Interested Article - Фатьяновская культура

Фатья́новская культу́ра ( фатьяновско-балановская культурно-историческая общность ) — археологическая культура III тыс. до н. э. ( бронзовый век ) на территории центральной России . Представляет собой локальный вариант культуры боевых топоров (шнуровой керамики) . Пришла на смену волосовской культуре . Близка другим культурам шнуровой керамики: среднеднепровской , висло-неманской и прибалтийской культуре ладьевидных топоров .

Фатьяновцы первыми принесли в лесную полосу Русской равнины животноводство . Они жили кочевьями и передвигались на повозках, перевозя на них свои лёгкие жилища. Центром кочевой территории являлось родовое кладбище. В мужских захоронениях находят сверлёные каменные топоры, орудия труда из камня и кости, глиняные шаровидные сосуды. В женских погребениях была обнаружена посуда, вещи домашнего обихода, а также украшения, в том числе из меди.

Локализация: Ивановская , Владимирская , Нижегородская , Московская , Тверская , Смоленская , Калужская , Костромская , Пензенская (Озименки ), Рязанская , Тульская , Орловская , Ярославская (Фатьяново, ) и Новгородская области, Чувашия (Баланово) , Татарстан , Мордовия ( Ош-Пандо ), Москва ( Боровицкий холм , парк «Зарядье» , Воробьёвы горы , Царицынский парк , Давыдково ).

На западе фатьяновская культура переходит в среднеднепровскую. Вероятно, носители обеих культур говорили на индоевропейском наречии , из которого позднее вырос балто-славянский праязык . Восточные памятники фатьяновской культуры (Среднее Поволжье) отдельными авторами выделяются в близкородственную балановскую культуру . Носители балановской культуры, по-видимому, принимали участие в формировании абашевской культуры , которая, в свою очередь, генетически предшествовала синташтинской культуре ( праиндоиранцы ) .

На основе анализа серии радиоуглеродных дат с фатьяновских памятников, охватывающих хронологический интервал от 2750 до 1900 лет до н. э., , исходя из археологического контекста, выдвинул гипотезу о том, что время существования фатьяновской культуры определяется древней группой полученных радиоуглеродных дат — от 2750 до 2500 (2300) лет до нашей эры .

История обнаружения

Культура названа по могильнику, открытому в 1873 году инженером Андионом при работах в гравийном карьере у деревни Фатьяново , вблизи села Толбухино (ныне в Ярославском районе Ярославской области ). Фатьяновский могильник в 1875 году исследовали археологи А. С. Уваров , Е. П. Дьяконенко и В. Б. Антонович , а затем — И. С. Поляков и А. А. Ивановский . В 1879 году фатьяновские черепа, диоритовые топоры и шарообразные сосуды были экспонатами антропологической выставки в Москве .

Характеристика

Фатьяновцы пришли в леса Средней России с запада, где находилась «прародина» культуры боевых топоров. К концу отводимого им в археологии периода занимали территорию от Волхова до Камы . При анализе костей фатьяновцев часто обнаруживают травмы левой руки, которой они, вероятно, прикрывались от боевых топоров соседей . Подробнее о «фатьяновском вторжении» в лесную полосу см. ниже раздел «Исторический контекст».

Материальная культура

Глиняные изделия и топоры фатьяновской и балановской культур ( ГИМ )

Основным занятием населения было лесное скотоводство , особенно свиноводство. В ранних могильниках в каждом погребении находят части туш свиньи . В поздних московско-клязьминских и ранних верхневолжских могильниках наряду с тушами свиней появляются части туш овец или коз , а также изделия из костей овец и коз. В самых поздних балановских могильниках (то есть на востоке ареала) находят кости также коров и лошадей. Помощником человека в хозяйстве была собака ( лайка ) .

Фатьяновцы широко использовали четырёхколёсные телеги . На вероятное существование подсечно-огневого земледелия на сезонных поселениях указывают отдельные находки костяных и каменных мотыг , обнаруженные при просевке почвы на стоянках зёрна проса и полбы , а также следы культурных злаков, выявленные в нагарах на горшках . Впрочем, не совсем понятно, какими из доступных им орудий фатьяновцы могли бы вырубать леса. Подспорьем в хозяйстве фатьяновцев служили охота, рыболовство, собирательство.

