Лезгины в Азербайджане
- 1 year ago
- 0
- 0
Курды в Азербайджане ( азерб. Azərbaycan kürdləri , курд. Kurdên Azerbaycanê ) — часть курдского этноса , издавно проживающая на территории современной Азербайджанской Республики . Вплоть до Карабахского конфликта курды традиционно проживали на западе Азербайджана.
Появление курдов в Закавказье происходило в разные периоды. Арабский историк X века Масуди сообщает, что в области Байлакана были расселены иранские племена, в том числе курдские . Известно, что в 970—1075 годах в Гяндже и его окрестностях, на части исторического Аррана , правила курдская по происхождению династия Шеддадидов , являвшейся наиболее сильной курдской династией Закавказья .
На службе у ширваншаха Фарибурза I (XI век) состоял , курд по происхождению , являющий автором исторического источника на арабском языке — «Сборник рассказов, писем, стихов». Курдянкой из знатного рода была мать уроженца Гянджи — Низами Гянджеви , являющегося классиком персидской поэзии.
По мнению А. Букшпана, курдские группы из курдских районов Персии и Турции переселились на территорию бывшей Елизаветпольской губернии для защиты пограничных областей, либо для укрепления завоёванных и отдалённых районов . В. Шнирельман утверждает, что персидские шахи из династии Сефевидов переселяли курдские племена в район, расположенный между Нагорным Карабахом и Зангезуром , пытаясь тем самым ослабить армянских меликов нагорной части Карабаха путём отделения их от основных армянских территорий . Г. Чурсин приурочивал заселение курдов к эпохе правления шаха Аббаса I .
С. Ашурбейли рассматривала селения и ( Исмаиллинский район ), Кюрдаханы на Апшероне и город Кюрдамир как свидетельство поселения курдов . То же самое по с. Кюрдиван считал В. Ф. Минорский , но при этом он высказал мысль, что эти курды могли быть остатком со времён ганджинских Шеддадидов .
Из Ирана в высокогорные и предгорные районы Азербайджана основная масса курдского населения переселялась с начала XIX века вплоть до советизации Закавказья .
Основателями с.
(Кельбаджарский район) стали курды из с. (Лачинский район) . По преданию сюда первоначально пришли и здесь обосновались братья Хют и Нагы вместе со своими семьями и близкими родственниками .Появление с. Зейлик связано с курдами, предки которых бежали во время второй русско-персидской войны в Армению, а в начале XX века переселились в Кельбаджарский район . По легенде, из трёх братьев, которые пришли сюда, один остался в Кельбаджаре, а два других двинулись дальше в горы. Вначале они обосновались в с. Зар, а затем, по причине отсутствия воды, переселились к горной речке Зейликчай, вдоль которой основали с. Зейлик .
Селения Оруджлу и Агджакенд (Кельбаджарский район) были основаны курдами из селений и Минкенд (Лачинский район). Первое получило своё название по имени своего основателя, последнее — по имени курдской красавицы .
Отдельные курдские семьи переезжали из Армении в Азербайджан. Например, курдские переселенцы из Шаруро-Даралагезского уезда Эриванской губернии в 1888 году обосновались в с. Кара-Кишлаг, а приблизительно в 1920-х годах небольшая часть курдов во главе с братьями Ходо и Аббасом ушли отсюда на поиски лучших земель и основали недалеко от прежнего места обитания с. Каракишиш . В тот же период отдельные группы курдов переехали в Армению и обосновались в районах с азербайджанским населением .
В 1066 году, во время вторжения тюрок-огузов в Ширван , они ограбили кочевья ( хилал ) курдов . С XVI века мелкие курдские племена, наряду с азербайджанскими, входили в племенные объединения «Игирми-дорт» ( азерб. двадцать четыре ) в округе Берда' и «отуз-ики» ( азерб. тридцать два ) в районе Карабахской степи . По свидетельству курдского историка этого периода Шараф-хана Битлиси «…двадцать четыре курдских рода проживают в Арранском Карабаге и известны под общим названием игирмидорт» . Это были наименее известные племена и по замечанию Франсуа Бернара они входили в группу небольших курдских племен .
