Отцы Церкви
- 1 year ago
- 0
- 0
Восхищение Церкви ( др.-греч. ἅρπασμα , буквально «похищение», «захват», англ. rapture ) — термин в христианской эсхатологии , распространённый в протестантской среде (особенно среди баптистских , пятидесятнических и других церквей, ощутивших влияние диспенсационализма ). Под «восхищением» подразумевают вознесение Церкви для её встречи с Иисусом Христом перед Его Вторым пришествием . Значительная часть протестантов считает, что Восхищение Церкви и Второе пришествие Иисуса Христа для суда над миром — два разных события, разделённые во времени.
Термин «восхищение» взят из Синодального перевода Библии , из слов апостола Павла , адресованных христианской церкви в Фессалониках :
Потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем
— 1Фес.
По мнению баптистского богослова И. В. Каргеля , Восхищение «заключает в себе самое высшее торжество, в которое войдет Церковь здесь на земле, то есть, торжественная победа над смертью и могилой, вход с Ним Превознесенной Главой Церкви в славу Его, которую Он имел прежде создания мира и ту славу, которая Ему будет, как сыну Человеческому дана после входа в Церковь Свою» .
В греческом языке в 1Фес. использована форма глагола , который переводится «хватать, похищать, захватывать, расхищать, восхищать», с коннотацией внезапности этого события. В схожем значении глагол использован в Деян. , 2Кор. и Откр. .
В различных переводах Библии на русский язык глагол др.-греч. αρπαγησόμεθα в 1Фес. переводится по-разному. Так, в переводе Нового Завета Кассианом (Безобразовым) , как и в Синодальном переводе использовано слово «восхищены». В то же время в « Радостной вести » глагол переведён как «будем унесены», а в переводе Библии Международным библейским обществом — «подняты».
Сторонники взгляда на восхищение Церкви как событие, разделённое с пришествием Христа во славе значительным промежутком времени, находят подтверждение своему толкованию этого стиха у некоторых Отцов церкви первых веков. Так, автор «Лекций по систематическому богословию» Генри Кларенс Тиссен нашёл подобные утверждения в трактате « Против ересей » Иринея Лионского и в другом известном древнем христианском произведении — « Пастыре Гермы » . По мнению Тиссена, Ириней Лионский предполагал восхищение церкви во время периода Великой скорби , а автор «Пастыря Гермы» — до начала периода Великой скорби. Однако в обоих произведениях Тиссен нашёл и противоречащие этому утверждения авторов. Из этого он сделал вывод, что в первые века христианства «существовала некоторая путаница в этом вопросе» .
По мнению Тиссена, неясность учения Церкви первых веков в этом вопросе объясняется тем, что христиане в это время жили в состоянии постоянного ожидания Господа и не были озабочены возможностью наступления скорбей в будущем. В дальнейшем, с появлением Константина Великого и обретения Церковью государственного статуса, «Церковь обратилась к аллегоризации тех мест Писания, которые говорят о пришествии Господа. Одновременно с отрицанием буквального Тысячелетнего Царства , начали отвергать и скорбь, или представлять её в аллегорических образах» , — писал Тиссен .
Разработка доктрины началась в 17 веке американскими пуританами отцом и сыном Инкризом и Коттоном Мэзерами . Они считали, что Церковь будет восхищена на встречу Господу, а затем, в преддверии наступления Тысячелетнего царства, спустится на землю. Более детально доктрина о Восхищении Церкви была разработана в 18 и 19 веках богословами ( англ. )(1788), католическим священником Эммануэлем Лакунзой (Emmanuel Lacunza) (1812) и Джоном Нельсоном Дарби (1827).
Ранние вероисповедания российских баптистов и евангельских христиан , не содержат положения о тайном восхищении Церкви до великой скорби, излагаемая в них эсхатология совпадает с традиционными представлениями исторических церквей (см. раздел «Посттрибулационисты»). В первой половине XX столетия приобретает популярность и авторитет «Толкователь книги Откровение » И. В. Каргеля . В 1950—1960-е годы в работах А. В. Карева , А. И. Мицкевича и других руководящих братьев ВСЕХБ второе пришествие Иисуса Христа уже представлено состоящим из двух стадий, на первой из которых — тайном приходе Христа за Церковью — состоится её восхищение. Официально положения доктрины о предскорбном восхищении Церкви впервые вошли в вероучение церквей ЕХБ Советского Союза в 1985 году, на 43 съезде ВСЕХБ, и перешли в последующие вероисповедания .
Некоторые верующие считают, что Второе пришествие Иисуса Христа будет представлять собой два различных события, либо это будет одно событие, но осуществлённое в два этапа. Такое представление вызвано расхождениями, возникающими при буквальном толковании двух групп библейский отрывков, посвящённых Второму пришествию (основными в этих группах являются отрывки 1Фес. — с одной стороны и Мф. — с другой).
