Али ибн Абу Талиб
- 1 year ago
- 0
- 0
Абу-ль-Хаса́н Али́ ибн Абу́ Та́либ аль-Ха́шими аль-Кураши́ ( араб. أَبُو الحَسَنِ عَلِيُّ بنُ أَبِي طَالِبٍ الهَاشِمِيُّ القُرَشِيُّ [ʕaliː ibn ʔæbiː t̪ˤɑːlib] ; около 600 , Мекка , Хиджаз , Аравийский полуостров — 29 января 661 , Эль-Куфа , Праведный халифат ) — арабский государственный, политический и военный деятель. Четвёртый праведный халиф , правивший в 656—661 годах. Двоюродный брат, зять и сподвижник исламского пророка Мухаммеда . Шииты почитают Али как первого имама и как святого, особыми узами близости связанного с Мухаммедом, как праведника, воина и вождя. Сунниты рассматривают его как последнего из четырёх праведных халифов. По преданию, похоронен под Эль-Куфой , где впоследствии возникла шиитская святыня — город Эн-Наджаф . Согласно мусульманским источникам, единственный человек, который мог родиться в Каабе . Первый ребёнок и первый среди лиц мужского пола, принявший ислам . Во время своего правления получил титул амир аль-муминин («повелитель правоверных»).
Главным доказательством преемственных полномочий Али для шиитов является событие в Гадир Хумм ; 18 зу-ль-хиджа 10/16 марта 632 года, возвращаясь из прощального паломничества, Мухаммед остановился в этом местечке между Меккой и Мединой , чтобы объявить сопровождающим его паломникам следующее. Взяв Али за руку, он произнёс известную фразу «ман кунту мавлаху фа-Али мавлаху» («кому я господин, тому и Али также господин»), что, полагают шииты, сделало Али преемником Мухаммеда. Это событие — духовное назначение Али ибн Абу Талиба — отмечается как один из самых важных шиитских праздников.
Али был активным участником всех важных событий ранней истории ислама и всех битв , которые Мухаммеду пришлось вести с противниками своего вероучения. Али стал халифом после убийства взбунтовавшимися солдатами халифа Усмана . Различные события стали причиной гражданской войны с Муавией , а в конце гибелью халифа от рук убийцы- хариджита — Абдуррахмана ибн Мулджама .
В истории ислама Али является трагической фигурой . Ему приписывается большое количество изречений и писем, составивших сборник « Путь Красноречия » («Нахдж аль-балага», 11 в.), один из самых авторитетных источников шиитского вероучения. Среднеазиатская легенда утверждает, что у Али семь могил, ибо хоронившие его люди видели, как вместо одного верблюда с телом Али стало семь и все они пошли в разные стороны .
Его полное имя: Абуль-Хасан Али ибн Абу Талиб ибн Абд аль-Мутталиб ибн Хашим ибн аль-Кураши. Его также называли Абу Турабом , Асадуллах и Хайдаром . Мухаммед называл его Муртадой («заслужившим довольство», «избранным») и Маула («любимый») .
Согласно ранним исламским источникам, Али родился в Мекке в 13-й день месяца раджаб за 22 года до хиджры (599—600 годы) в семье главы клана Бану Хашим племени курайшитов Абу Талиба и Фатимы бинт Асад . Точное место его рождения является предметом обширной дискуссии в научном сообществе . Многие ранние исламские источники и более поздние как шиитские, так и суннитские историки пишут о том, что Али является единственным в истории человеком, который родился в священной Каабе . Среди известных сторонников — аль-Масуди , , Сибт ибн аль-Джаузи , Аббас Махмуд аль-Аккад и многие другие исламские историки различных эпох . Отец Али — Абу Талиб приходился родным братом Абдуллаху , отцу Мухаммеда . После смерти родителей, Мухаммед несколько лет воспитывался в семье дяди. В свою очередь, когда Абу Талиб разорился, а дела Мухаммеда вследствие женитьбы на Хадидже , напротив, пошли на лад, он взял себе на воспитание Али .
Когда Али исполнилось девять или десять лет, он принял ислам и стал первым ребёнком и представителем мужского пола, принявшим ислам. На протяжении всего мекканского периода его жизни Али не отлучался от Мухаммеда. Перед переселением Мухаммеда в Медину, мекканцы попытались убить его. Когда заговорщики вошли в его дом, то обнаружили там Али, который, рискуя своей жизнью, занял место Мухаммеда, уже направлявшегося в Медину, и отвлёк их внимание. Через некоторое время Али также отправился в Медину .
