю Го́споди… », « И ны́не… », догматик Октоиха.
- В начале литии — стихира храма, « Сла́ва… », стихира Триоди глас 3-й: « Мытаря́ и фарисе́я разли́чие разуме́вши душе́ моя́… », « И ны́не… », воскресный богородичен того же гласа: « Без се́мене… ».
- Стиховны — 4 обычные стихиры Октоиха с воскресными запевами, « Сла́ва… », стихира Триоди глас 5-й: « Отягче́нныма очи́ма мои́ма от беззако́ний мои́х… », « И ны́не… », воскресный богородичен того же гласа: « Храм и дверь еси́… ».
Далее продолжается всенощное бдение , как обычное воскресное, за исключением:
- По « Бог Госпо́дь… » дважды поётся воскресный тропарь (нет тропаря святому), « Сла́ва… и ны́не… », богородичен воскресный.
- « Непоро́чны ».
- После чтения Евангелия — « Воскресение Христово видевше … », Псалом 50 : « Поми́луй мя Бо́же… », и особые покаянные песни глас 8-й, во время которых, по русской традиции, все стоят на коленях и в храме гасится яркий электрический свет:
Сла́ва Отцу́, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху.
Покая́ния отве́рзи ми две́ри, Жизнода́вче, / у́тренюет бо дух мой ко хра́му свято́му Твоему́, / храм нося́й теле́сный весь оскверне́н: / но я́ко щедр, очи́сти / благоутро́бною Твое́ю ми́лостию.
И ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
На спасе́ния стези́ наста́ви мя, Богоро́дице, / сту́дными бо окаля́х ду́шу грехми́, / и в ле́ности все житие́ мое́ ижди́х: / но Твои́ми моли́твами / изба́ви мя от вся́кия нечистоты́.
Таже, глас 6: Поми́луй мя, Бо́же, / по вели́цей ми́лости Твое́й, / и по мно́жеству щедро́т Твои́х, / очи́сти беззако́ние мое́.
Мно́жества соде́янных мно́ю лю́тых помышля́я окая́нный, / трепе́щу стра́шнаго дне су́днаго: / но наде́яся на ми́лость благоутро́бия Твоего́, / я́ко Дави́д вопию́ Ти: / поми́луй мя, Бо́же, / по вели́цей Твое́й ми́лости.
Это песнопение будут петь затем в продолжении всего Великого поста на утрени по воскресеньям до пятой Недели Великого поста — Марии Египетской , включительно.
- В каждой песни канона : 4 воскресных тропаря, 2 — крестовоскресных, 2 — богородичных, 6 — из Триоди глас 6-й с запевом « Поми́луй мя, Бо́же, поми́луй мя » и катавасия .
- По третьей песни седальны Триоди глас 4-й.
- По шестой — кондак глас 3-й: « Воздыха́ния принесе́м мыта́рская Го́сподеви… » и икос Триоди (воскресные заменяются).
- По девятой — ексапостиларий евангельский, « Сла́ва… », светилен Триоди глас 1-й: « Высокоре́чия убежи́м фарисе́ева зле́йшаго… », « И ны́не… », богородичен Триоди: « Творе́ц созда́ния, и Бог всех… ».
- На хвалитех — 4 стихиры Октоиха, 4 стихиры Триоди (с воскресными запевами), « Сла́ва… », стихира Триоди глас 8-й: « От дел похвале́ньми… », « И ны́не… », « Преблагослове́нна еси́… ».
- По великом славословии — тропарь воскресный (конечный).
- По отпусте — евангельская стихира.
- На всех часах — тропарь воскресный, а кондак Триоди.
На Литургии
- « Блаженны »: 6 из Октоиха и 4 тропаря шестой песни канона Триоди.
- По входе:
- в Господском храме — тропарь воскресный, « Сла́ва… и ны́не… », кондак Триоди.
- в храме Богородицы — тропарь воскресный, тропарь храма, « Сла́ва… », кондак Триоди, « И ны́не… », кондак храма.
- в храме святого — тропарь воскресный, тропарь храма, « Сла́ва… », кондак храма, « И ны́не… », кондак Триоди.
- Прокимен и аллилуиарий — воскресные.
- Апостольское и Евангельское зачала — Триоди.
