Войны Древнего Египта
- 1 year ago
- 0
- 0
Мифоло́гия Дре́внего Еги́пта — собрание мифов Древнего Египта , которые описывают действия древнеегипетских богов в качестве средства познания мира. Верования, которые выражают эти мифы, являются важной частью древнеегипетской религии . Мифы часто описываются в ранних египетских текстах и искусстве , в рассказах и религиозных материалах, таких как гимны , заупокойные тексты , а также в оформлении храмов . Эти источники редко содержат полное изложение мифа и часто описывают только краткие фрагменты.
Вдохновлённые природными циклами, египтяне воспринимали события своего времени в качестве циклических закономерностей, тогда как самые ранние периоды мифического времени носили линейный характер. Мифы формировались в самые ранние времена, они же объясняли циклы настоящей для древних египтян эпохи. По древнеегипетским представлениям, события их жизни повторяли сюжеты из мифов и тем самым обновляли Маат , богиню, что символизировала фундаментальный порядок вселенной. Среди наиболее важных эпизодов мифического прошлого — мифы о сотворении мира , в которых боги создают вселенную из некоего изначального хаоса ; рассказы о царствовании бога солнца Ра на земле; , касающийся борьбы богов Осириса , Исиды и Гора против разрушительного бога Сета . Сюжеты этих мифов включают конфликт между сторонниками Маат и силами хаоса, важную роль фараона в поддержании Маат и цикла смертей и возрождений богов .
Путь развития мифологии Древнего Египта трудно проследить. Египтологи пытаются создать обоснованные на письменных источниках (которые появились гораздо позже) гипотезы о становлении и развитии египетской мифологии [ уточнить ссылку ] . Вполне очевидно прослеживается влияние сил природы на мифологию древних египтян. Каждый день восходит солнце , принося тепло и свет на землю, тем самым обеспечивая жизнедеятельность человека. Каждый год разливается Нил , восстанавливая плодородие почвы и способствуя ведению высокопродуктивного земледелия , обеспечивая устойчивый рост и развитие Египетской цивилизации. Таким образом, египтяне заметили, что воды Нила ( Нун ) и солнце ( Ра ), являющиеся символами жизни, обладают определённым во времени рядом природных циклов. Эта хрупкая периодичность находилась под постоянной угрозой срыва: необычайно низкие разливы Нила приводили к голоду, а наводнения уничтожали посевы и жилища древних египтян [ уточнить ссылку ] . Наряду с этим, гостеприимная долина Нила была окружена суровой пустыней , населённой враждебными народами, с которыми египтяне периодически воевали и считали их нецивилизованными . В свою очередь, египтяне считали, что их земля является изолированным местом стабильности Маат , находящимся в окружении и под постоянной угрозой хаоса Исфет . Принцип Маат включает в себя как правильность и закономерность развития вселенной, так и сплочённость общества, и что особенно важно, ответственность царя и простого смертного за свои поступки. Маат символизировала собой великий божественный порядок и закон, дарованный вселенной Богом-творцом во время сотворения мира, согласно которому сменяют друг друга времена года, движутся в небесах звёзды и планеты, существуют и взаимодействуют боги и люди. Маат воплощала в себе принцип локальной гармонии, воссоединяя локальный и вселенский миропорядок, небо и землю, провозглашая новое торжество порядка во вселенной над первозданным океаном Нуна . Именно эта идея обновления проявляется в египетской религиозной мысли [ уточнить ссылку ] .
Древнеегипетская мифология, со всем присущим ей разнообразием богов, являлась результатом слияния независимых племенных культов.
Египетские боги отличаются необычным, порой весьма причудливым видом. Это связано с тем, что религия Египта складывалась из множества локальных верований. Со временем некоторые боги приобрели аспекты, а некоторые сливались друг с другом, например, Амон и Ра образовали единого бога Амона-Ра. Всего египетская мифология насчитывает около 700 богов, хотя большинство из них почитались лишь в определённых местностях.
Большинство богов представляют собой гибрид человека с животным , хотя у некоторых об их природе напоминают только украшения, как скорпион на голове богини Селкет . Несколько богов представлены абстракциями: Амон , Атон , Нун , , Кук , , Хех , , Тенему .
В египетской мифологии не существовало единых представлений о сотворении мира . Главные религиозные центры Древнего Египта — Иуну ( Гелиополь ), Гермополь (Хемену) и Мемфис — выработали различные варианты космогонии и теогонии.
Жрецы Гелиополя, центра культа Солнца , ставили в центр мироздания солнечного бога Ра и считали его отцом всех прочих богов. Он и восемь его потомков образовывали так называемую эннеаду Гелиополя . По гелиопольской легенде, Атум появился из изначальных вод, и по его воле из них же начал расти священный камень Бен-нь Бенбен . Стоя на его вершине, Атум породил Шу , бога воздуха, и Тефнут , богиню влаги. Эта пара родила своих детей - бога земли Геба и богиню неба Нут . Эти первые поколения богов представляют в эннеаде основу творения. Геб и Нут произвели на свет Осириса , Исиду , Сета и Нефтиду , олицетворяющих соответственно плодородную пойму Нила и бесплодную пустыню.
Противоположная версия существовала в городе Гермополисе , где считали, что мир произошёл от восьмерых древних божеств, так называемой огдоады . Эта восьмёрка состояла из четырёх пар богов и богинь, символизирующих элементы творения. Нун и Наунет соответствуют изначальным водам, Ху и Хаухет — бесконечности пространства, Кук и Каукет — вечной тьме. Четвёртая пара неоднократно менялась, но, начиная с Нового царства , она состоит из Амона и Амаунет , олицетворяющих невидимость и воздух. По гермопольской версии, эти божества были матерями и отцами бога солнца, принесшего в мир свет и дальнейшее творение.
