Изгнание евреев из Испании
- 1 year ago
- 0
- 0
Изгнание евреев из Испании ( Альгамбрский декрет ) ( исп. Expulsión de los judíos de España ), גזרת ספרד — изгнание евреев из Испании , Сардинии и Сицилии указом правящей королевской четы Фердинанда II Арагонского и Изабеллы Кастильской , принятым в 1492 году в Альгамбре (также известным как Гранадский эдикт или Эдикт об изгнании).
Эдикт предписывал всем евреям Испанского королевства в трёхмесячный срок либо креститься , либо покинуть пределы страны; оставшиеся после этого срока объявлялись вне закона. Евреи бежали в Португалию (где через 4 года история повторилась ), оттуда — на север Европы , либо в Италию , Грецию , Османскую империю , страны Северной Африки . Согласно КЕЭ большинство евреев предпочло покинуть страну . Профессор Джозеф Перес утверждает, что более 200 000 евреев перешли в католичество , а от 40 000 до 100 000 были изгнаны [ страница не указана 328 дней ] .
Эдикт касался всех последователей иудаизма , независимо от этнической принадлежности . Смысл указа состоял в лишении их защиты закона, то есть делал беззащитными от преступных посягательств и лишал права на законный суд. Разумеется, в таких условиях была невозможна никакая коммерческая и финансовая деятельность, являвшаяся основным занятием испанских евреев.
Указ был формально и символически отменён 16 декабря 1968 года . В 2014 году правительство Испании приняло закон, разрешающий двойное гражданство потомкам евреев . В 2015 году Генеральные кортесы приняли закон, позволяющий потомкам изгнанных в 1492 году евреев получить испанское гражданство , это решение действовало до 1 октября 2019 года .
В результате брака наследника Арагонского престола Фернандо и наследницы Кастильского королевства Изабеллы в 1469 в Испании началась активная христианизация. Было решено отвоевать мусульманскую Гранаду , завершая тем самым Реконкисту , и насильственно крестить евреев и мусульман , с тем чтобы превратить Испанию в исключительно католическое королевство . Реализация плана началась с провозглашения Альгамбрского эдикта и последующего преследования крещёных евреев , подозреваемых в тайном исповедовании иудаизма . Инквизиция судила каждого подозреваемого в исполнении иудейских религиозных обрядов. Имущество осуждённых шло на финансирование войны с Гранадой . Для поощрения доносов доносчикам отдавали часть имущества.
В 1483 году главой католической инквизиции стал Томас Торквемада . Архивы инквизиции содержат 49 092 досье, но только 1,9 % из них определяют вину обвиняемого и передают дело светским властям для исполнения смертного приговора. Остальные 98,1 % были либо оправданы, либо получали нефатальное наказание ( штраф , покаяние, паломничество ) .
Несмотря на преследование, еврейская община оставалась сильной (и прежде всего в Кастилии), во-первых, благодаря своим богатствам, нажитым или путём крупных коммерческих операций ( банки , крупные ссуды и так далее), или производственной деятельностью, которой занимались массы еврейского населения, и, во-вторых, вследствие участия в органах управления и особенно в органах финансового ведомства (именно это участие и навлекало на евреев недоброжелательное к ним отношение со стороны народа) .
Законодательство продолжало защищать евреев против произвола чиновников и частных лиц. Об этом свидетельствуют письмо председателя королевского совета от 1 марта 1479 года, касающееся жалобы еврейской общины Авилы на незаконное требование налогов; распоряжения от 18 сентября 1479 года и от 8 января 1480 года , подтверждающие привилегии евреев того же города, согласно которым воспрещалось брать у евреев в залог дома, одежду и другие объекты, причём евреи освобождались от городских налогов и повинностей; приказ главного капитана эрмандады о предотвращении насилия над евреями Авилы (1480 год), которые часто становились жертвами грабежей и бесчинств; королевское распоряжение от 15 марта 1483 года, защищавшее еврейский квартал от нападений соседей-христиан, разрушавших его ограду; грамота от 16 декабря 1491 года , обеспечивавшая безопасность личную и имущественную, выданная той же общине в связи с избиением камнями одного еврея и опасениями, возникшими у остальных евреев, которые боялись, что их «схватят, изувечат и убьют», и другие документы того же порядка. В то же время евреям Гранады по договору о капитуляции этого города была предоставлена полная религиозная и гражданская свобода.
Однако сразу же после окончания Реконкисты короли обнародовали указ от 31 марта 1492 года об изгнании всех евреев из обоих королевств — Кастилии и Арагона. Указ мотивирует это крайнее решение «великим ущербом для христиан от общения, разговоров и связей с евреями, относительно коих известно, что они всегда стараются всевозможными способами и средствами отвратить верующих христиан от святой католической веры и отдалить их от неё и привлечь и совратить их в свою нечестивую веру», и т. д.
Евреям был дан срок до конца июля, причём им запрещено было не только возвращаться в Испанию, но даже проезжать через испанские земли под страхом смерти и конфискации всего имущества. До истечения этого срока евреи оставались под «защитой и покровительством короля», чтобы они могли «безопасно проходить и продавать и менять и отчуждать всё своё имущество, движимое и недвижимое, и распоряжаться им свободно». Однако все эти гарантии в действительности были малоэффективны. Насильственная продажа часто приносила огромный убыток продавцу, особенно из-за конкуренции, которая должна была возникнуть при почти одновременной продаже имущества всех евреев. А так как к тому же им запрещалось вывозить из Испании « золото , серебро , иную чеканную монету и другие вещи, запрещённые к вывозу законами нашего королевства, кроме товаров, не запрещённых или не приобретённых путём обмена», то ясно, что потери изгнанников были огромны. Но многие из них старались обойти закон, прибегая к денежным переводам за границу, используя свои связи с еврейскими банкирами и купцами различных стран. 14 мая, по просьбе самих изгнанников, опасавшихся насилия, была дана королевская грамота с новыми гарантиями и обнародовано распоряжение о порядке продажи и обмена имущества евреев . До 31 июля всех евреев выселить не удалось, и окончательный срок был продлён до 2 августа.
Ни сам эдикт, ни иные законы тогдашней Испании не предусматривали ни смерти, ни иного наказания за отказ от крещения. Но так как эдикт делал евреев беззащитными от посягательств на их жизнь и имущество, те, кто не захотел уехать, крестились. Тем не менее часть из них тайно продолжала исповедовать иудаизм. Такие евреи назывались марранами . С точки зрения тогдашнего права такие люди были религиозными клятвопреступниками и подлежали суду инквизиции , который мог покарать за это заключением, конфискацией имущества, а рецидивистов — сожжением на костре .
Попытки евреев обманом сохранить свою традиционную веру, притворяясь крещёнными христианами, легко раскрывались, так как соблюдение обрядов иудаизма требовало некоторых очевидных атрибутов — отказа от некошерной пищи, хранения в доме Торы и отказа работать (и вообще что-либо делать) в субботу. Благодаря этим знакам инквизиция успешно выявляла и наказывала клятвопреступников.
Точное число изгнанников, лишённых имущества и вынужденных покинуть страну, в которой их предки жили более 1500 лет, не может быть установлено и оценивается разными историками от 50 тысяч до 150 тысяч и более. Тем не менее, число избравших крещение было велико.
Согласно генетическим исследованиям Лидского университета , проведённым в 2008 году, 20 % современного населения Испании имеют сефардские еврейские корни по мужской линии (и 11 % имеют арабские и берберские корни) .