Песнопения Триоди этого дня связаны с притчей о мытаре и фарисее. Они проводят аналогии с людьми, говоря о том, что одни из них праведные в поступках, но склонны к гордому фарисейству; а другие грешны в образе жизни, но смиренны и склонны к искреннему — мытаре́ву покаянию. Через богослужебные тексты церковь учит, что для спасения недостаточно одних собственных, праведных внешних поступков (хотя они безусловно необходимы), но для каждого человека необходимо искреннее смирение, покаяние и любовь к ближнему, хотя бы и грешному человеку.
На греческом |
На
церковнославянском
(транслитерация) |
На русском | |
---|---|---|---|
Кондак глас 4. Подобен : Явился еси днесь (Ἦχος δ'. Ἐπεφάνης σήμερον) : | Φαρισαίου φύγωμεν ὑψηγορίαν, καὶ Τελώνου μάθωμεν, τὸ ταπεινὸν ἐν στεναγμοῖς, πρὸς τὸν Σωτῆρα κραυγάζοντες· Ἵλαθι μόνε ἡμῖν εὐδιάλλακτε. | Фарисе́ева убежи́м высокоглаго́лания, и мытаре́ве научи́мся высоте́ глаго́л смире́нных, покая́нием взыва́юще: Спа́се ми́ра, очи́сти рабы́ Твоя́. | Избегать будем фарисеева велеречия и научимся высоте слов мытаря смиренных, покаянно восклицая: «Спаситель мира, будь милостив к рабам Твоим!» |
Кондак глас 3. Подобен: Дева днесь: (Ἦχος γ' Ἡ Παρθένος σήμερον) : | Στεναγμοὺς προσοίσωμεν, τελωνικοὺς τῷ Κυρίῳ, καὶ αὐτῷ προσπέσωμεν, ἁμαρτωλοὶ ὡς Δεσπότῃ· θέλει γὰρ τὴν σωτηρίαν πάντων ἀνθρώπων, ἄφεσιν παρέχει πᾶσι μετανοοῦσι· δι' ἡμᾶς γὰρ ἐσαρκώθη Θεὸς ὑπάρχων Πατρὶ συνάναρχος. | Воздыха́ния принесе́м мыта́рская Го́сподеви, и к Нему́ присту́пим гре́шнии я́ко Влады́це: хо́щет бо спасе́ния всех челове́ков, оста́вление подае́т всем ка́ющимся. Нас бо ра́ди воплоти́ся, Бог сый Отцу собезнача́льный. | Подобно мытарю стенания принесем Господу, и припадем к Нему, грешные, как к Владыке: ибо желает Он спасения всех людей, прощение подает всем кающимся; ведь ради нас Он воплотился, Бог, Отцу собезначальный. |
Седмица после Недели мытаря и фарисея
С понедельника после дня — Недели мытаря и фарисея начинается сплошная седмица . Во все дни, включая среду и пятницу, согласно 49 главе Типикона мирянам можно есть всё, включая мясо, яйца, сыр и рыбу, а монахам всё, кроме мяса. Причина отмены поста указана в этой же главе:
[Зри́] Подоба́ет ве́дати: я́ко в се́й седми́це иному́дрствующии содержа́т по́ст, глаго́лемый арциву́риев. Мы же мона́си на ки́йждо де́нь, се же в сре́ду и пято́к, вкуша́ем сыр и яи́ца, в 9-й час. Миря́не же ядя́т мясо, развраща́юще о́нех веле́ние толи́кия е́реси .
Арцивуриев ( греч. Ἀρτζιβουρίον ) пост — это Арачаворк ( арм. Առաչավորք ) — «передовой» или «первый» пост, соблюдаемый в Армянской церкви , который бывает в ней за 10 седмиц до праздника Пасхи , как раз в седмицу после Недели мытаря и фарисея. В ходе полемики с армянами ( монофизитами ) православные греки посчитали установление такого поста обычаем еретическим , и в противовес этому обычаю в эту седмицу пост совсем отменили.
См. также
Примечания
- . azbyka.ru . Дата обращения: 11 февраля 2022. 11 февраля 2022 года.
- от 26 августа 2021 на Wayback Machine
- от 25 августа 2021 на Wayback Machine Азбука веры.
- (недоступная ссылка)
- . Дата обращения: 11 февраля 2014. Архивировано из 4 марта 2016 года.
- . Дата обращения: 19 апреля 2022. 19 апреля 2022 года.
- . Дата обращения: 18 февраля 2014. 9 июля 2022 года.
- . Дата обращения: 19 февраля 2014. 2 декабря 2015 года.
Литература
- 2020-05-28
- 1