Interested Article - Рутульцы

Руту́льцы или Руту́лы (самоназвание рут. мыха́Iбыр ) — один из коренных народов России ( Рутульский , Ахтынский , Бабаюртовский и Кизлярский районы Дагестана ) и Азербайджана ( Шекинский , Гахский районы ), автохтонное население Кавказа .

По результатам переписи 2010 года численность рутулов в России составила 35 240 чел.

По оценкам, численность рутульцев в Азербайджане — более 30 000 человек (2004).

По материальной и духовной культуре рутульцы близки народам, населяющим бассейн верхнего течения реки Самур .

Предки рутульцев входили в состав древнего государства — Кавказская Албания .

Национальный язык рутульский .

Численность и расселение

Расселение рутульцев в ЮФО и СКФО по городским и сельским поселениям в %, перепись 2010 г.

Основная численность рутулов в настоящее время проживает в Рутульском районе Дагестана ( Россия ) и в Северном Азербайджане.

По переписи 2010 года в России проживало 35 240 рутульцев, из которых 27 849 в Дагестане.

Рутульские аулы расположены в нескольких обособленных регионах Дагестана :

Рутульцы-горожане проживают в Махачкале , Каспийске , Дербенте , Кизляре , Хасавюрте и в др. городах.

Помимо России рутульцы также проживают в Азербайджане . Рутульские сёла в Азербайджане: (англ.) (древнее поселение, рядом с которым находятся памятники, связанные с Кавказской Албанией ), (англ.) , (англ.) , (англ.) , , , . Рутульцы проживают в городах Нуха (Шеки) (более 10 тыс.), Сумгаит , Гянджа , Кахи , Мингечаур , Баку и в др. городах и сёлах. Точная численность рутульцев в Азербайджане неизвестна.

Численность рутулов (согласно переписям 1926 , 1939 , 1959 , 1970 , 1979 , 1989 годов):

Национальность 1926 год 1939 год 1959 год 1970 год 1979 год 1989 год
Рутулы 10 496
6732 12 071 15 032 20 388

Согласно профессору Ибрагимову Г. Х. , официальные данные переписи 1989 г, по которым рутульцев в СССР проживало 20 672 чел. не отражали истинное число рутульцев и это число занижено вдвое от реального числа рутульцев, которое по его мнению в 1989 г. в СССР составляло более 40 000 чел., в одном только Азербайджане более 20 000 чел, при этом в г. Шеки (Азербайджан) проживало более 10 тыс. рутульцев или около 50 % всего рутульского населения Азербайджана. Следующая таблица, составленная Ибрагимовым Г. Х. отражает общее количество рутульцев по годам с учётом среднего прироста населения рутулов на 25 % каждые 10 лет:

Год 1926 1936 1946 1956 1966 1976 1986 1996
Численность,
чел.
10 496
[офиц. данные]
13 096 ¹ 16 370 ¹ 20 462 ¹ 31 972 ¹ 39 965 ¹ 49 956 ¹ 62 445 ¹

¹ — данные расчёта.

Также, значительно занижены данные о рутульцах в переписи 1926 г. (для сравнения — в переписи Российской империи 1898—1899 гг. число рутульцев указано более 12 000 чел.).

После Кавказской войны 1817—1864 гг., часть рутулов покинула родину и иммигрировала в Турцию, Сирию и в другие страны.

Этимология

История этнонима

Селение Рутул

Этноним рутулы связан с наименованием селения Рутул , наиболее многочисленного рутульского села. Происхождение этого термина остаётся до сих пор невыясненным. По мнению Мусаева Г., подобный термин (название) отсутствует в топонимике и лексиконе самих рутулов и соседних народов , и является привнесённым. Известными источниками, упоминающими слово рутул , являются эпическое произведение Публия Вергилия «Энеида» и поэма Клавдия Рутилия Намациана «О возвращении своём из Рима в Галию».

Термин Рутул как одно из названий селения МыхӏаІд известен с XV века. По одной из версий название было дано арабами во время завоевания Дагестана. Оно встречается в эпиграфических памятниках (цахурская надпись о нашествии турок и рутульского войска на Цахур в 1432 г.), в официальных документах (родословная рутульских беков; письмо шамхала от 1598 года, в котором среди союзных ему войск упомянута рутульская рать), а также в персидских и турецких грамотах, датированных рутульскими беками.

По-рутульски село Рутул называется Мыхӏа , а сами себя его жители называют мыхӏадабыр .

История

Ранняя история

Ранняя история рутульцев связана с государством Кавказская Албания , образовавшимся в конце II — середине I веков до н. э., куда входили народы Южного Дагестана. По мнению некоторых историков, предками рутулов были гаргары. По другим данным, их предками были албаны.

Кавказская Албания (зелёным) в начале н. э. Из «Атласа классической и античной географии» Сэмюэля Батлера , XIX век

В середине I тысячелетия до н. э. в восточном Закавказье складывается албанский племенной союз , объединивший 26 племён, говоривших на различных языках лезгинской ветви нахско-дагестанской семьи. К ним относились албаны, гаргары, гелы, леги, утии и другие. По мнению Роберта Хьюсена , албанские племена были в основном автохтонного кавказского происхождения, хотя нельзя быть уверенным, что это относится ко всем 26 племенам. В античных гаргарейцах Г. Х. Ибрагимов видит рутульцев и цахуров. Он полагает, что «вполне уместно также увязать этнонимы га-зал-ар (так цахурцы называют рутульцев) и гаргар (<гар-гар>) „народность“ как понятия этимологически общего плана».

Между тем многие кавказоведы ( П. К. Услар , К. Миллер, Е. И. Крупнов ) проводили связь между терминами гаргар и галгай (самоназвание ингушей ), либо чеченским словом гаргар нах , то есть близкие люди ( Н. Ф. Яковлев ). Они рассматривали этногенетическую связь гаргарейцев с вайнахами . Но поскольку в вайнахских и дагестанских ( аварском , рутульском и цахурском ) языках присутствует термин «гаргар» в значении «родственник», то Н. Г. Волкова полагает, что слово гаргар и гаргарейцы скорее всего связаны «с более широкой языковой группой Восточного Кавказа — предками дагестанцев и вайнахов».

По мнению Ихилова , до XV века рутульцы и цахуры ещё не выделялись из лезгинской этнической среды и продолжали считаться одним народом, хотя у них и складывались свои языки и особенности быта и культуры.

По мнению же Р. М. Магомедова , упоминаемые армянским географом VII века народ «хеноки», и есть рутульцы, но аргументы в подтверждение своей гипотезы он не приводит, и, с точки зрения Л. И. Лаврова, данное предположение кажется сомнительным.

Археологические находки в местах расселения рутульцев обнаруживают схожесть с культурой Закавказья времён Албании. Так, трёхъярусные могильники — типа каменных ящиков, вскрытые в рутульском с. Хнов, довольно близки к погребениям в Мингечауре . Найденные в одной из них ажурные бронзовые браслеты аналогичны браслетам верхнего слоя третьего погребения Мингечаура.