Первое сражение между мусульманами и курайшитами состоялось возле селения Бадр; Али был в нём знаменосцем. Бой начался с поединка между Утбой ибн Рабиа , его братом и сыном от мекканской стороны и Али, дядей Мухаммеда Хамзой и Убайдой ибн аль-Харисом от мусульманской. Али сразился с Валидом ибн Мугирой и убил его . После этого он и Хамза поспешил на помощь к получившему ранение аль-Харису и, зарубив его противника Шайбу, унесли аль-Хариса с поля боя . Битва при Бадре стала первой победой мусульман. За свой героизм при Битве у рва Али получил прозвище Асадулла « Лев Аллаха » . При разделе трофеев , захваченных в ходе сражения, Мухаммед взял себе меч Зульфикар , принадлежавший до этого мекканцу Мунаббиху ибн Хаджжаджу. После смерти Мухаммеда меч перешёл к Али , по другой версии Али получил Зульфикар от Мухаммеда в подарок .
В марте 625 года силы мусульман и курайшитов сошлись у горы Ухуд . Битва началась с поединка между Али и Талхой ибн Абу Талхой. Победителем в этом бою оказался Али, что послужило сигналом к атаке мусульман . В этом сражении Али получил 16 ран . Битва при Ухуде обернулась первым и единственным поражением мусульман.
Мухаммед, возвращаясь из своего последнего паломничества , остановился в местечке Гадир Хум , находящемся между Меккой и Мединой. Здесь он сделал заявление в адрес Али, которое было по-разному интерпретировано. Мухаммед заявил, что Али — его наследник и брат и те, кто приняли Мухаммеда как мавла , должны принять Али как его мавла . Шииты убеждены, что таким образом Мухаммед объявил Али своим преемником. Сунниты, наоборот, рассматривают это как выражение близости Мухаммеда к своему двоюродному брату, зятю и как пожелание, чтоб Али унаследовал его семейные обязанности после смерти .
Мухаммед скончался в 632 году в своём доме в Медине. Тотчас после его смерти в квартале бану са’ида собралась группа ансаров , чтоб решить вопрос о преемнике. К ним вскоре присоединились Умар , Абу Бакр , Абу Убайда и ещё несколько мухаджиров . Али и семья Мухаммеда в это время были заняты подготовкой его похорон . Большинство присутствующих склонялись к избранию вождя мединского племени хазраджитов Сада ибн Убаду , но ауситы колебались в таком выборе, да и часть хазраджитов полагала, что родственники Мухаммеда обладают бо́льшими правами на наследование его власти . При избрании нового главы общины только три сподвижника ( Абу Зарр аль-Гифари , аль-Микдад ибн аль-Асвад и перс Сальман аль-Фариси ) выступили сторонниками прав Али на власть, но их не стали слушать . Появление Абу Бакра и его спутников сразу изменило обстановку. Собрание в итоге присягнуло Абу Бакру и тот, приняв звание «заместителя посланника Аллаха» — халифа расули-л-лахи , или просто халифа , стал во главе мусульманской общины. Али не протестовал, но отошёл от общественной жизни и посвятил себя изучению и преподаванию Корана .
По кончине Абу Бакр назвал своим преемником Умара, а тот, умирая, назвал имена шести наиболее уважаемых ветеранов ислама (Али, Усман , Саад ибн Абу Ваккас , аз-Зубайр , Тальха и Абдуррахман ибн Ауф ) и велел им выбрать из своей среды нового халифа. Талха в это время отсутствовал в Медине, а Абдуррахман ибн Ауф отказался от претензий на власть и взял на себя инициативу организации переговоров. Таким образом претендентов осталось всего четверо: Али, Усман, Саад и аз-Зубайр. Участники совета «шести» собрались в одном из домов около мечети, после чего начались трёхдневные переговоры .
Несмотря на всё вышеперечисленное, новым халифом в итоге стал Усман ибн Аффан, принадлежащий к влиятельному роду Омейядов , который после его убийства начнёт войну против Али.