Хотя разведение свиней обычно трактуется как признак оседлости , стационарные поселения (весьма немногочисленные) известны только на востоке ареала (балановская культура): это полуземляночные жилища по берегам рек, укреплённые рвами и валами . В западной (собственно фатьяновской) части ареала до начала XXI века стационарных поселений известно не было, что объясняли их расположением непосредственно возле водоёмов, которые во время половодья могли смыть их останки. В 2005 году Н. А. Кренке обнаружил на территории Москвы первую стоянку фатьяновцев, состоявшую из временных шалашей . Крайняя скудость достоверных свидетельств наличия стационарных поселений (равно как и земледелия ) наводит на мысль, что — подобно носителям других культур шнуровой керамики — фатьяновцы вели преимущественно кочевой образ жизни .

Глиняные сосуды — шаровидные, круглые с маленьким донышком с штампованным и нарезным узором в виде солярных знаков, ёлочек и зигзагов. Находки глиняных ложек позволили одним учёным сделать вывод, что фатьяновцы ели отварную пищу , а другим — что эти ложки использовались в цветной металлургии . Известно погребение литейщика, куда поместили использовавшийся им при жизни инвентарь. Особой популярностью пользовался мёд .

Духовная культура

Фатьяновцев хоронили на родовых кладбищах, располагавшихся обычно на возвышенностях; при этом могилы старейшин выделяются размерами и богатством инвентаря. Покойника оборачивали шкурой или берестой и клали в прямоугольную яму (до 2 метров глубиной) с погребальным сооружением из деревянных плах, либо досок, луба, бересты, плетёнки и т. д. Сверху его покрывали легким настилом; кургана или какого-нибудь другого заметного сооружения сверху не делали. Хоронили всегда в скорченном положении, при этом мужчин как правило на правом боку головой на запад, юго-запад или северо-запад, а женщин на левом боку головой на восток, северо-восток или юго-восток. Иногда покойника присыпали красной краской. Часто находимые в погребениях около черепа и ног остатки кострищ и отдельные угли, указывают, предположительно, на культ огня . В фатьяновском могильнике калининской группы Новинки 2 выявлен погребальный комплекс из двух перпендикулярно расположенных погребений со столбовой оградой из 7 столбов и следами кострищ, который более характерен для абашевской культуры .

Фатьяновцы клали в могилу весь необходимый для загробной жизни инвентарь: шаровидные сосуды видимо с пищей, рабочие и боевые сверлённые каменные топоры (длиной до 13 см , а также топоры из меди и бронзы), кремнёвые ножи, наконечники стрел и дротиков (что характерно главным образом для Подмосковья ), украшения из зубов медведя (а также кабана, волка, рыси и лисицы) и янтаря , даже куски мяса, на которые указывают находки костей. Одной из особенностей фатьяновской культуры называют захоронение животных, особенно медведей . Отсюда можно сделать вывод о наличии медвежьего культа .

Население

Антропология

Портреты мужчины и девушки из Тимофеевского могильника (Ивановская область). Реконструкция Г. В. Лебединской

По данным антропологических исследований, носители фатьяновской культуры принадлежали к долихокранному узколицему и высоколицему антропологическому типу с резкой горизонтальной профилированностью и сильным выступанием носа . В антропологических сериях представлены североевропейский и средиземноморский типы . Антропологический тип фатьяновцев из могильников московско-клязьминской группы с одной стороны близок верхневолжскому, а с другой — испытывает влияние юго-западных элементов . Антропологический тип верхневолжских фатьяновцев характеризуется ярко выраженной долихокранией, большим высотным диаметром, среднешироким, средневысоким и резко профилированным лицом . Фатьяновцы были высокими и длинноголовыми. Антропологи отмечают близость фатьяновцев к прибалтийскому типу представителей культуры боевых топоров и некоторое сходство с краниологической серией Средней Европы ( Силезия , Чехия ). У верхневолжских фатьяновцев отмечены факты трепанации черепа (Сущевский могильник), а также искусственной деформации черепа (Волосово-Даниловский могильник), что наблюдается и в могильниках Каупа ( Калининградская область ). Средневолжский сурско-свияжский (балановский) антропологический тип имеет смешанный характер с преобладанием средиземноморского европеоидного краниологического варианта . Основная масса населения лесостепной и степной полосы Восточной Европы эпохи бронзы, к которому относились фатьяновцы, сформировалась на стыке южных и северных европеоидов и вобрала в себя черты тех и других; в населении северной части данного ареала больше проявлялись черты северных европеоидов, в то время как в южной части — южных европеоидов .