Во время османо-персидских войн османский военачальник Ферхад-паша в 1587/1588 году выступил в поход, чтобы вернуть Гянджу и Барду . По сведениям Шараф-хана Битлиси он, покорив этот район, изгнал каджаров , двадцать четыре курдских племени «игирми дёрт» (ﺍﻳﮕﺮﻣﯽ ﺪﻮﺮﺖ) и туркоманов . Франсуа Бернар отмечал, что «двадцать четыре курдских племени, известных под тюркским названием ﺍﻳﮕﺮﻣﯽ ﺪﻮﺮﺖ или двадцать четыре были прикреплены ко времени Шереф-ед-дина к Карабаху, ныне зависимому от русской империи» .
При османской оккупации в качестве тимара феодалам из курдского племени махмуди были переданы Ордубад и Шарур . В «Тазкират ал-мулюк» («Памятная записка для царей») упомянут Агдаш, как отдельная улька курдского племени чамишкизек .
П. Г. Бутков сообщает о принявших российское подданство курдах в Муганской степи : «кочующие на Моганской степи курды и шайсеваны зимою приходящие в землю сальянскую со своими стадами, в 1728 году поддались в подданство России… были в то время смирны, питались от скотоводства и кочевали в кибитках» .
В высокогорные и предгорные районы Азербайджана основная масса курдов переселялась из Ирана с начала XIX века . Находясь в рядах Шекинской конницы курды- 1806 году участвовали вместе с русскими войсками в овладении Кубинским ханством , а летом 1812 года содействовали отражению нападения персидских войск на земли Шекинского ханства . В 1807 году курдский предводитель рода Махмед Сефи-султан со своим родом, включавшим 600 семейств, перешёл русско-персидскую границу и обосновался в Карабахском ханстве . В ноябре 1816 года 1000 семейств чалабианских курдов просили русские военные власти разрешить им перейти в Карабах .
вНекоторые этнические курды занимали видные посты в правительстве Азербайджанской Демократической Республики (например министр просвещения и вероисповеданий ) . Вместе с тем на территории Азербайджана действовали революционеры из числа курдской национальности ( Чингиз Ильдрым , Аббас Султанов, Али Амирасланов и др.). Курды также находились в составе партизанского отряда А. Шадлинского «Красный табор» .
В 1919—1920-х годах на территории Карабаха, Зангезура и Нахичевани происходили армяно-азербайджанские вооружённые столкновения . В качестве заслона со стороны Армении Военное министерство выработало проект создания «азербайджанских казаков » из курдского населения Карабаха . Вдохновителем этой идеи стал Карабахский генерал-губернатор Хосров-бек Султанов .
В соответствии с утверждённым положением об отбывании воинской повинности курдским населением, им надлежало нести воинскую службу в курдских частях, расположенных в Зангезурском уезде . В азербайджанской армии в составе 1-й пехотной дивизии был сформирован батальон курдских стрелков (командир — штабс-капитан Юнис Шакаров), а в кавалерийской дивизии — курдский конный дивизион (командир — ротмистр Селим-бек Султанов) . Эти части, согласно положению, в военное время могли быть отправлены и за пределы Карабаха . При военном училище был создан курдский отдел для подготовки офицерского состава в курдские части . Срок службы в этих частях устанавливался в 2 года .
