Когда мужчина любит женщину
- 1 year ago
- 0
- 0
Мужчи́на — человек мужского пола . Тот, кто обладает функциональными и морфологическими признаками, которые определяют мужской пол . Слово «мужчина» также может обозначать гендерную идентичность , а не пол человека . Обычно слово «мужчина» обозначает взрослого человека, а для обозначения ребёнка и подростка используются слова « мальчик » и «юноша» или «парень».
Мужчины разнообразны в предпочитаемых гендерных выражениях и в сексуальных предпочтениях . Однако в современном обществе доминирует бинарная гендерная система , при которой мужчины, не соответствующие установкам гегемонной маскулинности , не воспринимаются с обывательской точки зрения как «настоящие мужчины» и нередко подвергаются жёстким формам гендерного надзора .
Общество, в котором власть принадлежит полностью или по большей части мужчинам, называется патриархатом . Считалось, что патриархат является культурной универсалией , однако в настоящее время гуманитарные науки отошли от данной точки зрения. Тем не менее, науке неизвестно существование чисто матриархальных обществ. Современное общество во многих аспектах сохраняет признаки андроцентричности и патриархальности.
Междисциплинарной научной областью, изучающей мужчин, являются мужские исследования . Специфические проблемы изучает андрология .
Слово «мужчина» состоит из корня «муж-» и суффикса «-чин» . Ранее в древнерусском и русском языке в значении 'мужчина' также использовалось слово «муж» . Аналоги слова «муж» также встречаются во многих славянских языках . Корень «муж-» родственен древнеиндийскому mánuṣ ('человек', 'муж'), так же как и, например, немецкое Mann и английское man .
Во многих языках одно и то же слово обозначает как мужчину , так и человека вообще, например англ. man , фр. homme , рус. молодой человек (в обращении к мужчине) и др. В современных гуманитарных науках этот факт понимается как одно из ключевых проявлений андроцентризма — представления о мужчине и мужском как о норме, относительно которой женщина и женское рассматриваются как отклонение . К другим проявлениям андроцентризма в языке относится, например, игнорирование женщин за счёт использования «общего мужского рода» и местоимения «он» для обозначения человека вне зависимости от гендера .
Слово «мальчик» используется для обозначения ребёнка или подростка . Для обозначения молодого мужчины используются слова «юноша» , «парень», «молодой человек» . Слово «парень» также используется в разговорной речи для обозначения мужчины или человека вообще . Различные обозначения мужчин в родственных связях см. в статье « Родство ».
Во многих культурах, где гендер является значимой социальной категорией, приняты формы обращения , указывающие на гендер адресата — для мужчин это, например, « мистер » в английском языке , «герр» в немецком , « господин » в русском и пр. Наряду с гендерно-специфичными, во многих языках существуют и гендерно-нейтральные формы обращения — такие как русское « товарищ » и постепенно завоёвывающее популярность в английском «микс» или «макс» (на письме — Mx.) .
В западных культурах понятие «мужчина», как и « женщина », традиционно определяется в первую очередь через биологические особенности. Как отмечают некоторые исследователи, это связано с особым значением, которое в этих культурах придаётся природе [ значимость факта? ] [ страница не указана 363 дня ] .
В 2022 году Кембриджский словарь добавил к определению мужчины как взрослого человека мужского пола второе определение, включившее трансгендерного мужчину, описанного как «взрослого человека, который живет и идентифицирует себя как мужчина, хотя можно сказать, что он имел другой пол при рождении». В ответ на критику тех, кто посчитал это политическим заявлением, представитель Кембриджского словаря объяснил, что изменение соответствует тому, как слова используются в обществе. «Наши словари написаны для изучающих английский язык и призваны помочь пользователям понимать английский язык в том виде, в котором он используется в настоящее время», — говорится в заявлении .
С точки зрения генетики, у человека мужским считается гетерогаметный организм — то есть имеющий в кариотипе две разные половые хромосомы , обозначаемые X и Y , в отличие от женского организма, имеющего в кариотипе две X-хромосомы.
Сперматозоиды , имеющие гаплоидный набор хромосом (половину от набора в других клетках), содержат либо только X, либо только Y-хромосому. Генетический пол будущего ребёнка зависит от того, какую половую хромосому несёт сперматозоид, так как все яйцеклетки несут Х-хромосому.
