Interested Article - Костёл Благовещения Пресвятой Девы Марии и монастырь бригиток
- 2020-04-27
- 1
Объект
Государственного списка историко-культурных ценностей Республики Беларусь
Код: 412Г000017 |
Костёл Благовещения Пресвятой Девы Марии и монастырь бригиток ( Церковь Благовещения Пресвятой Девы Марии и монастырь бригиток ) — памятник архитектуры раннего барокко (так называемого любельского типа ренессансного костёла) с элементами готики и ренессанса , был построен в Гродно в 1634—1642 годах на (позже улица Скидельская, Купеческая, Бригитская), застройка которой на то время была деревянной .
Ансамбль является одной из доминант города. Расположен в по адресу , 27. Ансамбль бывшего монастыря бригиток включает в себя храм, жилой корпус, деревянный лямус и каменную ограду с воротами. Сам ансамбль является памятником архитектуры республиканского значения второй категории.
В архитектурных деталях бригитского храма и монастыря видно заметное отклонение от классических барочных форм . Это проявилось в достаточно вольной трактовке капителей пилястр коринфского ордера , в декоративной отделке порталов и особенно — в архитектурных мотивах ворот, которые лишь отдалённо напоминают формы западноевропейской архитектуры . В них неизвестный белорусский мастер, получив определённую свободу от инвестора, проявил свой самобытный изобразительный талант .
По мнению исследователей, храм бригиток является одним из самых ранних аутентичных образцов барочного двухбашенного фасада в сакральном зодчестве Беларуси, а сочетание в нем ренессансных и барочных черт придаёт ему особую убедительность и характерность .
Во дворе комплекса сохранилось уникальное, самое древнее в Беларуси, деревянное здание — лямус. В архитектуре и конструкциях построек нашли своё отражение традиции .
Ансамбль предсталяет большой архитектурный интерес, потому что сохранился до нашего времени почти без перестроек.
История храма и монастыря бригиток
Во времена Речи Посполитой
Основателями монастыря считаются надворный маршалок Великого княжества Литовского Кшиштоф Веселовский и его жена Александра Мариана из рода Собеских , которые в 1634 году пригласили в Гродно орден бригиток и подарили ему несколько земельных участков в самом городе и фольварки в Гродненском и Волковысском поветах . Возможной причиной такого решения могла быть смерть жены и приёмной дочери Гризельды. Благодаря поддержке Веселовского в 1636 году был поставлено сначала деревянное, а потом в 1642 году и каменное здание костёла по проекту итальянского архитектора Бенедетто Моли в стиле раннего барокко . Первые 8 сестёр-бригиток во главе с Доротой Фирлей прибыли в Гродно из Люблина в 1634 году и поселились сначала в деревянном лямусе, построенном в том же году . Уже 6 декабря 1636 года произошёл торжественный вход восьми сестёр-бригиток в монастырь. В Национальном историческом архиве Беларуси в Гродно хранится «Реестр имущества монастыря бригиток» от 1636 года, где перечислены колокола, литургические одеяния, полотно, посуда, лари и зелёный шкаф . В январе 1637 года в костёл перевезли из Вильно прах Гризельды, а в апреле тут похоронили Кшиштофа Веселовского. Король Владислав Ваза давал монастырю привилеи в 1638 и 1643 годах .
в 1646 году Иоган Шретер создал для костёла алтарные картины: «Благовещение», «Святая Бригитта», «Святая Анна», «Непорочное зачатие Девы Марии» и др.
Храм был освящён 19 октября 1651 года виленским епископом Юрием Тышкевием в честь Благовещения Пресвятой Девы Марии . Костёл имел семь алтарей, главный был освещён в честь Благовещения , другие были в честь святого Августина , святого Иосифа , святой Бригитты , святого Казимира , святой Екатерины Шведской . Также в костёле хранились реликвии святого Климента , считавшегося заступником Гродно, подлинность реликвии подтверждали документы Римской курии (1768) и виленского епископа (1780) .
А. Собеская отписала монастырю местечко Кременица, фольварки Князево, Мартыновщина, Узловцы, Шиловичи, Задворье, Рогозница, выделила деньги на госпиталь. Первой игуменьей была Анна Собеская, родная сестра Александры Веселовской .
