Interested Article - Полисский, Николай Владимирович
- 2020-12-31
- 1
Никола́й Влади́мирович Поли́сский ( Дядя Коля ; род. 5 января 1957 , Москва ) — советский художник , российский современный художник , скульптор , живописец , педагог . До 2000 года занимался преимущественно пейзажной живописью . Единственный московский участник начального состава ленинградской арт-группы « Митьки ». Полностью отойдя в 1997 году от «Митьков», в 2000 году в возрасте 43 лет начал заниматься ленд-артом , став самым известным представителем этого жанра в России . Некоторые из работ Полисского можно отнести к паблик-арту , инсталляциям и скульптуре . Значительная часть ленд-артовских и других проектов сделана Полисским в деревне Никола-Ленивец Калужской области совместно с созданными им Никола-Ленивецкими промыслами и находится (или находилась до уничтожения) на территории парка « Никола-Ленивец ». Основатель фестиваля « Архстояние », от которого впоследствии дистанцировался.
Биография
Родился в семье профессионального военного . Школьные летние каникулы проводил в Завидове . После окончания школы три года подряд пытался поступить в Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское) , «но попасть в Строгановку в те времена было нереально», поэтому в 1977 году поступил в Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени В. И. Мухиной («Муху»).
В 1982 году окончил факультет керамики Училища имени В. И. Мухиной, где учился в одной группе с Александром Флоренским , одним из будущих основателей « Митьков ». Там же познакомился с другим будущим основателем «Митьков» — Дмитрием Шагиным , по уменьшительному имени которого была названа вся арт-группа. В 1985 году Полисский стал первым и единственным московским участником начального состава ленинградских «Митьков». Вторым московским «митьком» чуть позже стал Константин Батынков , после чего появилась «московская фракция» «Митьков».
Я был главой московской фракции. Знаете — Минин, Пожарский, Полисский, Батынков… Когда мы, москвичи, появились, питерские митьки решили, что нужно занять оборону. У них были большие планы относительно утверждения собственного величия. Митьки, конечно, не собирались победить весь мир, но очень рассчитывали, что именно так и произойдет. Поэтому им всё время нужно было быть в Москве. Мы, в свою очередь, пытались устроить революцию, Митьку [Шагина] превратить в английскую королеву и захватить власть.
В 1989 году после возвращения с выставки «Митьки в Париже» по приглашению Василия Щетинина стал приезжать в деревню Никола-Ленивец в Калужской области , где в 1994 году построил собственный дом.
В 1997 году московская фракция «Митьков» при кураторстве Марата Гельмана провела на Манежной площади в Москве новогоднюю акцию «Митьковская ёлочка». Петербургские «митьки» в это время жили напротив Манежной площади в гостинице « Москва » и, решив, что москвичи «зарвались», прислали директору «Митьков» Сергею Лобанову « чёрную метку » — сообщили ему, что он уволен и больше не имеет права называться «митьком». «В этот момент, — вспоминал позже Полисский, — я сказал: „Всё, ребята“».
Полисский полностью отошёл от «Митьков», продолжая после этого заниматься пейзажной живописью, и спустя несколько лет дал «Митькам» нелицеприятную оценку:
Неужели о митьках помнят? Митьки — это весёлая пьяная юность, я о ней не жалею. Но, конечно, сейчас говорить о митьках можно только в историческом контексте. <…> Я счастлив, что Митя [Шагин] не поддался на мои притязания править митьками по типу серого кардинала. Не согласился на роль английской королевы. Я ему очень благодарен, что занялся собственной жизнью. А Митька сейчас — единственный профессиональный пенсионер митьковского движения, который пользуется благами от митьковства. Митьки ведь обезличенные — знамениты только Шагин и Шинкарёв . Что от митьков осталось? Кое-какая графика Голубева да литературные произведения Володи Шинкарёва. Легенда осталась. Но материального подтверждения нету. Искусства митьки не создали. <…> Кто такой митёк? Дурашливый раздолбай. Митёк — это герой 1980—1990-х. У Володи Шинкарёва было всё сказано: «На красный террор ответим белой горячкой».