До присоединения к России

По преданию Рутул образовался из 7 мелких аулов, Шиназ — из пяти . Л. И. Лаврова полагает, что селение Рутул существует давно. На одной из его улиц им было обнаружено селище, возникшее ещё до VIII века. Упоминание Рутула встречается в старинной рукописи «Ахты-наме», где говорится, что во время войны с хазарами ахтынский правитель Дервишал призвал на помощь «храбрых воинов Рутула, Дженика и Руфука». Первые же письменные сведения о местах проживания рутульцев обнаруживаются в трудах средневековых авторов. Так, арабский космограф XIII века Закария ал-Казвини упоминает рутульское селение Шиназ. Он писал:

Шинас — городок в стране Лакзан. , на склоне высокой горы. К нему нет другой дороги, кроме как через вершину горы… Выращивают они сорт злака, называемый с-л-т, и немного горных яблок. Жители его добрые, благожелательные и гостеприимные к бедным и приветливые к чужеземцам. Занимаются они изготовлением вооружения, например панцирей, кольчуг и других видов оружия .

В XIII веке, во времена монгольского нашествия, Рутулу и Цахуру удалось избежать зависимости от Золотой Орды и образовать два крупных общинных союза.

«Хновская рать», то есть ополчение жителей селения Хнов упоминается в 1598 году, в числе союзников тарковского шамхала . По литературным данным, Хнов существовал уже около 1560 года. Первые упоминания о селении Кича относятся под 1741 годом, Кина — под 1835, Борч и Джилихур — под 1838, Кала — под 1848, Хунюк, Уна , Вруш и Пилек — под 1856 годом.

Вплоть до присоединения к России рутульцы вели постоянные войны с соседями. В 1432 году жители Рутула совместно с войсками султана Кара-Коюнлу Искандера совершили нападение на Цахур , но оно было отбито жителями Цахура. Однако уже в 1495—1496 гг. рутульцы с цахурами воевали против лезгинского селения Хрюг , поддержанного другим лезгинским селением — Ахты . В 1536—1537 гг. рутульцы и кумухцы напали и сожгли Ахты, являвшееся опорным пунктом ширваншахской власти. В 1540—1541 гг. когда в Ширване утвердилась власть сефевидов Ирана, рутульцы и кумухцы совершили новое нападение на Ахты и снова сожгли его. После этого ахтынцы, привыкшие поддерживать свою значимость при помощи столицы ширваншахов — Шемахи, ставшей с 1538 г. местопребыванием беглярбеков Ширвана, — обратились за помощью к новой власти, в лице беглярбека Алхас-мирзы Сефевида. Алхас-мирза, действуя в интересах Ирана, желавшего закрепиться на суннитской территории, организовал нападение на Рутул. Дербентские войска во главе с Алхас-мирзой напали на Рутул. В результате, Рутул, находившийся в союзе с Кумухом, был сожжён в 1541—1542 гг. кызылбашско-ахтынским войском. Алхас-мирза являлся представителем властей Ирана на Северо-восточном Кавказе, правителем сефевидского уезда, имевшего своим центром г. Дербент. Вслед за этим, рутульцы в 1542—1543 гг. вместе с кубинцами сожгли Ахты. Около 1560 г. жители села Хнов совместно с цахурами напали на грузин , вынудив последних переселиться за р. Алазань . Сохранилось предание о борьбе рутульского с. Ихрек с ныне несуществующим с. Харыца. На территории современного Азербайджана с древнейших времён находятся рутульские сёла возрастом более 1500 лет. В XVII веке рутульцы из села Борч частично переселились на равнины Северного Азербайджана. Ушедшие из Борча семьи основали там селение Шин.

К 1728 году относится первое упоминание о Рутульском вольном обществе (Рутульском магале), но не исключено, что оно существовало и в более раннее время . Сословно-поземельная комиссия оставила сведения о родословной рутульских беков, составленной в 1873 году, согласно которой рутульские беки , начиная с Кази-бека, живут в Рутуле с 1574 года. Согласно Джеймсу Ольсону (James S. Olson) мощная политическая конфедерация, Рутульский магал , существовала с XVI по XVIII век. У каждого села магала был свой гражданский и военный лидер, который был связан с представителями других сёл. Лидеры сёл во взаимосвязи между собой формировали общую политику.

В 1730-х годах рутульцы вели семилетнюю войну против лезгинского селения Хрюг и помирились с ним в 1739—1740 гг. В 1774—1776 гг. вместе с жителями Ахты они вновь воевали против селения Хрюг. В конце концов рутульцам удалось подчинить Хрюг и вместе с другим лезгинским селением Зрых присоединить к своему магалу. В XVIII веке рутульцы захватили и более удалённые лезгинские селения Кака , Ялах и Луткун , находившиеся до этого в составе Ахтыпаринского магала. Несмотря на это, два рутульских селения (Ихрек и Мюхрек) находились в составе Казикумухского ханства , а другие два — Хнов и Борч, после Хновского восстания — вошли в состав Ахтынского района. Также на территории рутулов имеется село Нижний Катрух в котором проживают азербайджанцы. Жители этого села считают себя потомками народа Ширвана захваченного в плен рутулами, во время одного из их набегов около 1700 г.

В XVIII веке, жители рутульских селений, в числе других народов Дагестана, оказали сопротивления вторгшимся в регион персидским войскам Надир-шаха . Предания гласят, что Надир-шах осаждал Рутул, но не смог его взять. Согласно документам, отряд под командованием персидского хана в 1741 году осаждал Рутул, но не смог им овладеть.

Царский и советский период

В начале XIX века в регионе началась военная экспансия Российской империи, которой рутульцы оказывали сопротивление. Рутулы отказывались платить подати в царскую казну и сопротивлялись попыткам царских генералов подчинить их царю.

Общество Рутульское имеет достаточно своего хлеба, пастбищных мест и, не нуждающие ни в чём, кроме соли, в доставлении дани не заботятся и на требование отзываются несогласием, существующим между деревнями всего общества.

В 1838 году рутулец Агабек аль-Рутули возглавил широко развернувшееся восстание против Российской империи, но в течение нескольких последующих лет это восстание было подавлено и в 1844 году Российская империя захватила территорию Рутульского магала . В 1839 году Рутульский магал был присоединён к Илисуйскому султанату . В 1844 году султан Даниял-бек перешёл на сторону Шамиля, султанат был упразднён, Рутульское вольное общество вместе с Илисуйским султанатом перешли под временное управление Джаро-Белоканского военного округа Российской империи. Рутульский магал и Бывший султанат объединили в один округ — Елисуйский, находящийся под управлением русского офицера. Этот округ был разделён на три магала Рутульский, Елисуйский и Ингелойский. Во главе каждого из них стоял наиб, назначаемый Джаро-Белоканским военно-окружным начальником. В царское время, по территории рутульцев, местными жителями была проложена дорога, связывающая Рутул с Ахтами и Дербентом. «Рутульцы должны были платить русским дань, наложенную на 19 деревень в сумме 500 рублей, и Рутул, как главное селение общества, собирал и доставлял эту дань в казну». По другим данным рутульцы не платили дань: в 1820 г. они считались состоящими в зависимости от Российской империи и обязаны были уплачивать ежегодную подать в сумме 500 руб., но они отказались и не платили.