Монастырь серьёзно потерпел от шведской оккупации Гродно во время русско-польской войны , когда монахини были вынуждены покинуть Гродно и три года жить в Гданьске , пока монастырь не был обновлён .
Согласно Уставу и практике бригитского ордена, в монастырь принимали девушек из дворянских и магнатских семей, обычное их количество было около 20-30 человек, а максимальное — 40. Так в 1745 году их было 31. Духовниками гродненских бригиток были ксендзы- бернардинцы . Но в 1752 году бригитки отказались от услуг бернардинцев из-за того, что их провинциал Модест Унаровский сменил духовника без согласия монашек. Некоторое время духовниками бригиток были доминиканцы , кармелиты , иезуиты . С 1759 года бригитки снова вернулись к услугам бернардинцев. С конца XVIII века в монастыре воспитывали девочек-сирот из дворянских семей .
Главными храмовыми праздниками были Благовещение , дни памяти святых Екатерины , Климента , Бригитты и апостола Петра .
В 1684 году в Вильно специально для монашек был выпущен молитвенник «Breviarium monialum» (специальное пособие с молитвами и описанием хода богослужения). Занимались монашки и хозяйственными работами, производя продукты на продажу в Гродно и его окрестностях. Каждый год в Кёнигсберг из имений монастыря водным путём отправлялись зерно, а оттуда везли соль, железо, посуду, ароматные коренья. Также монастырь бригиток был известен производством воска .
В составе Российской империи
После пожара 1827 года в комплексе проводились ремонтные работы, достраивается ещё одна часть монастыря, замкнувшая монастырское строение и костёл, создав прямоугольное внутренне подворье .
В 1842 году российские власти издали указ о ликвидации монастыря ордена Святой Бригитты в Гродно. Самим сёстрам, однако, позволили остаться в старых стенах до конца их жизни. Кроме того, в монастыре поселили монашек из закрытых монастырей: бенедиктинок из Несвижа , бригиток из Луцка и доминиканок из Новогрудка .
В XIX веке царские власти используют помещения бригитского монастыря (так же как и иезуитского) в качестве тюрьмы. Сюда в 1827 году поместили по решению суда Корнелию и Ксаверию Рукевич, участниц движения декабристов и сестёр известного филомата и члена общества « » Михала Рукевича (1794—1841). Согласно с царским приговором «сестёр дворянина Рукевича Ксаверию и Корнелию вместо определённой им Его Величеством кары держать в монастыре: Ксаверию — один год, а Корнелию — шесть месяцев». Сёстры пробыли в монастыре бригиток: Ксаверия — с 22 мая 1827 по 3 июня 1828 , Корнелия — с 22 мая по начало декабря 1827 г. .
За участие в польском восстании российские власти наложили контрибуцию на римско-католическое духовенство. Гродненский монастыр бригиток, как монастырь первой категории, должен был внести в казну 553 рубля, что было в то время большой суммой . Костёл и монастырь едва уцелели во время пожара 1885 года, хотя была повреждена огнём звонница и расплавились колокола и даже сгорели двери костёла. В 1891 г. в монастыре осталось 5 монашек, а в 1907 году всего 2 престарелые сестры (да ещё две так называемые «аспирантки»), для опеки над которыми архиепископ виленский Эдуард Роп добился от властей принятия кандитаток. Последней из сестёр-бригиток была Элеонора Скрежендевская .
В 1908 году монастырь передали под опеку ордена Святой семьи из Назарета и его генеральной матери Лауреты. Первой аббатисой монастыря назаретанок в Гродно стала мать Паула. В сентябре 1908 года мать Паула (до этого довольно известная художница Мария Гажич , продавшая своё имение Тополяны и все полученные деньги отдавшая на реконструкцию костёла и монастыря бригиток; после смерти похоронена на старом католическом кладбище на улице Антонова) получила от властей подтверждение положения настоятельницы бригиток. Вместе с ней в Гродно приехали ещё две сестры, а позже ещё три . С 1909 года пробстом при монастыре был (1884—1933) — белорусский религиозный и культурный деятель. В тот же год в костёле проходит первая так называемая «июньская служба».
