Interested Article - Православие на Украине

«Серия „Киев глазами художников“: Нерушимая София. Юрий Химич , 1965», почтовая марка Украины, 2005

Православными себя считает большинство населения современной Украины (свыше 70 % ) и подавляющее большинство в центральных, восточных и южных регионах страны. При этом количество православных, посещающих храм хотя бы один раз в месяц, составляет около 18 % . С июня 1992 года на Украине, ставшей вследствие распада СССР (1991) независимым государством в административных границах Украинской Советской Социалистической Республики (УССР), до 15 декабря 2018 года сосуществовали три крупные православные церкви: Украинская православная церковь в составе Русской православной церкви (УПЦ МП) и не признанные прочими поместными православными церквами Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП) и Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ) . Существовали также более мелкие структуры. Кроме того, с 1990 года легально действует Украинская грекокатолическая церковь , которая восходит к Русской униатской церкви , образованной в Речи Посполитой в результате Брестской унии (1596), и приходы которой в отдельные исторические периоды были православными. Исторически, Киевская митрополия в составе Константинопольского патриархата была первой структурой Русской церкви , учреждённая вследствие Крещения Руси в 988 году .

В апреле 2018 года Синод Константинопольского патриархата принял решение «приступить к предпринятию шагов, потребных для дарования автокефалии православным христианам Украины» . 15 декабря 2018 года на объединительный собор православных церквей Украины (прежде всего основе УПЦ КП, УАПЦ и нескольких клириков из УПЦ МП) в Киеве была учреждена новая структура — Православная церковь Украины , которой в январе 2019 года Константинопольский патриархат присвоил статус автокефальной , включив в свой диптих автокефальных православных церквей . Деяния Константинопольского патриархата не были признаны Московским патриархатом , полагающим территорию бывшей УССР частью своей « канонической территории » .

Предыстория

Эпоха средневековой Руси

Присяга Игоря и его мужей-язычников на холме перед фигурой Перуна , а христиан — у церкви святого Илии . Миниатюра из Радзивилловской летописи, конец XV века

Вследствие Крещения Руси в 988 году была учреждена Киевская митрополия Константинопольского патриархата . Однако христианство начало проникать на Русь ещё ранее, во времена Аскольда и Ольги , которая приняла крещение в Константинополе вероятно в 957 году (в 955 году, согласно Повести временных лет ). Первыми русскими мучениками стали Феодор Варяг и сын его Иоанн , пострадавшие в Киеве в 978 году. Первым киевским митрополитом стал сириец Михаил , а главным собором новой митрополии Десятинная церковь . В 1051 году преподобный Антоний Печерский принёс в Киев традиции афонского монашества , основав Печерский монастырь , ставший средоточием духовной жизни Руси.

Ввиду упадка значения Киева как политического центра после его разгрома татаро-монголами , в 1299 году, после опустошения города татарами, Киевский митрополит Максим перенёс свою резиденцию (но не кафедру) во Владимир-на-Клязьме . В конце 1325 год, при митрополите Петре , местопребыванием Киевских и всея Руси митрополитов де-факто стала Москва. По ходатайству Галицкого князя Юрия Львовича , около 1304 года, при императоре Андронике II Палеологе и патриархе Афанасие , была учреждена Галицкая митрополия ; первым Галицким митрополитом был Нифонт . Галицкая митрополия включила владения князя Юрия: в её состав вошли Галицкая, Владимиро-Волынская, Луцкая, Холмская, Перемышльская, Туровская епархии.

После вхождения Киева в Великое княжество Литовское (1362) происходит его постепенное возрождение как религиозного центра. В то же время, в течение XIV — начала XV веков в Киеве и Москве периодически возникали ситуации, когда одновременно действовали два (а то и три) «Митрополита Киевских» одновременно. В 1448 году в Москве собор восточно-русских епископов, «по повелению государя» (князя Василия II ), без согласования с Константинопольским патриархом поставил митрополитом Киевским и всея Руси епископа Рязанского Иону . Преемники Ионы в Москве уже не титуловались как «Киевские» и использовали титулование « Митрополит Московский и всея Руси »; произошло окончательное разделение Русской Церкви на две митрополии: Московскую и Киевскую.

В 1458 году Константинопольский патриарх Григорий III (Мамма) провёл реорганизацию Киевской митрополии: в неё вошли 11 епархий: Киевская, Брянская, Смоленская, Полоцкая, Туровская, Луцкая, Владимир-Волынская, Брестская, Перемышльская, Галицкая и Холмская. Новому митрополиту Киевскому Григорию II патриарх предоставил новый титул — Митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси . Этот титул главы Киевской митрополии носили вплоть до присоединения Киевской митрополии к Московскому патриархату в 1686 году. Эти митрополиты в разное время имели резиденции в Новогрудке , Киеве и Вильно .

