Interested Article - Индоиранцы

Индоиранцы , индо-иранские народы , арии — народы, разговаривающие на индо-иранских языках ( индо-арийских , нуристанских и иранских ) индоевропейской языковой семьи .

Исторически для индоиранцев использовался термин «арии», по самоназванию в ряде языков. В настоящее время используются оба термина — «индоиранцы» и «арии» .

Происхождение

Археологические культуры, связанные с миграциями индоиранских народов. Андроновская культура выделена красным цветом, маргианская — оранжевым, язская — зеленоватым, гандхарская (Swat) — малиновым, культура кладбища H — фиолетовым, культура охряной расписной керамики (Copper Hoard) — тёмно-синим, культура серой расписной керамики выделена светло-голубым цветом.

Изучение древних индоиранских языков и архаичных индоиранских культур ( авестийской и ведийской ) свидетельствуют, что древние индоиранцы изначально были единым народом. При этом разделение двух основных индоиранских ветвей ( индоарийской и иранской ) датируется началом II тыс. до н. э. Таким образом, существование праиндоиранцев как предков всех индоарийских и иранских народов, с одной стороны и одной из ветвей, выделившейся из праиндоевропейской общности — с другой, можно определить в хронологических рамках III—II тысячелетий до н. э.

Определение индоиранской прародины, под которой обычно понимают область распада индоиранской общности на первичные ветви, предполагает соотнесение первых сведений об исторических индоиранцах с данными лингвистики и археологии . Отсутствие прямых свидетельств существования праиндоиранцев в тех или иных регионах и неоднозначность косвенных вынуждает исследователей строить противоречивые теории доисторических миграций индоиранцев и их этногенеза.

Общая картина появления индоиранцев на историческом горизонте: Митанни (~1600 г. до н. э.), Гандхара - Пенджаб (~1700-1500 гг. до н. э.), мидийцы и древние персы (~900 г. до н. э.), скифы и киммерийцы (~600 г. до н. э.), — указывает на среднеазиатский регион как исходный для индоиранских миграций . С ранними индоиранцами и их миграциями обычно связывают Андроновскую культуру , Бактриано-Маргианский археологический комплекс (БМАК) и Язскую культуру . Обширная Андроновская культура соотносится с преимущественно скотоводческими традициями индоиранцев, с коневодством и колесницами. Тем не менее, проследить влияние степной культуры, затрагивающее оседлую культуру юга Средней Азии (БМАК), в Индии и Западном Иране не удаётся, в сроки, соотносимые с индоиранскими миграциями в эти регионы, здесь наблюдается, наоборот, влияние БМАКа. Для разрешения этого противоречия предлагается модель Kulturkugel ( нем . «культурная пуля»). Предполагается проникновение протоиндоиранских племён с севера из ареала Андроновской культуры на территорию БМАКа, где покорённое ими доиндоиранское население было ассимилировано и в дальнейшем начало экспансию на юго-восток в Индию и юго-запад — в Митанни (индоарии и митаннийские арии). Вторая волна экспансии связана с распространением иранцев в Западный Иран, Северное Причерноморье и др.

Сохранявшиеся в южносреднеазиатском регионе иранские языки демонстрируют отсутствие специфического субстрата, в отличие от иранских языков Западного Ирана и индоарийских языков Индии. Вычленяемый во всех индоиранских языках общий субстрат предположительно соотносится именно с доарийской культурой БМАКа. Кроме того, наблюдается перенос некоторых географических названий из южносреднеазиатского региона в Индию (ср. авест. Harōiuua-, др. перс. Haraiva- «Арея» ~ др. инд. Saráyu-; авест. Haraxᵛaitī-, др. перс. Harauvati- «Арахозия» ~ др.инд. Sárasvatī-.

Язык

Языки старейшей из самхит Ригведы и древнейшей части Авесты Гат — древнейших из зафиксированных представителей соответственно индоарийской и иранской ветвей (2-я пол. II тыс. до н. э.) — демонстрируют значительную близость не только на уровне фонологии, морфологии и лексики, но и на уровне устойчивой поэтической фразеологии. Ср. например, ведийск. uttānáhastanámasā ( РВ 6.16.46) и авест. nəmaŋhāustānazasta- ( Y . 28.1) «с руками, протянутыми в поклонении» или hrdāˊ mánasā ( РВ 1.61.2) и авест. zərədāčā manaŋhāčā ( Y . 31.12) «сердцем и умом». Данная близость указывает на существование единого арийского праязыка и общих для предков ариев поэтических традиций. При этом время разделения индийской и иранской ветви можно определить как начало II тыс. до н. э. (2000—1800 гг. до н. э.) .

Не имеющие памятников древнейшей эпохи дардские языки традиционно рассматривались как особая подветвь индоарийских , однако современные исследования показывают, что выделение предка дардских происходило в эпоху, соотносимую с разделением праиндоарийским и праиранского, дардские по некоторым параметрам занимают промежуточное положением между индоарийскими и иранскими. Поэтому дардские языки скорее следует рассматривать как отдельную ветвь индоиранских .

С точки зрения относительной хронологии выделение предка нуристанских языков следует отнести к бо́льшей древности, чем распад собственно индоиранских языков (индоарийского, дардского и иранского) . Таким образом выделение архаичных нуристанских языков может считаться наиболее ранней филиацией праарийского языка.

Культура и религия

Материальная и духовная культура древних ариев (индоиранцев) восстанавливается на основании свидетельств древнейших литературных памятников индоариев ( Веды ) и иранцев, таджиков ( Авеста ), а также исторических свидетельств о древних индоиранских народах, археологических данных, данных поздних эпических сказаний ( Махабхарата , Рамаяна , Шах-наме ) и этнографических исследованиях современных архаичных индоиранских народов.

