Interested Article - Ануннаки
- 2021-12-08
- 2
Анунна́ки , или Ану́н(н)а ( шум. ᵈa-nuna ; ᵈa-nuna-ke₄-ne ; ᵈa-nun-na : предположительно — «семя князя» ) — в шумеро-аккадской мифологии одна из двух (наряду с Игигами ) групп родственных божеств . Младшие боги, населяющие землю, подземный мир, а также небеса ; в отдельных текстах — хтонические божества , судьи царства мёртвых . Как правило, упоминаются суммарно, без приведения конкретных имён. В некоторых случаях синонимичны Игигам .
Игиги и Ануннаки
В позднем шумеро-аккадском пантеоне боги делились на две родовые группы , или фратрии — Игигов и Ануннаков . К Игигам обычно относились главные боги , в том числе Ану , Энлиль , Мардук , Нергал ; местом их обитания чаще всего были небеса . Ануннаки часто представляли младших богов и обитавшие преимущественно в подземном мире и на земле, но иногда также и на небесах . Разделение на Игигов и Ануннаков появилось в аккадское время . К младшим богам-Ануннакам, по всей видимости, были отнесены боги локальных пантеонов . Это разделение не было чётким и в широком смысле обозначения обеих групп — Игигов и Ануннаков — могли быть синонимичны . Общее число Ануннаков в источниках варьируется от 7 до 600, чаще всего упоминается 50 богов .
Упоминание в источниках
Регулярное упоминание Ануннаков появляется в литературных текстах эпохи Шумеро-Аккадского царства , когда началась унификация шумеро-аккадского пантеона .
Обобщённое название младших богов
Под Ануннаками могли пониматься младшие боги вообще . В эпоху III династии Ура Ануннаки описывались как дети отца богов Ана , «приказавшего им родиться» на небе и на земле . В частности, в шумерском мифе «Лахар и Ашнан» упомянуто создание Аном этих божеств «в небесных и земных горах» и их изначальное существование . Согласно мифу, мир тогда ещё не был обустроен и Ануннаки вынуждены были питаться травой, пить воду и заниматься тяжким трудом . Для облегчения жизни богов были созданы Лахар (божество-покровитель крупного рогатого скота) и Ашнан (божество земледелия), а также люди . В тексте «Энки и Нинмах» говорится о рождении Ануннаков и их роли в обустройстве мира . В вавилонском космогоническом мифе « Энума элиш » (предположительно созданном в эпоху II династии Исина , XII век до н. э. ) говорится о разделении Мардуком шестисот Ануннаков, половина из которых должна была жить на земле, а вторая половина — на небе . В благодарность за победу над силами хаоса боги-Ануннаки преподносят в дар Мардуку основанный ими Вавилон с великолепным святилищем Эсагилой и зиккуратом Этеменанки .
Упоминание Ануннаков также отражает литературный приём: противопоставление божеств их могучему герою . Например, для подчеркивания могущества великого божества часто описывалась реакция Ануннаков на его действия: дрожат от взгляда и слова Ана ; забиваются в щели, как мыши; дрожат при имени Энлиля и Нинлиль .
Хтонические боги и определители судеб
Особую категорию младших богов-Ануннаков составляли хтонические боги , в том числе судьи подземного мира . Таковыми они предстают, в частности, в мифе Нисхождение Инанны в нижний мир» . В шумерском тексте «Энки и мировой порядок» (сохранившемся в старовавилонских списках ) говорится о воздаянии Ануннаками почестей богу подземных вод Энки и определении ими судеб людей . В относительно позднем «Мифе об Эрре» (записанном в VIII веке до н. э. ) Ануннаки — боги царства мёртвых, братья владыки преисподней Нергала , враждебно настроенные к людям .
