Interested Article - Тантра (буддизм)

Буддизм
Практика
Дхамма
Хеваджра с Найратмьей в союзе ( Яб-юм )

В буддизме та́нтра ( санскр. तन्त्र , IAST : tantra , «связь, нить, последовательность») — составная часть школ Ваджраяны , связанная с практикой пограничных состояний , просветлённых состояний , смерти и промежуточных состояний между смертью и следующим рождением (см. бардо ). Тантра понимается как практика достижения окончательного результата («плода») — состояния Будды . В тантре активно используется сложная символика, идамы, медитации , мудры , янтры , ритуалы .

Занятия тантрой, индивидуальные и коллективные, могут осуществляться только под руководством гуру (тиб. ламы) — опытного наставника. Некоторые ритуалы и символы выглядят, с точки зрения посторонних, страшными или отталкивающими, поэтому для занятий тантрой требуется учителя и подробные объяснения. Разглашение или популяризация деталей тантрической практики не принята, система посвящений предназначена для защиты учения от профанации, а также передачи важнейших наставлений и создания у практикующего связи с линией преемственности.

Важнейшим предварительным условием для занятий тантрой является принятие , стремления спасти от страданий сансары все живые существа без исключения, и стать Буддой, чтобы помогать живым существам. Тантра считается самым коротким и одновременно самым опасным путём. Для адепта тантры очень важно найти хорошего учителя, который тоже должен тщательно проверяться.

Определение Тантры

Санскритское слово "тантра" (букв. - "ткачество") в буддийском контексте означает "непрерывность", "континуум", "цельность" . Различные дефиниции, описывающие это понятие, можно встретить и в самих тантрических текстах, и в комментариях к ним.

В восемнадцатой главе Гухьясамаджа-тантры сказано:

Тантра означает непрерывность

причины (основы), искусных методов (пути) и плода .

В "Гунаватитике" ( санскр. Guṇavatiṭikā), комментарии к "Махамая-тантре", также говорится, что тантра означает непрерывность, эта непрерывность троична по природе, и говорится о том, что тантра-основа — это безначальный и бесконечный ум, светоносный по природе ( санскр. prakṛtiprabhāsvara).

Современный мастер тантры и дзогчен , Намкай Норбу Ринпоче в книге «Дзогчен — состояние самосовершенства» дает следующее определение:

Само значение слова «тантра» — «продолжительность» — указывает на природу энергии изначального состояния, проявляющуюся беспрерывно .

История

Тексты, относящиеся к тантре, составляют существенную часть тибетского буддийского канона .

В Кангьюр входят около пятисот тантрических текстов, а в Тангьюр более двух тысяч поясняющих и комментирующих работ.

Временем появления первых буддийских текстов по тантре был VII век . Местом зарождения тантр ряд буддологов считает южную или восточную Индию. К VIII веку сформировались методы, описанные в тантрах первых трёх классов, и уже начинают проповедоваться в Китае .

В литературе нередко термин «тантра» сужают до высших тантр, соответствующих -йоге. Эти тантры получили распространение во второй половине VIII века .

Самой древней ануттара йога тантрой, вероятно, является , которую относят к VII веку . В отличие от индуистских тантрических систем предварительным условием занятий тантрой считается принятие .

Систему тантрических буддийских текстов упорядочил и привёл к современному виду Дромтонпа ( 992 1074 ), ученик Атиши уже в Тибете .