Палеогенетика

В 2020 году эстонские палеогенетики выделили ДНК из костных останков, собранных с ряда захоронений фатьяновской культуры в разных областях России. Было обследовано 18 мужских образцов, 16 из которых оказались носителями Y-хромосомной гаплогруппы R1a1a1-M417 , один оказался носителем Q1 , а для последнего определить гаплогруппу не удалось . Для 6 образцов из 16 Y-ДНК удалось уточнить субклад R1a1a1b2-Z93 . Таким образом, они оказались носителями гаплогруппы R1a, но ветви Z93, распространённой в Центральной и Южной Азии, а не ветви R1a1a1b1-Z283, распространённой в Европе. У ярославского образца NIK008A из могильника Никульцыно 7 определён субклад R1a1a1b-Z645(xZ283) . 58 % фатьяновцев имели кожу промежуточного оттенка, 42 % были темнокожими . 79 % фатьяновцев имели карие глаза, 21 % — светлые глаза (возможно голубые). 75 % фатьяновцев имели чёрные/тёмно-коричневые волосы, 21 % — коричневые/тёмно-коричневые волосы. 17 % фатьяновцев имели . 24 образца выделенной мтДНК принадлежали к митохондриальным гаплогруппам U5a, U5b2a1a, U4a1 , U2e, H, T, W1c, W6, J1c1b1a, K1, K2, I1a1 и N1a1a1a2 . Обнаруженная у двух фатьяновских особей митохондриальная гаплогруппа N1a (N1a1a1a2) часто встречается у представителей культуры линейно-ленточной керамики (LBK), но до сих пор не обнаружена у особей ямной культуры . В ходе другого исследования были проверены данные по частоте аллеля толерантности к лактозе rs4988235-A во всём ареале культур шнуровой керамики, в результате чего обнаружена гораздо более низкая его частота, чем считалось ранее — от 0 % до 1,8 %. По мнению авторов, взрывной рост его частоты начался позже, в эпоху железа, и не связан с экспансией степного генофонда, где в эпоху бронзы его частота была столь же низкой .

У трёх образцов из погребений Волосовско-Даниловского могильника №№ 22, 24, 57 определили Y-хромосомную гаплогруппу R1a1a1-M417> R1a1a1b-S224 . У ярославских образцов и у (культура шнуровой керамики, Германия) значения аллелей по 10 локусам совпадают, а по 4 локусам различаются на единицу .

Исторический контекст, генетические и этнические связи

Фатьяновская культура входила в большую историко-культурную общность культур боевых топоров / шнуровой керамики, относимую большинством исследователей к индоевропейской семье народов (возможно, неразделённая протобалто-славяно-германская общность ).

По предположению Д. А. Крайнова , отдельные группы влившихся в фатьяновскую культуру племён ранее обитали в Висло - Рейнском междуречье, Верхнем и Среднем Поднестровье . К моменту проникновения в район междуречья Волги и Оки ранних фатьяновцев здесь жили поздненеолитические племена, принадлежащие к и волосовской культурам . Крайнов считал, что фатьяновские племена первоначально попали в родственную среду потомков северных индоевропейцев и лишь в более позднее время они были окружены враждебными племенами .

Захоронение фатьяновского времени

Р. Я. Денисова на основе изучения антропологических материалов из погребений фатьяновской культуры пришла к выводу, что её носители являются восточной ветвью протобалтов . Проникновение фатьяновцев на территорию, занятую волосовскими племенами, тоже не всегда проходило мирно. Так, в могильнике Николо-Перевоз-I на реке Дубне найдено коллективное погребение фатьяновских воинов из 9 человек, убитых волосовскими стрелами — между позвоночными и рёберными костями некоторых погребённых обнаружены кремнёвые наконечники стрел, в других могилах причиной смерти воинов были проломы черепа боевыми топорами . Кроме того, о столкновениях свидетельствуют и коллективные погребения убитых фатьяновцев в Болшневском и других могильниках, и коллективные погребения убитых волосовцев В научной литературе остается дискуссионным вопрос о том, заимствовали ли культуру друг друга волосовцы и фатьяновцы, но на неолитических стоянках в слоях с поздневолосовскими культурными остатками известны находки фатьяновской посуды, топоров и других вещей . Местное население заимствовало у фатьяновцев разведение скотоводства, приёмы металлообработки, отдельные элементы орнамента посуды, обряд погребения и пр. На многих поздневолосовских стоянках имеются следы смешения волосовской и фатьяновской культур, как в Волго-Окском междуречье, так и в Среднем Поволжье .