По мнению некоторых авторов, в результате антагонической эволюции полов на мужской половой Y-хромосоме остались лишь гены, связанные с половым диморфизмом. Поскольку вероятность фатального «удара» по ней со стороны X-хромосомы втрое выше, чем возможности подобного влияния Y-хромосомы, для предотвращения серьёзных конфликтов с X-хромосомой мужская Y-хромосома вынужденно «отключила» множество генов, которые в настоящий момент не кодируют никакие белки . За 300 миллионов лет непрерывной «гонки вооружений» с Х-хромосомой, Y-хромосома мужчины из исходных 1438 лишилась 1393 генов .
Кариотип не всегда определяет анатомическое развитие — например, у некоторых людей с хромосомным набором XY строение половых органов соответствует традиционным представлениям о женской анатомии . Такое сочетание кариотипа и анатомии представляет собой один из видов интерсексуальности .
С точки зрения биологии, организм мужчины имеет ряд анатомических и физиологических свойств, которые отличают его от организма женщины . Отличия в строении тела мужчины и женщины делятся на первичные и вторичные половые признаки. Первичные половые признаки — это особенности строения органов размножения, которые формируются уже во время внутриутробного развития, но становятся функционально активными только в результате полового созревания . В процессе полового созревания формируются вторичные половые признаки — особенности остальных частей тела.
Мужские половые органы являются частью репродуктивной системы. К ним относятся половой член , яички , семявыносящий проток и простата . Назначение мужской репродуктивной системы — производство спермы , содержащей сперматозоиды , которые могут сливаться с яйцеклеткой внутри женского организма. Поскольку сперма, проникающая в матку , а затем в фаллопиевы трубы , оплодотворяет яйцеклетку, которая в дальнейшем развивается в эмбрион , мужская репродуктивная система напрямую не участвует в процессе беременности .
Вторичные половые признаки мужского организма обычно развиваются в период полового созревания под влиянием андрогенов — мужских половых гормонов, вырабатывающихся в яичках. Половое созревание у мальчиков обычно начинается позже, чем у девочек, — около 12-13 лет. К мужским вторичным половым признакам относят, в частности, более развитую, чем у женщин, мышечную систему, более высокий рост, крупные кисти рук и ступни, узкий таз и широкие плечи , более выраженный рост лобковых волос и волос на животе, груди и других частях тела, а также на лице, более низкий голос и выступающий кадык . При этом отдельные индивиды могут не вписываться в общую схему. Например, в целом мужчины выше женщин, но многие люди имеют средний для своего биологического вида рост, вне зависимости от пола [ прояснить ] .
Специфическими заболеваниями мужчин занимается медицинская дисциплина андрология . В основном мужчины подвержены тем же заболеваниям, что и женщины, однако есть и некоторые заболевания, специфические для пола. Распределение некоторых заболеваний коррелирует с полом человека — например, дальтонизм и другие наследственные заболевания, сцепленные с Х-хромосомой.
При рождении ребёнка ему обычно приписывается либо женский, либо мужской пол на основании внешнего вида половых органов . Но форма половых органов не всегда соответствует генетическому полу и необязательно предопределяет дальнейшее анатомическое и физиологическое развитие ребёнка, а также его гендерную идентичность . У некоторых интерсексуальных детей половые органы выглядят неоднозначно. Во многих странах таким детям в раннем возрасте проводятся хирургические операции, хотя положительное влияние таких операций на дальнейшую жизнь ребёнка не доказано . В других случаях интерсексуальность проявляется только в период полового созревания. По мнению некоторых биологов, традиционное выделение только двух полов противоречит биологической реальности .
Приписанный при рождении пол также может не соответствовать гендерной идентичности человека — внутреннему самоощущению как представителя того или иного гендера . Вне зависимости от того, является ли человек интерсексуальным , он может ощущать принадлежность к другому гендеру, чем приписанный ему при рождении. Трансгендерные мужчины — это мужчины, которым при рождении был приписан женский пол. Некоторые — хотя не все — трансгендерные мужчины проходят заместительную гормональную терапию и различные хирургические процедуры, чтобы привести свою внешность в соответствие с гендерной идентичностью .
Гендерная роль — это совокупность социальных ожиданий, предписывающих человеку определённое поведение в зависимости от его гендерной принадлежности. В современном мире господствует бинарная гендерная система , в которой люди разделяются на две противоположные группы: мужчин и женщин, — и подразумевается жёсткое соответствие между приписанным при рождении полом и гендерной ролью. При этом в некоторых культурах мира гендер традиционно не является значимой социальной категорией и, соответственно, нет традиционной мужской гендерной роли . В других культурах выделяется три и более гендеров и соответствующих гендерных ролей .