Рутульцы доныне не перестают ещё злобствовать и не только сами имеют враждебные замыслы против правительства, но ищут, как распространить их между соседними племенами, злодейски преследуя тех, кто уклоняется от пути беззакония, ими избранного.

Рапорт от 10.04.1842 за № 357 ген. Головина князю Чернышеву.

В 1917 году была создана Горская республика , арабский язык был распространён как государственный, на нём велось преподавание в школах. После Октябрьской революции в 1921 году была создана Дагестанская АССР . Рутульцы наряду с другими горскими народами не признавали советскую власть и вели против неё вооружённое сопротивление. Так, в мае 1930 года в Хнове вспыхнуло антисоветское восстание . Повстанцы овладели другим рутульским селением Борч и двинулись в сторону Рутула, захватив по пути лезгинские селения Гдым и Фий в Ахтынском районе . Против них были брошены части 5-го полка Северо-Кавказской дивизии ОГПУ и отряды красных партизан, жестоко подавивших восстание.

После установления в 1920 году в Дагестане Советской власти произошли значительные изменения в социально-экономической жизни республики, затронувшие общественный уклад жизни его населения, в том числе и рутульского. В советское время все рутульские селения были охвачены сетью начальных и средних школ. При Советской власти возникла рутульская интеллигенция. В Рутульском районе была создана сеть культурно-просветительских учреждений, появились клубы, библиотеки; в самом Рутуле возник Дом культуры с кинотеатром.

Вместе с тем в проводимой национальной политике имело место и противоположная тенденция. С 1925 года властями была инициирована антиисламская кампания, которая заключалась в закрытии школ, устранении арабского языка и истреблении местных имамов. С этого периода, власть ориентировалась на тюркское население региона, азербайджанский язык становился официальным языком в регионе. Это продолжалось до 1928 года, когда даргинский, аварский, лезгинский и азербайджанский языки были объявлены государственными языками автономии. В конце 1920-х годов советское правительство решило ассимилировать рутулов и цахуров с азербайджанцами , а агулов отнести к лезгинам. По мнению Джеймса Ольсона, политика культурной манипуляции тогдашней власти привела к росту негодования среди рутульского населения, неприятию русской культуры , многие рутульцы воспротивились процессу слияния с азербайджанцами. Усилившаяся в эти годы ассимиляционная политика властей привела к падению официальной численности рутульцев с 10 500 человек в 1929 году до 6 700 человек в 1955 году, после чего численность рутульского население стала расти благодаря естественному приросту населения.

Проведённая в 1926 году перепись населения зафиксировала в СССР 10 495 рутульцев. В 1929 году был образован Рутульский район . По переписи 1959 года в СССР проживало 6 732 рутульца. По состоянию на 1 января 1989 года 953 рутульца состояли в КПСС (кандидаты и члены партии).

Вместе с другими народами в битвах с немецкими войсками сражались и рутульцы. За годы войны, в ряды армии, из Рутульского района, как добровольцами, так и в порядке мобилизации ушли (по неполным данным) около 3000 чел. В том числе: из Рутула более 800 человек, из Шиназа около 250, из Ихрека около 300, из Лучека более 150, из Мюхрека 72 человека. Большое количество рутульцев были награждены правительственными наградами. Многие воевавшие рутульцы погибли смертью храбрых. Более 1000 человек не вернулось с войны. Около 300 рутульцев получили награды за ратный подвиг. Один из рутульцев — Гасрет Алиев награждён званием Герой Советского Союза .

Постановлением Государственного Совета Республики Дагестан от 18 октября 2000 года № 191 рутульцы были отнесены к коренным малочисленным народам Республики Дагестан.

Символика

Флаг #1
(дата создания: не позднее 2013)

Одной из концепций флага рутульского народа, является флаг опубликованный в сети Интернет в 2013 г. Флаг представляет собой прямоугольное полотнище с соотношением сторон 2:3, состоящее из трёх равновеликих горизонтальных полос — двух тёмно-зелёных, разделённых белой полосой. В центре флага расположен полумесяц и звезда.


Антропология

Антропологически рутульцы относятся к кавкасионскому типу балкано-кавказской расы (скул. д. — 143,1 мм, р. бор. — 3,63 бал., длина тела — 161,1 см). По особенностям пигментации рутульцы близки к представителям кавкасионской расы ( андо-цунтинцам , аварцам , лакцам , даргинцам ) . По мнению Л. М. Минца они относятся к каспийскому подтипу переднеазиатской ветви европеоидной расы .

По одонтологическим признакам они близки к тиндинцам , некоторым группам аварцев, ахвахцам , багулалам , бежтинцам и кусарским лезгинам .

Генетика

Карта Кавказа с указанием частот гаплогруппы Y-SNP.
AB — абазины, ABK — абхазы, AR — армяне, AZ — азербайджанцы, CH — чеченцы, DA — даргинцы, GE — грузины, IN — ингуши, K — грузины (п. Казбеги ), KA — кабардинцы, LE_AZ — лезгины (из Азербайджана), LE_DAG — лезгины (из Дагестана), OS — осетины (Ю. Осетия), OS_A — осетины (г. Ардон), OS_D — осетины (г. Дигора), RU — рутулы , SV — сваны, TUR — турки, IR_I — иранцы (г. Исфахан), IR_T — иранцы (г. Тегеран)

Распределение частот основных гаплогрупп У-хромосомы у рутулов (%).

Народ n E1b1b G I J1 J2 L R1a R1b R2a T Другие Примечания
Рутульцы 24 0,0 37,5 0,0 &-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1.000000 F 4,2 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 F[xG,I,J2,K]=58 Nasidze (2004)

Религия

Минарет в с. Шиназ

Верующие рутульцы исповедуют ислам суннитского толка ( шафиитский и ханбалитский мазхабы ).

По данным источников, рутульцы рано приняли ислам — наиболее ранние попытки арабов утвердиться в Дагестане относятся к VII в., и на территории рутулов они имели наибольший успех. Об этом свидетельствует самый ранний памятник мусульманской культуры на Кавказе — надгробная плита шейха Магомеда ибн Асад ибн Мугал, погребённого в Хнове в 675 г. н. э. О ранней исламизации рутулов свидетельствуют и самые ранние в горах Дагестана памятники строительной эпиграфики, найденные в некоторых сёлах рутулов. Это камень в стене здания мечети селения Лучек , на котором высечен текст хронографа на арабском языке, относящего утверждение ислама здесь к 128 г. хиджры, то есть 745—746 гг.. Другой камень с текстом хронографа сохранился в мечети селения Ихрек , в нём говорится «о восстановлении разрушенной мечети в 407 г. хиджры». На территории проживания рутулов имеется множество куфических надписей, относящихся к XI—XIII векам. В старинной рукописи «Ахты-наме» есть предание о том, что в Рутуле, Хнове и Шиназе поселились некоторые из внуков легендарного арабского завоевателя Дагестана Абу Муслима. В XII веке в Рутуле уже существовала ханака ( суфийская обитель). Арабские надписи и наличие ханаки, по мнению Лаврова, свидетельствуют о том, что к XII веку ислам прочно утвердился среди рутульцев.

