К переименованию
- 1 year ago
- 0
- 0
Традиционная одежда саамов — малочисленного финно-угорского народа , живущего в Северной Европе , — приспособлена в первую очередь для длительного пребывания на открытом воздухе, что связано с традиционным полукочевым образом жизни . Кроме того, саамская одежда отличается яркостью, что позволяло скрасить общую однообразность и тусклость окружавшей их природы.
Территория расселения саамов протянулась с востока на запад более чем на полторы тысячи километров — от восточной оконечности Кольского полуострова через север Финляндии и Норвегии до центральной части Скандинавского полуострова . Саамы живут в Норвегии , России , Финляндии , Швеции , а также, в небольшом количестве, на Украине и в Северной Америке . Общая численность саамов — от 60 до 80 тысяч человек, из которых в Норвегии проживает от 40 до 60 тысяч, в Швеции — от 15 до 25 тысяч, в Финляндии — от 6 до 8 тысяч, в России — две тысячи человек . Скандинавы и русские называли раньше саамов лопарями, лоплянами или лопью, сейчас эти термины почти не используются.
Поскольку для мест проживания саамов характерно только два выраженных сезона года, лето и зима, традиционная саамская одежда делится в первую очередь на летнюю и зимнюю. Как летняя, так и зимняя одежда может быть повседневной и праздничной, последняя отличается отделкой и более высоким качеством ткани.. Различия в одежде характерны и для различных этнических групп саамов (таких групп насчитывается около десяти), эти различия выражаются в цветовой гамме и декоре, а также в головных убора и обуви .
В XVII—XVIII вв. основным материалом для изготовления одежды служили шкуры морских животных и оленей, а для отделки — цветная замша (ровдуга) и крашеное сукно, шкурки пушных зверей. В XIX — начале XX вв. саамы использовали также покупные ткани (ситец, холст , сукно), а также овечью шерсть (для вязания или плетения носков, варежек , поясов).
Одежда кольских саамов имеет много общего с одеждой живущих в Финляндии скольтов , что выражается в манере ношения платков и форме головных уборов. Для скандинавских саамов характерно выделение плечевых швов на верхней одежде цветными полосами.
Все саамы, как мужского, так и женского пола, носили нательную рубаху с длинными рукавами, сшитую из хлопчатобумажных тканей , чаще всего ярких расцветок. Поверх нательной рубахи надевалась наплечная верхняя одежда, также с длинными рукавами, сшитая из сукна . Для верхней одежды были характерны воротник стойкой, прямой разрез на груди и два шва по бокам. Саамы в Скандинавии носили более длинную верхнюю одежду, чем саамы на Кольском полуострове .
В XIX в. у саамов сохранялась глухая наплечная одежда, одинаковая для мужчин и женщин.
Гакти , также гакты , кафты — традиционная верхняя наплечная одежда у саамов, живущих в Норвегии и Финляндии. Традиционные цвета гакти — чёрные и синие. У норвежских саамов, особенно из Финнмарка , отдельные части одежды, особенно воротник, плечи, края рукавов, разрез на груди и подол, обычно имели разнообразную отделку в виде вышивки , а также нашивок из цветных лоскутов разной окраски . Традиционными цветами гакти объясняются и четыре цвета саамского флага — синий, красный, жёлтый и зелёный.
Юпа ( кильд. саам. ма̄цэх , юһпь или юппа ) — традиционная верхняя суконная одежда у саамов, живущих на Кольском полуострове . Представляет собой прямую рубаху со стоячим, застёгивающимся на пуговицу воротом, иногда с расклёшенным, расширяющимся к низу подолом. Её шили из сложенного пополам цельного отреза сукна или другой плотной ткани, к которому пришивали цельнокроеные рукава, которые сужались к запястью. Женщины носили юпы белого цвета, мужчины — серого. Юпы обычно декорировали цветными матерчатыми лоскутами и бисером, располагая их на воротнике и вдоль разреза на груди; плетёная шерстяная тесьма использовалась для подшивки подола .
Подол мог быть несколько расклёшенным. Пришивной воротник обшивался по краю цветной тесьмой, ворот застёгивался на пуговицы. Верхний проём, рукава и подол одежды украшались орнаментом в виде аппликаций в форме геометрических фигур из кусочков цветного сукна, тесьмы и бисера.
Зимой саамы носили нательную рубаху, поверх которых надевали либо суконную блузу, либо короткую рубаху. В качестве верхней одеждой использовали печок .
Печок , или песка (у кольских саамов), также пэск , мудд (у саамов Скандинавии) — верхняя зимняя глухая одежда чуть ниже колен со стоячим воротником и расширяющимся к низу подолом, сшитая из двух оленьих шкур (обычно коричневого цвета) мехом наружу. Меховые рукава иногда удлиняли, пришивая манжеты из ткани. При носке печок у ворота стягивался ремешками (завязками). Кусочками цветного сукна украшались ворот и обшлага рукавов. Ремешки рядом с воротом украшались кистями, суконными лоскутами (обычно треугольной формы), бусинами. У женского печка для украшения, в том числе подола, помимо полосок цветного сукна, использовались тесьма, бисер и перламутровые пуговицы .