В тех культурах, где существует отдельная мужская гендерная роль, её содержание меняется со временем и различается в разных слоях общества. Например, исследователи отмечают, что в СССР с начала 1970-х годов традиционная патриархальная маскулинность «домостроевского типа» вступила в противоречие с новыми ценностями индивидуализма, равенства и «мягкой мужественности». Для многих современных мужчин ценность агрессивности и физической силы снижается, и формируется новый идеал маскулинности, где ценятся такие качества, как интеллектуальность, образованность, выдержанность, снисходительность .
В обществе существуют представления о «настоящем мужчине», максимально соответствующем принятым в обществе установкам «правильной» маскулинности. Данное явление описывается введённым социологом гегемонная маскулинность » .
понятием «В западных обществах, начиная с античности , для объяснения и обоснования мужских и женских гендерных ролей использовались отсылки к природным различиям мужчин и женщин . В современной науке такие обоснования иногда принимают форму эволюционных теорий , которые представляют современные гендерные роли как результат естественного отбора . Эволюционные теории гендерных различий не подтверждаются эмпирическими данными . В частности, эмпирические исследования опровергают утверждение о том, что женщины при выборе партнёра руководствуются его качествами как потенциального кормильца семьи, а мужчины — внешней привлекательностью . Многие учёные также указывают на грубые методологические ошибки таких теорий . (Подробнее см.: Биологические теории происхождения гендерных ролей .)
Хотя было проведено множество исследований с целью установить неустранимые различия между мужчинами и женщинами, достичь этой цели науке не удалось [ прояснить ] : по имеющимся научным данным, сходств между представителями разных гендеров гораздо больше, чем различий, — поэтому некоторые современные учёные отмечают, что целесообразнее было бы говорить о базовой гипотезе гендерного сходства . Выявляемые учёными небольшие различия между мужчинами и женщинами (в математических способностях, способностях к пространственному восприятию и агрессивности ) не универсальны, и существуют данные об их зависимости от влияния гендерных стереотипов .
Как цисгендерные , так и трансгендерные мужчины разнообразны в своих гендерных выражениях .
Во многих современных обществах широко распространены гендерные стереотипы , приписывающие мужчинам такие качества, как активность, стремление к лидерству, авторитарности и риску , агрессивность и рациональность , и осуждающие проявление мужчинами слабости и эмоциональности. Гендерные стереотипы в целом не соответствуют действительности. Например, хотя мужчины сообщают, что не считают себя очень склонными к эмпатии , но измерения физиологических и мимических реакций показывают, что различий в непосредственных эмпатических реакциях между мужчинами и женщинами нет . Другие исследования обнаруживают, что мужчины испытывают злость, грусть и страх так же часто, как женщины, но при этом чаще выражают злость и подавляют другие негативные эмоции, а женщины, наоборот, подавляют злость и выражают грусть и страх .
С точки зрения современной науки, гендерные стереотипы служат поддержанию существующих в этих обществах гендерных ролей и, в частности, гендерного неравенства . Как правило, те стереотипные качества, которые в той или иной культуре приписываются мужчинам, ценятся в рамках этой культуры выше, чем качества, приписываемые женщинам . Таким образом, гендерные стереотипы выражают и укрепляют андроцентризм — представление о мужчинах как о норме, относительно которой женщины представляют собой отклонение .
Как показывают исследования, гендерные стереотипы о мужчинах и нормативное давление окружения и общества, требующих от мужчин воплощать гендерные стереотипы, наносят вред мужчинам. В частности, гендерные стереотипы способствуют вовлечению мужчин в рискованое поведение и совершение преступлений . С другой стороны, гендерные стереотипы мешают мужчинам обращаться за помощью в случаях, когда они сами оказываются пострадавшими от насильственных действий .
Гендерный надзор в отношении мужчин часто имеет гомофобный характер, о чём свидетельствуют гомофобные оскорбления, активно использующиеся в отношении мужчин, отступающих от принятых в обществе гендерных установок .
Сексуальность мужчин является разнообразной — в частности, мужчины могут иметь различную сексуальную ориентацию .