Основная масса курдов-крестьян в селениях Мулла Ахмедли, Каракышлак, Минкенд , Гаракешиш, , Абдалляр и других к моменту установления Советской власти в Азербайджане была вовлечена в борьбу за её утверждение и укрепление . Позднее, в письме ЦК ВКП(б), ЦИК и Совнаркому Азербайджанской ССР, отправленному летом 1921 года курдами Котурлинского района Азербайджана, отмечалось:
Мы, курды, свободные и близкие по природе к Советской власти, сегодня впервые обнимаем свою мать — власть рабочих и крестьян… Сегодня, сбросив оковы, мы протягиваем руку братскому Азербайджану и обращаемся к Красной Армии, вливая в её ряды славную красную курдскую кавалерию, которая всегда неразлучно будет рядом с ней .
В апреле 1921 года из числа минкендских курдов при Наркомвоенморе Азербайджанской ССР был образован отряд особого назначения для борьбы с дашнаками .
7 июля 1923 года было принято решение «образовать автономный Курдистан, центр и границы которого определены при установлении границ автономного Нагорного Карабаха » . 16 июля указом ЦИК Азербайджанской ССР был образован Курдистанский уезд , известный также как Красный Курдистан (на территории нынешних Лачинского , Кельбаджарского и Кубатлинского районов). До этого момента ни в Закавказье, ни в Азербайджане это название не использовалось по отношению к району расселения курдов .
В 1929 году при переходе на окружное деление Курдистанский уезд был упразднён. Вместо него был образован Курдистанский округ с центром в Лачине, куда вошли Кельбаджарский, Кубатлинский, Котурлинский, Зангеланский и частично Джебраильский районы . Однако до 1960 года в Лачине на азербайджанском языке издавалась районная газета «Советский Курдистан» . В 1937 году в рамках зачистки южных границ была проведена депортация в Среднюю Азию «неблагонадёжных» курдов из Закавказья, в том числе и из Азербайджана .
Некоторые этнические курды работали в органах государственной власти. Так, курдом про происхождению являлся писатель Сулейман Рагимов , который несколько раз избирался депутатом Верховного Совета Азербайджанской ССР (2-го, 4-го, 6-10 созывов). Ещё одним депутатом-курдом (10-го и 11 созывов) был Мирза Джаббаров .
В конце 1980-х — начале 1990-х между двумя закавказскими республиками Азербайджаном и Арменией возник острый территориальных конфликт вокруг Нагорного Карабаха . По мере нарастания напряжённости начинается исход армян из Азербайджана и азербайджанцев с курдами-мусульманами из Армении. По статистическим подсчётам Арифа Юнусова из Армении в Азербайджан бежали 18 тысяч курдов-мусульман . После распада СССР конфликт перерос в полномасштабные боевые действия, вышедшие за рамки упразднённой Нагорно-Карабахской АО и затронувшие примыкающие к ней районы, в том числе места c компактным проживанием курдов. В конце марта 1993 года армянские силы развернули наступление на Кельбаджар . В течение одной недели всё 60 тысячное население района, состоящее из курдов и азербайджанцев, вынуждено было покинуть свои дома .
В конце 1990-х годов ходили слухи о сотрудничестве азербайджанских властей с Рабочей партией Курдистана , ведущей вооружённую борьбу за создание независимого курдского государства на территории Турецкого Курдистана . 6 ноября 1998 года , выступая на пресс-конференции, экс-президент Эльчибей заявил, что тогдашний президент Гейдар Алиев , находясь на посту Председателя КГБ Азербайджанской ССР, был причастен (наряду с Евгением Примаковым и бывшим ответственным сотрудником ЦК КПСС Брутенцом ) к созданию КРП . Сам он никаких доказательств не привёл . В том же году в Стамбульском аэропорту был арестован прибывший из Баку курьер КРП, при котором было найдено и конфисковано 1 миллион 250 тысяч долларов наличными. По сообщениям турецких СМИ данные деньги принадлежали турецким бизнесменам, оказывавших поддержку КРП. Более того, среди турецких студентов, обучавшихся в Баку, была выявлена группа сторонников КРП, распространявшей значки с изображением лидера КРП Абдуллы Оджалана . Арестованный Оджалан в июне 1999 года на судебном заседании в Турции заявил: «КРП имеет в Азербайджане представительство и руководящие работники в этой стране оказывают нам финансовую помощь» . Спустя месяц, член руководства курдского движения Хошнав Сипан в интервью газете Коммерсантъ сказал, что Гейдар Алиев вёл переговоры с КРП «в начале 1993 года, когда Алиев возглавлял верховный совет Нахичевани. Он тогда принял трёх представителей руководства РПК и обсуждал с ними вопросы сотрудничества. Были у нас контакты и с его соперником Эльчибеем» .