В Речи Посполитой и Российской империи

В мае 1589 года Московские митрополиты получили достоинство Патриархов и формальное признание автокефалии от восточных патриархов . Большая же часть клира Киевской митрополии во главе с митрополитом Михаилом Рагозой в 1596 году приняли Брестскую унию с папством , образовав Русскую униатскую церковь . Православными в Речи Посполитой оставались епископ Львовский и Каменец-Подольский Гедеон Балабан и Перемышльский Михаил Копыстенский , с 1610 года — только Иеремия Тиссаровский .

В 1620 году православная Киевская митрополия была возобновлена усилиями Патриарха Иерусалимского Феофана : параллельно униатскому Киевскому митрополиту Иосифу Руцкому , был поставлен православный митрополит Иов Борецкий с титулом «митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси, экзарх Константинопольского престола ».

Православная Киевская митрополия была переведена в Московский патриархат грамотой, данной Вселенским патриархом Дионисием и его синодом в июне 1686 года. Князь Гедеон Четвертинский был первым Киевским митрополитом Московского патриахата; его титул в 1688 году был изменён на «Митрополит Киевский, Галицкий и Малыя России».

С начала XVIII века малороссийские епархии находились в прямом подчинении российского Синода ; Киевские же митрополиты стали обычными епархиальными архиереями, имевшими тем не менее митрополичий титул.

1917—1990

По падении монархии в Российской империи в марте 1917 года в некоторых епархиях Юга России при поддержке Центральной Рады оформились автокефалистские устремления, выразившиеся в итогах работы Всеукраинской церковной рады и в учреждении на 1-м Всеукраинском православном церковном соборе в октябре 1921 года Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) .

Обновленчество на Украине — Украинская автокефальная православная синодальная церковь во главе с обновленческим митрополитом Харьковским Пименом (Пеговым) — в середине 1920-х поддерживалось властями: только у них был свой журнал и богословский институт в Киеве. Также были лубенский раскол и григорианский раскол .

К 1939 году церковные структуры всех ориентаций повсеместно в СССР были практически уничтожены; от епископата Патриаршей церкви осталось всего четыре штатных (сохранивших регистрацию в качестве «служителя культа») архиерея, включая Патриаршего местоблюстителя , и ни одного в УССР . В сентябре 1939 года в результате присоединения Союзом ССР Западной Украины и Западной Белоруссии на территории Украинской ССР оказались 1300 приходов, действующие монастыри — во главе с пятью православными архиереями Польской автокефальной православной церкви (Московский патриархат считал полученную Польской церковью от Константинопольского престола в 1924 году автокефалию незаконной): Волынский и Кременецкий Алексий (Громадский) , Пинский и Полесский Александр (Иноземцев) , Луцкий и Ковельский Поликарп (Сикорский) , Острожский Симон (Ивановский) , Камень-Каширский Антоний (Марценко) . Епископ Пантелеимон (Рожновский) , проживавший на покое в Жировицком монастыре , в октябре 1939 года по его прошению был принят в юрисдикцию Московского патриархата с назначением на Пинско-Новогрудскую кафедру и временно исполняющим обязанности экзарха Московской патриархии в Западной Белоруссии и Украине. Московская патриархия осуществила присоединение западных епархий: все православные архиереи Польской православной церкви должны были войти в Московский патриархат, что и было сделано большинством епископов в июне — июле 1940 года; кроме того, в Москве состоялись и две первые хиротонии новых епископов для западных областей Украины: во епископа Житомирского — Дамаскин (Малюта) в августе 1940 года, Львовского Пантелеимон (Рудык) в марте 1941 года. В октябре 1940 года экзархом Московской патриархии был назначен архиепископ Николай (Ярушевич) .

В Рейхскомиссариате Украина 24 декабря 1941 года митрополит Варшавский Дионисий (Валединский) ( Польская православная церковь ) назначил «Временным администратором Православной автокефальной церкви на освобождённых землях Украины» Поликарпа (Сикорского) . Кроме того, под возглавлением архиепископа Алексия (Громадского) в ноябре 1941 года была учреждена Украинская автономная православная церковь , номинально в юрисдикции Московского патриархата . Патриарший экзарх всея Украины митрополит Киевский и Галицкий Николай (Ярушевич) всё время находился в Москве.