Духовная культура

Праиндоиранская религия реконструируется на основе сохранившихся данных ведийской религии ( индоарии ) и зороастризма ( иранские народы ), основными источниками для её реконструкции являются Ригведа и Авеста . Соответствие индийских Адитьев (веды) семи иранским верховным духам Амешаспентам (Амшаспандам), например главы Адитьев, Варуна иранскому Ахурамазду ; спутника Варуны — Митры ( др.-инд. Mitra- , авест. Miθra- ) — иранскому солнечному богу Мифре; отвлеченные имена амешаспентов, олицетворяющих нравственно-религиозные понятия, представляют до некоторой степени параллель отвлеченным именам индийских Адитьев (Митра — дружественный, друг, Арьяман из Адитьев — лучший друг) — все эти признаки указывают на общий древний пласт индоарийских верований. В осетинском эпосе «Нарты» также сохранились сюжеты и образы, имеющие прямые соответствия в древней литературе Индии и Ирана. Шведский учёный С. Викандер доказал, что общие черты индийского эпоса Махабхарата и персидского Шахнаме восходят к единому индоиранскому эпическому наследию. . В конце XIX века существовала неподтверждённая гипотеза, что индоиранские представления о семи верховных богах сложились под влиянием вавилоно-ассирийского культа семи верховных божеств: солнца, луны и пяти планет .

Ведийское название богов дэва ( др.-инд. deva- ) и иранское название сверхъестественных существ дивы авест. daēuua- ) происходит от индоевропейского корня * di̯u- «блистать», «сиять» . Другим божественным эпитетом было асура * asura- др.-инд. asura- в ведизме и ахура авест. ahura- «господин», «владыка» в иранской религии . В ведийским гимнах ко многим богам применяется как эпитет «дэва» так и «асура» . В исторических индоиранских религиозных системах наблюдается размежевание разных богов по этим двум группам, при этом одна из этих групп (асуры в индийской и дэвы, соответственно, в иранской ветвях индоиранской мифологии) постепенно демонизируется .

В ведийской религии известен близнечный миф о прародителе людей Вивасванте (брате Варуны и боге солнца, жившем некоторое время на земле как простой смертный) и его детях — близнецах Яма и Има (или Ями) ( др.-инд. Yama- , авест. Yima- , смотри Яма и Джамшид ). Этот вариант, имеющий и иранскую параллель, считают одним из древнейших в Ведах, он и отражает, видимо, индоиранский вариант близнечного мифа. Яма был первым умершим на земле, соответственно он первым открыл дверь загробного мира и стал богом смерти и теней усопших .

К древним индоиранским представлениям во многом восходит осетинская религиозная и эпическая традиция о пути души в загробный мир, на котором она преодолевает многие препятствия и о царстве мертвых. Подобные мифы видимо нашли отражение в изображениях схватки людей с грифами на скифских саркофагах .

В религии индоиранцев периода индоиранского единства и в ближайшую за ним эпоху очевидно имелись элементы шаманизма , причём ряд особенностей шаманских верований совпадает с таковыми у народов Сибири. Преданием эпохи индоиранской общности является миф о птице Гаруда (Саена, Симург) .

Сохранившимися до нашего времени религиями, возникшими в том числе на индоиранской почве, являются индуизм , джайнизм , буддизм , религия калашей и кафиров Гиндукуша и зороастризм .

См. также

Примечания

  1. / А.А.Вигасин // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов . — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  2. Оранский И. М. Иранские языки. М., 1963, стр. 33-37
  3. . Дата обращения: 26 июня 2015. 17 августа 2010 года.
  4. Mallory, J.P. (1989), In Search of the Indo-Europeans: Language, Archaeology, and Myth, London: Thames & Hudson
  5. Коган, А. И. Дардские языки: Генетическая характеристика. М.: Восточная литература РАН, 2005.
  6. Эдельман Д. И. Нуристанские языки / Дардские и нуристанские языки. Серия «Языки мира». М., стр. 99
  7. В. Г. Эрман и Э. Н. Темкин Мифы древней Индии Москва. Главная редакция восточной литературы издательства «Наука». 1975.
  8. Бонгард-Левин Г. М. , Грантовский Э. А. 6 января 2012 года. М. : Мысль, 1974. — 206 с.
  9. H. Oldenberg, «Die Religion des Veda» (Берлин, 1894, стр. 185 и сл.); Hillebrandt, «Varuna und Mitra»; его же, «Vedische Mythologie» (I, 53 5)
  10. (англ.) ; (англ.) . Oxford Introduction to Proto-Indo-European and the Proto-Indo-European World (англ.) : journal. — London: Oxford University Press, 2006.
  11. Herrenschmidt, Clarisse; Kellens, Jean (1993), "*Daiva", Encyclopaedia Iranica , vol. 6, Costa Mesa: Mazda, pp. 599—602
  12. Ригведа. перевод Т. Я. Елизаренковой
  13. Jaan Puhvel Analecta Indoeuropaea , Innsbrucker Beitrage zur Sprachwissenschaft, Innsbruck, ISBN 3851245636 , 1981.

Ссылки

  • Бонгард-Левин Г. М. , Грантовский Э. А. М. : Мысль, 1974. — 206 с.
  • Семененко А.А. О возможности размещения первичного очага носителей индоевропейских языков в пограничье Ирана, Афганистана, Средней Азии и Индостана // Труды Маргианской археологической экспедиции. Том 7. Исследования Гонур-депе 2014-2015 гг. / Ред. Н.А. Дубова (отв. ред.), Е.В. Антонова, Р.Г. Мурадов, Р.М. Сатаев, А.А. Тишкин. — Москва: Старый сад, 2018. — С. 202–220.
Источник —

Same as Индоиранцы