До советизации существовала путаница в вопросе о численности азербайджанских курдов . По определению Аверьянова численность курдов в Елизаветпольской губернии к концу XIX века составляла 35-40 тысяч . Полковник Карцев, основываясь на данных Закавказского статистического комитета, приводил цифру в 34,161 курда . По данным 1886 года они составляли 4,68 % населения Елизаветпольской губернии .
Перепись 1897 года зафиксировала в Елизаветпольской губернии 3,042 курда, говорящего на курдском языке . Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона , издававшийся в конце XIX — начале XX веков, сообщает, что они составляли 0,56 % Нахичеванского уезда , а в Арешском уезде их числилось 359 человек .
По информации А. Дирра , приведённой в Кавказском календаре на 1910 год, в уездах Елизаветпольской губернии им насчитано 52 тысячи курдов . По материалам Кавказского календаря за 1917 год, в основе которых лежали данные уездной администрации, в Елизаветпольской губернии исчислялось 3,802, а в Бакинской губернии — 501 курд-мусульманин .
По переписи Азербайджана 1921 года курдов среди сельского населения республики насчитывалось 29,741 человек (2,2 % от всего населения): 14,682 — в Джеванширском и 13,994 — в Кубатлинском, 571 — в Карягинском, 413 — в Агдашском и 81 человек — в Шушинском уездах . По переписи 1931 года, проведённого Народным комиссариатом просвещения, в Лачинском районе было 2,812 курдов, а в Кельбаджарском их значилось 1619 человек . Экспедиция, проведённая в том же году в районах бывшего Курдистанского уезда, показала, что в Лачинском районе количество курдов с родным языком составляло 3,322, а в Кельбаджарском — 2,065 человек .
1926 | 1939 | 1959 | 1970 | 1979 | 1989 | 1999 | 2009 |
---|---|---|---|---|---|---|---|
41,193 | 6005 | 1487 | 5488 | 5676 | 12,226 | 13,100 | 6100 |
Существуют сведения о курдах, населявших во второй половине XIX века Арешский, Джебраильский , Джеванширский и Зангезурский уезды Елизаветпольской губернии .
В Азербайджане в советский период курды жили в основном в Зангеланском , Кельбаджарском , Кубатлинском и Лачинском районах, а также в Нахичеванской АССР . По состоянию на 1931 год в Лачинском районе существовало 11 курдских селений: Агджакенд, , Бозлу , , , , Каракешиш, Минкенд , , и два его небольших отселка — Катос-бина и Чайбина, являвшиеся продолжением друг друга; в Кельбаджарском районе шесть селений — Агджакенд , Зайлик , Оруджлу , Союх-Булах , и .
Во время Карабахской войны курды, как и азербайджанцы, превратились во внутренне перемещённых лиц. По мере стабилизации внутриполитической ситуации в Азербайджане они переехали в равнинный Карабах , в основном в Агджабединский район , где расселились почти 80 % курдов .
В Нахичеванской автономии до апреля 1920 года курды не проживали компактно . Во время армяно-азербайджанских столкновений и разгула дашнакских отрядов Дро они вынуждены были бежать в Персию и Турцию . Массово вернувшись из-за Арарата, курды в 1926 году стали заселять район станции Араздаян в Шаруро-Сталинском районе . Курдский массив сосредоточился на землях и отсёлках, относившихся в своё время к селению Садарак .