В конце 1990-е|1990-х]] годов Полисский пережил тяжёлый творческий кризис, который к концу 1999 года обернулся переходом художника в новое качество:
Я вдруг понял, что превращаюсь в какое-то животное, вечно пережёвывающее краску. Вроде всё было хорошо: мои картины продавались, я преподавал в Московском технологическом институте лёгкой промышленности , но при этом чувствовал, что прочно упираюсь головой в потолок. Я видел, что есть другое искусство, но не знал, как в него войти. Идея пришла, когда я ехал на машине в Нижний Новгород. Как раз выпало очень много снега, и я почему-то задумался о том, как много снеговиков можно из него слепить. И вдруг понял, что это не просто мысль. Это проект.
Резкое изменение жизнедеятельности имело семейный и социальный аспект:
Дома поначалу женщины рыдали, дети плакали: «Папа сошёл с ума!» Ведь я оставил престижное занятие живописью и занялся чем-то очень странным, чего никто у нас не делал…
На выставке « Арт-Манеж » 2002 года Полисский, на время вернувшийся к живописи, сделал инсталляцию в виде пирамиды, повторяющей очертания « Сенной башни », из собственных новых картин.
В июле 2011 года вёл переговоры с екатеринбургским заводом «Вторчермет» об одном или нескольких объектах из металлолома в Екатеринбурге в рамках III фестиваля парковой скульптуры ( 17 — 31 августа 2011 года). Никаких публичных сообщений об участии Полисского в екатеринбургском фестивале или объектах художника в Екатеринбурге после этого не было.
В интервью 2010 года журналу « Артхроника » пятидесятитрёхлетний Полисский подвёл предварительные итоги своей жизни и сказал о предстоящей старости:
Я же художник XXI века, с 2000 года веду своё летоисчисление. Я идеалист. Хотя по прошествии времени мне предъявляют претензии, что я слишком всё рационально выстроил. Но я никогда не выстраивал ни свою жизнь, ни карьеру. Конечно, нужно свою жизнь придумать так, чтобы гармонично получилось со старостью и с деньгами. <…> Я думаю, что [старости] особо не будет. Есть всё-таки такой план — упасть стоя. Я не мыслю себя в забвении, дряхлости, просто не хватит времени. На старость я пока не выделяю никаких ресурсов.
Успешность Полисского-художника лэнд-арта, как правило, заставляет задумываться о том, что представлял собой Полисский-живописец до 2000 года — тем более что сам Полисский не любит об этом вспоминать. Типичный пассаж обычного, вполне расположенного к Полисскому, журналиста из корпоративного журнала выглядит так:
Николай Полисский до недавнего времени был обычным художником. Не очень успешным, надо полагать.
Полисский и местные жители
Уже в самом начале своих лэнд-артовских проектов Полисский начал сотрудничать с местными жителями. Сам масштаб этих работ (сотни снеговиков, тонны сена, десятки кубометров дров), в отличие от традиционной живописи, не позволял работать в одиночестве. Естественным было работать с жителями окрестных деревень, а не привлекать гастарбайтеров.
Началось всё со снеговиков , когда зимой мы с друзьями-художниками и деревенскими вылепили на склоне Угры больше сотни снеговиков. В самом начале у местных было некоторое недоумение — зачем всё это? Но сама тема — игровая, традиционная, детская — снимала этот вопрос. Все восприняли это как весёлую зимнюю игру и с большим удовольствием приходили лепить. И даже получали некоторое вознаграждение — художники ведь тоже получают какие-то гонорары. На проекте со снеговиками всё и определилось: и взаимопонимание, и взаимоотношения, и команда помощников-конструкторов. А на строительство сенной башни приезжали уже волонтёры, группы человек по тридцать, которые бесплатно два раза в неделю помогали нам укладывать сено. Всем было очень весело — работала в основном молодёжь — все как-то радостно отмечали, как день ото дня растёт башня. Эстетический момент в работе был очень важным.