«Встреча Спасителя с Церковью состоится именно в воздухе ( 1Фес. ); это касается только христиан ( Ин. ); Восхищение есть тайное действие ( 1Кор. ), которое произойдёт внезапно, „во мгновение ока“ ( 1Кор. ); это будет время благословения ( 1Фес. ), когда Христос откроется христианам на небе как „звезда светлая и утренняя“ ( Откр. ). Нечто совсем иное читаем мы о пришествии Иисуса Христа на землю: пришествие состоится именно на землю ( Зах. ); Христос придёт как праведный Судья вместе с Церковью (а, стало быть, она оказалась на небесах прежде данного события — Кол. ; 1Фес. ; 1Фес. ; Иуд. ); это будет совсем не тайное, а всем очевидное событие, сопровождаемое многими знамениями Мф. ; это будет время суда над живущими на земле ( Откр. ); эти события относятся как к Израилю Мф. , так и к язычникам, не вошедшим в Церковь Христову Мф. », — считает богослов Константин Прохоров .
Восхищение Церкви |
Второе пришествие Христа |
---|---|
Явление Христа на небе ( 1Фес. ) |
Христос приходит на землю ( Зах. ) |
Христос приходит за святыми ( 1Фес. ) |
Христос приходит со святыми ( 1Фес. ) |
Нет признаков предшествующих восхищению |
Предвещается многими признаками ( Мф. ) |
Весть о нём утешает верующих ( 1Фес. ) |
Время мучений и суда ( 2Фес. ) |
Случится мгновенно, только те, кто принадлежит Ему, будут Его видеть ( 1Кор. ) |
|
После него начинаются дни Великой Скорби |
После него начинается Тысячелетнее царство |
Большинство католиков, православных, англикан и лютеран считают, что Второе пришествие Христа будет одним, очевидным для всех событием.
Диспенсационалисты считают, что христиане будут вознесены на небо с возможным в дальнейшем возвращением на землю. Католический комментатор Библии Вальтер Друм (Walter Drum) считает, что в 1Фес. речь идёт о сборе Церкви на небе .
В то же время у англикан на этот вопрос имеются различные взгляд. Некоторые англиканские комментаторы (например, Н. Т. Райт (N. T. Wright) считают местом назначения некую местность на Земле . Часто называется Иерусалим .
Среди амилленаристов (отрицающих буквальное толкование Тысячелетнего царства), постмилленаристов (Postmillennial) (считающих, что Христос придёт после Тысячелетнего царства) и посттрибулационистов-премилленаристов (Post-tribulation Premillennial) (считающих, что Восхищение произойдёт после великой скорби, но до начала Тысячелетнего царства) нет особой разницы во взглядах на соотношение времени Восхищения Церкви и времени Второго пришествия Христа. Они считают, что Восхищение Церкви либо совпадёт со Вторым пришествием, либо эти события будут следовать сразу одно за другим.
В то же время у остальных премилленаристов (кроме посттрибулационистов), считающих, что между Восхищением и Вторым пришествием пройдёт некоторое время, есть различия (см. таблицу-иллюстрацию).
Претрибулационисты считают, что Восхищение Церкви произойдёт до начала семилетнего периода Великой скорби (Tribulation), в то время как Второе пришествие произойдёт в конце этого периода. В русскоязычном богословии к претрибулационистам относятся Иван Каргель , , Константин Прохоров и другие.
Не все претрибулационисты являются диспенсационалистами .
Мидтрибулационисты полагают, что Восхищение Церкви произойдёт на протяжении семилетнего периода Великой скорби (во время 70-й седьмины, упомянутой в книге пророка Даниила ( Дан. ). В книге пророка Даниила последняя седьмина разделена надвое, поэтому и период Великой скорби ими делится на две части по 3,5 года каждый. Исходя из описании Даниила, по-настоящему скорбной станет вторая половина седьмины. Мидтрибулационисты полагают, что Церковь будет восхищена перед тяжёлым излияния Божьего гнева во второй половине седьмины.
Мидтрибулационисты часто обращаются к другому отрывку из книги пророка Даниила — Дан. , где сказано, что святые Всевышнего будут преданы в руку антихриста «до времени и времён и полувремени», интерпретируя так первый период в 3,5 года. По прошествии же половины скорби, антихрист устроит « мерзость запустения », осквернив Иерусалимский Храм , который будет построен на Храмовой горе , (см. Третий Храм ).
Взглядов мидтрибулационистов придерживается меньшинство среди премилленаристов .