Великие боги
Иногда Ануннаками называли не младших, а наоборот великих богов; в этом смысле Ануннаки были синонимичны Игигам . В частности, в аккадском «Сказании об Атрахасисе» (наиболее ранняя версия датирована старовавилонским периодом ) к «Семерым Ануннакам» отнесены великие божества, которым прислуживают младшие боги — Игиги ; там также описывается изначальный быт богов до обустройства мира и создания людей . В литературных текстах, в тех случаях, когда к Ануннакам относился кто-либо из главных богов, его имя часто снабжалось эпитетом «первый среди Ануннаков», «благороднейший среди Ануннаков» или «герой Ануннаков» .
Локальные боги
Некоторые тексты содержат отсылки к Ануннакам как к локальным божествам- нумина . Например, в гимне из Дрехема (исторический Пузриш-Даган , пригород Ниппура ) упомянуты «пятьдесят Анунна Эреду » . В текстах также упоминаются локальные боги-Ануннаки из Лагаша , Ниппура и других городов-государств .
Функции и культ
Как младшие боги Ануннаки обычно не упоминаются по именам, а свидетельства ритуалов с их участием немногочисленны . Функции Ануннаков в целом неясны; как у судей подземного мира, их главной функцией, по-видимому, было определение судеб людей . Ануннаки также могли выступать посредниками между богами и людьми, покровителями и заступниками людей . Например, к ранним и наиболее известным примерам почитания относится обращение Гудеа в храме Энинну (посвященном Нингирсу ): лагашский царь указывает на поддержку Ануннаками слабых, продление ими жизни благочестивых и просит донести его молитвы до Нингирсу . Именем этой группы божеств также скреплялись клятвы .
Из текстов Гудеа известно о совершении ритуалов в честь Ануннаков (без приведения их имён) в лагашском храме бога Нингирсу . Из топографических текстов известна Экагула ( E-ka-gula , шум. é-ká-gul-la : «дом Великих ворот») — святилище Ануннаков в Вавилоне , в квартале TE.E ki , нередко фигурирующая также в текстах культовой любовной лирики .
Маргинальные теории
В книгах Захарии Ситчина Ануннаки (часто с написанием « Аннунаки ») — гуманоидная раса инопланетян с планеты Нибиру , которым приписывается создание человеческого вида на Земле .
См. также
Примечания
- ↑ , с. 89.
- ↑ , p. 7.
- , с. 371.
- ↑ , с. 281, 454.
- , p. 8, 85.
- , с. 454.
- ↑ , с. 90.
- ↑ , p. 8.
- ↑ , p. 108.
- , p. 7, 42.
- , p. 52.
- , p. 54—55.
- , p. 43.
- , p. 57.
- ↑ , p. 64.
- , p. 26, 60—61.
- .
- .
- .
Комментарии
Ссылки
Литература
- Афанасьева В. К. . // Мифы народов мира : Энциклопедия в двух томах / Гл. ред. С. А. Токарев . — М. : Советская Энциклопедия, 1991. — Т. 1 (А—К). — С. 89—90. — ISBN 5-85270-016-9 .
- / Под ред. И. М. Дьяконова. — М. : Наука, 1983. — 534 с.
- George, A. R. . — Louvain: Peeters, 1992. — 504 p. — (Orientalia Lovaniensia Analecta, 40). — ISBN 978-90-6831-410-6 .
- Leick G. . — New York: Taylor & Francis, 2003. — 241 p. — ISBN 0-203-02852-X .
- Black J., Green A. Anuna, Anunnakkū // . — 2nd Edit., Reprit.. — London: The British Museum press, 2004. — 193 p. — ISBN 0-7141-1705-6 .
- Fritze, Ronald H. (2009), , London, England: Reaktion Books, ISBN 978-1-86189-430-4
- Fritze, Ronald H. (2016), , London, England: Reaktion Books, ISBN 978-1-78023-639-1
- Robertson, David G. (2016), Cox, James; Sutcliffe, Steven; Sweetman, William (eds.), , Bloomsbury Advances in Religious Studies, London, England: Bloomsbury Publishing, ISBN 978-1-4742-5320-8
Эта статья входит в число
добротных статей
русскоязычного раздела Википедии.
|
- 2021-12-08
- 2