Спустя три дня после убийства Усмана новым халифом избрали Али. На следующий день после присяги он выступил с речью в мечети, сказав:
Когда был взят посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует, — то люди сделали его заместителем (халифом) Абу Бакра, потом Абу Бакр сделал своим заместителем Умара, который шёл по его пути. Потом он назначил совет из шестерых, и они решили это дело в пользу Усмана, который делал то, что было вам ненавистно, а что — вы знаете [сами]. Затем его осаждали и убили. А затем вы по своей воле пришли ко мне и просили меня. А я — такой же, как вы: мне полагается то же, что вам, и на мне лежат те же [обязанности], что на вас. Аллах открыл врата между вами и убийством, и наступили смуты, как наступает ночная тьма. И не справиться с этими делами никому, кроме терпеливых и прозорливых и понимающих ход дел. Я поставлю вас на путь Пророка вашего и исполнения того, что он повелел, если вы будете повиноваться мне и Аллаху… Воистину, Аллах с высоты своих небес и Трона видит, что мне не хотелось власти над общиной Мухаммада, пока ваше мнение не было единым, но когда ваше мнение стало единым, то я не мог оставить вас…
Приняв бразды правления, Али достаточно быстро установил порядок в Медине. Его власть признали в Египте , Ираке и Йемене . Однако наместник Сирии и родственник Усмана — Муавия отказался присягать новому халифу как человеку (как он считал), запятнавшему себя связью с убийцами халифа Усмана. Он выставил в Дамасской мечети окровавленную рубашку Усмана и обрубленные пальцы его жены Наилы . Отказался признать Али халифом также полководец Саад ибн Абу Ваккас .
Однако много противников Али было также и в Аравии. Большинство из них переехало из Медины в Мекку, где была жена Мухаммеда Аиша , недовольная тем, что Али не торопится с наказанием убийц халифа Усмана.
В августе 656 года, когда разрыв с Муавией сделался окончательным, Али стал готовиться к войне с ним. Но первыми выступили против него мекканцы, возглавляемые Тальхой, двоюродным братом аз-Зубайром и женой Мухаммеда Аишей. Они возмутили жителей Басры, где вскоре по их призыву были схвачены и перебиты многие участники убийства Усмана. Однако соседняя Куфа приняла сторону Али.
Вскоре халиф во главе 12-тысячного войска (в основном из жителей Куфы) подошёл к непокорной Басре. В декабре произошло сражение, закончившееся победой Али. На его стороне сражались многие известные ансары, среди которых Абу Айюб аль-Ансари , Аммар ибн Ясир , . Тальха был ранен стрелой в ногу и вскоре скончался от потери крови. Вероятно, после гибели Тальхи басрийцы дрогнули и начали отступать. Не сумевший их остановить, аз-Зубайр в одиночку бежал с поле боя, направившись к Вади ас-Сиба, где был убит одним бедуином. Решающая схватка завязалась вокруг верблюда, на котором восседала Аиша, отчего это сражение получило название « битва верблюда ». В конце концов воинам Али удалось прорваться к верблюду и перерезать ему поджилки, после чего животное вместе с Аишей рухнуло на землю . Басрийцы потерпели полное поражение. Таким образом власть Али упрочилась.
В январе 657 года Али перебрался в Куфу, сделавшуюся с этого времени его резиденцией. По мере того как ему присягали дальние провинции Халифата , его силы росли. Вскоре в распоряжении Али оказалась 50-тысячная армия. В апреле он выступил в поход в Сирию, возле Ракки переправился через Евфрат и встретился с Муавией близ селения Сиффин. При описании сиффинского сражения Ибн Джарир ат-Табари сообщает, что большую часть сторонников Али составляли мединцы и ансары. Согласно аль-Масуди на стороне Али в битве участвовали 87 человек, сражавшихся в прошлом при Бадре, среди которых было 17 мухаджиров и 70 ансаров .