Творчество
Лэнд-арт, паблик-арт и инсталляции скульптур из природных материалов
Всё пошло от естественного материала, всё началось <…> со снеговиков. Снег — бесплатный материал. И его много. И из него так и хотелось что-то сделать. А потом снег растаял, и появилась трава. Захотелось что-то сделать из травы, из сена (другое дело, что его пришлось потом прикупить). Затем подумал о другом природном материале — о дереве… <…> Основа проектов — материал. Мне нравится, что критики и искусствоведы находят в этих работах какие-то вторичные и третичные смыслы. Это подтверждает правильность изначального замысла.
В этой сфере образование у меня не было систематическим. Что-то, конечно, видел, что-то слышал. Но ведь что-то и откладывается в подкорке. Я перед собой не ставил задачи — займусь-ка лэнд-артом. Просто я всегда любил природу и как живописец до безумия писал разные пейзажи. А потом подумал: а не начать ли работать в самом этом пространстве и с элементами этого пространства? Оказалось, это возможно.
«Снеговики»
«Сенная башня»
О возникновении замысла «Сенной башни», которая существенно отличалась от предыдущего проекта «Снеговики», Полисский сказал:
…В таком месте, как Никола-Ленивец, где как бы объединились все красоты русской природы, которые всегда любили наши художники, — живописный поворот реки, заливной луг, дальний лесок, церковь на горке — хотелось поставить что-то значительное, что-то архаичное.
«Дровник»
«Медиа-башня»
«Маяк на Угре»
«Лихоборские ворота»
«Границы империи»
«Грачи прилетели»
«Жар-птица»
«Большой адронный коллайдер»
«Гиперболоидная градирня» («Вулкан»)
«Охотничьи трофеи»
«Пермские ворота»
«Колонна из виноградного дерева»
«Колонна из виноградного дерева» была создана в 2002 года в городе Ди ( Франция ) в рамках фестиваля . Инженерным обеспечением «Колонны из виноградного дерева» занимался Михаил Буланенков.
Ирина Кулик написала о «Колонне из виноградного дерева»:
Причудливая резьба, испещрившая монументальную колонну, на самом деле всего лишь изгибы сухой виноградной лозы, из которой сплетено это сооружение. <…> …Постройка из лозы во французском городе Ди кажется колонной Траяна в интерпретации Гауди
«Политехнические ворота»
«Политехнические ворота» были созданы и установлены в 2015 году недалеко от павильона «Транспорт» на ВДНХ , где в то время располагалась экспозиция закрытого на реконструкцию Политехнического музея . Высота — 12 метров. Экспозиция выполнена из металла и дерева, а буква П «напоминает спираль ДНК ».
Семья
- Сын — Иван Николаевич Полисский .