С проникновением ислама широкое распространение получили арабская письменность и арабская литература, которые способствовали тому, что местные жители стали запечатлевать некоторые исторические сведения в различных хрониках, надгробных плитах, на строительных камнях, сооружаемых в стенах мечетей и минаретов.

В этом отношении особенно отличался Самурский округ , который называли «центральным пунктом арабской колонизации в Дагестане».

Это сказалось на распространении арабских надписей, сделанных куфическим письмом. Л. И. Лавров называет верховье р. Самур, где проживают рутульцы, «самым богатым на Кавказе районом распространения куфических надписей» . Такое обилие куфических надписей на сравнительно небольшой территории, населённой рутульцами, доказывает, что «там [на территории рутульцев] преимущественно и скорее, чем где-либо, принялся и привился арабский элемент, привнесённый туда последователями пророка, что эпохой процветания его должно считать конец XII и начало XIII вв.».

До принятия населением ислама, здесь, очевидно, были распространены другие верования. В районе расселения рутульцев встречаются множество «священных мест» (пиров) и старинные изображения крестов. По преданию жители Ихрека долго сопротивлялись принятию ислама, а около нынешнего лакского аула Аракул , после появления здесь ислама ещё долгое время продолжало существовать селение Сиях, жители которого исповедовали иудаизм . В 1952 году в местности Рухудъюг, близ Лучека, учёные обнаружили наскальные изображения, сопровождающиеся датами 751—752, 1127, 1165—1166 и 1213—1214 гг. по григорианскому летосчислению. Здесь же были обнаружены обрывки арабских надписей. На рисунках изображены животные (лошади, горные туры), всадники, стрелки из лука, люди в высоких шапках, большой парусный корабль с вёслами, кресты, тамги и т. д. Лавров пришёл к выводу, что «детальное изображение корабля доказывает связи местного населения с побережьем Каспия , а изображение креста свидетельствует о том, что и после появления арабов часть местного населения продолжала исповедовать христианство , занесённое сюда в доарабскую эпоху».

Ислам среди рутульцев спокойно уживался с пережитками древних народных верований. У рутульцев существуют святилища — уджагьабыр , являющиеся разновидностью кавказских пиров. Они существуют не только в рамках общерутульских, но и внутритухумных святилищ. Один из старейших пиров — пир XV века в Хнове. Сохранялось поклонение священным рощам, горам, источникам, некоторым могилам и местам, связанным с жизнью отдельных «святых». К почитаемым и священным относился также огонь. В этом плане примечательно то, что одна из вершин рутулов известна под названием Цайлахан, что значит «место огня».

Лавров Л. И. утверждает, что мечеть в Ихреке, датируемая началом XI в., была построена на месте старой мечети. Арабо-персидская надпись XI—XII вв. зафиксирована и в сел. Кала (от араб. кала — «крепость») Рутульского района, на территории исторического Лакза. Подобные тексты выявлены и в других населенных пунктах этой местности.

Язык

Общие сведения

Говорят на рутульском языке. Наиболее ему близки цахурский , крызский и будухский языки. С близким ему цахурским языком образует рутульско-цахурскую подгруппу лезгинской группы нахско-дагестанской семьи .

Существует близкое родство между рутульским , цахурским , крызским и будухским языками и их общность с албанским (гаргарским) языком, обладавшим письменными и литературными традициями в христианской Кавказской Албании. Сохранившийся общий этнический термин для носителей некоторых языков рутульской группы, а также близкое родство рутульского, цахурского, крызского и будухского языков дают основание полагать, что некогда эти языки имели общую территорию в Северном Азербайджане (левобережье Куры) и Юго-Западном Дагестане. Эта территория представляет собою значительную часть исторического государственного объединения Кавказской Албании .

Сообщения античных писателей позволяют утверждать, что этническое ядро древней Кавказской Албании было сосредоточено на левобережье Куры. Заслуживают внимание также сообщения арабских авторов об особом языке в Барде: «Язык в Адербейджане, Армении и Арране персидский и арабский, исключая области города Дабиля , вокруг него говорят по-армянски ; в стране Берда язык аранский», далее: «Там же (в Андарабе — название местности в одном фарсахе от Берда’а) растёт плод по имени Зукал» ( рут., цах. зукь‘ал «кизил»).

В рутульском языке выделяются четыре основных диалекта: собственно рутульский, шиназский, мухрекско-ихрекский и борчинско-хинавский. Примечательно, что отличия в говорах наблюдается не только среди селений, но и внутри одного и того же селения. Например, в Рутуле жители квартала Ахе называют воду «хье», а жители квартала Фурахе — «хьед»; у первых ковёр именуется «кеден», а у вторых «хьеден» и так далее.

В настоящее время рутульский язык имеет статус одного из государственных языков Республики Дагестан.

Другие языки

Все рутульцы двуязычны, большинство населения владеет тремя и более языками. Довольно широкое распространение среди них получил азербайджанский язык , длительное время являвшийся языком межнационального общения в Южном Дагестане. Ещё в 1950-х гг. Л. И. Лавров отмечал, что рутульцы пользуются родным языком «дома, на работе и на собраниях, но если на собраниях присутствуют люди, не знающие этого языка (лезгины, цахуры и пр.), то ораторы чаще всего говорят по-азербайджански». На этом языке в Рутуле с 1932 года выходила газета «Гызыл чобан» («Красный чобан»), на нём писали рутульские поэты Хазарчи Гаджиев и Джамисаб Саларов. Исследуя лексику по животноводству в рутульском языке, лингвист Ф. И. Гусейнов нашёл в ней много тюркских заимствований.

Русский язык до начала XX века практически не знали. В 1898 году К. Ф. Ган сообщал, что «русского языка никто не знает». К таковым относились даже представители социальной верхушки, которые чаще остальных имели контакты с представителями царской администрации. Ботаник, профессор Н. И. Кузнецов , побывавший в начале XX века в доме старшины в рутульском с. Шиназ, писал: «Он жал нам руки, что-то быстро говорил по-татарски (по-русски Серкер-Гаджи ничего не понимал, как и все остальные старшины Самурского округа)» . Открытие в 1914 году Рутульского одноклассного училища с преподаванием на русском языке, можно полагать, способствовало знакомству с ним части рутульцев. До 1955 года обучение в рутульских школах велось на азербайджанском языке, а с 1955 года, по желанию рутульцев и цахур, занятия стали вестись на русском языке. В 1991—1992 гг. осуществлён перевод начального обучения на рутульский язык.