В составе Польши и в советское время
Во время немецкой оккупации сёстры открыли первую в Гродно польскую гимназию, и до начала второй мировой войны в помещениях монастыря находилась школа назаретанок , в которой училось 200 детей. В 1935 году городские власти рассматривали вопрос о выделении средств на реставрацию здания монастыря .
Во время Второй мировой войны сёстры-назаретанки были депортированы в Старобельск Ворошиловградской области .
25 марта 1950 года решением горисполкома костёл был закрыт, а монастырь использовался сначала как детский сад, а потом как психиатрическая больница и другие медицинские учреждения. В 1961 году исследовательница архитектуры Е. Квитницкая в подвалах костёла нашла архив монастыря, а искусствовед Е. Аладова — портреты Кшиштофа и Александры Веселовских, Гризельды Вадинской. Они были отреставрированы в Государственном Русском музее А. Брындаревым и теперь выставлены в Национальном художественном музее Республики Беларусь в Минске . В 1970 — 1980 годах в костёле велись реставрационные работы, предполагалось использовать костёл как концертную залу из-за хорошей акустики помещения .
В 1990 году костёл был передан католической церкви и 2 июня 1992 освещён архиепископом Тадеушем Кондрусевичем как костёл Благовещенья Девы Марии, а после постройки нового помещения психиатрической больницы в Гродно помещение монастыря было передано верующим. Сейчас в нём ведутся ремонтные работы.
Постсоветское время
13 сентября 2008 года в костёле Благовещения Пресвятой Девы Марий присутствии митрополита Тадеуша Кондрусевича , епископов Антония Демьянки и Александра Кашкевича , а также генеральной матушки назаретанок Дженис Фульмер было учреждено была торжественно объявлена Белорусская провинция ордена назаретанок во главе с сестрой Неревушей Подельницкой.
Роль комплекса в застройке Гродно
XVII век был для Гродно временем интенсивного строительства костёлов и монастырей. Кроме уже существоваших Фарного костёла (не сохранился), костёла Св. Духа (не сохранился), Бернардинского мужского монастыря с костёлом появились Бернардинский женский (не сохранился), Бригитский, Иезуитский , Доминиканский (не сохранился), Францисканский , Кармелитский (не сохранился), Бонифатерский (не сохранился) монастыри и костёлы. Они стали опорными пунктами планировки города и имели определяющую роль в его архитектурном облике.
Система размещения монастырей была такой, что они занимали все стратегические пункты на подступах к центру города и стояли на главных магистралях. костёлы размещались так, что при движении в центр города их размеры увеличивались, благодаря чему создавалось постепенное наращивание мощи архитектурного воздействия .
Для постройки комплекса костёла и монастыря бригиток понадобился достаточно большой участок земли, нужная территория нашлась в самом конце (современная К. Маркса), на углу улицы Новиковской (современная ). И, несмотря на то, что участок был достаточно большой и просторный, нашлись обстоятельства, вынудившие проектировщика отступить от канонов строительства.
Вместо канонического трёхнефного храма неизвестный архитектор поставил однонефный костёл алтарём на восток, а боковым фасадом к улице Язерской. Главный западный фасад был исполнен как монументальная композиция, акцентированная по вертикали. При этом костёл замыкал перспективу , делавшей в этом месте изгиб. Вместо двух помещений для монахов и монашек, которые согласно статуту ордена должны примыкать к храму с юга и севера, тут был организован один развитый двухэтажный монастырь с замкнутым внутренним двориком. Монастырь размещался только с южной стороны костёла, поэтому появилась возможность придвинуть костёл к улице Язерской, чтобы храм лучше воспринимался в перспективе. Однако он всё же не выходил на линию застройки улицы, поскольку территория комплекса была обнесена каменной стеной с каменными башнями по углам. Высокая стена закрывала нижний ярус костёла, и при этом выглядела как мощный пьедестал . Из-за ограды к небу тянулся ритмичный строй узких оконных проёмов и тонких пилястров . Высокая и гладкая оборонительная стена с пластическими акцентами придавала костёлу ещё больший размер .