Эта группа верующих также считает, что Восхищение произойдёт на протяжении периода Великой скорби перед Вторым пришествием. Однако, по их мнению, Церковь будет присутствовать на Земле во время второй половины 70-й седьмины из книги пророка Даниила, когда антихрист будет находиться в Иерусалимском Храме. При этом точные сроки Восхищения неизвестны. Ссылки на Евангелия ( Матфея — 24 глава, Марка — 13 глава и Луки — 21 глава) используются в качестве доказательства того, что это испытание будет прервано пришествием Христа, чтобы восхитить праведников. Этот момент привязывается к событиям из книги Откровение , — снятия шестой печати, помрачения солнца и луны, ставшей как кровь ( Откр. ) .
К этому времени многие христиане будут убиты антихристом. После Восхищения Церкви произойдёт день излияния гнева Господня («день Господень»). Гнев Господень будет изливаться на нечестивых до конца 70-й седьмины .
Сторонники этой теории считают, что истинные христиане будут восхищены до, во время или после Великой скорби в зависимости от своей веры . Восхищение верующего определяется сроком его обращения к вере во время скорби.
Те, кто был верен Церкви до скорби, будут и восхищены до скорби, остальные, обратившиеся во время скорби, «будут восхищены группами тогда, когда будут готовы к пути» .
Посттрибулационисты ставят время Восхищения Церкви в конец периода Великой скорби. Авторы-посттрибулационисты определяют период скорби, в общем смысле, как всю историю человечества до Второго пришествия Христа, или, в особом смысле, как время непосредственно перед ним . Здесь акцентируется внимание на том, что Церкви надлежит испытать скорбь, даже если она будет избавлена от излияния гнева Господня . Главным библейским обоснованием этой точки зрения является отрывок из Евангелия от Матфея:
вдруг, после скорби дней тех … соберут избранных Его…
— Мф.
Посттрибулационисты считают, что Восхищение Церкви будет происходить одновременно со Вторым пришествием Христа. Верующие будут встречать Иисуса в воздухе и затем будут сопровождать Его в возвращении на Землю. По мнению посттрибулационистов, упомянутые в 1Фес. и в 1Кор. трубы возвещают в конце скорби пришествие Христа. Они считают это одним событием с трублением седьмого Ангела из книги Апокалипсис ( Откр. ).
К посттрибулационистам принадлежит известный в русскоязычных евангельских церквях американский пастор и богослов Джон Пайпер (John Piper).
Точка зрения посттрибулационистов фактически совпадает с традиционными воззрениями исторических церквей и толкованием ими 1Фес. как события, непосредственно предшествующего возвращению Христа во славе, «в сретение (то есть навстречу) Господу» , духовный смысл которого - продолжение уподобления верующего Христу ( Флп. ), соединение с Ним в Вознесении .
Обращают внимание на то, что в 1Фес. , как и в 1Кор. апостол Павел без всяких оговорок или предположений уверенно пишет в первом лице конкретно о своём поколении. Это согласуется со словами Христа «Истинно говорю вам: не прейдет род (γενεὰ — по одному из значений, поколение ) сей, как всё сие будет» ( Мф. , Мк. , Лк. ; ср. т.ж. Мф. , Мк. , Лк. ). Таким образом, событие о котором говорится в 1Фес. , уже произошло, буквально или аллегорически, не позже I-го столетия.
Многие верующие в Восхищение Церкви пытались предсказать его дату, несмотря на предупреждение Иисуса Христа:
О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один
— Мф.
Ещё одной проблемой для желающих установить дату Восхищения стали слова Христа:
Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все сие будет
— Мф.
Все ранее сделанные попытки предсказать дату Восхищения были неудачными и заканчивались дискредитацией таких предсказателей. Впрочем некоторые из таких предсказателей, после своего провала, «переосмысливали» Писание и либо переносили дату на более позднее время (например, Свидетели Иеговы ), либо вовсе отказывались от подобных предсказаний.
В то же время в Библии описаны признаки последнего времени (участившиеся войны, болезни, стихийные бедствия и т. д.) и на протяжении многих поколений верующие усматривали эти признаки в том времени, в котором они жили.
Ниже приведены некоторые из известных предсказаний даты Восхищения Церкви.
When Paul speaks of 'meeting' the Lord 'in the air,' the point is precisely not—as in the popular rapture theology—that the saved believers would then stay up in the air somewhere, The point is that, having gone out to meet their returning Lord, they will escort him royally into his domain, that is, back to the place they have come from. Even when we realize that this is highly charged metaphor, not literal description, the meaning is the same as in the parallel in Philippians 3:20. Being citizens of heaven, as the Philippians would know, doesn't mean that one is expecting go back to the mother city but rather means that one is expecting the emperor to come from the mother city to give the colony its full dignity, to rescue it if need he, to subdue local enemies and put everything to rights.
We are not Raptured off the earth, nor is God. No, God has come to live in the world through Jesus. God created the world, God loves the world, and God will never leave the world behind!