До революции рутульцы пользовались арабским письмом . На арабской графике в качестве письменного источника известен текст песни на ихрекском диалекте рутульского языка ашуга XVIII века Кюр Раджаба. После установления Советской власти, в рамках языковой политики поднимался вопрос и о создании рутульской письменности. В постановлении 5-й Сессии ЦИК Дагестанской АССР 7-го созыва сказано: «НКПросу и Институту Дагкультуры наметить ряд мероприятий по изучению возможности создания для мелких горских народностей ( агульцы , рутульцы, дидоевцы ) письменности и учебников на их родных языках» , но впоследствии как пишет Лавров «создание рутульской письменности было признано нецелесообразным». Он отмечал, что причинами тому стали «нежелание населения, малая его численность, отсутствие подготовленных кадров и, наконец, почти поголовное знание рутульцами такого развитого языка, как азербайджанский». 10 августа 1990 года вышло Постановление Совета Министров Дагестанской АССР о введении статуса письменности на базе кириллицы ( русской графики ) для агульского, цахурского и рутульского языков и утверждение алфавитов для этих языков.

Культура и быт

Общество

Преобладающей формой семьи у рутульцев была малая (простая) . В XIX — начале XX веков сохранялись отдельные большие неразделённые отцовские семьи. Наиболее крупной родственной группой был тухум (род) во главе с самым старым его членом. На совете глав отдельных семей тухума решались дела о разделе имущества, договаривались о браках и прочем.

Ремёсла и промыслы

Основные занятия — животноводство (отгонное овцеводство и разведение крупного рогатого скота) и пашенное земледелие. Возделываемые культуры — рожь, яровая и озимая пшеница, полба, ячмень, просо. Традиционные домашние промыслы — ковроткачество, сукноделие, производство шерстяной вязаной обуви, войлока, узорчатых носков, керамики без гончарного круга, обработка камня, меди, серебра и другое. Село Шиназ ещё в средневековье славилось своим ремеслом. Шиназские ремесленники изготовляли оружие, кольчуги ( рут. дир ), панцири ( рут. джавашин ) и другие виды вооружения.

Традиционное жилище

Рутульцы строили селения в труднодоступных местах. Частые войны и набеги врагов вынудили рутульцев для усиления обороноспособности возводить крепостные стены, сигнальные и оборонительные башни.

Дома каменные двухэтажные с плоской крышей и расположением внизу хлевов, а вверху жилых помещений. По верхней части фасада пролегает узкая терраса, на которую ведёт наружная лестница. Очаги пристенные, напоминающие собой камины, часто украшенные крупным лепным орнаментом.

Типы жилища

Традиционные жилища рутульцев:

  • наиболее ранний — одноэтажный или приподнятый на высоких каменных столбах однокомнатный дом, стоящий отдельно от хозяйственных построек;
  • двухэтажный без двора и надворных построек;
  • одноэтажный или двухэтажный дом с небольшим открытым двором, где имеются хозяйственные и подсобные помещения.

Традиционная одежда

Рутульская традиционная одежда похожа на одежду других народов южного Дагестана. Одежда мужчин: рубаха туникообразного покроя ( рут. ухун ) с круглой окантовкой ворота и прямым вертикальным разрезом спереди, штаны с неширокими штанинами ( баду ), слегка приталенный бешмет ( архалук ) и черкеска северо-кавказского типа с газырями. Головной убор — папаха из длинноворсной овечьей шкуры ( бармак ), обувь — вязаные шерстяные сапоги с загнутыми вверх носками ( кямашбыр ) и кожаные постолы ( келамбы ). Верхняя одежда — распашной длинный халат ( валжаг ). В пограничных с Азербайджаном селениях — короткая, до бёдер, распашная кофта и длинная широкая юбка. Головной убор — мешкообразный наволосник ( къациген ) и сложенный треугольником платок. Обувь — вязаные узорчатые сапоги с загнутым вверх носком. В женской одежде присутствовали серебряные украшения.

Национальная кухня

Основная пища мучная и мясо-молочная. Выпекался хлеб нескольких видов из пресного и кислого теста. Наиболее распространённые блюда: пирог с мясом или травой ( гырц ), хинкал разных форм и размеров, курзе ( гырцбыр ), пицца, плов, голубцы ( дулма ), шашлык, просяная и толоконная каши, макароны домашнего приготовления с высушенным мясом или бараниной ( кьинкий ), пироги с различными начинками.

Литература и Фольклор

У рутульцев развиты различные жанры фольклора: пословицы, поговорки, сказки, легенды, обрядовые песни, ашугская поэзия. Рутульские поэты и певцы известны своим творчеством далеко за пределами Рутульского района.

На первом съезде писателей СССР приняли участие Рутульские поэты: , и Нурахмед Рамазанов, положившие основу Рутульской литературы XX века . На азербайджанском языке сохранились шедевры рутульских поэтов и писателей: ( Хнов ) (XI—XII вв.) (придворная поэтесса царицы Тамары), Эзерчи Шинази ( Шиназ ), , Режеб Ихрек и ( Ихрек ). В народной памяти сохранились имена многих ашугов : , Махмуд, Али Кьабилешды, , ( Хнов ), , ( Амсар ), и другие.

За пределами России известны: в Азербайджане : Фезли-Герей Рутульский, , Исмаил Дагестанлы ; в Турции : Ибрахим Шинази , ; в Сирии : , Ульфат Идлиби , а также рутулы, проживающие в других странах.

Изобразительное искусство

Живопись

Рутульские художники: , и .

Наука

Ещё в XIII веке в с. Шиназ сложилась династия учёных из тухума (рода) Саидар. В начале XIV века Ширван-Шах пишет письмо и называет великим устазом (учителем). Потомками его, в числе которых известный учёный, первый астроном в Дагестане Исмаил Эфенди , в селе Шиназ были открыты средневековый университет, обсерватория и библиотека. В университете, который он основал в XVII веке изучали философию , логику , математику , астрономию , медицину . Обсерватория открытая Исмаилом Эфенди — была первой в Дагестане. Развалины астрономической школы сохранились до сегодняшнего дня в селе Шиназ. Учёными- арабистами славились сёла Рутул и Ихрек .

В настоящее время более сотни рутульцев имеют учёные степени кандидатов и докторов наук и работают в учебных и научных учреждениях не только Дагестана и России, но и в странах СНГ. Среди них: член-корреспондент Российской сельскохозяйственной академии , доктор биологических наук Давуд Девришев , доктора и кандидаты наук : , , , , кандидат экономических наук , доктор филологических наук , профессор Светлана Махмудова , Ибрагим Ибрагимов, , , , , , , , , доктор технических наук , профессор , Гаджи Гаджиев, , , кандидат исторических наук ( 1941 2010 ) ( Шиназ ), ( 1930 1988 ) ( Лучек ), историк , историк, краевед , доктор технических наук . За рубежом известен философ и социолог Казем Дагестани .

Спорт

Рутульские спортсмены множество раз становились Чемпионами Мира, Европы, СССР и России. Это Заслуженный мастер спорта Вагаб Казибеков , первый в истории 4-х кратный Чемпион Европы по тхэквондо Сейфулла Магомедов , первая российская Чемпионка Мира по вольной борьбе Саният Ганачуева , Чемпион СССР по вольной борьбе и самбо Курбан Агаев , борцы греко-римского стиля — Милад Алирзаев и Артур Шахбанов , Чемпионы Мира по боям без правил Кавказ Султанмагомедов и Ямил Эфендиев , боец MMA Мариф Пираев , Чемпион Мира и Европы по кикбоксингу Абдуллаев Вагиф , 2-кратный чемпион мира по кикбоксингу , 2-кратный призёр России по боксу Вадим Мусаев , Чемпион Мира и России по боксу в супертяжёлом весе Балу Сауэр , Заслуженный тренер России , тренер молодёжной сборной Турции по вольной борьбе и другие.

