Таинство
- 1 year ago
- 0
- 0
Та́инство ( др.-греч. μυστήριον — тайна, лат. sacramentum — присяга, обязательство) — священнодействие , в котором, согласно учению исторических церквей , христианам сообщается под видимым образом невидимая благодать Бога .
Учение о таинствах основано на вере в то, что искупление верующих, начало которому было положено искупительной жертвой Иисуса Христа , продолжается в Церкви .
В отличие от церковных обрядов ( освящение воды, панихида и др.), сложившихся исторически, христианские таинства считаются установленными Иисусом Христом и призваны изменить не внешнюю, а внутреннюю жизнь человека (см. Обожение ) .
В тексте Нового Завета термин μυστήριον исходно обозначает всякую глубокую, сокровенную мысль, вещь или действие ( 1Кор. , 1Тим. ) и не применяется в отношении священнодействия.
По мнению некоторых исследователей, корни христианских таинств восходят к дохристианским мистериям . Эта точка зрения критикуется христианскими богословами, по мнению которых внешняя форма некоторых языческих мистерий была заимствована в первых веках н. э. из распространившихся христианских обрядов и таинств .
В IV веке Амвросий Медиоланский пишет трактат "О таинствах", где указывает, что таинство является очистительным обрядом, где видимый элемент после освящения ( consecratio ) скрывает невидимый. При этом он допускает, что таинства были и в ветхозаветном иудаизме .
Учение о шести таинствах записано на рубеже V и VI веков, безымянным автором, подписавшимся именем Дионисия , так называемый Псевдо-Дионисий Ареопагит . Учение изложено в корпусе «Ареопагитики», в трактате «О церковной иерархии» где перечислены следующие священнодействия ( др.-греч. ἱερουργία ):
Псевдо-Дионисий Ареопагит является первым ранним христианским писателем, который указывал число таинств — шесть, до него у ранних христианских авторов число таинств не было определено.
Преподобный Феодор Студит в IX веке говорит о шести таинствах :
При этом понятия μυστήριον и ἱερουργία в патристике могут употребляться как синонимично, так и с первыми попытками выделить «таинства в узком смысле» в особую группу по тем или иным критериям [ источник не указан 2431 день ] .
Широко известен следующий список из семи таинств ( Фома Аквинский , Сумма теологии . III, 65, 1) . В русском православии учение о семи таинствах вводит Тихон Задонский в XVIII веке :
«Византийская Церковь, — пишет отец Иоанн Мейендорф , — формально никогда не признала какого-то конкретного перечня; многие авторы принимают стандартный ряд из семи таинств — крещение, миропомазание, Евхаристия, священство, брак, покаяние и елеосвящение, — тогда как иные предлагают более пространные перечни. Но есть и третьи — они настаивают на исключительном и выдающемся значении крещения и Евхаристии, основного христианского посвящения в новую жизнь». И только к началу XVII века схема «семи таинств» становится в Восточной церкви общепринятой .
Некоторые православные богословы (например, Алексей Осипов ) и патрологи считают, что в контексте святоотеческого предания серьёзных причин для догматизации схемы «семи таинств» нет. По их мнению, строгая фиксация числа таинств, как и разделение церковных священнодействий на таинства и обряды, в творениях Святых Отцов не встречается. Кроме того, они полагают, что если в древних и византийских источниках в исключительных случаях и говорится о том или ином числе таинственных священнодействий, то лишь в значении «самых важных» среди множества прочих, без попыток абсолютизации какого-либо определённого перечня .
В католической церкви учение только о семи таинствах было определено соборно, как догмат, сначала на Втором Лионском соборе в 1274 году (XIV Вселенский), а затем на Флорентийском соборе в 1439 году (XVII Вселенский). Окончательное доктринальное закрепление это учение получило уже в период Контрреформации , на Тридентском соборе (XIX Вселенский), который провозгласил: «Если кто-либо говорит, что таинства Нового Завета не установлены Господом нашим Иисусом Христом; или что их больше или меньше семи… или же что какое-либо из них по истине и строго говоря не есть таинство, да будет отлучён от сообщества верных ». Ингресс (поставление) епископа таинством не является.
Большинством протестантов признаются только два таинства — крещение и причастие , так как только они непосредственно установлены самим Иисусом Христом . Этот минимальный список, однако, может быть расширен согласно различным вероучительным документам тех или иных деноминаций [ нет в источнике ] [ нет в источнике ] .
Апология Аугсбургского исповедания , арт. XIII, относит к таинствам также исповедь и рукоположение, — покаяние, однако в дальнейшем конфессиональном развитии лютеранства и англиканства под влиянием реформатского богословия и полемики с Римом безусловное признание таинствами оставлено только за крещением и евхаристией .