Как и другие архитектурные доминанты, комплекс монастыря бригиток хорошо соотносился не только с прилегающей застройкой, но и со всем городом. На бывшей улице Язерской стояли два монастыря — Иезуитский и Бригитский. На площади это направление замыкалось Фарным костёлом. Костёлы были ориентированы вдоль улицы и словно вытянуты в кильватерную линию в направлении к замкам . Очень хорошо было показано общее направление монастыря к началу улицы Язерской, где такое энергичное движение поддерживал величественный костёл иезуитов. Две архитектурные доминанты на одной улице формировали градостроительный комплекс с локальной осью, подчёркивающей движение к центру города .
Архитектура храма
Костёл — памятник архитектуры раннего барокко . размещён в центральной части комплекса. Смещение всего монастырского комплекса к северо-западному углу участка обусловлено оборонительными мотивами (таким образом осуществлялся контроль важного уличного перекрёстка на подступах к центру), также учитывался ансамбль застройки улицы. В плане комплекса костёл органично соединён с монастырём и создаёт с ним единое целое .
Экстерьер
Костёл представляет собой однонефный двухбашенный храм с полуциркульной (полукруглой) апсидой , накрытый общей высокой черепичной крышей . Фасады разделены полуциркульными (полукруглыми) оконными проёмами и крапирован в простенках коринфскими пилястрами , объединёнными общим антаблементом . Особый интерес представляет стена главного фасада, решённая по барочному декоративно-пышно, как театральный занавес для композиции скромного храма. Она шире, чем неф, поскольку органично включает боковые башенки, размещённые по углам сооружения . Фронтальный фасад храма решён плоскостью, которая в сложном ритме крапируется коринфскими пилястрами, тремя ярусами сложно профилированных антаблементов, арочными проёмами и нишами для скульптур . На уровне карниза нефа главный фасад разделяет могучий двухъярусный антамблемент, нижний фриз которого украшен растительным орнаментом в технике сграффито (ренессансный элемент), а верхний фриз в центре украшен сегментным фронтоном с динамичным скульптурным рельефом (барочный элемент). Фасад завершает щит с треугольным фронтоном , который боковыми витыми волютами объединяется с четырёхгранными ярусами боковых башен с портативными сигнатурками . Равная высота башен и фронтонов придаёт решению фасада архитектурную целостность и завершённость . На основном западном фасаде можно выделить композиционные приёмы, выделяющие его среди других гродненских костёлов, в первую очередь Бернардинского и Иезуитского. Так, в отличие от упомянутых костёлов, треугольное размещение ниш получило в бригитском костёле обратную постройку. Основа треугольника переместилась к верху, а вершина к низу. Таким образом вся композиция получила большую динамичность и остроту .
-
Портал главного входа
-
Деталь портала главного входа
-
Сграффитовый пояс храма
-
Портал бокового входа
-
Деталь портала бокового входа
Декор фасадного фриза выполнен в технике сграффито (растительный орнамент в сочетании с изображениями мифологических существ). Использование фантастических аллегорий, гротеска , придание естественным формам искусственных деформаций свидетельствует о значительном влиянии маньеризма — известняковые порталы бригитского костёла имеют элементы орнаментов в форме окантовки, фантастических грифонов и растений. Пожалуй, самой примечательной чертой костёла является сграффитовый фриз: на всём фасаде тянется орнаментный пояс, созданный соскребанием верхней белой штукатурки, под которой находится почти чёрная (в извёстку добавляли древесный уголь). Таким образом получались довольно яркие и рельефные изображения ангелов , драконов , растений — на чёрном фоне. Сграффитовый фриз костёла был создан на заключительном этапе украшения костёла (1643—1645). Сграффито было типичной ренессансной техникой, с развитием барокко осуждённой на забвение, поэтому заштукатурили сграффито и на гродненском костёле. Уже в 1980-е годы во время натурных исследований архитектуры были найдены следы — остатки сграффито. Фриз был полностью отреставрирован .
На боковых фасадах — полуциркульные (полукруглые) окна . Центральный и боковой вход в костёл обрамлены порталами. Все эти элементы хорошо связаны между собой и составляют единое целое .
Интерьер
Внутреннее оформление бригитского костёла, с одной стороны, простое и сдержанное, в отличие от других гродненских костёлов, а с другой стороны ему свойственна тонкая красота .