См. также

Примечания

  1. . Дата обращения: 3 мая 2015. Архивировано из 30 апреля 2017 года.
  2. . Дата обращения: 30 апреля 2015. 13 января 2016 года.
  3. . Дата обращения: 5 января 2023. 30 декабря 2022 года.
  4. . Дата обращения: 31 декабря 2011. Архивировано из 30 апреля 2020 года.
  5. . Ethnologue. Дата обращения: 8 января 2019. 8 января 2019 года.
  6. . Дата обращения: 27 декабря 2018. Архивировано из 11 октября 2017 года.
  7. от 14 апреля 2020 на Wayback Machine : от 18 октября 2012 на Wayback Machine
  8. . Дата обращения: 16 марта 2014. 20 сентября 2016 года.
  9. Дата обращения: 3 декабря 2015. 1 августа 2017 года.
  10. . Дата обращения: 3 декабря 2015. 8 декабря 2015 года.
  11. . Дата обращения: 17 сентября 2012. 26 ноября 2019 года.
  12. от 10 августа 2013 на Wayback Machine ( от 11 мая 2011 на Wayback Machine )
  13. . Дата обращения: 19 апреля 2011. 6 января 2012 года.
  14. . Дата обращения: 19 апреля 2011. 6 января 2012 года.
  15. . Дата обращения: 19 апреля 2011. 6 сентября 2017 года.
  16. Юрий Евстигнеев. . — Litres, 2008. — С. 330. — ISBN 545723665X , 9785457236653. 18 апреля 2015 года.
  17. Юрий Андреевич Евстигнеев. . — Издательство С.-Петербургского университета, 2003. — С. 221. 23 января 2019 года.
  18. Гаджиева А. Г. "Происхождение народов Дагестана (по данным антропологии)". — Махачкала, 1965. С. 46
  19. . — Изд-во Академии наук, 1988. — С. 121.
  20. Ю.В. Бромлей. / Ю.В.Бромлей, Г.Е.Марков. — Москва : Рипол Классик, 1982. — С. 259. — 320 с. — ISBN 9785458246859 , 5458246853.
  21. Лидия Борисовна Панек, Евгений Михайлович Шиллинг. . — Ин-т ИАЭ ДНЦ РАН, 1996. — С. 47. — 110 с.
  22. S. M. Makhmudova. . — Институт языкознания РАН, 2001. — С. 1. — 256 с.
  23. Рутулы. — Махачкала: АОЗТ "Юпитер", 1997. — С. 282.
  24. . Дата обращения: 16 сентября 2006. 11 октября 2006 года.
  25. . Дата обращения: 30 апреля 2015. 28 мая 2015 года.
  26. . Дата обращения: 16 марта 2014. 20 сентября 2016 года.
  27. Михаил Алексеев, Казенин К. И., Мамед Сулейманов. . — М. : Европа, 2006. — С. . — ISBN 5-9739-0070-3 .
  28. Ибрагимов Г.Х. Рутульский язык. Синхрония и диахрония / Под ред. А. Б. Васильева. — М. : Изд. Дом «Народы Дагестана», 2004. — С. 8, 9. — 308 с.
  29. Иванов Вячеслав. : [] / А. Е Кибрик. — 2005. — 249 с.
  30. Волкова Н. Г. : [] . — 1967.
  31. Хасан Киреев. : [] . — Академический Проект, 2005. — 336 с. — ISBN 9785829105648 , 5829105640.
  32. . Дата обращения: 23 мая 2015. 8 декабря 2015 года.
  33. Дата обращения: 23 мая 2015. 12 ноября 2013 года.
  34. . Дата обращения: 28 ноября 2015. Архивировано из 29 октября 2020 года.
  35. . Дата обращения: 23 мая 2015. 15 июля 2023 года.
  36. Рутульцы — статья из Большой советской энциклопедии .
  37. . « Демоскоп ». Дата обращения: 18 сентября 2012. 17 ноября 2019 года.
  38. . « Демоскоп ». Дата обращения: 31 декабря 2013. 1 января 2014 года.
  39. . Дата обращения: 31 июля 2012. 31 июля 2012 года.
  40. Булатова А. Г. Рутульцы // Народы Дагестана. — М. : Наука, 2002. — ISBN 5-02-008808-0 .
  41. Ибрагимов Г.Х. "Народы Дагестана" № 1. — М. , 2006.
  42. Kazuto Matsumura. . — Токио, Япония: ELPR, 2002. — С. 232. 5 марта 2016 года. от 5 марта 2016 на Wayback Machine
  43. . Дата обращения: 28 ноября 2015. Архивировано из 29 октября 2020 года.
  44. . « Демоскоп ». Дата обращения: 29 марта 2013. 26 августа 2011 года.
  45. (англ.) . Дата обращения: 11 мая 2016. 10 июня 2016 года.
  46. (азерб.) . Дата обращения: 11 мая 2016. 9 апреля 2016 года.
  47. 178 46 (1928). Дата обращения: 11 июля 2023. 1 марта 2021 года.
  48. Г.А. Сергеева. . — Наука, 2002. — С. 417. — 587 с. 9 мая 2021 года.
  49. Ибрагимов Г.Х. Рутульский язык. Синхрония и диахрония / Под ред. А. Б. Васильева. — М. : Изд. Дом «Народы Дагестана», 2004. — 308 с.
  50. В. А Тишков, Алексей Васильевич Журавский, Ольга Евгеньевна Казьмина, Russia (Federation). Министерство регионального развития, Российская академия наук. Народы северокавказской языковой семьи // / Ответственные редакторы: В.А. Тишков А. В. Журавский О. Е. Казьмина. Рецензирующая организация: Кафедра этнологии исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. — М. : ИПЦ "Дизайн. Информация. Картография", Москва, 2008. — С. 139. — 256 с. — ISBN 5287006071 , 9785287006075. 16 января 2019 года.
  51. Алиев Б. Г., Умаханов М.-С. К. . — Махачкала: Институт ИАЭ ДНЦ, 2004. — С. 387. 5 марта 2016 года.
  52. Фазил Дашлай. (16 ноября 2012). Дата обращения: 15 июля 2023. 15 июля 2023 года.
  53. Ибрагимов Г. Х. Рутульский язык // Языки Российской Федерации и соседних государств. Энциклопедия в 3-х томах. — М. : Наука , 2001. — Т. 2. — С. 493. — ISBN 5-02-011267-4 , 5-02-011268-2 (Т.2).
  54. . Дата обращения: 27 января 2017. 7 января 2019 года.
  55. R.H. Hewsen. Ethno-history and the Armenian influence upon the Caucasian Albanians. Classical Armenian Culture (Armenian Texts and Studies, 4). — Scholars Press, 1982. — С. 33. — ISBN 0-89130-565-3 , 0-89130-566-1 (pbk.).
  56. , с. 53.
  57. Ибрагимов Г. Х. Историческая характеристика самоназвания цахурцев йихъбы // Ономастика Кавказа (межвузовский сборник статей). — Орджоникидзе: Северо-Осетинский гос. университет им. К.Л. Хетагурова, 1980. — С. 67.
  58. Волкова Н. Г. Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа. — М. : Наука , 1973. — С. 152.
  59. Волкова Н. Г. Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа. — М. : Наука , 1973. — С. 153.
  60. , с. 62.
  61. , с. 113.
  62. , с. 51—52.
  63. Рамазанов Х. Х., Шихсаидов А. Р. Очерки истории Южного Дагестана. — Махачкала: Дагестанский филиал Академии наук СССР, 1964. — С. 59.
  64. , с. 18.
  65. , с. 146.
  66. Генко А. Н. Арабский язык и Кавказоведение. — В: Труды Института востоковедения Академии наук СССР (Том 36) // Труды Института востоковедения Академии наук СССР. — 1941. — Т. 36.
  67. Эпиграфические памятники Северного Кавказа на арабском, персидском и турецком языках. Надписи X — XVII вв. Тексты, переводы, комментарий, вступительная статья и приложения Л. И. Лаврова. — М. : Наука, 1966. — Т. 2, часть 1. — С. 191.
  68. . Дата обращения: 10 июня 2014. Архивировано из 5 марта 2016 года.
  69. . Дата обращения: 10 июня 2014. Архивировано из 2 апреля 2015 года.
  70. Народы Кавказа / Под общ. ред. С. П. Толстова. — М. : Издательство АН СССР, 1960. — Т. 1. — С. 537—538.
  71. , с. 114.
  72. Эпиграфические памятники Северного Кавказа на арабском, персидском и турецком языках. Надписи X — XVII вв. Тексты, переводы, комментарий, вступительная статья и приложения Л. И. Лаврова. — М. : Наука, 1966. — Т. часть 1. — С. 141, 142, 206.
  73. Эпиграфические памятники Северного Кавказа на арабском, персидском и турецком языках. Надписи X — XVII вв. Тексты, переводы, комментарий, вступительная статья и приложения Л. И. Лаврова. — М. : Наука, 1968. — Т. часть 2. — С. 81,153, 154.
  74. Айтберов Т. М. / И.А. Каяев. — ИД «Домпресс», 2011. — 200 с. — 2000 экз. экз. 21 апреля 2019 года.
  75. Эпиграфические памятники Северного Кавказа на арабском, персидском и турецком языках. Надписи X — XVII вв. Тексты, переводы, комментарий, вступительная статья и приложения Л. И. Лаврова. — М. : Наука, 1966. — Т. 2, часть 1. — С. 176—177.
  76. , с. 115.
  77. . "Дагестанская Правда". Дата обращения: 19 января 2019. 12 августа 2018 года.
  78. Лавров Л. И. . — Наука: Л., 1978. — С. 36. 5 марта 2016 года.
  79. , с. 147.