Длина мужского печка — немного ниже колен, женского — до щиколотки . К подолу печок расширялся. Рукава имели трапециевидные клинья, а плечевая часть сшивалась из горизонтальных полос меха. Печок иногда надевали на юпу.
Известна более древняя, чем печок, одежда саамов — торк , или торка ( северносаам. dorka ). В отличие от печка, который шили мехом наружу, торк шили мехом внутрь (из оленьих либо овечьих шкур). Торк иногда надевали под печок.
Верхнюю одежду подпоясывали, образуя небольшой напуск (то есть часть одежды свободно нависала поверх пояса). Пояс мог быть сделан из кожи либо соткан из крашеных хлопчатобумажных и шерстяных нитей. Мужчины в качестве пояса обычно использовали ремни из кожи, к ним обязательно подвешивался нож в кожаных ножнах , женщины обычно носили пояс из крашеной шерсти. Кроме ножа, на поясе закреплялись принадлежности для разведения огня, кошелёк для денег, медные колечки и амулеты, а у женщин — швейные принадлежности.
Праздничные пояса отличались от повседневных, они были украшены бисером, а также нашитыми металлическими (обычно медными) накладками (бляхами); застёгивались такие пояса на ажурные металлические пряжки .
У скандинавских саамов имелся также особый праздничный широкий пояс боаган , основа которого была соткана из белых льняных или хлопчатобумажных, а уток — из шерстяных нитей. Ткали такие пояса с помощью (приспособления в виде деревянной дощечки с прорезями). Для боагана был характерен геометрический орнамент с преобладанием красного цвета. Носили боаганы большей частью юноши и девушки .
Поясную одежду — штаны из различных материалов — носили у саамов как мужчины, так и женщины. В качестве материалов для изготовления штанов использовали полотно, сукно, замшу, выделанные шкуры. Из непромокаемых кож шили специальные промысловые штаны .
Нательные штаны носили в основном мужчины, их шили из белого полотна. Поверх нательных штанов летом надевали штаны, сшитые из серой шерстяной ткани. Зимой и мужчины, и женщины использовали глухие меховые штаны «стикак» из замши и шкур оленя; такие штаны стягивались с помощью специального шнурка у пояса .
В качестве зимних головных уборов саамами использовались суконные шапки на меху. Их украшали цветным сукном и бисером . Мужчины носили суконные шапки (каппер) на подкладке из оленьего меха. Нижняя часть головного убора (околыш) отличалась по окраске и форме от верхней (тульи). Традиционно использовались красный, синий и чёрный цвета. Если околыш был цилиндрическим, то тулья представляла усечённую четырёхгранную пирамиду основанием вверх. К околышу пришивались наушники с тесёмками, которые завязывались под подбородком. Иногда нижняя часть с наушниками делалась из лисьего меха. Орнаментировался каппер цветным сукном, бисером, жемчугом. Другим мужским головным убором являлся островерхий, вязанный из овечьей шерсти колпак , иногда с завершением в виде помпона .
Весьма своеобразны мужские головные уборы скандинавских саамов: так, встречаются шапки, тульи которых представляют собой четырехугольную звезду, а также шапки, украшенные сверху большим помпоном обычно красного цвета.
Шамшура — летний головной убор, который носили замужние кольские саамки. По форме похож на русский кокошник .
Девушки носили головные уборы в виде перевязок, имеющих форму полого цилиндра .
Зимние шапки женщин были аналогичны мужским, лишь тулья имела форму круга. В летний период надевалась шлемовидная шапочка с высоким гребнем или шамшура (самшура), близкая русскому кокошнику . Она имела цилиндрический каркас и полукруглый выступ вверху. Девичьим головным убором служила перевязка, под которую, в отличие от шамшуры, не заправляли спереди волосы. Сверху женщины и девушки нередко повязывали сложенный треугольником платок, концы которого подвязывали на подбородке или, скрестив на груди, на пояснице.
Обувь изготавливали из камусов (шкур с ног оленя) или обработанной оленьей кожи. Она была одинаковой для мужчин и женщин. Отличительной чертой саамской обуви являлись загнутые вверх носки.
Зимние высокие сапоги — яры, украшавшиеся цветным сукном, надевали для передвижения по тундре, а похожие на яры, но низкие каньги — в поселениях. Стельками служили пучки сухой травы. На ноги под обувь надевали вязаные чулки без ступни.
Рукавицы шились из оленьих шкур мехом наружу или вязались из крашеной шерстяной пряжи.
В конце XIX в. традиционный саамский костюм стал заменяться одеждой, заимствованной у соседних народов: русских , коми и ненцев в случае кольских саамов. У русского населения были восприняты кафтан (кяхтан), сарафан (кохт), передник, головные платки. Через посредство коми- ижемцев саамы заимствовали ненецкий комплекс одежды: глухую, с капюшоном малицу (малиц) из оленьих шкур шерстью внутрь и сапоги выше колен — пимы из камусов мехом наружу.
У скандинавских саамов традиционная одежда была заменена одеждой общеевропейского образца.