Известные произведения
Лэнд-арт, паблик-арт и инсталляции скульптур из природных материалов
- 2018 — «Священный табун мифических лошадей» ( Республика Саха (Якутия) , с. Владимировка)
- 2014 — «Чермянка» (Москва, район Отрадное)
- 2013 — «Бобур» ( Калужская область , Парк «Никола-Ленивец» )
- 2012 — « Вселенский разум » ( Калужская область , Парк «Никола-Ленивец» )
- 2012 — « Парад снеговиков » ( Пермь , площадь перед гостиницей «Урал»)
- 2011 — « Пермские ворота » ( Пермь )
- 2011 — « Сотворение мира » ( Москва , Парк Горького )
- 2010 — « Спутник » ( Франция , Дюнкерк )
- 2010 — « Охотничьи трофеи » ( Франция , Париж , отель )
- 2010 — « Снеговики »
- 2009 — « »
- 2009 — «Гиперболоидная градирня» («Вулкан») ( Калужская область , Парк «Никола-Ленивец» )
- 2009 — « Большой адронный коллайдер » ( Люксембург , )
- 2008 — « Жар-птица » ( Калужская область , Парк «Никола-Ленивец» )
- 2008 — « Грачи прилетели » ( Калужская область , Парк «Никола-Ленивец» )
- 2007 — « Границы империи » ( Калужская область , Парк «Никола-Ленивец» , фестиваль « Архстояние »)
- 2006 — « » ( Московская область , Воскресенск , усадьба Кривякино )
- 2006 — « ВАлЯТЬ сНЕЖНОГО ДУРАКА » ( Москва , Арбат )
- 2005 — « Лихоборские ворота » (совместно с Галиной Лихтеровой; Москва , Алтуфьевское шоссе )
- 2005 — « » ( Москва , Третьяковская галерея , 1 Московская биеннале современного искусства )
- 2005 — « ВАлЯТЬ сНЕЖНОГО ДУРАКА » ( Москва , Арбат )
- 2004 — « » (совместно с Александром Пановым; Нижний Новгород )
- 2004 — « Маяк на Угре » ( Калужская область , Парк «Никола-Ленивец» )
- 2003 — « Арт-базар » (совместно с Александром Пановым; Московская область , бывший пансионат «Клязьминское водохранилище», фестиваль « »)
- 2003 — « Ампирная колонна » ( Москва , ЦВЗ «Манеж» , ярмарка «Арт-Манеж»)
- 2003 — « Медиа-башня » ( Калужская область , Парк «Никола-Ленивец» )
- 2002 — « Дровник » ( Калужская область , Парк «Никола-Ленивец» )
- 2002 — « Акведук » ( Калужская область , Парк «Никола-Ленивец» )
- 2002 — « Колонна из виноградного дерева » ( Франция , Ди , фестиваль )
- 2001 — « Сенная башня » ( Калужская область , Парк «Никола-Ленивец» )
- 2000 — « Снеговики » ( Калужская область , Парк «Никола-Ленивец» )
Выставки
Персональные выставки
- 2009 — Музей современного искусства , Люксембург (с инсталляцией « Большой адронный коллайдер »).
- 2008 — Русский павильон, XI Архитектурная биеннале, Венеция .
- 2004 — «Башни», , Димитровград ; , Ульяновск .
- 2002 — «Башня» (совместно с Константином Батынковым ; De Moscou, Центр современного искусства Quartier , Кемпер , Франция )
- 1997 — «Двадцать видов реки Угры», Центральный дом художника , Москва .
- 1991 — Галерея XXI, Мадрид , Испания .
Групповые выставки
- 2008 — « Русское бедное », Речной вокзал , Пермь .
- 2006 — Конкурс Владимира Потанина «Меняющийся музей в меняющемся мире», Московская область , Воскресенск , усадьба Кривякино (с проектом « »).
- 2005 — 1 Московская биеннале современного искусства , Москва , Третьяковская галерея (с проектом « »).
- 2005 — 1 Московская биеннале современного искусства , фестиваль « », Московская область (с проектом « », совместно с Александром Пановым и Никола-Ленивецкими промыслами ).
- 2004 — Фестиваль « », Московская область (с проектом «Арт-базар-2», совместно с Александром Пановым и Никола-Ленивецкими промыслами ).
- 2003 — «Артконституция», выставка галереи Петра Войса , Московский музей современного искусства .