  80. Рамазанов Х. Х., Шихсаидов А. Р. Очерки истории Южного Дагестана. — Махачкала: Дагестанский филиал Академии наук СССР, 1964. — С. 103.
  81. Olson, James. (англ.) . — Greenwood Publishing Group , 1994. — P. 576. — ISBN 0313274975 . 19 апреля 2015 года.
  82. Эпиграфические памятники Северного Кавказа на арабском, персидском и турецком языках. Надписи XVIII — XX вв. Издание текстов, переводы, комментарии, статья и приложения Л. И. Лаврова. — М. : Наука , 1968. — Т. 2, часть 2. — С. 35.
  83. Лавров Л. И. Рутульцы // Народы Дагестана: сборник статей. — Издательство Академии наук СССР: М., 1955. — С. 195.
  84. Лавров Л. И. . — "Наука", Ленинградское отделение, 1982. — С. 146. — 223 с. 4 августа 2023 года.
  85. , с. 118.
  86. Мамаев Махач Ильясович. . — "Юпитер", 2004. — С. 15. — 186 с.
  87. Краббе К. К. Замечание о обществах Ахти, Рутул и прочем. // . — 1835.
  88. Рамазанов Х. Х., Шихсаидов А. Р. Очерки истории Южного Дагестана. — Махачкала: Дагестанский филиал Академии наук СССР, 1964. — С. 202.
  89. , с. 98—99.
  90. АКАК. Т. IX.. — Тифлис, 1884. — С. 308.
  91. Темеев М-С. М. . из оригинала 3 января 2014 . Дата обращения: 3 января 2014 .
  92. Народы Кавказа / Под общ. ред. С.П. Толстова. — М. : Издательство АН СССР, 1960. — Т. 1. — С. 543.
  93. Булатова А. Г. Рутульцы // . — М. : Наука, 2002. — С. . — ISBN 5-02-008808-0 .
  94. Frederik Coene. The Caucasus. — New York : Routledge (Taylor & Francis Group), 2010. — С. 63. — 238 с. — ISBN 0-203-87071-9 .
  95. . « Демоскоп ». Дата обращения: 6 сентября 2010. 22 мая 2011 года.
  96. . « Демоскоп ». Дата обращения: 6 сентября 2010. 16 марта 2010 года.
  97. О национальном составе КПСС // Известия ЦК КПСС. — М. : Издательство ЦК КПСС «Правда», 1989. — № 7 . — С. 113 . — ISSN .
  98. . Дата обращения: 11 мая 2016. 1 июня 2016 года.
  99. . Газета «Дагестанская правда» (11 мая 2010). Дата обращения: 22 сентября 2010. 10 апреля 2012 года.
  100. . lawru.inf. Дата обращения: 18 сентября 2012. Архивировано из 19 августа 2011 года.
  101. Абдул-Рашид Гаджиевич Гаджиев. . — Эльбрус, 1996. — С. 245. 18 апреля 2015 года.
  102. Лев Миронович Минц. . — Olma Media Group, 2007. — С. 454. — ISBN 5373006548 , 9785373006545. 19 апреля 2015 года.
  103. Этническая одонтология СССР. — М. : Наука , 1979. — С. 160.
  104. Nasidze, I. 68 (3). — В: : [ 30 мая 2023 ] / Ling, EY; Quinque, D; Dupanloup, I; Cordaux, R; Rychkov, S; Naumova, O; Zhukova, O; Sarraf-Zadegan, N; Naderi, GA; Asgary, S; Sardas, S; Farhud, DD; Sarkisian, T; Asadov, C; Kerimov, A; Stoneking, M // Annals of Human Genetics. — С. 205–221.
  105. П.И. Пучков. . www.isras.ru. Дата обращения: 3 сентября 2012. 3 февраля 2012 года.
  106. Вучетич Н. «Четыре месяца в Дагестане». «Кавказ», № 72. Тифлис, 1864.
  107. Ихилов М. М. Материалы по этнографии рутулов и цахур // Краткие сообщения Института этнографии АН СССР. — М. , 1960. — Вып. XXXIII . — С. 26 .
  108. Марк Осипович Косвен, Институт этнографии имени Н.Н. Миклухо-Маклая. . — Издательство Академии наук СССР, 1962. — С. 113. — 308 с. 10 марта 2016 года.
  109. Ган К. Ф. Путешествия в Кахетию и Дагестан (летом 1898 г.). СМОМПК, вып. XXXI. Тифлис, 1902
    Ган К. Ф. Биография Г. И. Радде. Коллеция Кавказского музея, т. VI, Тифлис, 1912.
  110. Ханыков Н. «Археологическое известие». «Кавказ», № 52, 53. 1850
  111. Берже А. П. Прикаспийский край / «К. К.» на 1875. — Тф. , 1856.
  112. Берже А. П. Князь М. С. Воронцов. // «Русская старина» — «Р. С.», т. VII, 1975.
  113. Берже А. П. Краткий обзор горских племён на Кавказе. — Тф. , 1858.
  114. Кузнецов Н. И. В дебрях Дагестана. // ИРГО, г. X, IXI, 1913, вып. 1-3.
  115. Зиссерман А. Л. Двадцать пять лет на Кавказе. — СПб. , 1879. — С. 1.
  116. . Дата обращения: 8 апреля 2016. 7 апреля 2016 года.
  117. Ислам на территории бывшей Российской империи: Энциклопедический словарь. — М. : Восточная литература РАН, 2006. — Т. 1. — С. 394—395. — ISBN 5-02-018209-5 , 5-02-018420-9.
  118. Булатова А. Г. Рутульцы // . — М. : Наука, 2002. — С. . — ISBN 5-02-008808-0 .
  119. , с. 224.
  120. Аликберов А. К. Эпоха классического ислама на Кавказе / Прозоров С. М.. — РАН, отделение историко-филологических наук. — Москва: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, ППП "Типография "Наука", 2003. — С. 66,68,69,95,239,429. — 848 с. — (Культура народов Востока). — 1500 экз. ISBN 5-02-018190-0 .
  121. , с. 17.
  122. Ибрагимов Г.Х. Рутульский язык. Синхрония и диахрония / Под ред. А. Б. Васильева. — М. : Изд. Дом «Народы Дагестана», 2004. — С. 20, 21. — 308 с.
  123. Les langues du Monde. — Paris, 1924. — С. 327—342.
  124. Сведения арабских писателей о Кавказе. — С. 7, 29.
  125. Джейранишвили Е. Ф. Рутульский язык // Языки народов СССР: в 5 томах. Иберийско-кавказские языки. — М. : Наука , 1967. — Т. 4. — С. 580.
  126. , с. 151.
  127. Согласно конституции, государственными языками республики являются русский и все языки народов Дагестана. Однако только 14 языков: русский , аварский , агульский , азербайджанский , даргинский , кумыкский , лакский , лезгинский , ногайский , рутульский , табасаранский , татский , цахурский , чеченский , имеют свою письменность и функционируют как государственные.
  128. Сергеева Г. А. Межэтнические связи народов Дагестана во второй половине XIX-XX вв. (этноязыковые аспекты) // Кавказский этнографический сборник. — Издательство Академии наук СССР, 1989. — Т. 9. — С. 128.
  129. Народы Кавказа / Под общ. ред. С.П. Толстова. — М. : Издательство АН СССР, 1960. — Т. 1. — С. 544.
  130. Сергеева Г. А. Межэтнические связи народов Дагестана во второй половине XIX-XX вв. (этноязыковые аспекты) // Кавказский этнографический сборник. — Издательство Академии наук СССР, 1989. — Т. 9. — С. 114.
  131. , с. 143.
  132. Сергеева Г. А. Межэтнические связи народов Дагестана во второй половине XIX-XX вв. (этноязыковые аспекты) // Кавказский этнографический сборник. — Издательство Академии наук СССР, 1989. — Т. 9. — С. 98.
  133. Ихилов М. М. Материалы по этнографии рутулов и цахур // Краткие сообщения Института этнографии АН СССР. — М. , 1960. — Вып. XXXIII . — С. 30 .
  134. Сергеева Г. А. Межэтнические связи народов Дагестана во второй половине XIX-XX вв. (этноязыковые аспекты) // Кавказский этнографический сборник. — Издательство Академии наук СССР, 1989. — Т. 9. — С. 119.
  135. , с. 9.
  136. (недоступная ссылка)
  137. . Дата обращения: 29 мая 2015. 6 января 2014 года.
  138. Сборник очерков по этнографии Дагестана. Л. Б. Панек, Е. М. Шиллинг, ДНЦ РАН 1996 г.
  139. . Дата обращения: 16 апреля 2013. Архивировано из 16 апреля 2013 года.
  140. Светлана Махмудова. (10 декабря 2015). Дата обращения: 19 января 2019. 12 августа 2018 года.
  141. . . «РН» (15 июня 2022). Дата обращения: 3 ноября 2023. 22 августа 2023 года.
  142. . . «РН» (15 июня 2022). Дата обращения: 3 ноября 2023. 22 августа 2023 года.
  143. РГВК Дагестан. . bezformata.com (21 января 2013). Дата обращения: 22 августа 2023. 22 августа 2023 года.
  144. . Дата обращения: 12 мая 2016. Архивировано из 31 мая 2016 года.
  145. . Дата обращения: 12 мая 2016. Архивировано из 11 июня 2016 года.
  146. Гусейханов М. К., Цахаева К. Т. . — 010. — С. 27—36. 1 июня 2016 года.
  147. . Дата обращения: 12 мая 2016. 8 апреля 2016 года.
  148. . (12 января 2018). Дата обращения: 3 ноября 2023. 20 августа 2023 года.
  149. . . Дата обращения: 3 ноября 2023. 22 августа 2023 года.