В 1946—1948 годах к Московского патриархату были присоединены ( де-факто ушли в подполье) Украинская грекокатолическая церковь ( Львовский собор (1946) ) и Мукачевская грекокатолическая епархия ( ).

С осени 1989 года, вследствие прекращения государственного контроля над религиозной жизнью в СССР и в связи с ростом национал-сепаратистских настроений в Украинской ССР, церковно-политическая ситуация в республике резко обострилась. В частности, среди духовенства и мирян Украинского экзархата обнаружились тенденции к обособлению от Московского патриархата. На имя патриарха Пимена и митрополита Киевского, Патриаршего экзарха Украины Филарета (Денисенко) поступали послания от клириков из западноукраинских епархий с призывами даровать автокефалию Экзархату. Архиерейский собор Русской православной церкви 30—31 января 1990 года принял «Положение об экзархатах», которое предоставляло Украинскому (а также Белорусскому) экзархатам бо́льшие права в самоуправлении, а также право именоваться Украинской православной церковью (УПЦ) .

Кроме того, начался выход из подполья униатства ( УГКЦ ) и автокефалистских религиозных общин ( УАПЦ ). Происходил массовый переход (часто через захват) приходов Экзархата на западе республики в УГКЦ и УАПЦ; в мае 1990 года Совет по делам религий при Совете министров УССР принял решение о регистрации приходов УАПЦ, 7 июня был зарегистрирован устав УАПЦ. Православные епархии в западных регионах были разгромлены униатами и автокефалистами .

После 1991 года

После распада СССР и образования независимого государства, с июня 1992 года на Украине сосуществовали три крупные православные церкви: каноническая Украинская православная церковь (Московского патриархата) , неканоническая Украинская православная церковь Киевского патриархата , неканоническая Украинская автокефальная православная церковь ; также существовали более мелкие структуры . Бессарабская митрополия Румынской православной церкви представлена одним храмом . Кроме того, в начале 2016 года Вселенский патриархат заявил, что признаёт своё «историческое и каноническое право отвечать на обращения или вопросы православных верующих в Украине как „дочерней церкви“ Константинополя» .

Учреждение Православной церкви Украины (2018)

В апреле 2018 года, вскоре после встречи с Вселенским патриархом в Фанаре 9 апреля ( Светлый понедельник ), президент Украины Петр Порошенко направил Вселенскому патриарху Варфоломею обращение о даровании автокефалии «Православной Церкви на Украине» . 20 апреля 2018 года Синод Вселенского патриархата принял решение «приступить к предпринятию шагов, потребных для дарования автокефалии православным христианам Украины». 27 июля представители Константинопольского патриархата в Киеве передали президенту Порошенко послание, в котором говорилось о единстве украинского православия и будущей автокефалии . Летом 2018 года Вселенский патриархат публично заявил, что полагает Украину своей канонической ответственностью, а притязания Московского патриархата неправомочными.

Подписание соглашения
«О сотрудничестве и взаимодействии между Украиной и Константинопольским патриархатом». Турция , Стамбул , 3 ноября 2018 года

1 сентября 2018 года патриарх Варфоломей, выступая перед Архиерейским собором (Синаксом) в стамбульском храме Святой Троицы , обвинил Москву в череде «неканонических вмешательств» в дела Киевской митрополии начиная с XIV века, когда Киевская кафедра была переведена в Москву «без канонического дозволения Церкви-Матери». Он сказал: «Поскольку Россия, как ответственная за нынешнюю болезненную ситуацию на Украине, не способна решить проблему, Вселенский патриархат взял на себя инициативу по решению проблемы в соответствии с полномочиями, предоставленными ему священными канонами и юрисдикционной ответственностью над епархией Киева, получив просьбу об этом от досточтимого украинского правительства, а также повторяющиеся просьбы „Патриарха“ Киевского Филарета об апелляции на наше рассмотрение его дела» . 7 сентября 2018 года Вселенский патриархат назначил архиепископа Памфилийского Даниила (Зелинского) и епископа Эдмонтонского Илариона (Рудника) экзархами Константинопольского патриархата в Киеве .

Константинопольская православная церковь представлена на Украине своей ставропигией , которая была восстановлена 11 октября 2018 года. Также в этот день Синод Константинопольской церкви принял ходатайства об апелляции Филарета Денисенко и Макария Малетича и отменил юридическую силу синодального письма 1686 года .

5 января 2019 года в Георгиевском соборе на Фанаре патриарх Варфоломей подписал грамоту ( томос ) об автокефалии Православной церкви Украины (ПЦУ) , которая была учреждена 15 декабря 2018 года в ходе Объединительного собора с участием епископата, представителей клира и мирян УПЦ КП, УАПЦ (самораспустились перед началом собора, были представлены всем епископатом) и УПЦ (МП) (была представлена 2 епископами) Официальная передача томоса предстоятелю ПЦУ митрополиту Епифанию состоялась 6 января .