- 2002 — Выставка российской фотографии на стенде галереи Сarre Noir , Paris Photo-2002 , Париж
- 2002 — Современная российская фотография. Второй международный фестиваль фотографии PRO Зрение, Нижний Новгород
- 2002 — IV Международный месяц фотографии в Москве Фотобиеннале-2002, ЦВЗ «Манеж» , Москва ; мастерские « Арт-Москвы », Центральный дом художника , Москва
- 2001 — Ярмарка « Арт-Москва », Центральный дом художника , Москва
- 1999 — «Маниловский проект» (совместно с Константином Батынковым и Сергеем Лобановым), Токо-Тауэр, Москва
- 1999 — Инсталляция «Храм уединенного размышления» (совместно с Константином Батынковым и Сергеем Лобановым), в рамках акции «Маниловский проект», Галерея Марата Гельмана , Москва
- 1997 — «Водка» (в составе группы « Митьки »), Галерея Марата Гельмана , Москва ; Московский международный форум художественных инициатив, Новый Манеж , Москва
- 1997 — «Митьки — флоту» (в составе группы « Митьки »). Центральный военно-морской музей , Санкт-Петербург
- 1996 — Ярмарка « Арт-Москва », Центральный дом художника , Москва (в составе группы « Митьки »)
- 1996 — «Митьки», «Арт-Россия», Центральный дом художника , Москва
- 1993 — «Митьки», ретроспективная выставка к 10-летию движения, Русский музей , Санкт-Петербург
- 1990 — «Логика парадокса» (в составе группы « Митьки »), Дворец молодежи , Москва
- 1989 — «Митьки в Европе», Кёльн , Париж , Антверпен
Акции
- 2006 — «Укрощение огня, или Русский космизм» (совместно с Германом Виноградовым ), Калужская область , Никола-Ленивец .
- 2004 — Масленица в Никола-Ленивце (совместно с Германом Виноградовым , Александром Шабуровым и жителями деревни Никола-Ленивец ), Калужская область , Никола-Ленивец .
- 2004 — «Маяк на Угре-2» (совместно с Вячеславом Мизиным , Александром Пановым, Асей Силаевой, Константином Скотниковым, Александром Шабуровым , Калужская область , Никола-Ленивец .
- 1997 — «Митьки. Генеральный штаб» (в составе группы « Митьки »). Акция на Гоголевском бульваре , Москва
- 1997 — «Митьковская ёлочка», новогодний праздник на Манежной площади , Москва
- 1995—1996 — Выставка-акция «Как рисовать лошадь», Манеж Сокорос, Центральный дом художника , Москва
Местонахождение произведений
Лэнд-арт, паблик-арт и инсталляции скульптур из природных материалов
- Парк «Никола-Ленивец» , Калужская область — « Маяк на Угре », « Границы империи », « Жар-птица », « Вселенский разум ».
- Алтуфьевское шоссе , Москва — « Лихоборские ворота ».
- Парк «Чермянка» , Москва — арт-объект из лозы.
- Сквер 250-летия Перми («Сад камней»), Пермь — « Пермские ворота ».
- Люксембург — «Дробилка кварков» (фрагмент « Большого адронного коллайдера »). ,
- Отель Париж — « Охотничьи трофеи ». ,
Цитаты
Иван Крамской , художник, чьё перо было несколько точнее кисти, написал про великого русского пейзажиста Ивана Шишкина : «Шишкин — верстовой столб русского пейзажа ». Имелось в виду, что до Шишкина и после русский пейзаж — два разных вида искусства. До него пейзаж это приличная картинка над столом в кабинете. После — эпический образ России, предмет национальной гордости. Вспоминая эту цитату, скажу, что Николай Полисский — верстовой столб русского лэнд-арта . До него — это опыты художественных маргиналов. После — ландшафтные фестивали, собирающие многотысячные толпы людей. Это принципиальный сдвиг в структуре функционирования современного искусства в России. Поэтому — верстовой столб.
Награды и премии
- 2009]] — финалист премии Кандинского с проектом « Большой адронный коллайдер »
- 2010]] — первая премия выставки-конкурса «Ландшафтная архитектура. Взгляд из дома» в номинации «Арт-объект» с проектом « Спутник. Космическая археология » ( Москва , «Дом на Брестской»).