Постройка имеет однонефную структуру с полукруглым алтарным завершением, встроенным в общий прямоугольный план. Внутри неф перекрыт цилиндрическим сводом очень значительного пролёта с распалубками без подпружных арок. Единственная подпружная арка на сильно выступающих пилонах отделяет алтарную часть перекрытую конховым сводом с четырьмя радиальными распалубками). Во входной части (согласно кроку капитальной стены монастыря) выделен нижний неконструктивный нартекс .
Зала храма перекрыта цилиндрическим сводом, укреплённым подпружными арками и прорезанными над окнами распалубками. Полуциркульная (полукруглая) апсида отделена от залы боковыми пилонами и переброшеной между ними аркой, имеет одинаковую с нефом высоту. Над входом — поднятая на два гранёные столба и тройную аркаду широкая галерея хоров, соединяется с консольным боковым балконом с витой лестницей . Архитектурная пластика интерьера, как и фасада храма, основана на краповке стен пилястрами стилизированного коринфского ордера. Таким образом, тут готико-ренессансный элемент подаётся в новой барочной трактовке . В боковых нефах и под хорами размещены 14 барельефных сюжетно-скульптурных панно на тему Крёстного пути Христа. В глубокой арочной нише боковой стены размещена скульптурная композиция «Страждущий Христос и Мария ». Интересной особенностью интерьера бригитского костёла является то, что в нём орган расположен не на хорах, а на балконе правой стороны стены. Это придавало помещению особенный уют .
В костёле хранились реликвии Св. Климента — заступника города . Богатое внутренне убранство костёла состояло из гигантских скульптурных композиций и более чем 40 образов. Алтарные изображения для него писал известный виленский художник И. Шретер, а также местные художники: Гилярий Хаецкий, Франтишек Лякшинский, Яков из Тыкотина. Художник-доминиканец , живший в XVII веке, известен своей работой «Святое семейство», на которой, как считается, нарисована семья Веселовских — фундаторов костёла. Теперь произведение хранится в гродненском музее истории религии .
Главный алтарь костёла — деревянный, как и четыре боковых. Амвон изготовлен наподобие тех, что в виленской часовне Св. Казимира. Орган был создан известным гданьским мастером М. Фризе. В 1964 году в криптах костёла найдено большое количество икон и изображений, которые после реставрации в Эрмитаже украсили экспозицию Национального художественного музея Республики Беларусь в Минске .
Архитектура монастыря
Архитектура самой монастырской постройки, находящейся за стеной, простая и лаконичная. Двухэтажный жилой корпус — памятник архитектуры барокко, присоединён к северо-западной стене костёла. Жилой корпус — двухэтажное, прямоугольное в плане здание с внутренним двориком. Его небольшие сводчатые помещения традиционно объединены внутренними коридорами-галереями по периметру замкнутого прямоугольного двора. Фасады ритмично разделяются маленькими прямоугольными оконными проёмами в простых планках, объединённых широким карнизом. На северном фасаде сохранился портал, украшенный художественной штукатуркой. По периметру строения со стороны двора проходит световой коридор с кельями. В юго-западном углу монастырского комплекса — отдельная пристройка, на первом этаже которой была трапезная, на втором — библиотека .
Застройка монастыря достаточно хорошо сохранилась до наших дней. Теперь в здании проводятся реставрационные работы.
-
Внутренний дворик монастыря бригиток.
-
Юго-восточный угол монастыря бригиток.
-
Вид коридоров-галерей монастыря бригиток.
-
Трапезная монастыря на фото 1930-х годов.
Деревянный лямус
Во дворе монастыря сохранилась уникальная деревянная двухэтажная постройка XVII века хозяйственного назначения — лямус . Лямус представляет собой двухэтажную прямоугольную в плане постройку с высокой вальмовой крышей (возможно, первоначально крыша была черепичной). Лямус построен в 1630-е гг. из массивного бруса без единого гвоздя, на бутовом фундаменте. Все конструктивные элементы связаны подсечками и деревянными клиньями. Главный северный фасад оформлен двухъярусной арочной галереей (подсенями) с балюстрадой на втором этаже. Нижняя плоскость подкосов и балок над ними создают сплошные полукруглые проёмы. Лямус использовался под жильё и хозяйственные нужды: первый этаж был складским помещением, второй был жилым. Позже планировка была изменена .
