Interested Article - Пасхальное яйцо

Пасхальные яйца

Пасха́льное яйцо́ — обрядовая пища и ритуальный символ в пасхальных обычаях, обрядах и играх . Дарить окрашенные в красный цвет яйца на Пасху — древний обычай . В христианстве яйцо толкуется как символ гроба и воскресения , а красный цвет символизирует для христиан кровь распятого Христа . Помимо того, красный цвет одновременно указывает и «на царское достоинство Спасителя» .

Пасхальные яйца красятся не только в красный, но и в иные цвета , а также расписываются . В качестве пасхальных сувениров могут быть использованы яйца не только кур, но и других видов птиц, а также изделия в виде яйца, изготовленные из шоколада и различных других материалов — камня, фарфора, глины , дерева и т. д. «Пасхальные яйца так называемой императорской серии сегодня являются главным и самым известным символом бренда Фаберже » .

У славян пасхальное яйцо, помимо употребления в пасхальных обрядах и играх, могло использоваться впоследствии на протяжении года в сакральных, оздоровительных или защитных целях .

История

Традиция окрашивания яиц появилась задолго до христианства, в далёкой древности . В Африке найдены украшенные резьбой страусиные яйца, возрастом около 60 000 лет . Расписанные страусиные яйца, а также золотые и серебряные, часто встречаются в захоронениях древних шумеров и египтян , датируемых вплоть до начала III тысячелетия до н. э.

До христианства

Обычай красить яйца связан с дохристианским празднованием весны . Ещё в дохристианские времена яйцо у многих народов являлось олицетворением творящей силы природы. Вся вселенная представлялась вышедшей из яйца . Отношение к яйцу как к символу рождения отразилось в верованиях и обычаях египтян , персов , греков , римлян .

У славянских народов яйцо ассоциировалось с плодородием земли, с весенним возрождением природы. Исследователи писанок отмечают, что на писанках отражены архаичные представления славян о вселенной , которые существовали у славян до принятия христианства .

После появления христианства

С появлением христианства в процессе религиозного синкретизма символы древнего языческого поклонения сохранились и были адаптированы для христианской религии . У христиан существует легенда которая гласит, что Мария Магдалина принесла варёные яйца , чтобы поделиться с другими женщинами у гроба Иисуса, и яйца в её корзине чудесным образом превратились в багровые, когда она увидела воскресшего Христа . Другая легенда относится к усилиям Марии Магдалины по распространению Евангелия . Согласно ей, после Вознесения Иисуса Христа Мария направилась к римскому императору Тиберию и за обедом заявила ему, что Христос воскрес из мёртвых. Император не понял, тогда Мария Магдалина взяла в руки яйцо со стола, чтобы объяснить. В ответ Тиберий сказал ей, что человек не более способен воскреснуть, чем яйцо стать красным, после чего, говорится, что яйцо окрасилось в красный цвет .

Красные пасхальные яйца являются частью пасхальных обычаев, представляют собой особый тип пасхального яйца, приготовляемого различными православными христианскими народностями , и часто сопровождаются другими традиционными пасхальными блюдами. Испанские пасхальные яйца, называемые аминадос ( исп. huevos haminados ), пришедшие из еврейской традиции, готовятся похожим способом. Тёмно-красные яйца являются традиционными и в Греции, где, согласно обычаям, представляют собою кровь Христа, пролитую на кресте. Западная литература содержит указания на то, что такая практика может происходить из обычаев раннехристианской церкви в Месопотамии , а корнями уходить в античность .

Традиции, обычаи

Религиозное символическое значение

Как указывает Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона , последователи христианства считают, что яйцо служит «символом гроба и возникновения жизни в самых недрах его; окрашенное красной краской, оно знаменует возрождение наше кровию Иисуса Христа» . Символическое значение яйца в христианских обычаях также описывается в западной религиозной литературе .

Известны также аналогии между яйцом и видимым миром: в одной русской рукописи XVI века скорлупа уподоблялась небу, внутренняя плёнка («плева») — облакам, белок — во́дам, желток — земле, «сырость посреде́ яйца» (то есть, его жидкое состояние) — греху, а загустение яйца сопоставлялось истреблению греха пролитием жертвенной крови Христа и Воскресением Христовым .

