Эхтер фон Меспельбрунн, Юлиус
- 1 year ago
- 0
- 0
Юлиус Шнорр фон Карольсфельд ( нем. Julius Schnorr von Carolsfeld ; 26 марта 1794 — 24 мая 1872 ) — немецкий художник - романтик .
Сын и ученик художника Иоганна Файта Шнорра фон Карольсфельда , брат художника Людвига Фердинанда Шнорра фон Карольсфельда (1788—1853).
Основательно подготовленный отцом и лейпцигской школой Святого Фомы , в 1811 году поступил в ученики Венской Академии художеств и примкнул там к группе молодых художников, стремившихся прокладывать для себя пути, независимые от эклектического направления её школы. Врождённая наклонность к романтизму побуждала Юлиуса усердно изучать, кроме натуры, произведения старинных немецких и итальянских мастеров. Первыми плодами этого изучения были картины: « Святой Рох , раздающий милостыню» (находится в лейпцигском музее) и «Посещение семейства Иисуса Христа семейством Иоанна Крестителя» (в Дрезденской галерее), наивные по композиции, но проникнутые тёплым чувством.
В 1817 году Шнорр отправился в Италию и, проведя около года во Флоренции , поселился в Риме . Здесь он примкнул к кружку « назарейцев », но остался верен духу протестантства , между тем как другие члены этого кружка держались католических воззрений. В Риме он украсил одну из зал виллы Массимо ( итал. Casino Massimo ) фресками, изображающими 23 сцены из «Неистового Роланда» Ариосто (1820—1826 годы), в которых выказались его вдумчивость в каждую тему, удивительный дар композиции и свежесть художественного чувства. Кроме того, из-под кисти Юлиуса вышло несколько картин, написанных масляными красками, между прочим: «Брак в Кане Галилейской» (более чем с 60 фигурами), «Иаков и Рахиль», « Христос , благословляющий детей», «Святое Семейство», «Три христианских и три языческих витязя» (по Ариосто) и « Руфь на ниве Вооза». Во время пребывания его в Риме им исполнен также ряд замечательных пейзажных этюдов, впоследствии изданных, в числе около сотни, Иорданом ( Берлин , 1878).
В 1827 году Шнорр был приглашён в Мюнхен на должность профессора исторической живописи в Академии художеств . С этого времени наступил второй период его деятельности, в котором важные, возложенные на него работы дали его таланту возможность выказаться в полном блеске. Король Людвиг I поручил ему украсить пять парадных зал в нижнем этаже своего мюнхенского дворца фресками на сюжеты из « Песни о Нибелунгах » и, несколько позже, изобразить энкаустическим способом в трёх других залах главные эпизоды из жизни Карла Великого , Фридриха Барбароссы и Рудольфа Габсбургского. Исполнение первого из этих поручений, обширность которого потребовала участия в нём, кроме самого Шнорра, других художников, продолжалось до 1867 года. Второе поручение было исполнено в 1835 — 1842 годах. Означенные фрески и энкаустические картины ещё ярче, чем прежние работы Шнорра, свидетельствуют о нём как о находчивом композиторе и отличном рисовальщике, наделённом пониманием благородной красоты и поэтическим чувством. Среди его учеников были, в частности, Густав Йегер , Герман Вислиценус и Йозеф Махольд .
В 1848 году Юлиус, недовольный тем, что его не назначили директором мюнхенской академии на место покинувшего её Корнелиуса, принял приглашение быть профессором дрезденской академии и директором местной галереи. После переезда в Дрезден начался третий период его жизни, в котором направление его творчества значительно изменилось: он почти совершенно бросил средневековую романтику и предался всей душой религиозному искусству. Важнейшим трудом его сделалось осуществление предприятия, задуманного ещё в Риме, а именно издание « ». Это издание, вышедшее в свет в 1852—1860 годах в Лейпциге, доставило Шнорру обширную популярность не только во всех краях Германии , но и в других странах. Оно содержит в себе 240 его рисунков, гравированных на дереве . Композиции неодинакового достоинства, но многие из них, особенно относящиеся к Ветхому Завету, бесподобны в своем роде. Кроме того, проживая в Дрездене, сочинил ряд иллюстраций для роскошного издания Котты «Der Nibelungen Noth», изготовил картоны для расписных оконных стекол в лондонском соборе святого Павла и написал масляными красками картины: « Лютер на Вормском соборе», для мюнхенского Максимилианеума , «Явление Христа апостолу Павлу на дороге из Рима» и некоторые другие. Выйдя в 1871 году в отставку, он провёл конец своей жизни на покое в Дрездене.