По мнению А. В. Уткина и Е. Л. Костылёвой, скотоводы-фатьяновцы, появившись на территории волосовцев со своими стадами, принесли на эту территорию новые инфекционные заболевания, но и сами получили от волосовцев их инфекции, в результате чего население стало вымирать целыми посёлками, о чём свидетельствуют хронологически одновременные коллективные захоронения на волосовских и фатьяновско-балановских кладбищах без признаков насильственного умерщвления .

Выявленные факты разграбления и разрушения могил фатьяновцев на поздней стадии существования фатьяновской культуры (Волосово-Даниловский, Горицкий, Фатьяновский, Мытищинский и другие могильники) подтверждают гипотезу о столкновениях фатьяновцев с племенами новых пришельцев (вероятно, угро-финнов , о миграции которых в Европу см. сейминско-турбинский феномен ). В основном фатьяновцев ассимилировали носители культуры текстильной керамики . Тем не менее следы фатьяновцев прослеживаются и в более поздних культурах развитой бронзы и раннего железа: неспоримо, что фатьяновская культура стала одним из самых важных компонентов последующих культур лесной полосы Восточной Европы .

На западе популяции фатьяновской культуры положили начало днепро-двинской и юхновской культурам железного века. В восточных районах (на Средней Волге, Вятке и Ветлуге, то есть в районах нахождения медистых песчаников) пришельцы-балановцы перемешались с местными племенами волосовской культуры, образовав смешанную . В Волго-Окском междуречье фатьяновцы прекращают своё существование с появлением здесь племён абашевской культуры , культуры «текстильной» керамики и поздняковской культуры (конец II тыс. до н. э.). В результате сложного смешения и взаимодействия потомков культуры с ямочно-гребенчатой керамикой, поздневолосовской, фатьяновской, абашевской, поздняковской и культурой «текстильной» керамики на территории центра Русской равнины образовались ранние городищенские культуры ( дьяковская , городецкая , ананьинская , юхновская , штрихованной керамики и др.) . Пережитки фатьяновской культуры прослеживаются в Волго-Окском междуречье вплоть до исторических времён, особенно в культуре ярославской мери .

Лев Клейн предположил, что потомки фатьяновского населения — днепровские балты , в частности голядь . Также он видит сходство фатьяновской культуры с культурой ладьевидного топора Швеции и Норвегии . В издании Института этнографии имени Н. Н. Миклухо-Маклая Академии наук СССР « Народы Европейской части СССР » (1964) прямо утверждается, что голядь происходила от фатьяновцев .