К 1931 году в районе ст. Араздаян имелись 7 курдских селений, которые располагались вокруг Садарака , в районе от границ железнодорожной линии Джульфа — Баку до реки Аракс: Кара-Бурун, Яных, Коркмас, Гялаван, Махмудкенд , Водокачка и Кыгач . Все эти населённые пункты представляли собой родовые посёлки, носившие название по имени рода: Кара-Бурун и Яных называются Шавлики, Коркмас — Бануки, Кыгач — Башки, а населённые родом Гарики селения Гялаван, Махмудкенд и Водокачка — соответственно Гарики . К числу курдских селений Нахичеванской автономии также относился . В 1960-х годах курды ещё проживали в автономии, в основном в Шарурском районе и в районе станции Араздаян .
Azerbaycan ü gelə kurd,
Du biraye, du hemyare.
Warən wan bi kerğ-kerğ,
Ji züda kür birğndare.
Her kurd bona Azerbaycan,
Qurban dibe bi dil ü can.
Veke dğrok, bixwğn, bizan,
Va rastğye, ne fikare.
Bo her du gel rojzən teng bü,
Li warən wan pir-pir ceng bü.
Hawar! Hawar! — Usa deng bü,
Dğtin du gel pir feryare.
Dilə biran tijğ jane,
Yektğ bo wan wek loqmane.
Pir gotğye Şamğl, zane:
-Rğya yektğ rast bijare
.
Курды Азербайджана не сохранили в памяти свою племенную принадлежность. При вопросе о родовой или племенной принадлежности предков, который задавался во время экспедиций курдологом Т. Ф. Аристовой, старики отвечали аджам , а в двух других — бабаялы , фарыхкянли и шахсуварли . По её мнению последние три названия отражали не родоплеменную, а территориальную принадлежность, поскольку фарыхкянли и шахсуварли являлись названиями сельских обществ с курдскими селениями .
На основе данных 1920 — начала 1930-х годов, ею приведён список расселения курдов в селениях по их родовым названиям :
|
|
|
|
Союхбулах Зейлик Агджакенд Оруджлу Халанлы |
Гусейн Кулиляр, Колиляр, Кулюклю — Нежикли, Али Рзали, Мирикли, Кечерели Караханлар, Гусейнлар, Манллар, Тешадиллар Эллязлар, Шукюрлак |
|
Минкенд Бозлу Камаллы Калача Чераклы Агджакенд Каракешиш Агбулах Шейланлы |
Шахсуварли, Таруллу (Шахвердиляр), Мамеллы Шерафлы, Кравлы Шерафлы Нет данных Лезги, Мири, Кючери Сафи Кули, Агалиоглы (Исмаилляр, Гараллар, Набеляр, Асадляр, Худеляр) Исаханлар, Мамедлилар, Шафиклар, Чичеклар |
Азербайджанские курды исповедуют ислам шиитского толка . По данным на 1886 год 97 % всех курдов в пределах нынешнего Азербайджана являлись шиитами, 2 % — суннитами , 1 % — али-илахи .
В курдских селениях Закавказья не было мечетей, и в Азербайджане верующие курды ходили молиться в азербайджанские мечети. Наличие, кроме собственно курдских, азербайджано-курдских кладбищ также связано с общей религиозной принадлежностью двух народов. Более того, уже в советский период в Азербайджане курды хоронили односельчанина на азербайджанском кладбище и ставили такое же надгробие, как и азербайджанцы .
Курды Азербайджана разговаривают на курдском и азербайджанском языках. Они называют свой язык курманджи и среди них распространено его северо-западное наречие . Для азербайджанских курдов характерно то, что они говорят преимущественно, даже в узком семейном кругу, на азербайджанском . По статистическому обследованию 1886 года курды Арешского уезда были записаны курдами, но их домашним языком был азербайджанский язык. Часть курдского населения Джебраильского уезда (5,5 тыс. человек) в семье говорила по-курдски, часть — по-азербайджански . По данным переписи 1926 года в Курдистанском уезде проживало 37,2 тысячи курдов, но считавших курдский язык родным было всего лишь 3,1 тысяча человек (8,3 %) .