Литература

  • Рутулы. — Махачкала: АОЗТ "Юпитер", 1997. — С. 282.
  • Ибрагимов Г. Х. Рутульский язык: Синхрония и диахрония. — Махачкала: Изд. Дом «Народы Дагестана», 2004.
  • Ихилов М. М. Народности лезгинской группы: этнографическое исследование прошлого и настоящего лезгин, табасаранцев, рутулов, цахуров, агулов. — Махачкала: Дагестанский филиал Академии наук СССР, 1967. — 369 с.
  • Лавров Л. И. Рутульцы в прошлом и настоящем // Кавказский этнографический сборник. — М. Л. : Издательство АН СССР, 1962. — Т. 3.
  • Рутульцы // Народы России. Атлас культур и религий. — М. : Дизайн. Информация. Картография, 2010. — 320 с. — ISBN 978-5-287-00718-8 .
  • // / Совет администрации Красноярского края. Управление общественных связей ; гл. ред. Р. Г. Рафиков; редкол.: В. П. Кривоногов , Р. Д. Цокаев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Красноярск: Платина (PLATINA), 2008. — 224 с. — ISBN 978-5-98624-092-3 . 29 ноября 2014 года.

Ссылки

  • — Рутульский информационно-аналитический портал.
Источник —

Same as Рутульцы