Решающее сражение началось утром 19 июля 657 года и продолжалось девять дней с перерывами на ночь и для молитвы. На второй день сражения правое крыло войска халифа под командованием Малика аль-Аштара и центр под командованием самого Али разбили и потеснили войско Муавии . Ожесточённость сражения нарастала с каждым днём. В боях вместе с рядовыми с обеих сторон гибли также знатные люди. Сирийцы потеряли (сына халифа Умара), павшего в поединке с аль-Аштаром, и главу сирийских йеменитов Зуль-Кала; иракцы потеряли Аммара ибн Ясира, а в один из последних дней при попытке прорваться к шатру Муавии погиб Абдуллах ибн Будайл . Исход сражения складывался неудачно для мятежников, победа склонялась к Али. Положение спас Амр ибн аль-Ас , предложивший приколоть на копья свитки Корана. Бой сразу прекратился, Али обратился за советом к предводителям войска, но одни выступали за перемирие, другие — за продолжение сражения. После короткого раздумья Али произнёс: «Был я вчера повелевающим, а сегодня стал повелеваемым, был распоряжающимся, а стал распоряжаемым. Вы хотите остаться в живых, и я не могу вести вас к тому, что вам претит» . В Сиффинской битве Али потерял 25 тыс., а Муавия 45 тыс. человек .
Муавия сохранил свою армию, а в стане Али начался раскол: часть солдат (12 тысяч) возмутились его нерешительностью и покинули лагерь — их стали называть хариджитами .
Согласно шиитской историографии, задолго до смерти Али знал о том, что будет убит, поскольку Мухаммед сказал ему об этом, и он сам предчувствовал это. Ряд авторов ( Ибн Сад аль-Багдади ; аль-Балазури ; аль-Мубаррад ; аль-Масуди ; аль-Исфахани; Ибн Шахрашуб), исходя из многочисленных преданий, утверждают, что Мухаммед (или Али) полагали, что борода последнего будет окрашена кровью, текущей из его головы . Хариджиты, избегшие смерти у ан-Нахравана, приняли решение убить в одно назначенное время «виновников» раскола мусульманской общины — Али, Муавию и Амра ибн аль-Аса. Один из заговорщиков Абдуррахман ибн Мулджам ко всему прочему повстречал членов племени Тайм ар-Рибаб, в том числе женщину Катами бинт аш-Шиджну, потерявшую при Нахраване сразу отца и брата. Ибн Мулджам попросил её руки и сердца, и она согласилась при условии получения свадебного подарка, состоящего из 3 тыс. дирхамов, раба и убийства Али (девушка желала мести за гибель родных) .
В ночь на 22 января 661 года три заговорщика, в том числе Ибн Мулджам, остались в соборной мечети Куфы среди множества остававшихся там до утренней молитвы. На рассвете Али провозгласил призыв к молитве и вошёл внутрь мечети. Ибн Мулджам и один из сообщников бросились на халифа с криком: «Суд принадлежит Аллаху, а не тебе, Али, и не твоим людям с мечами!» Сообщник промахнулся, в то время как Ибн Мулджам нанёс Али смертельное ранение отравленным кинжалом. Сообщникам удалось бежать, а Ибн Мулджама схватили и подвели к халифу. Али сказал: «Душу за душу, если умру, то убейте, а если останусь, то сам разберусь с ним » . Что касается Муавии и аль-Аса, то им удалось избежать смерти. Муавия получил легкое ранение в ногу, а вместо Амра был убит его приближенный Хариджа ибн Хузафа, которого хариджитский убийца принял за него.
Али позвал к себе сыновей Хасана и Хусейна и дал им последнее наставление: быть стойкими в благочестии и смирении, и добрыми к своему младшему брату, сыну его жены, имя которой Ханафия. После этого он составил завещание и продолжал повторять шахаду и имя Аллаха до последней минуты. В последние минуты жизни, собрав вокруг себя своих близких, Али давал наставления и оставил завещание для мусульман. Вечером 23 января, в ночь на 24-е рамадана халиф Али ибн Абу Талиб скончался.
Али похоронили близ Куфы. Место его захоронения держалось в секрете, но в правление аббасидского халифа Харуна ар-Рашида его могила была выявлена в нескольких милях от Куфы и вскоре было построено святилище, вокруг которого вырос город Эн-Наджаф .