В ходе экспедиции 1931 года, организованной Народным комиссариатом по просвещению Азербайджанской ССР и АГНИИ, удалось выяснить, что в Лачинском районе на курдском языке полностью разговаривали жители населённых пунктов Агджакенд, Бозлу , , , , Каракешиш, Катосбина, Чайбина, и . Население селения Минкенд составляли курды и азербайджанцы общей численность 1355 человек (азербайджанцев числилось 594 человека), но владеющих курдским исчислялось в количестве 761 человека . Два других населённых пункта — Кара-Каха и Мирик населяли азербайджанцы, но в Кара-Каха обнаружилось 5 человек, которые едва помнили курдский язык, а в Мирике его знал 31 старик .
По результатам той же экспедиции узнаём, что в Кельбаджарском районе по-курдски полностью говорили в селениях Агджакенд , Зайлик , Оруджлу , Союх-Булах , и . В селении курдский язык помнили представили рода Шаналы; из 6 родов селения Черахкенд курдским был род Чоруллу из селения , 20 представителей которого помнили курдский язык . Таким образом, общее количество курдов с родным языком в Лачинском районе составляло 3,322, а в Кельбаджарском — 2,065 человек .
На развитие азербайджано-курдского двуязычия также оказали влияние частые смешанные браки курдов Азербайджана с азербайджанками, способствовавшее этническому сближению двух народов. Приходя в курдскую семью, азербайджанки порой выучивали курдский язык, хотя обычно продолжали говорить на своём родном. Сами курды отмечали, что, вступая в брак с азербайджанками, мужчины начинали нередко забывать свой язык, а дети также не всегда знали курдский .
После советизации Азербайджана, на курдский язык были переведены школы I ступени и ликпункты, изданы три учебника на курдском языке; для курдов Закавказья принят алфавит на латинской графике . Вместе с тем, эти мероприятия встречали негодование со стороны мусаватской эмиграции. Так, в журнале «Бильдириш» за 1931 год говорилось: «Для курдов численностью не более 6-10 тысяч человек, не знающих никакого языка, помимо тюркского (то есть азербайджанского) были созданы язык, отдельный шрифт, школа, культура и т. д.» . Перепись 1999 года показала, что лишь 48,9 % курдов отметили в качестве родного языка курдский .
Антропологически курды относятся к каспийскому типу европеоидной расы . В. В. Бунак , рассмотрев их, отмечал, что «антропологически эта группа представляет собой лишь незначительный вариант аракского или эльбруского типов» каспийской расы . В. М. Сысоев, совершивший в 1924—1925 годах поездку в Курдистанский уезд, дал описание курдов, проживавших в селении Минкенд :
Лица у курдов довольно длинные и узкие, носы большие, но тонкие. На голове волосы на середине пробриты, как у персов , но только не во всю голову, а лба немного дальше макушки; сзади не пробрито. Глаза часто большие... Волосы — чёрные, но не очень; встречаются и белокурые, но редко .
В 1930-х годах у курдов Азербайджана (селение Агджакенд Кельбаджарского района) действовал кукольный народный театр (килим-арасы) . В 1933 году в Лачине был открыт Курдский педагогический техникум . В 1937 году в Баку был издан сборник стихов на курдском языке Мусеиба Ахундова .
В настоящее время при Республиканском Фонде культуры функционирует курдский национально-культурный центр «Ронаи», эпизодически издаётся газета «Данге Курд» («Голос Курда») . В 2003 году приказом Министерства образования Азербайджана были утверждены учебные программы для 1-4-го классов средней школы по нескольким языкам народов Азербайджана, в том числе и по курдскому .
В настоящее время в Азербайджане на курдском печатается газета
.