Примечания

  1. Большов С. В. К вопросу о фатьяновско-балановской культурно-исторической общности // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2010. № 3.
  2. Крайнов Д. А. Древнейшая история Волго-Окского междуречья. Фатьяновская культура II тысячелетия до н. э. М.: Изд-во АН СССР, 1972.
  3. Крайнов Д. А. Фатьяновская культура. Эпоха бронзы лесной полосы СССР, с. 58-76. // Серия: Археология СССР. М.: 1987. 472 с.
  4. Моора X. А. Вопросы сложения эстонского народа и некоторых соседних народов в свете данных археологии // Вопросы этнической истории эстонского народа. Тал., 1956
  5. Моора X. А. О древней территории расселения балтийских племён, Советская археология, 1958, № 2.
  6. Fatyanovo-Balanovo culture. // Encyclopedia of Indo-European Culture . Fitzroy Dearborn, 1997. P. 196-197.
  7. Костылева Е. Л., Уткин А. В. от 1 февраля 2014 на Wayback Machine .
  8. Герасимов А. А. (недоступная ссылка)
  9. Арциховский А. В. от 14 ноября 2018 на Wayback Machine
  10. . Дата обращения: 28 декабря 2010. Архивировано из 10 ноября 2013 года.
  11. Дата обращения: 28 декабря 2010. 5 января 2017 года.
  12. . Дата обращения: 20 ноября 2016. Архивировано из 20 ноября 2016 года.
  13. . Дата обращения: 11 апреля 2009. 3 февраля 2014 года.
  14. Халиков А. Х. Балановские памятники в Татарии // Краткие сообщения института археологии. 1964. Вып. 97.
  15. Степанов П. Д. Ош Пандо.— Саранск, 1967.
  16. . Дата обращения: 2 апреля 2023. 9 июня 2023 года.
  17. . Дата обращения: 2 августа 2021. 2 августа 2021 года.
  18. Кренке Н. А. от 2 апреля 2023 на Wayback Machine . « Российская археология », 2014, № 4, с. 29-42.
  19. Дата обращения: 26 ноября 2016. 27 ноября 2016 года.
  20. Памятники архитектуры Москвы. Окрестности старой Москвы (северо-западная и северная части города). М., «Искусство-XXI век», 2007. ISBN 978-5-98051-011-7 . С. 45.
  21. Asko Parpola . от 25 ноября 2023 на Wayback Machine . Oxford University Press, 2015. P. 55.
  22. Денисова Р. Я. Антропология древних балтов. АН Латвийской ССР, Институт истории. — Рига: Зинатне, 1975. — 404 с.
  23. Георгиев В. Исследования по сравнительно-историческому языкознанию. М., 1958.
  24. Anthony, David W. The Horse, the Wheel, and Language: How Bronze-Age Riders from the Eurasian Steppes Shaped the Modern World . Princeton University Press, 2010. ISBN 978-1-4008-3110-4 . P. 382-383.
  25. Кренке Н. А. от 15 февраля 2020 на Wayback Machine // Российская археология. № 2, 2019
  26. Лебедев Г.С. от 14 ноября 2019 на Wayback Machine История отечественной археологии. 1700-1917 гг. // СПб: Изд-во СПбГУ. 1992. 464 с. ISBN 5-288-00500-1 (в выходных данных на с. 2 опечатка: 1971 вместо 1917). Часть II. Формирование основных разделов российской археологии (1871—1899). Глава II. Основные достижения «уваровского периода» (1846-1884).
  27. Лариса Фабричникова . от 7 декабря 2019 на Wayback Machine , 18 ноября 2013
  28. . Дата обращения: 4 декабря 2023. 4 декабря 2023 года.
  29. . Дата обращения: 28 декабря 2010. Архивировано из 13 ноября 2007 года.
  30. . Дата обращения: 27 декабря 2010. 21 декабря 2010 года.
  31. Кренке Н. А. , Лазукин A. B. , Алексеев A. B. , Ершов И. Н. , Кравцов А. Е. , Леонова Е. В. Поселение фатьяновской культуры РАНИС-пойма // Археология Подмосковья. Вып. 4 / Ред. А. В. Энговатова. М.: ИА РАН, 2008. с. 320—339.
  32. . Дата обращения: 28 декабря 2010. 19 июня 2010 года.
  33. . Дата обращения: 28 декабря 2010. 27 мая 2008 года.
  34. Большов C. B. от 5 января 2017 на Wayback Machine
  35. . Дата обращения: 28 декабря 2010. 19 декабря 2014 года.
  36. . Дата обращения: 28 декабря 2010. 5 марта 2021 года.
  37. Дата обращения: 3 июня 2012. 21 октября 2012 года.
  38. Статья от 18 августа 2021 на Wayback Machine в Большой российской энциклопедии.
  39. Денисова Р. Я. Новые данные об антропологическом типе населения фатьяновской культуры. Советская этнография. № 4 1966 год, с. 24-37.