Отличительные особенности

Тантрический буддизм обладает рядом уникальных черт и особенностей, не присущих более ранним формам буддизма. По мнению одного из ведущих специалистов в данной области, переводчика "Маха-вайрочана-абхисамбодхи тантры" Стивена Ходжа, у тантрического буддизма есть следующие особенности :

  1. Тантрический буддизм предлагает альтернативный путь к просветлённости вдобавок к стандартному пути махаяны .
  2. Его учения обращены прежде всего к практикующим мирянам, а не к монахам и монахиням.
  3. Как следствие этого, он признаёт земные цели и обретения и часто имеет дело с практиками, по характеру более магическими , нежели духовными.
  4. Он учит специальным типам медитаций ( садхана ) как пути к осознанию, направленным на трансформацию индивида в воплощение божественного в течение этой жизни или через небольшой промежуток времени.
  5. Такие виды медитации включают активное использование различных типов мандал , мудр, мантр и , как конкретных выражений природы действительности.
  6. Формирование образов различных божеств в процессе медитации путём творческого воображения играет ключевую роль в процессе осознавания. Эти образы могут рассматриваться пребывающими как внутри, так и извне.
  7. Огромное многообразие количества и типов Будд и прочих божеств (дэвов).
  8. Большой упор делается на роли гуру и необходимости получения от него наставлений и должных инициаций для садхан.
  9. Бросаются в глаза многочисленные рассуждения о природе и силе речи, в особенности в связи с буквами санскритского алфавита.
  10. Различные обычаи и ритуалы, часто не-буддийского происхождения, такие как хома , инкорпорированы и адаптированы к буддизму.
  11. Духовная физиология преподаётся как часть процесса трансформации.
  12. Подчёркивается важность женского начала; используются различные формы сексуальной йоги.

Данный список не претендует на исчерпывающий, однако он даёт представление о характере тантрических практик изложенных в доктринальных текстах ваджраяны. Также нужно учитывать, что в полном объёме эти элементы присущи только высшим тантрам, а на начальной стадии формирования буддийского тантризма тексты могли включать лишь некоторые из вышеперечисленных особенностей .

Предписанная ритуальная "безнравственность" также является одной из отличительных особенностей поздних буддийских тантрических текстов .

Символика и элементы тантр

Тантра использует сложную и разветвлённую систему символов, связанных с определёнными ритуалами, действиями и практиками.

Наиболее важные понятия тантры и связанные с ними символы:

  • Идам — объект созерцания. Не стоит путать идамов и дэва — последние означают сансарических божеств, в то время как идам — это визуальное отображение просветлённых тела, энергии и ума. Известны многочисленные изображения идамов — как гневных, так и мирных, со множеством голов, рук, ног, иногда свирепых и кровожадных, разрывающих жертвы, которые символически представляют омрачения и препятствия к просветлению.
  • Мандала — символическая структура мировосприятия в виде круговой диаграммы, ступы , схемы или системы сосудов, в которой обитают божества. Встречаются сложные пространственные и динамические мандалы. Особое искусство заключается в изготовлении песчаных мандал, которые потом ритуально разрушаются, чтобы показать преходящность мироздания. Мандала используется для созерцания и для ритуалов подношения Учителю.
  • Яб-юм (санскр. юганаддха, букв. "соединение") — изображения идамов, пребывающих в сексуальном союзе, предназначены для сложной практики созерцания и визуализации.
  • Кладбищенские ритуалы (такие как чод ), связанные с кладбищами, вызовом страшных духов, черепами и скелетами, несут определённую символическую смысловую нагрузку, объясняемую учителем.
  • Простирания — связаны с ритуальными действиями и подготовкой к тантрическим ритуалам.
  • Работа с энергетическими каналами и чакрами .
  • Мантры: созерцание звуков и использование семенных слогов .

Характеристики тантр

Школы Сарма

Тантры, как цельные практические системы, описанные в доктринальных текстах Ваджраяны, представляют собой наставления, исходящие от различных будд , йидамов и дакинь , полученные махасиддхами Индии или Тибета . Школы сарма — кагью, сакья и гелуг — подразделяют тантру на четыре класса :

  1. Крия-тантры (тантры ритуального действия)
  2. Чарья-тантры (тантры исполнения),
  3. Йога-тантры (йогические тантры),
  4. Ануттарайога-тантры (тантры наивысшей йоги).