Ещё одна версия творения появилась в Мемфисе и ставила в центр мифа о сотворении Птаха , бога-покровителя ремесел, строителей и самого города. Мемфисская теология во многом перекликается с гелиопольской, однако учит, что Птах предшествовал богу солнца, и последний был создан его языком и сердцем. Это первая известная теология , основанная на принципе логоса , то есть созидании словом и волей.
Смотри также:
Исида тайно родила от Осириса сына Гора на плавучем острове Хеммис ( егип. Akh-bity «папирусовые заросли фараона Нижнего Египта ») в Нижнем Египте . Согласно грекам, это место лежит неподалёку от Буто , хотя для египтян расположение его не считалось важным и понималось как некое священное уединение . Чтобы уберечь сына от гнева Сета, Исида положила младенца в корзину или сундук и пустила по водам Нила . Божественная няня Рененутет заботилась о нём, пока он не открыл себя миру, «надев свой пояс в густых зарослях» (то есть возмужал) .
Побуждаемый духом Осириса, Гор решил стать «мстителем за своего отца» . Он идёт, «обутый в белые сандалии», на поединок с Сетом, требуя перед судом богов осуждения обидчика и возвращения наследства Осириса ему.
У него нашлись союзники. Исида выступала на стороне сына в его противостоянии с Сетом за трон, но также из добрых сестринских чувств иногда приходила на выручку брату Сету. Однажды Исида освободила пленника Гора, и тот так разгневался, что отрубил матери голову. Тоту удалось предотвратить её смерть, но остальные боги отвернулись от Гора.
Особенно дорого война стоила людям, потому что именно они были в армиях, которые Гор и Сет направили друг против друга. Гор напал на Нубию , в которой правил Сет, и одержал практически полную победу над его войском. Тогда Сет сам вступил в бой. Его битва с Гором не принесла никому победы, однако Нубия отошла к Гору.
В ходе ожесточённой схватки Сет вырвал левый глаз Гора, а Гор отсёк Сету гениталии. Исида исцелила сына; иногда также спасителем считают Тота. Лунный глаз Гора ( Уаджет - егип. wɟt ) стал символом исцеления и защиты от опасности и со времён Древнего Царства использовался как амулет. В наши дни глаз Гора изображается по обе стороны носа судов, курсирующих по Нилу.
Ра , видевший, что мир пустеет, потому что никто не хотел прекращать борьбу, созвал остальных богов на совет, чтобы решить, кто должен стать фараоном всего мира. Однако боги разделились во мнениях, и в конце концов воззвали к богине мудрости Маат . Она указала на Гора, однако Сет не собирался так просто сдаваться и возобновил войну. Тогда вмешался Осирис и заставил богов принять совет Маат.
После длительной тяжбы, продолжавшейся 80 лет (по одному из вариантов мифа), Гор признаётся правомочным (по-египетски — «правогласным») наследником Осириса и получает царство; Тот записывает решение суда богов. Мир разделён: Гору досталась чёрная земля Египта, Сету — красная земля пустыни.
Победив Сета, Гор воскрешает отца, дав ему проглотить своё око , но тот не желает оставаться на земле и становится повелителем мёртвых в Дуате . Земной трон занимает Гор .
Мифологическая история Осириса и Сета прослеживается в сюжете древнеегипетского литературного произведения « Повесть о двух братьях » (около 1200—1194 года до н. э.) и сказке « Правда и Кривда » (около 1292—1191 года до н. э.) .
Было время, когда боги жили на земле среди людей, а Ра был фараоном и в царстве богов, и в загробном мире. Но со временем он стал дряхлым и слабым, и не одни боги решили воспользоваться этим. Люди тоже заметили слабость Ра и объединились против него. Но Ра знал о заговоре против него и созвал богов на совет, чтобы обсудить, как подавить восстание. Собрание проходило тайно, чтобы люди не узнали, что их замысел раскрыт. Решение было единогласным, по совету бога Нуна : его сын Ра должен оставаться на троне и послать к людям свой глаз в форме богини Сехмет , чтобы покарать их.
Для этой цели была выбрана Хатхор , и после превращения в злобную львицу Сехмет она отправилась к людям, чтобы начать кровопролитную бойню.
Ра увидел бесчинства Сехмет и решил спасти людей от окончательной гибели. Он даёт приказ некоему мельнику в Гелиополе размолоть ячмень для пива . Подкрашенное охрой (или красным гематитом ) пиво, похожее на кровь , ночью разлили по земле. Утром пришла кровожадная богиня, стала пить это пиво и опьянела. Люди были спасены, и с тех пор богине приносили в жертву пиво .
Настолько всё это огорчило Ра, что он решил уйти из мира. Он забрался на спину Нут , превратившейся в корову, и она унесла его в небо. Другие боги схватились за её живот, и превратились на пути к небу в звёзды. С тех пор небо с землёй разделены, как и боги с людьми. Этот миф известен из « Книги Небесной Коровы », впервые записанной полностью в эпоху Нового царства ; одна такая книга найдена в гробнице Сети I ( KV17 ).
Похожая история «Календарь о счастливых и несчастливых днях» с участием Хатхор , Сехмет, Уаджит и Ра встречается на Каирском папирусе 86637 и касается затмения переменной звезды Алголь .