5 февраля 2019 года в Митрополичьем доме при соборе Святой Софии Киевской состоялось первое заседание Синода ПЦУ, принявшего ряд организационных решений; предстоятель Православной церкви Украины (ПЦУ) митрополит Епифаний определил состав Священного синода ПЦУ .

Примечания

  1. Дата обращения: 29 января 2022. 7 июля 2021 года.
  2. / Баранчиков Е. В. // Телевизионная башня — Улан-Батор. — М. : Большая российская энциклопедия, 2016. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 32). — ISBN 978-5-85270-369-9 .
  3. . от 9 октября 2018 на Wayback Machine Research & Branding Group, 11.04.2016.
  4. . ТАСС (27 июля 2018). Дата обращения: 30 ноября 2022. 28 ноября 2022 года.
  5. . от 29 ноября 2022 на Wayback Machine . , 2.01.2019
  6. от 29 ноября 2022 на Wayback Machine . Гарвардский университет , 20.03.2019
  7. . от 30 сентября 2018 на Wayback Machine Greek Orthodox Archdiocese of America, 28.09.2018.
  8. . сайт Константинопольского патриархата (31 января 2019). Дата обращения: 31 января 2019. 21 мая 2020 года.
  9. (греч.) (16 февраля 2019). Дата обращения: 17 февраля 2019. 7 января 2019 года.
  10. . от 4 сентября 2018 на Wayback Machine . ТАСС , 01.09.2018.
  11. . Коммерсантъ (5 января 2019). Дата обращения: 17 февраля 2019. 17 февраля 2019 года.
  12. . Дата обращения: 27 августа 2012. 9 сентября 2012 года.
  13. Карташёв А. В . . от 5 октября 2018 на Wayback Machine // Очерки по истории Русской Церкви. Том 1. — 1959.
  14. . от 7 октября 2018 на Wayback Machine Православная Энциклопедия . / Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. — Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия», 1998—2005. — Т. 10. — С. 322—328.
  15. Голубинский Е. Е. / 1-я половина тома: период второй, Московский. — М.: Университетская типография, 1900. — С. 484.
  16. . от 1 октября 2018 на Wayback Machine Православная Энциклопедия . / Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. — Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия», 2008. — Т. 19. — С. 612—615.
  17. Грамота Константинопольского собора об основании Московского патриархата // РГАДА . Ф. 52. Оп. 2. Ед. хр. 5.
  18. Ченцова В. Г. . от 20 сентября 2018 на Wayback Machine
  19. . от 8 июля 2012 на Wayback Machine .
  20. Владислав Цыпин . . от 26 апреля 2012 на Wayback Machine // История Русской Церкви 1917—1997.
  21. Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущёве — М., 2005. — С. 102.
  22. Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущёве — М., 2005. — С. 105.
  23. Журнал Московской Патриархии . — М. , 1990. — № 5. — С. 4—12.
  24. Дата обращения: 19 ноября 2018. 7 июля 2012 года.
  25. Петрушко В. И. // Православная энциклопедия . — М. , 2007. — Т. XIV : « Даниил — Димитрий». — С. 391—403. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 978-5-89572-024-0 .
  26. . от 23 декабря 2015 на Wayback Machine — Тиждень.ua, 29 серпня 2011 року
  27. . Дата обращения: 9 февраля 2016. Архивировано из 3 декабря 2013 года.
  28. . от 4 марта 2016 на Wayback Machine — Релігія в Україні
  29. . от 15 сентября 2018 на Wayback Machine // «Религия в Украине», 3.02.2016
  30. . от 30 сентября 2018 на Wayback Machine president.gov.ua (без даты).
  31. . от 14 сентября 2018 на Wayback Machine president.gov.ua, 09.04.2018
  32. . Дата обращения: 14 сентября 2018. 14 сентября 2018 года.
  33. . Дата обращения: 14 сентября 2018. 14 сентября 2018 года.
  34. . Дата обращения: 12 сентября 2018. 13 сентября 2018 года.
  35. . от 30 сентября 2018 на Wayback Machine Greek Orthodox Archdiocese of America, 28.09.2018.
  36. . от 25 сентября 2018 на Wayback Machine orthodoxyindialogue.com, 02.07.2018.
  37. . от 5 сентября 2018 на Wayback Machine Официальный сайт Вселенского патриархата, 02.07.2018.
  38. . от 8 сентября 2018 на Wayback Machine . Интерфакс, 3.9.2018.
  39. . от 13 сентября 2018 на Wayback Machine . Интерфакс, 6.9.2018.
  40. . от 7 сентября 2018 на Wayback Machine patriarchate.org, 5.9.2018.
  41. . от 7 сентября 2018 на Wayback Machine . Ukrainian Orthodox Church of the USA.
  42. . от 8 сентября 2018 на Wayback Machine . Интерфакс , 7.9.2018.
  43. . NEWSru.com (7 сентября 2018). Дата обращения: 7 сентября 2018. 7 сентября 2018 года.
  44. . от 11 октября 2018 на Wayback Machine patriarchate.org, 11.10.2018.
  45. . УНИАН (5 января 2019). Дата обращения: 5 января 2019. 5 января 2019 года.
  46. . от 23 марта 2019 на Wayback Machine . РБК-Украина , 15.12.2018.
  47. . Русская служба Би-би-си (6 января 2019). Дата обращения: 6 января 2019. 6 января 2019 года.
  48. . от 17 февраля 2019 на Wayback Machine . Interfax.com.ua, 05.02.2019.
  49. Бурега В. . от 17 февраля 2019 на Wayback Machine .