Библиография
Альбомы, каталоги
- Каталог российской экспозиции 11-й архитектурной биеннале в Венеции: В 4 т. Т. 4: Каталог персональной выставки Николая Полисского / Министерство культуры Российской Федерации; специальный выпуск журнала «Проект Классика»; под. ред. Григория Ревзина и Павла Хорошилова. — [Б. м.], 2008.
Интервью
- Боде Михаил . от 20 апреля 2015 на Wayback Machine // Русский журнал . — 2 октября 2001 года.
- Хопта Юлия . от 7 мая 2012 на Wayback Machine // Загородное обозрение. — 25 февраля 2007 года.
- Фролова Анастасия . от 3 мая 2009 на Wayback Machine // Новая Рига. — 2008]].
- Орлова Милена . от 14 декабря 2014 на Wayback Machine // Коммерсантъ . — № 82/В (4137). — 12 мая 2009 года.
- Хлебникова Вероника . // Газета . — 28 июля 2009 года.
- Орлова Ольга . // ЭКА.ru. — 24 августа 2009 года.
- Федотова Елена . от 5 марта 2016 на Wayback Machine // Артхроника . — 1 февраля 2010 года.
- Овчинникова Наталья . // . — 28 апреля 2010 года.
- // ARTandYou.ru. — 17 апреля 2011 года.
- Малкис Людмила . // Архилюди.ру. — 17 мая 2011 года.
- Овчинникова Наталья . (недоступная ссылка) // . — 12 октября 2011 года.
- Вяхорева Виктория . // Афиша . — 3 июля 2012 года.
Статьи
- Ромер Фёдор . (недоступная ссылка) // Еженедельный журнал . — № 032. — 19 августа]] 2002 года.
- Кулик Ирина . от 3 мая 2012 на Wayback Machine // Проект Классика. — X-MMIV. — 29 апреля 2004 года.
- Хопта Юлия . от 7 мая 2012 на Wayback Machine // Загородное обозрение. — 25 февраля 2007 года.
- Соколов-Митрич Дмитрий . от 26 апреля 2015 на Wayback Machine // Русский репортёр . — № 7 (37). — 28 февраля 2008 года.
- Индико Александр . (недоступная ссылка) // Норильский никель. — 2008]]. — № 2 (41). — Март — апрель .
- Сурков Владислав . от 3 августа 2015 на Wayback Machine // Артхроника . — 2008]]. — № 6.
- Гельман Марат . // Живой журнал . — 28 мая 2008 года.
- . // Живой журнал . — 30 мая 2008 года.
- Бавильский Дмитрий . от 8 июля 2012 на Wayback Machine // Взгляд.ру . — 3 июня 2008 года.
- Ашкеров Андрей . от 5 января 2012 на Wayback Machine // Русский журнал . — 7 июня 2008 года.
- Ревзин Григорий . от 7 марта 2012 на Wayback Machine // Каталог российской экспозиции 11-й архитектурной биеннале в Венеции: В 4 т. Т. 4: Каталог персональной выставки Николая Полисского / Министерство культуры Российской Федерации; специальный выпуск журнала «Проект Классика»; под. ред. Григория Ревзина и Павла Хорошилова. — [Б. м.], 2008. — С. 8—10.
- Кулик Ирина . Явление народа // Каталог российской экспозиции 11-й архитектурной биеннале в Венеции: В 4 т. Т. 4: Каталог персональной выставки Николая Полисского / Министерство культуры Российской Федерации; специальный выпуск журнала «Проект Классика»; под. ред. Григория Ревзина и Павла Хорошилова. — [Б. м.], 2008. — С. 12—14.
- Хроника Николая Полисского // Каталог российской экспозиции 11-й архитектурной биеннале в Венеции: В 4 т. Т. 4: Каталог персональной выставки Николая Полисского / Министерство культуры Российской Федерации; специальный выпуск журнала «Проект Классика»; под. ред. Григория Ревзина и Павла Хорошилова. — [Б. м.], 2008. — С. 142—144.