В Ассирийской церкви Востока признаётся семь таинств: крещение , евхаристия , священство , миропомазание , покаяние (без исповеди ), святая закваска ( малка ) и крестное знамение . Таинства крещения и евхаристии считаются основными. Таинство святой закваски связано с верой в то, что кусочек хлеба , розданного на последней вечере Иисуса Христа , был привезён апостолом Фаддеем на Восток, и его частицы постоянно используются при приготовлении причастия. При каждом новом замешивании теста для приготовления просфор добавляют крупицы старого освящённого хлеба .
В Польской национальной католической церкви крещение и миропомазание объединены в одно таинство, и введено новое — чтение и слушание Евангелия. Таким образом, количество остаётся равным семи .
В « Истинной церкви Иисуса » омовение ног считается таинством, основанным на Ин. . Члены церкви верят, что подобно двум прочим таинствам — крещению и евхаристии — омовение ног даёт спасительную благодать принимающему — в данном случае, иметь часть с Христом ( Ин. ).
В « Сообществе Христа » признаётся восемь : крещение, конфирмация, благословение детей, евхаристия, брак, елеосвящение, священство, .
В Церкви Иисуса Христа Святых последних дней термин «таинство» употребляется только по отношению к евхаристии. Кроме того, существуют священные обряды ( англ. ordinance ): крещение, конфирмация, ординация в священство Аарона и Мельхиседека, и .
(или opus operato ) — принцип, которым Римская церковь объясняет действие благодати через совершаемые таинства вне зависимости от личных достоинств тайносовершителя, однако в зависимости от его интенции (намерения). При этом в католическом и православном богословии считается, что действие дара благодати зависит от состояния принимающего этот дар; при «недостойном участии» соединение со Христом не происходит, возможно и «причастие в осуждение» ( 1Кор. , см. тж. преп. Симеон Новый Богослов , слово 33 и 41). Примером такого осуждения является причастие Иуды Искариота: «И после сего куска вошел в него сатана» ( Ин. ). По мнению некоторых православных богословов православное понимание преложения Святых даров в Евхаристии не тождественно католическому пресуществлению .
В протестантизме считается, что таинства действуют не объективно, а субъективно — «силой веры». Поэтому человек должен участвовать в них сознательно . [ нет в источнике ] В лютеранском , реформатском и пресвитерианском , методистском и ряде других вероучений таинства определяются как ( лат. Media gratiae ), в которых Слово Божье соединяется с физическим элементом (водой, хлебом и вином) и вместе передаются верующему (поэтому в некоторых протестантских традициях понятие «средства благодати» делится на Слово и Таинства в узком смысле ). При этом концепция пресуществления в Евхаристии протестантами, как правило, не разделяется, а между лютеранской и реформатской трактовкой такого соединения существуют значительные богословские различия, исторически ставшие одной из основных причин разделения этих традиций.
Согласно руководителю отдела богословия и катехизации РС ЕХБ М. В. Иванову, обряды и церемонии евангельских христиан-баптистов «трудно назвать таинствами» , в то время как М. Я. Жидков в реферате, зачитанном на 41-м съезде ЕХБ, называет Вечерю Господню «таинством воспоминания» , а президент С. В. Санников настаивает на богословской легитимности этого термина, «символическое» же истолкование, также присутствующее в среде ЕХБ, называет следствием духоборско-молоканского бэкграунда в её традиции. По мнению баптистского богослова К. А. Прохорова, под влиянием православия «символические истолкования „церковных установлений“», отражённые в современном официальном вероисповедании ЕХБ, «негласно подчиняются идее таинства, что делает общую картину экклезиологических взглядов отечественных баптистов более глубокой и нетривиальной» . Такое сосуществование разных точек зрения на природу таинств характерно также для англиканства , объединённых церквей (лютеранско-реформатских) и некоторых других протестантских деноминаций.
Понятие об «автоматическом» действии таинств, которые «сами по себе передают благодать и могут даже обеспечить личное спасение » , иногда обозначаемое термином «сакраментализм» (в широком смысле, без негативной коннотации, этот термин употребляется для обозначения самого учения о таинствах ), может присутствовать в « народном благочестии », но не подтверждается официальными вероучениями основных христианских конфессий, которые подчёркивают, что само по себе механическое участие в таинствах без личной веры и сознательного («достойного») участия не только не приносит плодов, но может вести к осуждению . В связи с этим чинопоследования таинств, как правило, включают напутствия участникам о необходимости достойного участия и молитвы о том, чтобы оно послужило им не в осуждение, а во благо.
Из всех таинств наибольшей критике подверглось покаяние. Протестантские теологи осуждали его на том основании, что исповедь, по их мнению, подразумевает зависимость верующего от священника и церковной иерархии. Данная концепция, уже в аспекте формирующейся психологической зависимости, была развита в психологии, в частности, в психоанализе .