Как указывают исследователи из Оксфордского университета , пасхальное яйцо, пасхальный кролик и пасхальная лилия — одни из древних символов плодородия ( англ. fertility ), а праздник Пасхи, отмечаемый ранней весной, связан с древними мифами о плодородии возрождающихся героев, которые иногда принимали форму зерна, как в случае египетского Осириса , или форму других растений, как в случае с Адонисом . Германская богиня плодородия Эостра ( др.-англ. Ēastre , др.-в.-нем. Ôstara ), возможно, является источником для термина «Пасха» ( англ. Easter ; нем. Ostern ). Согласно древним представлениям у неё был кролик, способный нести яйца . Но более общепринятой теорией является то, что Easter происходит от немецкого Ostern , которое происходит от скандинавского Eostur и переводится как «весна» . В других языках для обозначения Пасхи было адаптировано еврейское слово Pesah ( ивр. פסח ‎).

Нынешнее употребление обычая

Чтобы скорлупа яиц покраснела, их варят вместе с шелухой репчатого лука
Современное украшение яиц термонаклейками

Обычай окрашивать яйца в красный цвет был свойствен когда-то не только православным, однако, например, в англоязычном мире он воспринимался как устаревший даже в XIX веке , и хотя пасхальные яйца там не исчезли, сегодня они, как правило, изготовлены из шоколада . На шоколадные яйца перешли и такие народы Западной Европы, как итальянцы и французы .

У ряда народов, преимущественно славянских, в той или иной степени сохранился обычай расписывать яйца (в частности, его сохранили украинцы и поляки ).

Когда-то существовала особая «терминология» для обозначения различий между крашеными и расписанными яйцами: крашенки — полностью окрашенные яйца; писанки — яйца, расписанные сюжетными и орнаментальными узорами . Яйца, снабжённые узором в виде полосок, пятен и крапинок, именовались крапанками [ источник не указан 641 день ] .

Разные народы в разной мере сохранили древнюю традицию росписи пасхальных яиц. Например, искусство белорусской писанки к настоящему дню практически утрачено, в отличие от украинской [ источник не указан 641 день ] .

Использование луковой шелухи — самый распространённый способ окраски яиц. [ источник не указан 641 день ]

Существует традиция освящения пасхальных яиц (вместе с куличами и творожными пасхами ) . В Русской православной церкви освящение сопровождается «молитвой во еже благословити сыр и яйца» (то есть, на освящение творога и яиц) .

Славянские обычаи

Ф. Сычков . Игра в битки.
Ф. Сычков. Игра в кучки.

Пасхальные яйца освящали в церкви, обычно в субботу, иногда утром на Пасху .

Основным цветом, в который красили пасхальные яйца славяне, был красный. Красный цвет в народной культуре один из основных элементов цветовой символики: цвет жизни, солнца, плодородия, здоровья и цвет потустороннего мира, хтонических и демонических персонажей. Красный цвет наделяется защитными свойствами и используется как оберег. Особо значимо в народных представлениях красное яйцо .

Первой пищей на Пасху часто было пасхальное яйцо. В волынском Полесье, например, хозяин (старший в семье) по утрам в течение трёх дней Пасхи разрезал освящённое яйцо на части по числу членов семьи (это называлось «делиться яичком») и раздавал на завтрак . Белорусы и македонцы на Пасху умывались водой, в которую было положено красное пасхальное яйцо .

Пасхальной пище и особенно пасхальному яйцу приписывались магические свойства. По завершении праздника с пасхальным яйцом обходили загоревшееся строение или кидали его в огонь, надеясь, что яйцо поможет остановить пожар; с ним искали заблудившуюся скотину, им оглаживали корову при первом весеннем выгоне, его закапывали в поле, чтобы у льна головки были величиной с яйцо . Болгары считали, что скорлупа красного пасхального яйца служит оберегом от кротов. Ритуальные действия с пасхальными яйцами и другими предметами болгары использовали для отгона градовых туч , а словаки , мораване и чехи — для получения хорошего урожая .