- Дмитриева И. // Технологии строительства. — 2009]]. — № 2 (64).
- Москвичёва Мария . от 5 марта 2016 на Wayback Machine // Московский комсомолец . — № 25080. — 17 июня 2009 года.
- Федоренко Мария . // Сноб . — 27 июля 2009 года.
- Малькова Наталья . // Русский пионер . — 12 мая 2010 года.
- Ромер Фёдор . // Культура . — № 45 (7757). — 2 — 8 декабря 2010 года.
- Мартынова Анастасия , Лапшов Олег , Сускин Алексей , Быков Николай . // ТВ Центр . — 23 февраля 2011 года.
- Курбатов А. А. от 14 июня 2015 на Wayback Machine // Территория и планирование. — 2011. — № 1 (31).
- Шакшина Екатерина . от 4 марта 2016 на Wayback Machine // Вечерний Екатеринбург . — 8 июля 2011 года.
- Корсаков Андрей . от 7 декабря 2011 на Wayback Machine // AdIndex.ru. — 1 августа 2011 года.
- Коробова Капитолина . от 14 июня 2015 на Wayback Machine // Весть. — № 399—402 (7214—7217). — 27 октября 2011 года.
- Курдюкова Дарья . (недоступная ссылка) // НГ Антракт. — 20 января]] 2012 года.
- Гогитидзе Ксения . от 9 июля 2012 на Wayback Machine // Русская служба Би-би-си . — 6 июля 2012 года.
Примечания
- (нидерл.)
- ↑ Хопта Юлия . от 7 мая 2012 на Wayback Machine // Загородное обозрение. — 25 февраля 2007 года.
- ↑ Соколов-Митрич Дмитрий . от 26 апреля 2015 на Wayback Machine // Русский репортёр . — № 7 (37). — 28 февраля 2008 года.
- ↑ Федотова Елена . от 5 марта 2016 на Wayback Machine // Артхроника . — 1 февраля 2010 года.
- ↑ Шакшина Екатерина . от 4 марта 2016 на Wayback Machine // Вечерний Екатеринбург . — 8 июля 2011 года.
- ↑ Кулик Ирина . от 3 мая 2012 на Wayback Machine // Проект Классика. — X-MMIV. — 29 апреля 2004 года.
- Индико Александр . (недоступная ссылка) // Норильский никель. — 2008]]. — № 2 (41). — Март—апрель.
- ↑ Боде Михаил . от 20 апреля 2015 на Wayback Machine : Интервью с Николаем Полисским // Русский журнал . — 2 октября 2001 года.
- Курбатов А. А. от 14 июня 2015 на Wayback Machine // Территория и планирование. — 2011. — № 1 (31).
- Санаайа Иванова. ЯСИА. Дата обращения: 7 мая 2019. 14 ноября 2018 года.
- Холошевский Сергей . от 1 мая 2012 на Wayback Machine // НТВ . — 31 мая 2009 года.
- Ревзин Григорий . от 7 марта 2012 на Wayback Machine // Каталог российской экспозиции 11-й архитектурной биеннале в Венеции: В 4 т. Т. 4: Каталог персональной выставки Николая Полисского / Министерство культуры Российской Федерации; специальный выпуск журнала «Проект Классика»; под. ред. Григория Ревзина и Павла Хорошилова. — [Б. м.], 2008. — С. 8—10.
- Кулик Ирина . 24 марта 2012 года. // Премия Кандинского . — 2009]].
- от 13 мая 2013 на Wayback Machine // Gardener.ru. — 2 ноября 2010 года.
Ссылки
- от 1 октября 2008 на Wayback Machine
- от 7 марта 2016 на Wayback Machine
- от 13 апреля 2012 на Wayback Machine
- от 5 мая 2008 на Wayback Machine
- (недоступная ссылка)
- 2020-12-31
- 1