По мнению исследователя В. И. Кудряшова, двухэтажный лямус строился сначала как жилой дом для монашек, но историк архитектуры В. А Чантурия считает, что в качестве жилого использовался только второй этаж, первый использовали как хранилище. После того, как был построен каменный корпус монастыря, второй этаж лямуса заняла обслуга .
Лямус является самой старой деревянной постройкой на территории Белоруссии .
Ограда монастыря
Весь монастырь был обнесён просторными каменными стенами, внутри был разбит сад. В 1950-е годы была разобрана вся ограда с южной стороны вместе с двумя внешними башнями, брама и часть восточной стены .
Постройки монастыря отгорожены от улиц глухими каменными стенами высотой около пяти метров, с квадратными в плане башнями по углам. Ограда представляет собой глухую кирпичную оштукатуренную стену, по углам которой стояли небольшие шестигранные башни. Стену прорезали четыре брамы, оформленные в стиле барокко (сохранились три из них). В глухой стене, идущей вдоль Молодёжной улицы, на которую выходят фасады костёла и монастыря, находятся две брамы, ещё одна брама размещена со стороны улицы Маркса. Через небольшие дворики они приводят к входам в помещения. Брамы монастыря — наиболее эффектные части комплекса. Наиболее монументальная из брам размещена перед центральным входом в костёл и органично соотносится с ним своей идентичной барочной архитектурной трактовкой.
На другой стороне улицы Маркса была колокольня монастыря бригиток. Постройка существовала до 50-х годов XX в., когда была снесена советскими властями в рамках программы борьбы с религией. Колокольня скорее всего была построена в конце XVIII — начале XIX века в классическом стиле и не имела общих черт с архитектурой основного комплекса построек.
-
Брама (на рисунке №1) со стороны ул. Маркса. Боковой вход в костёл.
-
Брама (на рисунке №2) со стороны ул. Молодёжная. Центральный вход в костёл.
-
Брама (на рисунке №3) со стороны ул. Молодёжная. Вход в монастырь.
-
Северо-восточная башня.
-
Северо-западная башня.
-
Вид ограды и брам со стороны улицы Молодёжная.
Комплекс на старых фотоснимках
Фотография появилась в Гродно в начале 1870-х годов. однако преимущественно до 1920-х гг. комплекс монастыря бригиток на старых фото не встречался, что можно объяснить борьбой с католической церковью в регионе. Ситуация коренным образом изменилась после вхождения Западной Белоруссии в состав Польши. С этого времени бывший костёл бригиток, так же как и улица Купеческая-Бригитская, становятся популярными объектами для гродненских фотографов.
Композиционным центром Купеческой улицы на старых фото служил безусловно костёл Св. Бригитты. Он был самой крупной постройкой и помещался ровно в середине кадра. Для выразительного деления улицы по глубине использовались балконы домов справа и столбы ограды слева. Достаточно неожиданно в этом качестве выступают и лёгкие мостки над лопатками-кюветами, отделяющими тротуар от проезжей части. Лёгкий продольный изгиб улицы также содействовал тому, что бригитский костёл оказывался кульминационным центром изображения.
Когда человек проходил ещё пару десятков метров в сторону центра, на гребне лёгкого возвышения и снова в центре кадра стоял костёл Св. Бригитты. Теперь его композиционно поддерживали две гранёные башни ограды, обрамлявшие отрезок гладкой монастырской стены. На другой стороне изображения из-за невысоких построек выступает к оси улицы вторая архитектурная деталь — колокольня монастыря. В результате улица словно протискивалась между двумя акцентами. Интересна и роль совсем гладкой ограды монастыря, по контрасту противопоставленной пластической насыщенности строений другой стороны улицы.
Известный фотограф Ян Булгак сделал фото, пройдя ещё дальше в центр. Главным звеном в видовой перспективе стала колокольня бригитского монастыря. Она словно перешла через улицу, чтобы стать более заметной среди разделов улицы по глубине .
Галерея фотографий 1930-х годов
-
Костёл на фото начала XX в.