У болгар восточных Родоп перспектива целостности семьи в предстоящем году оценивалась по тому, сохранились ли целыми все яйца, вложенные в пасхальный каравай. Если яйцо лопалось, это считали знаком будущих потерь среди членов семьи .

Существовала пасхальная игра с крашеными яйцами — катание яиц по земле или со специальных лотков, а также « битки » — битьё крашеными яйцами .

Обычай красить яйца, обмениваться ими, использовать их в различных обрядах и играх у славян охватывал период от Пасхи до Троицы, а иногда и до Петровского заговенья .

Аналоги в других культурах

Хафт син , набор из семи блюд, который подают в Иране во время Новруза

Традиция красить яйца на весенний праздник Новруз , которая существует в Иране и Азербайджане , возможно, имеет древние зороастрийские корни . В Азербайджане крашеные яйца — неотъемлемый элемент праздничного стола .

Техника украшения яиц

Марка пластовой почты , посвящённая 50-й годовщине организации Пласт : волынская писанка ( Торонто , 1961 )

Яйца, окрашенные в один цвет, когда-то именовались крашенками . Этот самый простой способ окрашивания пасхальных яиц.

Писанки — это сложный способ раскрашивания яиц. На сырое холодное яйцо горячим воском при помощи стального пёрышка наносят узор. После нанесения узора яйцо окунают в разведённую холодную краску. Краски наносят, начиная с самой светлой. После нанесения очередной краски яйцо вытирают, вновь наносят узор воском и окунают в краску. После нанесения всех узоров воск осторожно «стапливают» с яйца (например, над пламенем свечи), растаявший воск удаляют бумагой или тряпкой .

В настоящее время для украшения пасхальных яиц используются, кроме того, разнообразные виды наклеек, термоплёнка и т. п., зачастую снабжённые изображениями Христа, Богородицы, ангелов и святых. Использование этих изображений, однако, подвергается критике в современной православной публицистике как профанация сакрального, поскольку через непродолжительное время указанным изображениям, скорее всего, предстоит стать частью бытового мусора .

Скульптурные изображения

В 2010 году в московском парке Красная Пресня было изготовлено пасхальное яйцо изо льда массой 880 кг и высотой 2 метра 30 сантиметров.

В 2018 году в преддверии фестиваля «Пасхальный дар» восьмиметровое пасхальное яйцо было установлено в самом центре Москвы — в Камергерском переулке . Ранее яйцо устанавливали на пасхальных фестивалях 2017 и 2016 годов .

Скульптурные изображения пасхального яйца различного внешнего вида устанавливались и в других городах и странах .