По своим особенностям ануттара-йога-тантры подразделяются на:

  1. отцовские тантры (если в них особое значение придается методу ( упайя ) и мужскому началу),
  2. материнские тантры (если в них делается упор на мудрость ( праджня ) и женское начало)
  3. недвойственные тантры (если эти два принципа одинаково важны).

Школа Ньингма

Тибетская школа Ньингма именует первые три класса тантр "Внешними" и дополнительно выделяет три класса Внутренних тантр, первый из которых ( Махайога — Великая йога) более или менее соответствует Ануттарайоге Новых традиций, а два других в Новых традициях не представлены :

  1. Ану-йога (Высшая йога), предполагающая работу с «тонкими» (энергетическими) психофизиологическими центрами ( чакры ) и каналами (нади) тела,
  2. [Маха-] Ати-йога ([Великая] Изначальная йога, или Йога Великого Совершенства, Дзогчен ).

Список наиболее известных тантр

См. также

Примечания

  1. Тулку Тхондуп. Ум Будды. Антология текстов Лонгченпы по Дзогпа Ченпо. — Саттва, 2006. — С. 464.
  2. Arnold, Edward A. As Long As Space Endures: Essays on the Kalacakra Tantra in Honor of H.H. the Dalai Lama. — Ithaca, NY: Snow Lion Publications, 2009. — 479 с. — ISBN 978-1-55939-303-4 .
  3. Намкай Норбу Ринпоче . Дзогчен — состояние самосовершенства. — СПб. : Шанг-Шунг, Уддияна, 2005. — 152 с. — ISBN 5-94121-025-6 .
  4. Энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, ст. A.A. Терентьева / 2011 г. "Наиболее ранние письменные свидетельства о существовании тантр (конкретно дакини и бхагини-тантр) встречаются лишь в начале VII в., в автокомментарии Дхармакирти к «Прамана-варттике». Хотя некоторые исследователи датируют древнейшие тексты Ваджраяны IV или даже III в. н.э., их доводы не общеприняты. Наиболее достоверные свидетельства указывают на то, что Ваджраяна интенсивно развивалась в конце I тыс."
  5. Торчинов Е. А. Введение в буддологию. Курс лекций. — СПб. : Санкт-Петербургское философское общество, 2000. — С. 304.
  6. Дата обращения: 2 марта 2012. 6 июля 2012 года.
  7. Stephen Hodge, The Maha-Vairocana-Abhisambodhi Tantra , RoutledgeCurzon, London, 2003, pp.4-5.
  8. Торчинов Е. А. Религии мира: опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния. — 4-е изд. — СПб.: Азбука-классика, Петербургское Востоковедение, 2005 г. Гл. Тантрический буддизм (ваджраяна). «Что бросается в глаза при чтении тантрических текстов наивысшей йоги? Прежде всего это мотивы греховного, преступного и ужасного, употребляющиеся в положительном смысле, темы прелюбодеяния, кровосмешения, убийства, воровства и других пороков — все это рекомендуется к совершению истинному йогину, все, что, казалось бы, столь противоположно самому духу буддизма, всегда проповедовавшего нравственную чистоту, сострадание и воздержание. И вдруг — заявления о том, что путь удовлетворения всех страстей тождествен пути их пресечения, вдруг проповеди, произносимые Буддой-Бхагаваном, пребывающим в йони, „лотосе“ женских половых органов, проповеди, от которых бодхисаттвы, слушающие их, падают в обморок, ибо наполнены эти проповеди призывами убивать родителей и учителей, совершать акты самого чудовищного кровосмешения, есть не только мясо животных, но и предаваться каннибализму, а также совершать подношения Будде мясом, кровью и нечистотами. Что стоит за всем этим? Неужели некие „сатанисты“ завладели образом кроткого Будды для совращения живых существ с пути освобождения? Или это что-то иное? Но что? В первый черед необходимо отметить, что метод тантр хотя и приводит, согласно традиции, к тому же результату, что и метод сутр классической Махаяны, тем не менее по своему характеру прямо противоположен ему»

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Тантра (буддизм)