Interested Article - Шалопуты
- 2020-07-16
- 1
Шалопу́ты (также шелапуты ) — сектантское течение, возникшее в Российской империи в Тамбове в конце 60-х годов XIX в. под влиянием идей мистицизма и распространённое, в основном, на юге и юго-востоке России. Течение вышло из секты хлыстов (по другой версии из молокан ).
Название
Владимир Бонч-Бруевич в письме в наркомат внутренних дел товарищу Бородиной пишет: «Это название украинское: шалый путь. Это чисто миссионерское название, которым названо громадное количество сектантов, принадлежащих к различным толкам, с целью оскорбить и унизить этих людей и показать, что вот, мол, Православная Церковь стоит на правильном, а эти люди на неправильном пути.» Это слово не употреблялось самими членами секты — сами себя они называли «духовными христианами» или «братьями духовной жизни».
История
Примерным временем начального появления секты считается 1875 год . Основателем секты является Порфирий Касатонов, крестьянин Борисоглебского уезда Тамбовской губернии, который объявил себя «живым богом». После смерти Касатонова в 1886 году во главе секты становится ейский мещанин Р. П. Лихачёв, также носивший титул «живого бога».
Упоминание о шелапутах есть у П.И. Мельникова (Андрея Печерского) в его « Письмах о расколе », впервые опубликованных в 1862 г.
Основные отличия от традиционного христианства
Шалопуты не признавали Троицы , а именно бытия Бога, как ипостаси и как лица.
В основе вероучения секты — идея братства всех людей. Шалопуты предпринимали многочисленные попытки объединения средств производства, общежития, создания коллективных крестьянских хозяйств. Священным признавался только физический труд, в первую очередь труд землепашца.
Шалопуты не признавали церковные таинства , отказывались от крещения , считая, что водное крещение омывает только лишь тело, а не душу, а покаяние и причащение в их обычных формах не достигают цели.
Отвергали священство. Отвергали Второе пришествие , Страшный суд и воскресение мёртвых . Не признавая буквальное понимание Евангелия , упоминаемые в нём события объясняли иносказательно, а всё остальное его содержание толковали лишь в духовном смысле.
Шалопуты отвергали также церковный брак, заменив его «браком по духу», то есть по взаимной склонности. Внебрачные половые связи считались естественными и не преследовались, однако поощрялось бытовое целомудрие.
Бог, по их образу мыслей, наполняет собой всё сущее на Земле, а также может вселяться в некоторых людей как для постоянного, так и для временного пребывания. Постоянного пребывания могут удостоиться лишь избранные, и то при соблюдении условия строгого исполнения заповедей, даваемых им руководством секты, а также строжайшего исполнения сорокадневного поста.
Трактовка Ветхого Завета
Историю Всемирного потопа шалопуты объясняют как историю о том, что людские пороки затопили Землю, а ковчег есть истинная церковь, в которой нашли спасение истинно верующие. Рай и ад существуют лишь только в сердце человека.
Трактовка Нового Завета
Самым первым переселением божественной сути в человеческую плоть было, по их мнению, вселение Бога в Моисея . Вселение продолжается и в настоящее время. Следующим, после Моисея, вселением божества было вселение в Иисуса Навина , а затем, переселяясь то в одну, то в другую плоть, божество вошло в Иисуса Христа, который был, по учению сектантов, до этого абсолютно простым человеком. Дева Мария научила его благочестивой жизни и умению правильно веровать в Бога. Именно это и значит, что Мария «родила» Иисуса Христа при «непорочном зачатии», поскольку зачатия, как такового, по мнению шалопутов, вовсе не было.
После данного обучения Иисус постился сорок дней («распял свою плоть»), и уже после этого в его тело вселилось божество и Иисус воскрес, (то есть не в прямом смысле, а в духовном — стал праведником). Иисус Христос набрал учеников и составил для них заповеди.
Через некоторое время Мария и Иисус Христос умерли, плоть их истлела, и божество перешло в учеников Иисуса Христа, а после их смерти вселилось в их последователей. Некоторое время был значительный промежуток, когда божество оставило наш мир и не вселялось в плоть. Тогда оставшиеся верные последователи собрались вместе, приняли на себя усиленный пост, по окончании которого взошли на гору и усиленной молитвой умилостивили и упросили божество снова сойти на землю. Так божество вселилось в начальников шалопутской секты.
Конец света
По мнению шалопутов, будет всего двадцать четыре переселения божества, что, по их мнению, указано в IV гл., 4 ст. Апокалипсиса . При последнем старце последует конец света, который представлялся им в прекращении зла и начале господстве добра, которое уже будет царствовать вечно.
Особенности
К особенностям секты шалопутов относится наименование «богородицами» не только женщин, но и мужчин, поскольку, по их мнению, и последние «рождают словом», то есть научением правильной веры в бога, других людей. Точно так же «христом» может быть не только мужчина, но и женщина, ибо божество может вселяться равно как в мужчин, так и в женщин.
Нравственные принципы шалопутов выражались в следующих правилах:
- не есть мясного;
- не употреблять алкоголь;
- жить в чистоте (удалении от супружеского соития);
- не произносить скверных слов;
- слушать старшего брата общины;
- жить в любви и единодушии со всеми верующими;
- повиноваться мирской власти по правде;
- собираться на молитву в установленное время.
Молитвенные собрания шалопутов существовали в двух видах: одни совершались после обеда каждый воскресный день, другие устраивались в ночное время.
Воскресные собрания состояли из чтения избранных мест Нового Завета, а также из чтения апокрифических повестей. Чтение сопровождалось разъяснением и пением.
Ночные молитвенные собрания (или « радения »), имели название « скинии Божией», а также «апостольской, пророческой литургии » и « тайной вечери » и почитались шалопутами как самое богоугодное действие. Помимо чтений и пения, на ночных собраниях проводились исповеди перед старшими и радения, которые состояли в том, что во время пения некоторые из сектантов выходили на середину комнаты для собраний и, впадая в экстаз , «пророчествовали».
Распространение
Течение шалопутов было распространено, кроме Тамбовской губернии , где оно появилось впервые, также в некоторых станицах Кубанской области и в области Войска Донского, а кроме того и в Ставропольской , Полтавской , Екатеринославской , Харьковской , Воронежской , Херсонской , Таврической , Курской губерниях. Некоторые группы шалопутов были в Петербургской и других губерниях. Примерно в конце XIX века шалопутское течение попало под сильное влияние штундизма , молоканства и толстовства .
В настоящее время
Сведений о существовании секты шалопутов в настоящее время нет.
См. также
Примечания
-
Конь Роман Михайлович
от 23 декабря 2011 на
Wayback Machine
Молоканство разделилось по меньшей мере на 9 течений. Наиболее известные среди них следующие: …5. Шалопутские молокане…
- В. Д. Бонч-Бруевич от 8 августа 2014 на Wayback Machine Из переписки В. Д. Бонч-Бруевича
Литература
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- Шелапуты // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
Ссылки
- // Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова
- С. В. Булгаков // Справочник по ересям, сектам и расколам
- Т. Ф. Ефремова // Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный
- (из настольной книги для священно-церковно-служителей) // www.klikovo.ru
- Булгаков С. В. (недоступная ссылка с 11-05-2013 [3941 день]) // Русский гуманитарный интернет-университет.
- 2020-07-16
- 1