Галерея

См. также

Примечания

  1. , с. 626.
  2. .
  3. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  4. от 25 апреля 2016 на Wayback Machine // Православие.Ru , 3 мая 2005 г.
  5. . Дата обращения: 26 апреля 2012. Архивировано из 5 января 2013 года.
  6. Gordon Geddes, Jane Griffiths. . .
  7. от 11 апреля 2018 на Wayback Machine // Русская линия , 06.04.2004.
  8. Игорь Зимин, Александр Соколов.
  9. Neil R. Grobman. (англ.) . — University of Pittsburgh, 1981. 25 апреля 2023 года. . — «During the spring cycle of festivals, ancient pre-Christian peoples used decorated eggs to welcome the sun and to help ensure the fertility of the fields, river, herds, and ultimately man.».
  10. . Cam.ac.uk (10 апреля 2012). 5 сентября 2015 года.
  11. Richard L. Zettler, Lee Horne, Donald P. Hansen, Holly Pittman. Treasures from the Royal Tombs of Ur. — University of Pennsylvania. Museum of Archaeology and Anthropology, 1998. — С. 70—72. — ISBN 0-92-417154-5 .
  12. , с. 200.
  13. Рыбаков Б. А. Язычество древней Руси. — М. : «Наука», 1987. — С. 322. — 784 с. — 95 000 экз.
  14. Рыбаков Б. А. Язычество древней Руси. — М. : «Наука», 1987. — С. 321—322. — 784 с. — 95 000 экз.
  15. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. — 2-е изд. — М. : «Наука», 1994. — С. 51—52. — 608 с. — 15 000 экз. ISBN 5-02-009585-0 .
  16. Richard N. Rhoades. Faith of the Ages: The Hebraic Roots of the Christian Faith (англ.) . — 2012. — P. 66—67. — ISBN 978-1-4759-3005-4 .
  17. Dr. Salatiel Sidhu. Holidays and Rituals of Jews and Christians (англ.) . — (англ.) , 2013. — P. 139. — ISBN 978-1-4817-1140-1 .
  18. Richard L. Zettler, Lee Horne, Donald P. Hansen, Holly Pittman. Treasures from the Royal Tombs of Ur. — University of Pennsylvania. Museum of Archaeology and Anthropology, 1998. — С. 72. — ISBN 0-92-417154-5 .
  19. Биняшевский Э. В. Украинские писанки. — К. : «Мистецтво», 1968. — С. 7. — 92 с.
  20. . Melkite Greek Catholic Eparchy of Newton. Дата обращения: 24 сентября 2012. Архивировано из 22 января 2012 года.
  21. Terry Tempest Williams. . — Random House Digital, Inc. , 2001. — С. 167.
  22. 21 декабря 2014 года.
  23. . Дата обращения: 12 июля 2019. 12 июля 2019 года.
  24. . — T. B. Noonan, 1881. . — «The early Christians of Mesopotamia had the custom of dyeing and decorating eggs at Easter. They were stained red, in memory of the blood of Christ, shed at His crucifixion. The Church adopted the custom, and regarded the eggs as the emblem of the resurrection, as is evinced by the benediction of Pope Paul V., about 1610, which reads thus: „Bless, O Lord! we beseech thee, this thy creature of eggs, that it may become a wholesome sustenance to thy faithful servants, eating it in thankfulness to thee on account of the resurrection of the Lord.“ Thus the custom has come down from ages lost in antiquity.».
  25. Anne Jordan. — (англ.) , 5 April 2000.
  26. , с. 222.
  27. , с. 171—172.
  28. David Leeming (2005). . — от 28 января 2004 на Wayback Machine .
  29. H. Harbaugh. . 1878.
  30. . Дата обращения: 26 апреля 2012. Архивировано из 22 февраля 2014 года.
  31. . Дата обращения: 26 апреля 2012. Архивировано из 22 февраля 2014 года.
  32. . Дата обращения: 26 апреля 2012. 22 февраля 2014 года.
  33. Оксана Головко. от 22 апреля 2016 на Wayback Machine // Православие и мир , 9 апреля 2015 г.
  34. , с. 172.
  35. , с. 647.
  36. , с. 643.
  37. , с. 648.
  38. , с. 649.
  39. , с. 646.
  40. , с. 627.
  41. . Дата обращения: 16 апреля 2016. Архивировано из 1 июля 2016 года.
  42. // Информационное агентство Ахль уль Байт, 17 июня 2010 г.
  43. Ольга Максименко. от 17 апреля 2016 на Wayback Machine // Ежедневный познавательный журнал «ШколаЖизни.ру».
  44. от 27 апреля 2016 на Wayback Machine // Азербайджанские Известия, 19 марта 2014 г.
  45. . Дата обращения: 20 апреля 2015. 27 апреля 2015 года.
  46. Владимир Немыченков. от 6 апреля 2018 на Wayback Machine // Православие.Ру , 29 апреля 2013 г.
  47. от 11 апреля 2018 на Wayback Machine // SeeFirst, 8 апреля 2018 г.
  48. от 24 февраля 2020 на Wayback Machine // Интерфакс, 9 мая 2013 г.

Литература

Ссылки

  • Амфитеатров А. В. // Сказочные были. Старое в новом. — СПб. : Товарищество «Общественная польза», 1904.
  • от 17 апреля 2014 на Wayback Machine // Российский Этнографический Музей
  • от 17 апреля 2014 на Wayback Machine // Российский Этнографический Музей
  • Ида Эриксен (Ida Eriksen). // ИноСМИ , 08.04.2018.
  • Хосе Коста (José María Costa). // ИноСМИ , 15.04.2017.
Источник —

Same as Пасхальное яйцо