-
Фото костёла, 1926
-
Костёл на фото, 1930-е
-
Один из алтарей костёла
-
Вид монастыря с южной стороны
-
Вид на монастырь со стороны ул. Молодёжной
-
Лямус монастыря
-
Утраченная брама с восточной стороны
-
Башня-колокольня
-
Вид на комплекс с юго-восточной стороны
В художественной литературе
Владимир Короткевич «Земля под белыми крыльями» :
В 17—18 веках мощно раскинуло каменные волны фронтонов и мачты своих колоколен барокко. Тот, кто не видел гродненского Фарного, комплекса монастыря бригиток или Францисканского костела над Неманом — представление того от нашего запада всегда будет неполным.
Оригинальный текст (белор.)У 17—18 стст. магутна раскінула каменныя хвалі франтонаў і мачты сваіх званіц барока. Той, хто не бачыў гродзенкага Фарнага, комплексу манастыра Брыгітак або Францішсканскага касцёла над Нёманам — уяўленне таго ад нашага захаду заўсёды будзе не поўным.
Примечания
- Она же Озёрная, в других источниках упоминается как Язерская, так и Озёрная. Для предотвращения путаницы здесь и далее используется Язерская.
Источники
- , с. 45.
- (белор.) . catholic.by (1 марта 2012). Дата обращения: 8 июля 2012. 13 сентября 2012 года.
- , с. 96.
- ↑ Кишик Ю. Н. Градостроительная культура Гродно. — Мн. : Белорусская наука, 2007. — С. 130. — 303 с. — ISBN 978-985-08-0830-1 .
- ↑ Дзяржаўны спіс гісторыка-культурных каштоўнасцей Рэспублікі Беларусь / склад. В.Я. Абламскі, І.М. Чарняўскі, Ю.А. Барысюк. — Мн. : БЕЛТА, 2009. — 684 с. — ISBN 978-985-6828-35-8 .
- Чантурия В.А., Чантурия Ю.В. Памятники и памятные места Беларуси. — Смоленск: Русич, 2007. — С. 231. — 416 с. — ISBN 978-5-8138-0792-3 . .
- ↑ Кудряшов В. И. Гродно. — М. : Государственное издательство литературы по строительству, архитектуре и строительным материалам, 1960. — С. 58. — 127 с. .
- ↑ Габрусь Т. В. Мураваныя харалы: Сакральная архітэктура беларускага барока. — Мн. : Ураджай, 2001. — С. 100. — 287 с. — ISBN 985-04-0499-X . .
- Чантурия В.А. Архитектурные памятники Гродно. — «Полымя». — Мн. : БелСЭ, 1983. — С. 11. — 31 с. .
- ↑ . Дата обращения: 5 января 2019. Архивировано из 24 июня 2012 года.
- ↑ Т. Р. Маліноўская, Н. А. Маліноўская-Франке. . 19 января 2019 года.
- ↑ Калектыў аўтараў: А. Вашкевіч, А. Госцеў, В. Саяпін і інш. Біяграфія гарадзенскіх вуліц. Ад Фартоў да Каложы.. — Гродна-Вроцлаў: Вроцлаўская навуковая друкарня, 2012. — 370 с. — ISBN 978-93-61617-77-8 .
- Лугаваене А. Шрэтэр // БЭ ў 18 т. Т. 17. Мн., 2003. С. 466—467.
- А. Марціновіч. Горадна, Горадзен, Гродна. — Мн. : Мастацкая літаратура, 2008. — С. 45. — 112 с. — ISBN 978-985-02-0921-4 . .
- ↑ Памяць. — Беларуская энцыклапедыя імя П. Броўкі, 1999. — Т. Гродна. — С. 697. — ISBN 985-11-0147-8 . .
- Памяць. — Беларуская энцыклапедыя імя П. Броўкі, 1999. — Т. Гродна. — С. 697. — ISBN 985-11-0147-8 .
- Гардзееў Ю. Рамантык эпохі Асветніцтва: Антон Тызенгаўз. — Мн. : Тэхналогія, 2008. — С. 36. — 67 с. — ISBN 978-985-458-171-2 . .
- Калектыў аўтараў: Карнялюк В., Швед В. і інш. Гродназнаўства. Гісторыя еўрапейскага горада.. — Гродна-Вроцлаў: Вроцлаўская навуковая друкарня, 2012. — С. 167.