Древний Египет. Мужчина, человек
иероглифами |
||
---|---|---|
|
Исторически сложилось так, что в большинстве культур мужчины имели больше прав и пользовались большим авторитетом в обществе, чем женщины. Эта традиция закреплена и в предписаниях распространённых мировых религий. Мужчина выполнял роль воина, кормильца семьи, а женщина присматривала за детьми, готовила еду и, в зависимости от общества, управляла домашними рабами мужа. В современной науке превалирует точка зрения, что чисто матриархальных обществ никогда не существовало . Патриархат же ранее считался в принципе культурно универсальным явлением, однако в настоящее время гуманитарные науки отошли от данной точки зрения . Точку зрения, что все известные общества были патриархальными, разделяет социолог Э. Гидденс .
Перемены, произошедшие в отношении к женщине в XX веке на Западе, наиболее ярко характеризуются такими процессами, как сексуальная революция и активизация феминизма , как организованного проявления стремления к равноправию мужчины и женщины. В СССР, после уравнивания в правах, женщина трудилась вместе с мужчинами от колхозов, до заводов и научных лабораторий.
В настоящее время во многих странах женщины уравнены в правах с мужчинами на законодательном уровне, однако часты случаи дискриминации женщин .
Что же касается дискриминации мужчин и антимужских предубеждений, то данные явления существуют , однако, как указывают исследователи в сфере социальной справедливости Камден Странк и Лесли Локк, по крайней мере в отношении цисгендерных мужчин дискриминация и предубеждения не являются системными по своей природе, в отличие от укоренившейся дискриминации женщин . В связи с этим далеко не все учёные придерживаются точки зрения, что дискриминацию мужчин, во всяком случае, цисгендерных, можно называть сексизмом . Так, социологи и Дэвид Уэллман используют данный термин в строгой привязке к мужским привилегиям . Мужчины чаще сталкиваются с сексизмом со стороны мужчин, чем со стороны женщин .
Термин, обозначающий ненависть к мужчинам — « мизандрия », популяризированный представителями движения за права мужчин во многом из-за схожести с термином « мизогиния », который употребляется феминистками в основном в отношении институционализированного угнетения женщин, также широко подвергается критике как пример ложной аналогии .
Древнеславянские мифологические мотивы создания богом первых людей из теста сохранились в русской поговорке: «Испечён из того же теста» , относимой к людям, схожим по образу мысли и действиям. Согласно другому мифу, сохранившемуся в сказочных сюжетах, первый человек был вырублен из ствола дерева или родился из полена , положенного в люльку : отсюда происходит крылатое выражение «неотёсанный человек», «чурбан неотёсанный» . Имеется мифологический сюжет и о том, как бог сшивал первых людей из кожи по одному шаблону, но для сшивания мужчины оторвал слишком длинную нитку, поэтому её конец остался болтаться у того между ног. А женщина осталась незашитой, так как нитки не хватило. Наконец, поговорка «Холостой — полчеловека» и фраза «вторая половинка» (о жене или муже) могут восходить к восточнославянской легенде о первых людях, которые вылуплялись из яиц, снесённых Евой . Но перед этим бог разрезал эти яйца на две половинки и выбросил с неба. На Земле из двух половинок одного яйца рождались мужчина и женщина, которые были предназначены друг для друга, и вступали в счастливый брак. Но некоторые половинки попали в болота или в глубокие овраги, и там погибли. Оттого, будто бы некоторые люди не могут найти себе подходящую пару, и остаются в одиночестве .
В других поговорках отражены женские стереотипы, направленные не на внешние данные мужчины, а на ум и ответственность: «Мужчина, коли хоть немножко казистее черта, — красавец»; «Отчего мужик дешёв? — Оттого, что глуп»; «На красивого глядеть хорошо, с умным жить легко»; «Хоть плох муженек, да затулье мое; завалюсь за него — не боюсь никого» и т. д.
Во все времена образ мужчины выступал в качестве героического персонажа, как объект для запечатления в изобразительных искусствах. Здесь приведены лишь некоторые известные произведения искусства, изображающие мужчину и/или посвящённые мужчине.
В живописи: Сотворение Адама .
В кино: Укрощение строптивого .
В скульптуре: Давид (Микеланджело) .
В литературе: Одиссея .
В 1985 году американская карикатуристка Элисон Бекдел обратила внимание на то, что в кинематографе мужчины имеют настолько более широкую репрезентацию , чем женщины, что весьма сложно найти фильм, который прошёл бы тест :
Тест Бекдел в скором времени стал активно использоваться критиками для оценки телевидения, кино, комиксов и книг .
{{
cite news
}}
: Википедия:Обслуживание CS1 (формат даты) (
ссылка
)