  40. Денисова Р. Я. Антропология древних и современных балтов. М., 1973.
  41. Lehti Saag, Sergey V. Vasilyev, Svetlana V. Oshibkina et al. от 23 января 2021 на Wayback Machine (Table 1) // Science Advances. Vol 7, Issue 4. 20 Jan 2021 ( от 30 января 2021 на Wayback Machine , July 03, 2020)
  42. . Дата обращения: 28 января 2021. 7 февраля 2021 года.
  43. Joachim Burger et al. от 7 декабря 2020 на Wayback Machine // Current Biology , September 03, 2020, 1-9
  44. от 28 июля 2021 на Wayback Machine , 08.09.2020
  45. Медникова М. Б. и др. Прижизненные травмы скелета у представителей фатьяновской культуры в свете археологии и генетики // Вестник Московского университета, 2022. № 1. С. 86—101
  46. . Дата обращения: 28 декабря 2010. 11 января 2012 года.
  47. Крайнов Д. А. Верхневолжская ранненеолитическая культура // Советская археология. 1977. № 3. (в соавторстве с Н. А. Хотинским)
  48. Крайнов Д. А. К вопросу о происхождении волосовской культуры // Советская археология. 1981. № 2.
  49. . Дата обращения: 28 декабря 2010. 30 мая 2016 года.
  50. Гадзяцкая О. С. , Крайнов Д. А. Новые исследования неолитических памятников Верхнего Поволжья // КСИА. 1965. Вып. 100.
  51. Турина Н. Н. Древняя история Северо-Запада европейской части СССР, 1963 г.
  52. Халиков А. Х. , Халикова Е. А. Васильсурское поселение эпохи бронзы // МИА. — № 110. — М.: Наука, 1963. с. 239—268.
  53. Халиков А. Х. Древняя история Среднего Поволжья. — М.: Наука, 1969. — 395 с.
  54. Уткин А. В. , Костылёва Е. Л. от 21 октября 2016 на Wayback Machine
  55. Фосс М. Е. Древнейшая история севера европейской части СССР // МИА. 1952. № 29.
  56. Шпаковский В., Фадеева О. от 8 апреля 2009 на Wayback Machine
  57. Надежда Маркина, Лев Клейн. . Генофонд.рф . генофонд.рф. — «1) бросается в глаза близкое сходство фатьяновской культуры с культурой ладьевидного топора Швеции и Норвегии: боевые топоры типа ладьевидных, могильники бескурганные с далеко отстоящими одна от другой могилами, схожее положение покойников, а керамика продолжает шведскую: у шведской донышко постепенно уменьшалось, почти сходя на нет в конце, а у фатьяновской бесшейные, как и шведские, сосуды вообще круглодонные, но придонный орнамент сохранился – так венчиком и помечает место, где располагалось дно (Крайнов и многие следом за ним считали это солярными символами). 2) Действительно средневековую голядь (галиндов), живших чуть западнее Москвы-реки, определяют как балтскую народность – они могли бы быть остатками фатьяновского населения.» Дата обращения: 14 января 2019. 15 января 2018 года.
  58. Народы Европейской части СССР. Т. 1 / Под ред. В. А. Александрова и др. — Академия наук СССР. Институт этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. Народы мира. Этнографические очерки / Под общей редакцией С. П. Толстова . — М.: Наука, 1964. 984 с. — С. 61-62.

Литература

  • Никитин А. Л. Фатьяновский могильник у с. Халдеево // Советская археология , 1964 № 03. с. 277.
  • Кожин П. М. О технике выделки фатьяновской керамики. КСИА (1964.), вып. 101, с. 53—58.
  • Кренке Н. А. Природное окружение фатьяновских поселений и могильников в долине Москвы-реки по данным спорово-пыльцевого анализа // Российская археология.
  • Кренке Н. А. Москворецкие памятники фатьяновской культуры // Российская археология.
  • Кренке Н. А. , Лазукин A. B. , Алексеев A. B. , Ершов И. Н. , Кравцов А. Е. , Леонова Е. В. Поселение фатьяновской культуры РАНИС-пойма // Археология Подмосковья. Вып. 4 / Ред. А. В. Энговатова. М.: ИА РАН, 2008. с. 320—339.
  • Крайнов Д. А. Памятники Фатьяновской культуры. Московская группа. // Археология СССР. Свод археологических источников. М., 1963. Вып. В1-19.
  • Крайнов Д. А. Памятники Фатьяновской культуры. Ярославско-калининская группа. // Археология СССР. Свод археологических источников. М., 1964. Вып. В1-20.

Ссылки

Источник —

Same as Фатьяновская культура