Литература

  • Ашкинази З.Г. Православное движение в Подкарпатской Руси. – Ужгород, 1926. – 40 с.
  • Бандеровцы стали монахами // Карпатская Русь. – 1948. – Нью-Йорк. – № 45. – С. 3
  • Белоус Ф.И. Церкви русския в Галиции и на Буковине. – Коломыя: Черенками и иждивением Мих. Белоуса, 1877. – 184 с.
  • Ваврик В.Р. Справка о русском движении на Галицкой Руси, с библиографией на 1929 год. – Львов, 1930. – 16 с.
  • Воейков Н. Униатство и украинский сепа-фашизм в свете исторической правды // Вече. – 1984. – № 16. – С. 73-82
  • Воссоединение Киевской митрополии с Русской Православной Церковью. 1676—1686 гг. Исследования и документы. — М.: Православная энциклопедия , 2019. — 912 с. — ISBN 978-5-89572-074-5 .
  • Галицкая Голгофа. – Коннектикут, США, 1964. – 720 с.
  • Дмитрук К.Е. С крестом и трезубцем. – М.: Политиздат, 1980. – 224 с.
  • Дмитрук К.Е. Свастика на сутанах. – М.: Политиздат, 1976. – 192 с.
  • Дмитрук К.Е. Униатские крестоносцы: вчера и сегодня. – М.: Политиздат, 1988. – 381 с.
  • Драбинко А. Православие в посттоталитарной Украине (вехи истории). – Киев.: Издание Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры, 2002. – 287 с.
  • К истории автокефального и филаретовского расколов: Статьи, свидетельства, документы / Под общей редакцией В.С. Анисимова – Киев, 2002.
  • Крёстный путь православной Украины / составл., предисл. А.М. Хитрова. – М.: АЙРИС-пресс, 2015. – 288 с.
  • Мигович И.И. Клерикальный национализм на службе антисоветизма. (На примере униатско-националистического альянса). – М.: Знание, 1987. – 63 с.
  • Милякова Л.Б. Вопрос о признании Православной Церкви на Украине Константинопольским патриархом в период С. Петлюры // XVI ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университете: Материалы. Т.1. – М.: Издательство ПСТГУ, 2006. – С. 114-116
  • Мончаловский O.A. Положение и нужды Галицкой Руси. Русская и украинская идея в Австрии / Д.А. Марков. – М.: Прогрессивное изд-во А.С. Дзюбенко, 1915. – 68 с.
  • Петляков П.А. Униатская церковь – орудие антикоммунизма и антисоветизма. – Львов: Вища школа, 1982. – 168 с.
  • Петрушко В. И. . от 13 ноября 2018 на Wayback Machine — М.: Православ. Св.-Тихоновский богословский ин-т, 1998. — 254 c. — ISBN 5-7429-0065-1 .
  • Петрушко В. И. . от 13 ноября 2018 на Wayback Machine — М.: Православ. Св.-Тихоновский гуманитарный ун-т, 2008. — 408 с. — ISBN 978-5-7429-0348-2 .
  • Плач Лемковщины // Карпатская Русь. – 1946. – Нью-Йорк. – № 35. – С. 2
  • Свистун Ф. Прикарпатская Русь под владением Австрии. – Трумбул: изд. Харди, 1970. – 645 с.

Ссылки

Источник —

Same as Православие на Украине