- ↑ Калектыў аўтараў: А. Вашкевіч, А. Госцеў, В. Саяпін і інш. Біяграфія гарадзенскіх вуліц. Ад Фартоў да Каложы.. — Гродна-Вроцлаў: Вроцлаўская навуковая друкарня, 2012. — С. 225. — 370 с. — ISBN 978-93-61617-77-8 . .
- . Дата обращения: 5 января 2019. Архивировано из 7 марта 2016 года.
- Кудряшов В. И. Гродно. — М. : Государственное издательство литературы по строительству, архитектуре и строительным материалам, 1960. — С. 44. — 127 с.
- Кудряшов В. И. Гродно. — М. : Государственное издательство литературы по строительству, архитектуре и строительным материалам, 1960. — С. 45. — 127 с.
- Кишик Ю. Н. Градостроительная культура Гродно. — Мн. : Белорусская наука, 2007. — С. 131. — 303 с. — ISBN 978-985-08-0830-1 .
- Кудряшов В. И. Гродно. — М. : Государственное издательство литературы по строительству, архитектуре и строительным материалам, 1960. — С. 55. — 127 с.
- ↑ Габрусь Т. В. Мураваныя харалы: Сакральная архітэктура беларускага барока. — Мн. : Ураджай, 2001. — С. 99. — 287 с. — ISBN 985-04-0499-X .
- ↑ Кудряшов В. И. Гродно. — М. : Государственное издательство литературы по строительству, архитектуре и строительным материалам, 1960. — С. 56. — 127 с.
- Памяць. — Беларуская энцыклапедыя імя П. Броўкі, 1999. — Т. Гродна. — С. 97. — ISBN 985-11-0147-8 .
- ↑ Гродно. Энциклопедический справочник Белорус. Сов. Энцикл. / И. П. Шамякин (гл.ред.) и др.. — Мн. : БелСЭ, 1989. — 438 с. — ([12] л. ил.: ил).
- ↑ . Дата обращения: 5 января 2019. Архивировано из 4 марта 2016 года.
- Семенчук А. А., Гостев и др. Королевский город Гродно. — Рифтур, 2010. — С. 34. — 70 с. — ISBN 9-78956-919230.
- По мнению польских исследователей, лямус, как и большая часть города был уничтожен пожаром в 1763 году
- (недоступная ссылка)
- Калектыў аўтараў: А. Вашкевіч, А. Госцеў, В. Саяпін і інш. Біяграфія гарадзенскіх вуліц. Ад Фартоў да Каложы.. — Гродна-Вроцлаў: Вроцлаўская навуковая друкарня, 2012. — С. 223. — 370 с. — ISBN 978-93-61617-77-8 .
- Кишик Ю. Н. Градостроительная культура Гродно. — Мн. : Белорусская наука, 2007. — С. 208. — 303 с. — ISBN 978-985-08-0830-1 . .
Литература
- Кулагин А. М. Католические храмы Беларуси. Энциклопедический справочник = Каталіцкія храмы Беларусі. Энцыклапедычны даведнік. — Мн. : Беларуская энцыклапедыя імя П. Броўкі, 2000.
- Память = Памяць. — Мн. : Беларуская энцыклапедыя імя П. Броўкі, 1999. — Т. Гродна. — ISBN 985-11-0147-8 .
- Кишик Ю. Н. Градостроительная культура Гродно. — Мн. : Белорусская наука, 2007. — 303 с. — ISBN 978-985-08-0830-1 .
- Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь = Дзяржаўны спіс гісторыка-культурных каштоўнасцей Рэспублікі Беларусь / В. Я. Абламскі, І. М. Чарняўскі, Ю. А. Барысюк. — Мн. : БЕЛТА, 2009. — 684 с. — ISBN 978-985-6828-35-8 .
Ссылки
Объект
Государственного списка историко-культурных ценностей Республики Беларусь
Код: 412Г000017 |
- (белор.)
- (белор.)
- от 23 мая 2012 на Wayback Machine (белор.)
- от 24 мая 2012 на Wayback Machine (белор.)
- на сайте Radzima.org (белор.)
- от 6 января 2019 на Wayback Machine на сайце Глобус Беларусі (белор.)
- на сайце catholic.by
- 2020-04-27
- 1