Враги называли Али « Абу Тураб » («Отцом праха», или правильнее «пыльный», «обсыпанный пылью») . Происхождение этого прозвища связано с одним мусульманским преданием, согласно которому Али, чем-то сильно опечаленный, сидел в пыли. Это увидел Мухаммед, который проходил мимо. Любя давать своим друзьями шутливые прозвища, он будто бы воскликнул «Вставай, о Абутураб!» . Сторонники Омейядов называли шиитов презрительно абутураби «последователи обсыпанного пылью» . Согласно одной версии, имя дано Мухаммедом и имеет позитивное толкование . Сообщается, что перед смертью в 664 году Амр ибн аль-Ас признал свои грехи и сожалел о том, что несправедливо обошёлся с халифом Али . Пришедший к власти Муавия основал династию Омейядов , которая находилась у власти в халифате почти 90 лет. В течение последующих лет после убийства Али преемники Муавии проклинали память Али в мечетях и на торжественных собраниях, а последователи Али отплачивали тем же трём первым халифам, как узурпаторам, и Муавии . Есть известия, что омейядский халиф Умар II , правивший в 717—720 годах, запретил проклинать Али во время пятничного богослужения в мечетях, но Бартольд замечает, что сведения о проклинании Али имеются и после смерти Умара II, и заключает:
Если при последних Омейядах государи уже отказались от этих проклятий, не соответствовавших больше общему настроению, то вполне возможно, что в отдалённых провинциях прежний обычай продолжал соблюдаться. Такие народные произведения, как роман об Абу Муслиме, исходят из предположения, что память «Абу-Тураба» продолжали проклинать в мечетях вплоть до падения династии Омейядов, хотя в то время не все уже помнили, что Абу Тураб и Али — одно и то же лицо .
В истории ислама Али является трагической фигурой . Кроме Мухаммеда, нет никого в истории ислама, о котором столько написано в исламской литературе, как об Али . Источники соглашаются, что Али был глубоко религиозным человеком, преданным делу ислама и идеи верховенства правосудия в соответствии с Кораном и сунной. Они изобилуют сообщениями о его аскетизме , неукоснительном соблюдении религиозных догм и отрыве от мирских благ. Некоторые авторы отмечают, что ему не хватало политического мастерства и гибкости .
Али почитаем как у шиитов, так и у суннитов. Основатель шиитской династии Сефевидов шах Исмаил I Хатаи принял титул саги-дари Али (страж, или, буквально, «собака дверей Али») . На серебряной монете, чеканенной в правление шаха Исмаила I в Тебризе в 1510—1511 годах, Али восхвалялся:
Призови Али, проявителя чудес,
Ты найдёшь его себе опорой в печали.
Вся забота и горе исчезнут
С твоим покровительством, о Али, о Али, о Али!
В 624 году после битвы при Бадре Мухаммед выдал за Али свою дочь Фатиму. К ней сватались многие известные люди, которым она отказала. При сватовстве Али она молчанием согласилась выйти замуж за него. [ источник не указан 801 день ] Согласно преданию, их брак был заключён сперва на небесах, где Аллах был попечителем ( вали ), Джибриль — хатибом, ангелы — свидетелями, а махром являлись половина земли, ад и рай . В браке у них родились пятеро детей: сыновья Хасан, Хусейн и Мухсин (скончался в младенчестве), а также дочери Умму-Кульсум и Зайнаб .
Свою дочь Зайнаб Али выдал замуж за своего племянника Абдуллаха ибн Джафара .
Хасан и Хусейн почитаются в шиитском исламе как второй и третий имамы соответственно. Хусейн погиб в бою против армии халифа Язида . Остальные девять шиитских имамов являются прямыми потомками Али от его сына Хусейна.
Праправнук Али от Хасана — Идрис I основал город в Фес (ныне Марокко ), став родоначальником династии Идрисидов , правившей на западе Северной Африки до X века.
Потомками Мухаммада от его дочери Фатимы и Али считали себя династия Фатимидов , правившая в Египте (см. Фатимидский халифат ).
Утвердившаяся в XVI веке в Иране династия Сефевидов стала приписывать себе сеидское происхождение. Согласно передаваемой генеалогии, основатель династии Сефи ад-Дин происходил в 21 поколении от седьмого имама шиитов-двунадесятников Мусы аль-Казима , и приходившимся потомком Али и Фатимы в пятом колене. В октябре 1979 года во время визита президента Ирака Саддама Хусейна в Эн-Наджаф было объявлено, что он приходится прямым потомком Али, являясь дальним родственником имама Хусейна .
<ref>
; для сносок
Britannica
не указан текст
<ref>
; для сносок
Dictionary
не указан текст