Нойзюс, Флорис Михаэль
- 1 year ago
- 0
- 0
Франс Флорис де Вриндт Первый , или Старший ( нидерл. Frans Floris de Vriendt ; 17 апреля 1519, Антверпен — 1 октября 1570, Антверпен) — фламандский художник : живописец , рисовальщик картонов для шпалер и гравёр . Маньерист , романист . В основном известен картинами исторического жанра , аллегорическими композициями и портретами . Франс Флорис сыграл важную роль в движении живописи Северного Возрождения , известном под названием романизма (увлечения итальянским искусством). Его сын — Франс Флорис де Вриндт Второй (1545 — ?) сделал успешную карьеру живописца в Риме.
Франс Флорис — представитель большой семьи потомственных художников из Антверпена, он был сыном Корнелиса Флориса де Вриндта (Фриндта) Первого (? — 1538) и братом Корнелиса Флориса де Вриндта Второго (1513 или 1514—1575) — архитектора , скульптора , рисовальщика- орнаменталиста эпохи Северного Возрождения антверпенской школы , одного из создателей оригинального художественного стиля фламандского барокко . Вначале работал вместе с братом. Прозвание «Флорис» ( лат. Florentis — Процветающий) получил от своего предка Яна (Жана) из Антверпена .
Франс Флорис вначале учился скульптуре, но затем победило стремление к живописи. В возрасте двадцати лет он отправился в Льеж и в 1538—1540 годах брал уроки у Ламберта Ломбарда , ученика Мабюза (Яна Госсарта), убеждённого романиста, чьи путешествия по Италии превратили фламандский стиль живописи в стиль итальянизирующих леонардесков (подражателей Леонардо да Винчи). Следуя по стопам Мабюза, в 1541—1547 годах Флорис работал в Италии, испытал влияние Джулио Романо , Микеланджело , Якопо Понтормо , Тинторетто и стал убеждённым романистом . Копировал фреску « Страшный суд » Микеланджело . Его ученики — Мартен ван Клеве , Ф. Пурбус Старший , М. де Вос — называли учителя «фламандским Рафаэлем» .
Флорис сумел совместить различные манеры школ Ломбардии , Флоренции и Рима . Он понял, как легко можно заработать себе на жизнь и приобрести имя, рисуя для гравёров и шпалерных мануфактур по примеру Джорджо Вазари . Он вернулся из Италии в родной Антверпен и быстро открыл школу, из которой, как утверждается, вышло сто двадцать учеников. В 1539 году Флорис стал мастером антверпенской Гильдии Святого Луки .
«Флорис писал большие картины для загородных домов испанской знати и вилл антверпенских патрициев. Известно, что он проиллюстрировал миф о Геркулесе в десяти композициях и гуманитарные науки в семи для Клааса Йонгелинга, торговца из Антверпена, и украсил дворец герцога Аршота в Бомонте четырнадцатью колоссальными панелями. Местная знать, в том числе рыцари Золотого руна , принц Оранский и графы Эгмонт и Хорн (позже лидеры голландского восстания), посещали Флориса в его доме, привлечённые его артистической репутацией. Художник вращался в кругу ведущих гуманистов, таких как Абрахам Ортелий , Xристофор Плантен , Лукас де Гер, Ламберт Ломбард, Доминик Лампсоний и Иероним Кок . Эта группа интеллектуалов и художников была первой, кто разработал оригинальную концепцию роли и места художников в Нидерландах того времени»
В 1549 году городские власти Антверпена поручили Флорису разработать оформление торжественного въезда в Антверпен Карла V Испанского и инфанта Филиппа. В 1547 году Флорис женился на Кларе Будевейнс, у супругов родились дочь и два сына. Сыновья Франс и Батист позднее были обучены отцом ремеслу рисовальщика и живописца. Батист умер молодым, а Франс Флорис де Вриндт Второй (1545 — ?) сделал успешную карьеру живописца, в 1604 году работал в Риме . Известны и другие художники, члены этой большой семьи .
Сравнительно немногие из произведений Франса Флориса Первого сохранились, отчасти потому, что следующее поколение художников и заказчиков посчитало их манерными и устаревшими. Основываясь на достижениях итальянских мастеров, по возвращении на родину Флорис попытался выработать оригинальный монументальный стиль, но, по мнению современных критиков, такая задача оказалась ему не по силам . Он писал крупноформатные картины, заполняя их мощными фигурами: мифологическими и библейскими персонажами: «Религиозные и аллегорические темы трактованы им в духе итальянского маньеризма . Они условны, эклектичны, далеки от действительности… Однако в этих попытках, пусть не всегда удачных, Флорис оказался своеобразным предшественником Рубенса .» .
Самое раннее дошедшее до нас произведение Флориса — «Марс и Венера, пойманные Вулканом» в Берлинском музее (1547), самое позднее — «Страшный суд» (1566) в галерее Брюсселя. Флорис во многом обязан своей репутацией умению, с которым его живописные работы были переведены в гравюры Иеронимом Коком и Теодором Галлем . Пока Флорис работал над огромными картинами «Распятие» и «Воскресение» для великого приора Испании, он заболел и скончался 1 октября 1570 года в Антверпене. Его картины для великого приора были закончены его помощниками Франсом Пурбусом Старшим и Криспеном ван ден Бруком. О нём писали стихи Доминик Лампсоний и поэт-художник Лукас де Хере , который, по словам ван Мандера , был его учеником.
В жанре портрета Франс Флорис продолжателем стиля Антониса Мора , он также был учителем художников Мартена де Воса и Антуана ван Блокландта . В российских музеях имеется несколько работ Флориса, в том числе «Аллегория Мира и Правосудия» ( Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве) . Картины « Суд Париса » и «Святое семейство» хранятся в санкт-петербургском Эрмитаже .